Тренинг креативного мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг креативного мышления



Тренинг креативного мышления

Класс

 

Модуль 1

Психологическая инерция и фантазирование,
основанное на ассоциациях

Занятие 1. Фантазировать – это классно!

 

Основная идея занятия: фантазировать можно научиться.

Беседа «В мире фантазий»

•Урок начинается с краткого содержания из рассказа «Денискины рассказы»  «Хитрый способ» В. Драгунский

 

Мама Дениски возмущается тем, что ей постоянно приходится за всеми мыть посуду и поэтому предлагает папе и Дениске придумать какой-нибудь способ, чтобы избавить ее от мытья посуды. папа жалеет, что инженеры еще не изобрели в то время посудомоечной машины и Дениска пытается сделать ее самостоятельно из бритвы и электрополотера, но у него ничего не получается. Тогда он вспоминает слово конвейер.

Когда приходит время обеда, мальчик рассказывает о своем способе родителям. Он заключается в том, чтобы есть по очереди из одной тарелки.

Мама не согласна на такой способ, потому что находит его не гигиеничным, а папа считает слишком хитрым. Поэтому папа предлагает более простой способ - самим пойти и вымыть посуду. А Дениска переживает, что сам не додумался до столь простого способа.

•Учитель предлагает детям ответить на вопрос: «А вы могли бы выдумать что-то подобное»?(если что-то выдумать трудно, можно предложить что-то конкретное)

 

Беседа о фантазировании

Как вы думаете зачем Дениска придумал такой способ? Многие люди любят читать и смотреть о том, чего не бывает: дети – сказки, взрослые – фантастику. Как вы думаете, почему?

Назовите известные вам сказки.

Как узнать, где сказка, а где рассказ – «не-сказка»?

Возможные варианты ответов: в сказках животные и предметы разговаривают; в сказках есть волшебство и волшебники, сказочные герои…

•Чтобы наглядно продемонстрировать отличие сказки от «не-сказки», учитель рассказывает несколько сказок, убрав из них волшебство. Детям предлагается узнать, какую «сказку» рассказывает учитель, и ответить на вопрос: «Осталась ли сказка?»

Например:

– Закинул старик невод в море, поймал рыбку и сделал уху

– Бабка с дедкой замесили тесто и испекли пирожков           

– Во время урагана девочка перенеслась вместе с домиком в другой город, потом за ней приехали родители и забрали домой…

Затем задание «наоборот»: попробовать из рассказа сделать сказку, добавив в него волшебство (можно выполнять задание по группам). Желательно, чтобы исходный сюжет давал учитель.

Например:

– Ребята играли в снежки и один из них…

– Девочка играла с собакой и вдруг…

– Пошла мама в магазин. Купила хлеб, масло, сметану и  не вернулась домой…

– Наступило лето, дети пошли купаться и тут…

•Возможны самые разнообразные варианты продолжения: введение сказочных героев (навстречу ему Кощей…), оживление (а телевизор говорит: «Надоело, что вы на меня всё время смотрите, я стесняюсь…»), изменение привычной обстановки, обычной последовательности действий и др.

•Учитель спрашивает ребят чье продолжение сказки им понравилось больше

•После обсуждения предложенных вариантов делаются выводы: легко ли придумать сказку, хотят ли дети этому научиться.

Занятие 1. (второй урок)

Самостоятельная работа

1) Детям дается описание предмета (большое, красное,вкусное) и они должны нарисовать то, что представили по этому описанию

2) Кем вы видите себя в будущем?

3) Нарисуй фантастическое животное.

 

•Выполненные работы не анализируются, учитель сохраняет их до конца учебного года.

 

5. Формулирование домашнего задания

Изобразить на рисунке как будет выглядеть для вас город мечты?

Подведение итогов занятия

Можно обратить внимание детей на то, что для того, чтобы сделать свою жизнь лучше, люди придумывают и пишут различные рассказы, изобретают что-то новое, делают свою жизнь разнообразней и интереснее

 

Занятие 2. Урок творчества. Игра в ассоциации

 

Занятие 2. (второй урок)

 

 

Визуализация

Какие бы предметы ты выбрал для урока творчества? Зачеркни те из них, которые не подходят.

 

•Нарисуй свои предметы для урока творчества

 


Придумайте символы для урока

Математика          Русский язык    Литература
         География           Биология      Физкультура

 

5. Домашнее задание

•Нарисовать рисунки-загадки в виде силуэта, чтобы в дальнейшем представить рисунок перед классом для отгадывания

 

 

 

Подведение итогов занятия

 

Поблагодарить детей за их работу, раздать им небольшие листочки, где они по 5 бальной шкале оценят понравилось ли им занятие

 

Игра «Отгадай-ка»

Раздаточный материал: мешок со словами

• Ученик выходит к доске, вытягивает бумажку и должен описать загаданное словами, при этом не называя этот предмет и не описывая его однокоренными словами

По выбору учителя можно поиграть в более сложную игру «Ассоциации». Правила аналогичны предыдущей игре, но загадывается не предмет, а кто-нибудь из учеников класса. Ученик выходит к доске и 3 словами описывает этого человека. Остальные в классе должны отгадать о ком идет речь.

 

Занятие 3. (второй урок)

 

 

4. Ситуация «Разные, но похожие». А вот и первая схема, позволяющая составлять загадки. Например, загадаем яблоко. Изучи таблицу.

 

 

Яблоко

Что загадали?

На что похоже? В чём отличие?
Мячик Прыгает
Яйцо Бьётся
Бисер Мелкий

 

 •А теперь составим загадку по схеме: как …, но не…

Вот такая загадка у нас получилась про яблоко:

Как мячик, но не прыгает, как яйцо, но не бьётся, как бисер, но не мелкий. Что это?

Выбор объекта, подбор аналогий и отличий осуществляют сами дети, В конце работы учитель обращает внимание на то, что, пользуясь таблицей, можно придумать множество различных загадок. Чтобы они были интересные, надо подбирать оригинальные, необычные сравнения.

 

5. Домашнее задание

• Учитель раздает каждому ученику по «кляксе» и он должен опираясь на свое ассоциативное мышление дорисовать рисунок, чтобы получился какой-то предмет, животное или что-то еще.

Подведение итогов занятия

•Учитель благодарит учеников за работу, за их активность на уроке. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы, которые написаны предварительно учителем на доске

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

 

Занятие 5. Метафоры

 

Придумывание метафор

– Про лампочку можно придумать загадку, например: «Как груша, но не растет…», про пылесос: «Хобот есть, а мышей не боится…» Сочинять загадки мы уже научились, а сегодня мы научимся придумывать метафоры – интересные, красочные, необычные сравнения. Например, лампочка что делает? – светит. Светит как что? – как солнце. А где это солнце находиться? – дома. И вместо обычного слова «лампочка» можно сказать красивую метафору «домашнее солнце». Или пылесос – он засасывает воздух и выдувает его, похоже на ветер, только этот ветер в комнате – вот и можно сказать не «пылесос», а «комнатный ветер»…

Занятие 5. (второй урок)

 

Ситуация «Карманные грабли»

 

•В загадке про подсолнух можно встретить строчку: «Как солнышко, но не греет», которая определит метафору для подсолнуха – «огородное солнышко». А звёзды можно сравнить с небесными фонариками. Составь новые метафоры для расчёски, придерживаясь следующих шагов.

 

 

Шаг 1. Что? Расчёска
Шаг 2. Что делает? Причёсывает
Шаг 3. Какой объект делает то же самое? Грабли (причёсывают траву)
Шаг 4. Где находится сам объект? Карман
Шаг 4 + шаг 3 Карманные грабли

 

Получается, что расчёска – это «карманные грабли».

•Составь метафору для чайника.

 

5. Домашнее задание

•Придумать метафоры, связанные со школой на основе той таблицы, по которой мы делали задание в классе

 

Подведение итогов урока

•Обсудить с детьми, для чего  нам нужны в жизни метафоры. Спросить изучали ли они на уроке русского языка метафоры, если да, то провести опрос, что нового они могут еще рассказать об этом.

Как итог урока можно прочитать стихотворение о сравнениях Андрея Усачева «На что похожа Земля?»


Глаза, как озера,

И даже - моря...

Бывает, что слёзы щекою

Оттуда сбегают рекою.

А гордый мой нос - он подобен хребту,

И тянется горною цепью ко рту.

А эти чудесные уши -

Как часть неизвестная суши!

Все части лица моего не пусты:

Его поднесешь к микроскопу -

И Азии где-то заметишь черты,

А где-то увидишь Европу!

Кругла, как земля, голова у меня,

И так же она хорошеет,

И так же меняется день ото дня,

И вертится.

Только на шее...

Ну, в общем, всем ясно,

Что наша планета

Сходство имеет

С портретом поэта.

И чтобы как следует знать географию,

Вам следует знать МОЮ ФОТОГРАФИЮ!

Проверка памяти

– Сейчас я прочитаю пары слов, слушайте их внимательно и запоминайте; записывать ничего нельзя. Затем я буду называть первое слово из пары, а вам надо будет хором назвать второе. Начали!

•Примеры пар слов: бумага- ключ, кисточки – песня, карандаш - папа, боль- ребенок, собака- банан, яблоко-косточка, голос- банан, принтер-женщина.

Учитель при проверке на доске записывает количество правильных ответов. Потом задание повторяется с другим набором слов, количество правильных ответов также записывается.

•Примеры пар слов второй группы: бумага- принтер, кисточки- краски, карандаш- ластик, боль- таблетка, собака- косточка, яблоко- банан, женщина – ребенок, мама- папа, голос- песня, дверь- ключ

Затем обсуждается, почему во второй раз слова запомнились лучше, чем вначале. Учитель может «помочь» детям ответить на вопрос, предположив, что во второй раз было легче, потому что они уже потренировались. На самом деле слова в парах первой группы никак не связаны друг с другом, что затрудняет их запоминание. Для усиления впечатления и в первом, и во втором случае использованы одни и те же слова, по-разному организованные в пары. В конце делается вывод, что слова запоминаются лучше, если они связаны по смыслу между собой (в том числе они могут иметь и противоположный смысл).

 

3. Игра на внимание «Пол – потолок» (физкульт - минутка)

По команде «Пол!» нужно хлопнуть в ладоши, по команде «Потолок!» – по коленям. Учитель чередует команды в произвольном порядке и темпе, игра может проходить на выбывание.

 

Занятие 6. (второй урок)

 

Подведение итогов урока

•Учитель подводит итоги урока и обращает внимание на то, чему дети научились за урок, спрашивает их, что они узнали нового и что больше им всего понравилось, запомнилось.

 

Занятие 7. Игра в да-нетки

1. Проверяем домашнее задание

Учитель проверяет домашнее задание. Сначала спрашивает тех, кто проявил желание нарисовать мультфильм по домашней работе. Если же таких не оказалось, то спрашивают по желанию, а далее в выборочном порядке. В конце проверки домашнего задания учеников хвалят за оригинальность и успешное выполнение домашней работы.

 

2. Игра «Отгадай-ка»

Учитель задумывает животное и предлагает детям с помощью вопросов отгадать его. Перед началом игры он подчеркивает, что животных очень много, и если пытаться просто угадать название - будет долго и неинтересно. По этой причине лучше задавать вопросы, указывающие на различные признаки(Летает? Домашнее? Рога есть? Хищник? и т.д.)

Чтобы дети задавали только "сильные" вопросы, сужающие круг поиска,учитель ограничивает их количество (например,не больше 15 вопросов).

Игру можно повторить два раза, при этом животные должны принадлежать к разным видам (например, черепаха, олень, комар, акула и др.).

Примеры задач «да-неток».

1. Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит её порезать, но не поперёк, а вдоль. Продавщица спрашивает: «Вы что, полицейский?» – «Да». Как она догадалась? (Он был в форме полицейского.)

2. Мужчина собрался ехать на работу на автомобиле, но обнаружил, что одна из шин спущена. Ничего не предпринимая, он сел в машину и проехал 20 километров до работы, а затем обратно до дома, без малейших затруднений. Как?(Шина была спущена на запасном колесе, которое лежало в багажнике)

3. На березе росло 10 яблок, 4 яблока упало, сколько яблок осталось на дереве(на березе не растут яблоки)

4.У родителей было 5 дочерей. Первая играла на гитаре, вторая играла на скрипке, третья рисовала, четвертая играла в шахматы, что делала пятая дочь?(играла с 4 дочерью в шахматы)

5. Человек выпрыгнул из самолета без парашюта. Но остался жив.(самолет стоял на земле)

      6. Состоялся баскетбольный матч между двумя школами, который закончился со счётом 32:28. При этом ни один из баскетболистов не забросил ни одного мяча. Как такое может быть? (Играли женские команды, и все мячи были забиты баскетболистками.)

7. Лётчик сообщает по радио диспетчеру: «В баках нет ни капли горючего!» Диспетчер отвечает: «Мы постараемся помочь вам!» Аварии удалось избежать. Как это объяснить? (Самолёт ещё не взлетел.)

8. Мальчик рассказывает: «Вчера был ужасный дождь, а мой отец не взял с собой ни зонта, ни плаща, ни шляпы. Когда он появился в дверях, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не промок». Как такое может быть? (Отец был лысым.)

9. Лев гулял по дорожкам парка. Вдруг он заметил маленькую девочку, но она его не испугалась. Почему? (Лев – это имя человека).

  10. В зоомагазине продавец уговаривал покупателя: «Эта редкая птица повторяет каждое слово, которое только услышит!» Через некоторое время разгневанный покупатель вернул попугая, так как он не произнёс ни слова. Тем не менее продавец не врал. Как такое может быть? (Попугай был глухой.)

 

Домашнее задание

Придумать 2-3 загадки- данетки или же загадку с подвохом.

 

Итоги занятия

Учитель познакомил ребят с такими загадками как данетки. Теперь они поняли как их нужно решать, что к ним нужен весьма не логический подход и теперь они могут задавать эти данетки друзьям, знакомым,родственникам.

Занятие 8. (второй урок)

 

Итоги занятия

В конце занятия учитель хвалит учеников, говорит, что в каждом из них живет маленький художник. Также учитель подмечает тот факт, что все они наделены огромной фантазией и это им потом очень пригодиться в жизни.

Занятие 9. Игры со словами

Игра «Снежный ком»

Цель игры – запоминать с лова в определенном порядке.
Слова подбираются на определенную тему, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры – названия животных. Дети встают круг и по часовой стрелке начинается игра. Первый ученик называет какое-то животное, второй должен повторить животное предыдущего и сказать свое, третий человек называет животных предыдущих 2 людей и свое и т.д. Это игра вырабатывает процесс запоминания.

Игра “Птица – не птица”

Учитель читаете вслух стишки. Задача ребенка – внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее НЕ птицу, подать сигнал – пусть топает или хлопает в ладоши.

Образцы стишков:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…

***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны

***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи

***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи

***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы,
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни, воробьи…

***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы..

***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!

 

Занятие 9. (второй урок)

 

Игра «Слова из слова»

• Слова из Слова - одна из лучших головоломок со словами. Правила игры просты и многим знакомы с детства. Вам дается некоторое слово, необходимо составить все возможные комбинации из имеющихся букв. За составленные слова вам начисляются баллы.

5. Игра “Найди слово”

Цель – тренировки распределения избирательного внимания.
Среди буквенного текста вставлены слова. Ученик должен найти и подчеркнуть эти слова.

1 вариант:

- б солнце итранв стол рюджымет окно ггщшщат машина
- прстыю роза евнцид жара мылрквт сумка лдчев рыба й
-впгоркаретадыллощдомпрогомнлошадьернего
-лгоришгоралдоипгчайенаувгшждиакулахычаэ

- агмидлддятеллпдмжьподругаоригвпчеладлиьо

2 вариант:

- грнослоыукгжзработацщдотьсвкволкентапхг

-члботророботгкорбпомидорцыыйфзонтыжта

-ваегтарсиницавсеаблеванжукпгрракетаавылфодш

-зщлбщжызубосгнафеяропаребенокукенгамл

-дзщшавыстрелокинектаргивисакшляпарнувл

 

6.Домашнее задание

По примеру задания "Слова из Слова". Слово, которое дается для выполнения задания – ЭКСПЕРИМЕНТ

Итоги занятия

Благодаря проведенному уроку дети вспомнили много слов, развили память и мышление, также помимо этого узнали много новых игр со ловами, в которые они могут играть в последующем с друзьями, весело и занимательно проводить свободное время.

Задание 10. Придумывание сказок

Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

1.Проверяем домашнее задание

Учительница просит класс говорить по порядку слова, которое они составили из предложенного слова (эксперимент) и при это ученики не должны повторяться.

Беседа «Структура сказки»

-Как вы ребята все знаете, в сказках есть как положительные, так и отрицательные герои. Давайте подумаем, а нужны ли отрицательные герои вообще? И если да, то почему?
-...
-Итак, вы считаете, что отрицательные герои нужны, потому что без них мы бы не увидели геройств положительных. И что без них, сказка была бы скучной и неинтересной, верно?
-...
-И так, значит как мы и говорили, в сказке есть герои и злодеи
Но также в сказках есть волшебство, волшебные места и предметы. Давайте вспомним какие-нибудь волшебные предметы и что они могли совершать?
-...
-Также сказочные герои могут превращаться. А вы помните таких героев? Давайте я начну- в сказке "Карлик Нос" мальчика превратили в карлика с большим носом
-...
-Как мы все знаем, действия в сказках происходят не в реальном мире, а в каких-нибудь волшебных странах или даже мирах. А какие волшебные страны вы знаете?
-...
-А еще у героев и злодеев есть какая-то цель или быть может желание. Например, у Буратино была цель найти ключик. А какие цели были у других героев, приведите пример героя и его цель.
-...
-Таким образом, характерными признаками сказок являются:
1)герои;
 2) злодеи;
 3) цель, к которой стремится герой, а злодей мешает герою достичь ее; 4)волшебные предметы;
 5) волшебство,которое совершают эти предметы;
 6)превращения героев;
 7)волшебные места.
-А вы согласны с этим?
Учитель делает небольшой перерыв, после чего дети продолжают работать.

Занятие 10. (второй урок)

 

4. Работа в группах «Ваши варианты»

Учитель делит класс на 3 группы (по рядам), чтобы было примерно одинаковое количество человек. Все группы получают круги разного диаметра, которые поделены на 8 секторов.

Учитель рассказывает ученикам признаки сказки, а они должны придумать, вспомнить какими вариантами может быть представлен тот или иной признак.

Признаки, присущие сказкам:

1.Герои

 

2.Злодеи

3.Цель

4.Волшебные предметы

5.Волшебство, превращение

6.Место действия

•Группы записывают свои варианты по окружности

 

 

 

У учителя есть круг – подставка с острием на подобие иглы, гвоздя, кнопки по середине

1.Буратино
2. Кощей Бессмертный
3. Спасти
4.Волшебная палочка
5. В бабочку
6. Лес

 

Круги надеваются на острие большого круга – подставки от наибольшего к наименьшему диаметру теперь они могут свободно прокручиваться в разные стороны. Учитель произвольно вращает круги и останавливает на любом месте. Так с помощью круга создаются различные комбинации из основных характеристик сказки. Далее по этим данным каждая группа должна сочинить небольшую сказку по тем характеристикам, на которые указала стрелка

 

5. Домашнее задание

•Учитель рассказывает о том, как писать сказки. И как их писать от своего лица.

Домашним заданием будет следующее: вы должны придумать сказку от своего лица размером с тетрадный лист.

Прежде всего, вы должны выбрать, кем вы будете в вашей сказке: автором, злодеем или героем?

Дальше выберете где происходит действие?

И конечно же сказка всегда имеет смысл, нужно будет придумать мораль вашей сказки!

 Итоги занятия

•Поблагодарить детей за их активность и спросить их мнение о занятии.

Игра «Аукцион»

Ученики выходят к доске и встают в полукруг вокруг учителя, который им будет показывать картинки с изображением тех или иных предметов. В свою очередь дети должны по порядку называть признаки предмета, который изображен на картинке(признаки не должны повторяться). Если человек не смог назвать признак, то он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

 

Игра «Цепочка»

Учитель бросает каждому игроку мяч и называет предмет(существительное). Ученик должен поймать мяч и придумать признак(прилагательное) к этому предмету. Дальше учитель придумывает другой предмет и бросает мяч следующему человек. Таким образом, происходит взаимодействие со всем классом.

Например: сахар – белый, игрушка – мягкая, дом – деревянный.

Занятие 11. (второй урок)

Сочинение загадок

А вы знали, что с помощью признаков предмета можно легко сочинять загадки? Знаете ли вы такой предмет, про который нет ни одной загадки? Давайте придумаем!

•На доске заранее начерчена таблица с последовательностью сочинения загадки

Какой? Что такое же?
   

 

1.Выбрать объект (бабочка)

2.Заполнить левую часть таблицы: «Какой?» (Какая бабочка?- красивая, маленькая)

3. Заполнить правую часть таблицы «Что такое же?(красивым может быть закат, маленьким может быть жук)

4.Вставить слова – связки «…но не…»

5. Готово. Прочитайте полученную загадку(Например, красивая, но не закат, маленькая, но не жук)

• При заполнении таблицы лучше называть характерные признаки предмета, так будет проще отгадать загадку и ребятам будет понятнее.

 Так с помощью такой таблицы можно придумать множество загадок.

 

5. Упражнение «А если бы…»
• Учитель предлагает детям пофантазировать и включить свое воображение. Что было бы, если предметы и живые существа обладали совершенно другими признаками? Что бы в них поменялось? Как складывалась бы жизнь людей?
•После небольшого размышления о том как бы все изменилось, если бы предмет обладал совершенно другими признаками, учитель начинает спрашивать детей. Например, что было бы, если люди стали деревянными, чем бы они питались, чем занимались? Что было бы, если яблоко стало резиновым, если бы его люди, играли бы с ним дети точно также, как играют в мяч и т.д.
•Данное упражнение можно повторять несколько раз, называя разные предметы и признаки, а дети должны будут отвечать, фантазируя что было бы тогда.

6. Домашнее задание

Так как основной темой урока были признаки предмета, то учитель задает детям соответствующее задание. Детям предлагается загадать какой-либо предмет и описать его признаки, используя для этого такую часть ручи как прилагательное. Чем больше будет признаков предмета, тем быстрее можно будет понять, какой предмет загадал ученик.

 

Итоги занятия

Подведение итогов занятия можно провести в виде обсуждения, беседы. Учитель спрашивает понравился ли детям урок, благодарит за их работу на уроке, внимательность и активность. Можно спросить учеников какими признаками хотели бы они обладать. Это могут как действительные признаки(быть умным, ответственным), так и фантастические (быть невидимым)

 

Игра «Что делает предмет?»

Дети выходят к доске и встают в полукруг. Учитель поочередно кидает каждому мяч и называет предмет. Задача учащихся назвать признак этого предмета, при чем времени на обдумывание не будет, надо мгновенно говорить ответ. Те, кто не знает что ответить, долго думают или называют неверный ответ – выбывают. Например, кровать – стоит, лампочка – горит. Нельзя: на стуле – сидят, книгу – читают, правильно стул – стоит. Книга – рассказывает.

Занятие 12. (второй урок)

 

Игра «Наоборот»

- У нас уже была подобная игра, но сейчас будет немного иначе.

•Дети встают в полукруг, и учитель поочередно кидает каждому мяч. Отвечать нужно быстро, не задумываясь, кто не знает, что ответить или долго думает – выбывает. Суть игра заключается в том, что учитель называет какое-либо существительное (объект) и кидает ученику, тот должен поймать и быстро назвать признак или действие, которое не свойственно этому предмету (рыбы - кожаная, медведь – вышивает)

 

Занятие 13. (второй урок)

 

Упражнение мастерим игрушку

Используя МФО ребятам необходимо придумать новогоднюю елочную игрушку и в качестве случайных объектов выбрать 1-2 слова. При оценивании обязательно будет учитываться оригинальность идеи.

 

6.Домашнее задание

• На основе последнего упражнения смастерить, дома елочную игрушку по вашей задумке, которую вы осуществили на сегодняшнем уроке.

 

Итоги занятия

Учитель благодарит всех за отличную работу на уроке, за огромное количество идей, которые они выдвигали на разных упражнениях. Также можно спросить учеников понравился ли им сегодняшнее занятие, какое из упражнений им больше пришлось по душе? До конца занятия, если не прозвенел звонок вести беседу о проведенном уроке.

 

Занятие 14. Прием оживление

1. Проверка домашнего задания
Детям было задано смастерить новогоднюю игрушку, опираясь на метол фокальных объектов. Ученики представляют свои изобретения. После того, как все показали свои игрушки, класс выбирает 5 лучших, которые потом можно повесить на елке, а остальные новогодние игрушки ребят можно повесить в классе.

2.  Игра «Что я чувствую?»
•Детям дается задание, в котором нужно написать на пол страницы о чувствах любого предмета, находящихся в аудитории, но при этом, не упоминая в описании названия предмета.
Например: Каждый день по мне пишут и стирают. Мне очень грустно видеть, что ко мне порой никто не хочет подходить. Я думаю, что им просто страшно.…На выполнение задания дается 10 минут, после чего дети по одному читают свои описания, а остальные должны догадаться о каком предмете идет речь.

3. Игра на внимание «Одушевленное - неодушевленное»
•Учитель перечисляет разные слова. Когда учитель произносит живой объект - дети хлопают один раз, если неживой-два раза.
Примеры слов для игры:
стол, белка, человек, ноутбук, Снегурочка, окно, бабочка, кофта, Дед Мороз, мышь, карандаш, тарелка, медведь, бегемот, голубь, сумка, солнце, снеговик

Занятие 14. (второй урок)

4. Беседа о приеме «Оживление»
-Ребята, почему же когда называлось слово «Снегурочка» вы хлопнули один раз, а когда «снеговик» - два раза? Разве это не одно и тоже?
-…
-Значит в сказках предметы, которые в реальной жизни неживые, могут оживать? Оживает снеговик-получается Снегурочка.. Дети, а сможете ли вы вспомнить еще примеры предметов, которые оживали в сказках?
-…

5. Сочинение сказки
-Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, какой жизнью бы жили предметы, которые вас окружают? Чем бы они занимались, что бы любили, что бы думали?
Совместно с детьми выбирается предмет, то есть будущий герой сказки.
-В сказках всегда есть сюжет. Нам нужно подумать, какая цель будет у нашего героя? С чем или быть может с кем он столкнется, когда будет идти к своей цели? Давайте подумаем, какая цель будет у …(Называется выбранный предмет.)
-…
-А теперь давайте попробуем сочинить сказку:
Однажды…
Пример сказки:
Карандаш потерялся. И попал он совсем в другой мир. В волшебный мир! Карандаш был испуган и его целью было найти свой дом!
- Эй ты!
Карандаш испуганно обернулся,но никого не увидел
-ЭЙ ТЫ,ГОВОРЮ!
Карандаш посмотрел вниз и увидел ластик!
-Ластик??? Ты? Я думал ты потерялся…
-Нет, меня бросил мой хозяин, прям как тебя!
Карандаш почувствовал тоску… Ему стало так обидно от этих слов. И он задумался.. «А что если это так?»
А ведь он очень любил быть полезным, очень любил свой дом и одна мысль о том, что его могли просто бросить доставляла ему боль…
И тут! Неожиданно стало темно!
Когда карандаш очнулся, он увидел мальчика! Того самого, его хозяина! Он выглядел таким счастливым, и все сомнения Карандаша испарились! Ведь его очень любят и он полезный!

 

6. Домашнее задание
-Вы когда-нибудь хотела научиться читать мысли? Давайте пофантазируем и попытаемся сделать это! У вас у всех наверняка есть телефоны, гаджеты. Предлагаю вам написать рассказ на страничку тетрадного листа «Что я чувствую каждый день?» Пишите рассказ от лица телефона. Если же у вас нет телефона, можете выбрать любой другой предмет, который с вами каждый день.

Подводим итоги

-Итак, ребята, спасибо вам за такую активную работу! Я надеюсь, вы получили много удовольствия на уроке! Это очень важно уметь ставить себя на место других.

 

                         Занятие 15. Метод морфологических таблиц.

•Метод морфологического ящика (или морфологический анализ) основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи и последующем их комбинировании.

1. Проверка домашнего задания

•Ученики поочередно (и по желанию) представляют классу рассказы «о жизни своего телефона». При необходимости – задаются вопросы и ведется обсуждение.

Учитель: Представим, что в класс сейчас зайдет незнакомый вам человек. Вы никогда его раньше не видели – но попробуйте предположить, каким он будет.

Ученики дают разные варианты ответов, учитель дожидается, пока не наберется несколько групп признаков оценки человека – по чертам внешности, характера и т.д. При необходимости – направляет класс в нужное русло с помощью наводящих вопросов.

Ученикам предлагается разбить озвученные характерные особенности на рупппы – и постараться объяснить, по какому признаку они это сделали.

После этого идет объяснение учителем сути данного приема – о выделении характерных групп признаков и подборе вариантов для каждого из них путем перебора. Удачные варианты выделяются, неудачные – отбрасываются.

Суть данного метода заключается в том, что, комбинируя признаки по разным категориям, можно создавать уникальные объекты.

Составление таблицы

•Формулировка задания – «Создать уникальный торт».

Перед выполнением задания класс озвучивает варианты формулировки категорий признаков (но их значения каждый придумывает сам). Примерами категорий могут быть: размер, вид наполнителя, вид коржей и т.д.

Раздаточный материал: шаблон таблицы для заполнения

Категории признаков  Значение признаков
   

Затем из получившихся групп признаков каждый ученик создает собственный объект – повторяющихся предметов быть не должно. Свои варианты тортов ученики озвучивают по очереди.

4. Домашнее задание

•Учитель рассказывает о том, что данный метод может применяться, в том числе, при создании оригинальных персонажей – для фильмов, рассказов, пьес. Ученикам предлагается попробовать составить такую табличку для собственного героя – подумать о том, где и в какую эпоху он живет, как выглядит, каков его род деятельности. Затем получившиеся категории признаков и их значение предлагается оформить в таблицу по уже известному ученикам плану.

Подведение итогов занятия

•Учитель благодарит учеников за креативность и хорошую работу на занятии – а также предлагает задать вопросы насчет данного метода и работы с ним.

        Занятие 16. Метод фантазирования Дж. Родари - "круги по воде"

•Занятие начинается с 2-3 минутного отрывка из мультфильма "Чипполино" 1961-го года
1. Затем следует вопрос к классу о том, кто такой Джанни Родари, какие его сказки они знают.

Учитель: Джанни Родари писал не только сказки, он также автор книги о том, как их можно писать. Сегодня мы познакомимся с его методом и попробуем его "в деле".


•Метод называется "круги на воде". Вы знаете, что происходит, если запустить плоским камнем по поверхности воды "блинчик"? (она приходит в движение, вместе с ней кувшинки, опавшие в воду листья и т.д.)
Точно так же целая история может начаться с одного слова.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.167 с.)