Расширение словарного запаса детей: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расширение словарного запаса детей:



СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:карнавал, звезда, хоровод, гирлянда, украшения, шары, мижура, фонарики, Снегурочка, снежки, снеговик, горка, ёлка, праздник, костюм, Дедушка Мороз.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: зимний, ёлочная, украшенная, искристый, серебристый, красивая, новогодняя, нарядная, пушистая.

ГЛАГОЛЫ:украшать, наряжать, готовиться, танцевать, праздновать, дарить, получать, поздравлять.

 

 «НАЗОВИ ЛАСКОВО»:
Подарок – подарочек, подарочки
Шар – шарик, шарики
Звезда – звёздочка, звёздочки
Фонарь – фонарик, фонарики
Ёлка – ёлочка – ёлочки
Костюм – костюмчик и т.д.

 

ПОДБИРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА:
Снег – снежок – снежный – снеговик – снежинка –снегопад….
Праздник – праздничный – праздновать…..
Ёлка – ёлочные – ёлочка …..и т.д.

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Снег – белый, пушистый, мягкий, воздушный…
Снежки – белые, круглые, лёгкие….
Ёлка- красивая, нарядная, пушистая …
Костюм – новогодний, красочный …

ОБРАЗОВЫВАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Костюм для Нового года – новогодний костюм
Флажки из бумаги – бумажные флажки
Игрушки для ёлки – ёлочные игрушки
Шары из стекла – стеклянные шары и т.д.


Бытовая техника

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Назначение основных электроприборов в доме.
Почему они так называются.
Как с ними обращаться.

 

НАЗОВИ ЛАСКОВО
Телефон — телефончик.
Пылесос— пылесосик.
Торшер — торшерчик.
Лампа — лампочка.
Холодильник — холодильничек.
Утюг — утюжок.
Магнитофон — магнитофончик.
Плита — плитка (плиточка).


ОДИН - МНОГО. НЕТ ЧЕГО

Телевизор — телевизоры — телевизоров.
Магнитофон — магнитофоны — магнитофонов.
Пылесос — пылесосы — пылесосов.
Люстра — люстры — люстр.
Телефон — телефоны — телефонов.
Радио — радио — радио.
Торшер — торшеры — торшеров.
Лампа — лампы — ламп.
Компьютер — компьютеры — компьютеров.
Холодильник — холодильники — холодильников.
Утюг — утюги — утюгов.
Машина — машины — машин.
Плита — плиты — плит.
Техника — техника — много техники.
Провод — провода — проводов.
Розетка — розетки — розеток.

 

Дикие животные зимой. Зимующие птицы.

 «НАЗОВИ ЛАСКОВО»:
Птица - птичка
Синица - синичка
Снегирь – снегирёк
Сова – совушка
Воробей – воробушек
Крыло – крылышки
Гнездо – гнёздышко
Хвост – хвостик и т.д.

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Снегирь – пушистый, красногрудый…
Воробей – маленький, серый, весёлый….
Перья – мягкие, разноцветные….

ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Клюв воробья – воробьиный клюв
Хвост вороны – вороний хвост
Крыло совы – совиной крыло и т.д.

УПОТРЕБЛЯТЬ ПРЕДЛОГИ «НАД», «ПОД», «В», «ИЗ»:

Птицы летают над годовой.
Снегирь сидит под деревом.
В кормушку синица прилетела.
Синица вылетела из кормушки.

ДЕТЁНЫШИ

У белки — бельчонок, бельчата,
у зайчихи — зайчонок, зайчата,
у лосихи — лосенок, лосята,
у лисы — лисенок, лисята,
у волчицы — волчонок, волчата,
у медведицы — медвежонок, медвежата.

У барсучихи – барсучонок, барсучата

Почта                                      

Дети должны знать.

Существительные: почта, почтальон, почтовый ящик, почтовый вагон, сумка, письмо, телеграмма, посылка, бандероль, открытка, газета, журнал, конверт, марка, адрес, адресат, бумага, сургуч, печать, индекс, оператор.

Прилагательные: вежливый, аккуратный, почтовая, праздничная, поздравительная, домашний, срочная, детский, взрослый, тяжелая, легкая.

Глаголы: разносить, развизит, разбирает, сортирует, раскладывает, вручает, принимает, пишет, опускает, поздравляет, сообщает, продает, покупает, посылает, отправляет, получает, запечтывать, читать, приклеивать.                                               

Дети должны уметь.

Подбирать предметы к признакам.

Почтовый – голубь, перевод, конверт…
Почтовая – марка, открытка…
Почтовое – извещение…
Почтовые – марки, работники…

Образовывать новые слова.

Почта – почтальон, почтовый, почтамт…
Адрес – адресат, адресный, адресует, адресованный…
Телеграф -…, телефон - …

Заканчивать предложение нужными словами.

Почтальон принес письмо (кому?)
(маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре…)

В почтовом ящике лежат (что?)
(газеты, журналы, письма…

В ящике нет (чего?)                                          
(газет, писем, журналов…)

Транспорт

 

Словарь ребенка должен включать слова: названия всех видов транспорта; руль, педали, рычаг передач; пилот, водитель, стюардесса, механик, капитан, контролер, радист, штурман; автодорожный, железнодорожный, водный, подземный,

 воздушный, космический.

 

«Кто чем управляет?»

Самолетом управляет – …

Машиной управляет - …

Кораблем управляет - …

Велосипедом управляет - …

Поездом и электричкой управляет - …

Мотоциклом управляет - …

 

«Назови части»

Легковая машина – колеса, багажник, фары, руль, кабины, дверцы.

Грузовая машина – колеса, кузов, фары, руль, кабина, дверцы.

Корабль – палуба, корма, нос, каюты.

Самолет – крылья, кабина, хвост, нос, колеса.

Велосипед – руль, сидение, колеса, педали, рама.

 

«Подбери слово» (подбор антонимов,

 усвоение глаголов с разными приставками)


Грузовик подъехал к дому, а потом …(отъехал)
Грузовик въехал на горку, а потом …(съехал)
Грузовик заехал в гараж, а потом …(выехал)
Грузовик укатил, а потом …(прикатил)
Грузовик уехал, а потом …(приехал)
Грузовик отъехал, а потом…(приехал)


 

 

Инструменты

Дети должны знать.

Существительные: молоток, топор, пила, отвертка,

клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, лопата,

 грабли, наперсток, гвоздь, нож, дерево, металл,

стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень.

Глаголы:

забивать, рубить, пилить, чинить, строить,

собирать, разбирать вскапывать, откручивать,

закручивать, шить,резать, копать, сгребать.

Прилагательные:

кожаный, металлический, кирпичный, стеклянный, острый, тяжёлый.

 

«Назови действие» (подбор слов – действий к словам)

Иглой (что делают?) - шьют, вышивают, зашивают.
(лопатой – копают; метлой - подметают, метут;

топором – рубят; мастерком - штукатурят;

валиком – красят; молотком - вбивают, забивают;

 ножом – режут; пилой - пилят;

ножницами - разрезают, стригут;

 ключом закручивают (гайку); кистью - …

«Сосчитай»
Один топор, три топора, пять топоров


(нож, пила, метла, карандаш,

отвертка, иголка, кисть, коса,

 ключ, валик, молоток, указка, фен)

«Назови ласково»
Топор - топорик
(кисть, пила, молоток, тяпка,

карандаш, ручка, грабли, ножницы

 иголка, отвертка, лопата)

Профессии

 

Родителям рекомендуется:

Расширять представления детей о труде взрослых:

— названия разных профессий; инструментов;

— назначение разных профессий, инструментов.

Знать! Чем занимаются мама и папа на работе, как называются их профессии.

Расширять, уточнять словарь по теме:

Существительные: работа, труд, профессия, учитель, врач, строитель, рабочий, сапожник, летчик, водитель, парикмахер, милиционер, пожарный, инженер, нефтяник, газовик, геолог, вахта, вышка, буровая, буровик, качалки, нефть, газ, оленевод, рыболов; воспитатель, учитель, библиотекарь, медсестра, повар, швея, парикмахер, продавец, почтальон, домохозяйка…

Прилагательные:

 нужный, полезный, интересный, трудный, нефтяной, газовый, буровой, школьный, медицинский, домашние, рабочие…

Глаголы:

работать, трудиться, создавать, лечить, учить, строить, охранять, спасать, чинить, бурить, добывать, качать, разведывать, искать, охотиться, ловить, разводить; шить, готовить, воспитывать, стричь

 

Объясните детям значение выражений:

 

- Мастер на все руки.

- Золотые руки.

 Игра «Великан и Гномик»


У Великана молоток, а у Гномика … (молоточек)
У Великана гвоздь, а у Гномика …
У Великана топор, а у Гномика …
У Великана лопата, а у Гномика …

 

«Сосчитай до 5»
Один подъёмный кран, два … три … четыре … пять …
Одна кирпичная стена, две … три … четыре … пять …

Защитники Отечества

 Дети должны знать

Существительные: армия, защитник, воин, солдат, боец, танк, танкист, ракетница, ракетчик, граница, пограничник, самолет, летчик, пилот, зенитка, зенитчик, корабль, лодка, крейсер, капитан, моряк, матрос, юнга, медаль, орден, значок, погоны, форма, салют, парад.

Прилагательные: смелый, храбрый, отважный, сильный, хитрый, смекалистый, спортивный, ловкий, меткий, зоркий, внимательный, солдатский, защитный, боевой, танковая, ракетные, летные, пограничные, парадный.

Глаголы: защищает, служит, охраняет, воюет, стережет, оберегает, стреляет, занимается (спортом), марширует, одерживает победу.

Расскажите ребенку

о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества;
посмотрите вместе с ребенком фотографии и картинки, имеющие отношение к Армии;
познакомьте ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями.

Поиграйте в игру «Скажи какой»:

защитник Отечества (какой?) – смелый, храбрый, отважный….

Посчитайте боевую технику:

Один танк, два танка, …, пять танков.
Один самолет, два самолета, …, пять самолетов…и т. п.

Прошагай слово. разделить слова — названия профессий на слоги.

Например: лёт-чик, мо-ряк, тан-кист, по-гра-нич-ник, сол-дат, о-фи-цер.

Почитайте

стихи, рассказы и загадки об Армии, солдатах и т.п.


 

Весна. Цветы.

Подготовьте с ребёнком ответы на вопросы:

-Какое время года наступило? Что изменилось в природе?

Рассмотрите с ребёнком картинки с изображением ранней весны

Выучите с ребёнком приметы ранней весны.

 

Приметы весны:

- Солнышко ярко светит и начинает пригревать.

- Тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки.

- На крышах появились сосульки.

- Дни становятся длиннее, а ночи – короче.

- Весело зачирикали воробьи, скоро прилетят первые перелётные птицы.

- Люди сняли тёплую зимнюю одежду.

 

 

Упражнение «Посчитай»

Один ручей — два ручья — пять ручьев,

одна сосулька — две сосульки — пять сосулек,

Так же со словами: лужа, луч, дерево, птица, куст, цветок

 

Упражнение «Назови ласково»

Образование существительных с

уменьшительно-ласкательным суффиксом

 

Лужа — лужица,  ручей — ручеек, льдина — льдинка,

гнездо ________________ почка______________

лист__________________ трава _______________

солнце ________________ луч _________________

пень __________________ огород ______________

облако ________________ дерево _______________

Марта

 

Игра «Кем работает мама?»

формировать грамматический строй речи.

Моя мама учит детей, она... (учительница).

Моя мама шьёт одежду, она... (швея, портниха).

Моя мама готовит еду, она... (повариха).

Моя мама занимается спортом, она... (спортсменка).

Моя мама делает массаж, она... (массажистка).

Моя мама продаёт одежду, она... (продавщица).

Моя мама поёт, она... (певица).

Моя мама пишет картины, она... (художница).

Моя мама пишет книги, она... (писательница).

Упражнение "Подбери признак " на согласование прилагательных с существительными.
Мама (какая?) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная, красивая и т.д.
Бабушка (какая?) -...
Сестра (какая?) -...
Тетя (какая?) -...

 

Упражнение "Назови слова-родственники "

 - учимся подбирать однокоренные слова.
Мама - мамочка, матушка, мамуля, мамин и т.д.
Бабушка -...
Тетя -...
Сестра -...

Упражнение "Скажи наоборот"

на подбор антонимов.
Бабушка старенькая, а мама -...
Мама высокая, а ты -...

 

Продукты

«Какие ты знаешь продукты питания?»

Молочные: кефир, … (перечислить)

Мясные продукты: сосиски, …

Рыбные продукты: рыба копчёная,

Хлебобулочные изделия: хлеб, …

Кондитерские изделия: мармелад, …

 

«Что лишнее и почему?»

Молоко, сыр, огурец, сметана

Сарделька, сосиска, ветчина, зефир

Торт, мармелад, рыба жареная, шоколад

 

«Как называется?»

Бульон Каша Суп

из курицы - куриный из гречи - гречневая из грибов - …

из рыбы - … из риса - … из риса - …

из мяса - … из пшена - … из гороха - …

 

«Сосчитай до 5»

одна жареная котлета один яблочный пирог

две жарен ые котлеты  два яблочн ых пирога

три … четыре … пять … три … четыре … пять …

 

«Выучить стихотворение»

«Жили – были сыр, котлеты,

Мармелад, зефир, конфеты,

Соки, овощи и фрукты,

Называем их - продукты,

Называем их - еда,

Очень любим их всегда!»

 

«Подбери действия» (что делает?)

Каша – варится, греется, пахнет, остывает; яйцо, пирог, рыба.

 


Откуда хлеб пришел?

Предметы:

зерно, пшеница, рожь, поле, колос, комбайн, мельница, мельник, мука, крупа, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, бублик, пряник, печенье, крошки, корка, мякоть, сухарь, …

Действия: выращивать, убирать, жать, молоть, печь, резать, есть, беречь…

 Признаки: золотой, свежий, мягкий, черствый, душистый, пшеничный, ржаной, черный, белый, вкусный…

 

  «Подбери признаки»( не менее трех признаков)

 булка (какая?) – …

 пирог (какой?) — …

тесто (какое?)….

«Назови ласково»

 булка – булочка  

 колос — … зерно — … хлеб – … сухарь — … пряник — …

«Образуй признаки» (от предметов)

хлеб – хлебный            пшеница — … рожь — …

  «Один – много» (множественное число существительных):

 батон – батоны    

колос —колосья

 зерно — зёрна

 булка – … комбайн — … крошка — …

 

«Есть – нет» (родительный падеж единственного числа)

 батон – нет батона     колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …

  «Посчитай»

 Один колос, два…, три…, четыре…., пять…

Одна мельница, две …, три…, четыре…, пять…

Посуда

Мама сыплет соль в солонку

Масло я кладу в... (мас­ленку).

Много хлеба в хлебнице,

А конфет в... (конфетнице).

  Льется чай из чайника,

Кофе — из... (кофейника).

Вот салат в салатнице,

 А сухарь в... (сухарнице)

  Все разложим по местам,

 А теперь закончи сам!

 

Описывать посуду по плану.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.108 с.)