Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учитель –логопед Демидова Г.ВСтр 1 из 6Следующая ⇒
Подготовила Учитель –логопед Демидова Г.В Детский сад «Кто что делает» Составление предложений по демонстрации действия
Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т.д.; что делает няня? — моет, убирает, протирает, помогает и т.д.; что делает повар? — жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.; что делает медицинская сестра? —...;... логопед? —... и т.д.
"Один - много" Образование существительных единственного и множественного числа
Комната — комнаты — много комнат, спальня — спальни — много спален, коридор — коридоры — много коридоров, раздевалка — раздевалки — много раздевалок, кабинет — кабинеты — много кабинетов, зал — залы — много залов, площадка — площадки — много площадок, веранда — веранды — много веранд, бассейн — бассейны — много бассейнов, игра — игры — много игр, кухня — кухни — много кухонь, игрушка — игрушки — много игрушек. Стол – столы книга - книги Шкаф – шкафы
Образование глаголов множественного числа Играет — играют стоит — стоят спит — спят кушает — кушают рисует — рисуют лепит — лепят считает — считают.
Человек
Закрепить с детьми названия частей тела и лица человека (особое внимание обратить на малознакомые слова: бёдра, голень, запястье, локоть, висок, затылок, мочки, скула, стопа, грудь, веко, бровь, ресницы). Говорить правильно. Слово шампунь – мужского рода, значит: пахучий шампунь, густой шампунь... Стирать белье, засучивать рукава. Много полотенец, много мыльниц (расчесок, ножниц, одеколона, духов, мыла, геля…) Д / упр: «Один – много». Рука – руки, нога – ноги, ухо – уши, нос – носы, палец – пальцы, глаз – глаза, плечо – плечи, волос – волосы, ноготь – ногти, щека – щеки, спина – спины, колено – колени, локоть – локти, кисть – кисти, стопа – стопы, висок – виски. Игра «Скажи наоборот» У пражнять детей в употреблении слов антонимов: Большой – маленький, чистый – грязный, сухой – мокрый, высокий – низкий, весёлый – грустный, молодой – пожилой, худой – толстый, злой – добрый, смеётся – плачет, стоит – идёт, больной – здоровый, тихо – громко, неряшливый – опрятный, прямые – кудрявые (волосы),
стоит – идёт, встает – садится, заходит – выходит. Называть по порядку от 1 до 5. Одна рука, две руки,..., пять рук. Составить, записать рассказ о себе (уметь рассказать) по образцу:
Меня зовут Аня, моя фамилия Петрова. Мою маму зовут Елена. Моего отца зовут Виктор, поэтому моё отчество Викторовна. Мне 5 лет и я хожу в старшую группу детского сада «Рябинка», в группу «Фантазёры». Мне нравится…(игры, занятия, игрушки и т.д.). Мне не нравится… У меня есть подруга Света, она добрая и весёлая, умеет придумывать разные игры, помогает мне…, без неё в садике становится скучно.
Времена года. Месяцы. Дни недели.
Проговорить с ребёнком: Что делали вчера? Что делаем сегодня? Что будешь делать завтра? Дидактическая игра «Что потом» После ночи наступает утро, после утра день, после дня –вечер, после вечера – ночь. Понедельник наступает после воскресенья…..
Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК- Это самый младший брат, к Вам зайти он будет рад.
Игрушки Д /игра «ИЗ ЧЕГО - КАКОЙ?» (образование относительных прилагательных):
Д /игра «ОДИН – МНОГО» (образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):
Д /игра «ЧТО ДЕЛАЕТ – ЧТО ДЕЛАЮТ» (согласование существительного с глаголом)
Д /игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО» (закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме): В коробке лежат что? … (игрушки). В магазине много чего? … (игрушек). Петя рад чему? … (игрушкам). Мама купила что? … (игрушки). На столе коробка с чем? … (с игрушками). Таня мечтает о чем? … (об игрушках).
Осень Дети должны знать:
Выучить:
Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи» Ответь на вопросы.
День, когда идет дождь – какой? - …(дождливый) День, когда дует ветер - какой? - ….(ветреный) Дождик, который идет осенью- какой? ……(осенний) Погода, когда часто идут дожди - какая?- …(дождливая) Погода, когда дует сильные ветры- какая? -..(ветреная) Погода, которая бывает осенью – какая? - …..(осенняя) Овощи Повторите с детьми Приходите в огород Посмотреть, как все растет, Как играют в прятки Огурцы на грядке. Как подсолнухи в картошке Тянут к солнышку ладошки, Как от утренней росы У бобов блестят усы. Как краснеют у забора Великаны-помидоры. Все растет, все цветет, Никому не тесно. Приходите в. огород — Очень интересно. Е. Благинина
Игра «Жадина» Упражнение «Один – много»
чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока) Упражнение «Назови ласково» Фрукты Игра «Догадайся, что я хочу сок или варенье» Игра «Подбери признак» Игра «Большой - маленький» груша – грушка яблоко – яблочко Игра «Один - много»
Составление рассказа по плану Сад. Огород.
Развитие мелкой моторики. Поочередно загибать пальцы.
Игра «Посчитай фрукты, овощи». банан, огурец персик, абрикос).
Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет) Деревья. Лес. Грибы. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Перелетные птицы. Дети должны знать Предметы: птица, грач, кукушка, соловей, ласточка, журавль, утка, аист, гусь (дикий), дрозд, лебедь, скворец; кормушка; стая, косяк, лес, гнездо, дерево, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды; скворечник, птенцы; крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья, пух… Признаки: дикие, насекомоядные, перелетные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые; журавлиный, утиный, гусиный (косяк), лебединая (песня)… Действия: высиживать, вылупляться, кормить, учить, летать, улетать, перелетать, возвращаться, вить, выводить, клевать, щебетать, куковать, курлыкать, каркать, заливаться, щелкать, шипеть.
ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ
«КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ»
Одежда Игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений) Это чья шапка? - Моя. Это чьи перчатки? - Мои Это чей шарф? - Мой Это чьё пальто? – Моё Чья куртка? Чьё платье?... Чей свитер? Чьи сапоги? … Чьи колготки? Чьи носки? … Игра «Один — много» майка - майки платье - платья кофта кофты рубашка - рубашки куртка - куртки перчатка - перчатки шарф - шарфы шапка - шапки юбка - юбки
Игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) шапка — шапочка; сапоги —сапожки; платье —платьице; куртка —курточка; кепка —кепочка, рубашка - рубашечка.
Игра «Посчитай от 1 до 5» (согласование числительных с существительными, контролируем изменение окончания у существительных). Например: одна куртка, две куртки, три куртки, четыре куртки, пять курток. Один носок, два …. Одна кофта, две… Одна шапка, две … Одна майка…
Обувь
Упражнение «Договори словечко»
Упражнение «Назовём ласково» свою любимую обувь. Дидактическая игра «Из чего?» - обувь изготавливают из различных материалов с давних времён. Сапоги из резины – резиновые Туфли из замши – замшевые Ботинки из кожи – кожаные Тапки из велюра – велюровые Сапоги из войлока – войлочные и т. д.
Расскажите, как надо ухаживать за обувью, чтобы она была в порядке? (дети повторяют глаголы)
Обувь надо мыть, сушить, вытирать, чистить, чинить, убирать. Ателье. Магазин.
Проверьте, правильно ли вы употребляешь слова: надеть (на себя), одеть (кого-то); выучить: «На дворе холодный день, «Сосчитай одежду»
давайте вспомним правила поведения в магазине: 1. Соблюдать очередность (вне очереди — покупатели-инвалиды, пожилые, больные, с маленькими детьми); 2. Не толкаться; 3. Быть вежливыми, терпеливыми и др. - По надписи у входа в магазин определяются часы его работы и время обеденного перерыва. - Кто работает в магазине? (Продавец, кассир, уборщица, грузчик) Зима ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лед, льдинка, сосулька, метель, вьюга, поземка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, дубленка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, ветреный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий. ГЛАГОЛЫ: пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет.
ЗАКАНЧИВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: Предложите ребенку подобрать родственные слова. Снег- снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь…; Зима- зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые…; Лёд- ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололёд, ледовый; Мороз- морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;
Мебель Грамматический строй «Один - много» Стол - столы полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
«Назови ласково» Стол - столик тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
«Сколько их?» Один стол, два стола, пять столов тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка) «Для чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»)
тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка) Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, Загибаем пальчики правой руки Много мебели в квартире. Загибаем пальчики левой руки В шкаф повесили рубашку, Соединяем пальчики правой руки с большим пальцем А на стол поставим чашку, Соединяем пальчики левой руки с большим пальцем Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. Сжимаем и разжимаем кулачки.
Семья «Назови ласково»
Игра “Наоборот”
Новогодний праздник.
Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь: · понятие «Новый год»; · когда наступает этот праздник; · персонажей этого праздника (Дед Мороз, Снегурочка); · как празднуют Новый год. ДЕТЁНЫШИ У белки — бельчонок, бельчата, У барсучихи – барсучонок, барсучата Почта Дети должны знать. Существительные: почта, почтальон, почтовый ящик, почтовый вагон, сумка, письмо, телеграмма, посылка, бандероль, открытка, газета, журнал, конверт, марка, адрес, адресат, бумага, сургуч, печать, индекс, оператор. Прилагательные: вежливый, аккуратный, почтовая, праздничная, поздравительная, домашний, срочная, детский, взрослый, тяжелая, легкая. Глаголы: разносить, развизит, разбирает, сортирует, раскладывает, вручает, принимает, пишет, опускает, поздравляет, сообщает, продает, покупает, посылает, отправляет, получает, запечтывать, читать, приклеивать. Дети должны уметь. Образовывать новые слова. Почта – почтальон, почтовый, почтамт… Транспорт
Словарь ребенка должен включать слова: названия всех видов транспорта; руль, педали, рычаг передач; пилот, водитель, стюардесса, механик, капитан, контролер, радист, штурман; автодорожный, железнодорожный, водный, подземный, воздушный, космический.
«Кто чем управляет?» Самолетом управляет – … Машиной управляет - … Кораблем управляет - … Велосипедом управляет - … Поездом и электричкой управляет - … Мотоциклом управляет - …
«Назови части» Легковая машина – колеса, багажник, фары, руль, кабины, дверцы. Грузовая машина – колеса, кузов, фары, руль, кабина, дверцы. Корабль – палуба, корма, нос, каюты. Самолет – крылья, кабина, хвост, нос, колеса. Велосипед – руль, сидение, колеса, педали, рама.
«Подбери слово» (подбор антонимов, усвоение глаголов с разными приставками)
Инструменты Дети должны знать. Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, лопата, грабли, наперсток, гвоздь, нож, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень. Глаголы: забивать, рубить, пилить, чинить, строить, собирать, разбирать вскапывать, откручивать, закручивать, шить,резать, копать, сгребать. Прилагательные: кожаный, металлический, кирпичный, стеклянный, острый, тяжёлый.
«Назови действие» (подбор слов – действий к словам) Иглой (что делают?) - шьют, вышивают, зашивают. топором – рубят; мастерком - штукатурят; валиком – красят; молотком - вбивают, забивают; ножом – режут; пилой - пилят; ножницами - разрезают, стригут; ключом закручивают (гайку); кистью - … «Сосчитай»
отвертка, иголка, кисть, коса, ключ, валик, молоток, указка, фен) «Назови ласково» карандаш, ручка, грабли, ножницы иголка, отвертка, лопата) Профессии
Родителям рекомендуется: Расширять представления детей о труде взрослых: — названия разных профессий; инструментов; — назначение разных профессий, инструментов. Знать! Чем занимаются мама и папа на работе, как называются их профессии. Расширять, уточнять словарь по теме: Существительные: работа, труд, профессия, учитель, врач, строитель, рабочий, сапожник, летчик, водитель, парикмахер, милиционер, пожарный, инженер, нефтяник, газовик, геолог, вахта, вышка, буровая, буровик, качалки, нефть, газ, оленевод, рыболов; воспитатель, учитель, библиотекарь, медсестра, повар, швея, парикмахер, продавец, почтальон, домохозяйка… Прилагательные: нужный, полезный, интересный, трудный, нефтяной, газовый, буровой, школьный, медицинский, домашние, рабочие… Глаголы: работать, трудиться, создавать, лечить, учить, строить, охранять, спасать, чинить, бурить, добывать, качать, разведывать, искать, охотиться, ловить, разводить; шить, готовить, воспитывать, стричь
Объясните детям значение выражений:
- Мастер на все руки. - Золотые руки. Игра «Великан и Гномик»
«Сосчитай до 5» Защитники Отечества Дети должны знать Существительные: армия, защитник, воин, солдат, боец, танк, танкист, ракетница, ракетчик, граница, пограничник, самолет, летчик, пилот, зенитка, зенитчик, корабль, лодка, крейсер, капитан, моряк, матрос, юнга, медаль, орден, значок, погоны, форма, салют, парад. Прилагательные: смелый, храбрый, отважный, сильный, хитрый, смекалистый, спортивный, ловкий, меткий, зоркий, внимательный, солдатский, защитный, боевой, танковая, ракетные, летные, пограничные, парадный. Глаголы: защищает, служит, охраняет, воюет, стережет, оберегает, стреляет, занимается (спортом), марширует, одерживает победу. Расскажите ребенку о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества; Поиграйте в игру «Скажи какой»: защитник Отечества (какой?) – смелый, храбрый, отважный…. Посчитайте боевую технику: Один танк, два танка, …, пять танков. Прошагай слово. разделить слова — названия профессий на слоги. Например: лёт-чик, мо-ряк, тан-кист, по-гра-нич-ник, сол-дат, о-фи-цер. Почитайте стихи, рассказы и загадки об Армии, солдатах и т.п.
Весна. Цветы. Подготовьте с ребёнком ответы на вопросы: -Какое время года наступило? Что изменилось в природе? Рассмотрите с ребёнком картинки с изображением ранней весны Выучите с ребёнком приметы ранней весны.
Приметы весны: - Солнышко ярко светит и начинает пригревать. - Тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки. - На крышах появились сосульки. - Дни становятся длиннее, а ночи – короче. - Весело зачирикали воробьи, скоро прилетят первые перелётные птицы. - Люди сняли тёплую зимнюю одежду.
Упражнение «Посчитай» Один ручей — два ручья — пять ручьев, одна сосулька — две сосульки — пять сосулек, Так же со словами: лужа, луч, дерево, птица, куст, цветок
Упражнение «Назови ласково» Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Лужа — лужица, ручей — ручеек, льдина — льдинка, гнездо ________________ почка______________ лист__________________ трава _______________ солнце ________________ луч _________________ пень __________________ огород ______________ облако ________________ дерево _______________ Марта
Игра «Кем работает мама?» формировать грамматический строй речи. Моя мама учит детей, она... (учительница). Моя мама шьёт одежду, она... (швея, портниха). Моя мама готовит еду, она... (повариха). Моя мама занимается спортом, она... (спортсменка). Моя мама делает массаж, она... (массажистка). Моя мама продаёт одежду, она... (продавщица). Моя мама поёт, она... (певица). Моя мама пишет картины, она... (художница). Моя мама пишет книги, она... (писательница). Упражнение "Подбери признак " на согласование прилагательных с существительными.
Упражнение "Назови слова-родственники " - учимся подбирать однокоренные слова. Упражнение "Скажи наоборот" на подбор антонимов.
Продукты «Какие ты знаешь продукты питания?» Молочные: кефир, … (перечислить) Мясные продукты: сосиски, … Рыбные продукты: рыба копчёная, Хлебобулочные изделия: хлеб, … Кондитерские изделия: мармелад, …
«Что лишнее и почему?» Молоко, сыр, огурец, сметана Сарделька, сосиска, ветчина, зефир Торт, мармелад, рыба жареная, шоколад
«Как называется?» Бульон Каша Суп из курицы - куриный из гречи - гречневая из грибов - … из рыбы - … из риса - … из риса - … из мяса - … из пшена - … из гороха - …
«Сосчитай до 5» одна жареная котлета один яблочный пирог две жарен ые котлеты два яблочн ых пирога три … четыре … пять … три … четыре … пять …
«Выучить стихотворение» «Жили – были сыр, котлеты, Мармелад, зефир, конфеты, Соки, овощи и фрукты, Называем их - продукты, Называем их - еда, Очень любим их всегда!»
«Подбери действия» (что делает?) Каша – варится, греется, пахнет, остывает; яйцо, пирог, рыба.
Откуда хлеб пришел? Предметы: зерно, пшеница, рожь, поле, колос, комбайн, мельница, мельник, мука, крупа, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, бублик, пряник, печенье, крошки, корка, мякоть, сухарь, … Действия: выращивать, убирать, жать, молоть, печь, резать, есть, беречь… Признаки: золотой, свежий, мягкий, черствый, душистый, пшеничный, ржаной, черный, белый, вкусный…
«Подбери признаки»( не менее трех признаков) булка (какая?) – … пирог (какой?) — … тесто (какое?)…. «Назови ласково» булка – булочка колос — … зерно — … хлеб – … сухарь — … пряник — … «Образуй признаки» (от предметов) хлеб – хлебный пшеница — … рожь — … «Один – много» (множественное число существительных): батон – батоны колос —колосья зерно — зёрна булка – … комбайн — … крошка — …
«Есть – нет» (родительный падеж единственного числа) батон – нет батона колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — … «Посчитай» Один колос, два…, три…, четыре…., пять… Одна мельница, две …, три…, четыре…, пять… Посуда Мама сыплет соль в солонку Масло я кладу в... (масленку). Много хлеба в хлебнице, А конфет в... (конфетнице). Льется чай из чайника, Кофе — из... (кофейника). Вот салат в салатнице, А сухарь в... (сухарнице) Все разложим по местам, А теперь закончи сам!
Описывать посуду по плану.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.335 с.) |