Расчет на прочность прямобочных шлицевых соединений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет на прочность прямобочных шлицевых соединений



Проверочный расчет на прочность прямобочных зубчатых соединений аналогичен расчету призматических шпонок.

Основными критериями работоспособности зубчатых (шлицевых) соединений являются сопротивления рабочих поверхностей смятию и изнашиванию в результате относительных перемещений, обусловленных деформациями и зазорами.

В зависимости от диаметра вала d (рис. 26) по табл. 3 выбирают па­раметры зубчатого соединения, после чего соединение проверяют на смя­тие. Проверку зубьев на срез не производят.

Рис. 26. К расчету прямобочного шлицевого соединения

 

При расчете допускают, что по боковым поверхностям зубьев нагрузка распределяется равномерно, но из-за неточности изготовления в работе участвует только 75%общего числа зубьев (т.е. коэффициент неравномер­ности распределения нагрузки между зубьями (шлицами) ψ= 0,75).

По аналогии с условием (3)

где Т — вращающий момент на валу, Нмм; ψ= 0,75; z — число зубьев (выбирают в зависи­мости от d по табл.3); h – высота поверхности контакта зубьев; L – длина поверхности контакта зубьев; dcp — средний диаметр соединения, мм; l — рабочая длина зубьев, мм; D, l, r (см. рис. 26) — выбирают в зависимости от d по табл. 3; [σ]см - допускаемое напряжение на смятие боковых граней зубьев из ста­лей, имеющих σв> 500 МПа ([σ]смпринимают по табл. 4). В таблице 4 приведены значения [σ]см для изделий общего машиностроения и подъемно-транспортных устройств, рассчитанных на длительный срок службы. В каждой отрасли машиностроения рекомендуют свои значения с учетом специфики эксплуатации (срок службы, режим нагрузки и пр.), качества изготовления, прочности материалов и др.

Например, в станкостроении рекомендуют более низкие значения: [σ]см= 12 – 20 МПа для неподвижных соединений и [σ]см= 4 – 7 МПа для подвижных без нагрузки – здесь учитывают влияние соединений на точность станков; в авиации для соединений валов с зубчатыми колесами рекомендуют более высокие значения [σ]см= 50 – 100 МПа – для получения легких конструкций.

Для прямобочных шлицев h =0,5(D - d)-2 f; d ср=0,5(D + d),

где f - величина фаски зуба.

для эвольвентных шлицев hm; d ср= D -1,1 m,

где θ=1 - при центрировании по боковым поверхностям и θ=0,9 при центрировании по наружному диаметру;

m - модуль шлицев;

d - диаметр делительной окружности.

Для треугольных шлицов h =0,5(D - d); d cp= d = mz.

При проверке соединения на износ действующие напряжения, вычисленные по (9), проверяются на выполнение соотношения

где – коэффициент, учитывающий число циклов нагружения, а допускаемые напряжения по износу [σ] изн зависят от параметров внешней нагрузки и термообработки рабочих поверхностей шлицов. Для шлицов, закалённых до поверхностной твёрдости HRC 60, принимают [σ] = 40…85 МПа, а для шлицованных деталей без термохимической обработки – [σ] изн = 25…50 МПа.

Предельный вращающий момент, передаваемый соединением, равен Т max=0,5σсм zh ψ l d ср

 

Таблица 3. Зубчатые прямобочные соединения, размеры, мм

Номинальные размеры z х d х D b l r, не более Серия
6 х 26 х 30 6 0,3 0,2

Легкая

8 х 32 х 36 6 0,4 0,2
8 х 36 х 40 7 0,4 0,3
8 х 42 х 46 8 0,4 0,3
8 х 46 х 50 9 0,4 0,3
8 х 52 х 58 10 0,5 0,5
6 х 11 х 14 3 0,3 0,2

Средняя

6 x 21 х 25 5 0,3 0,2
6 х 26 х 32 6 0,4 0,3
8 х 36 х 42 7 0,4 0,3
10 х 16 х 20 2,5 0,3 0,2

Тяжелая

10 х 18 x 23 3 0,3 0,2
10 x 21 х 26 3 0,3 0,2
10 x 23 x 29 4 0,3 0,2
10 x 26 x 32 4 0,3 0,2
10 x 28 x 35 4 0,4 0,3
10 x 32 x 40 5 0,4 0,3
10 x 36 x 45 5 0,4 0,3
10 x 42 x 52 6 0,4 0,3

Таблица 4. Допускаемые напряжения смятия [ 𝛔 ]см на рабочих гранях зубьев (шлицев)

Соединение

Условия эксплуатации

[σ]смна рабочих гранях зубьев

без термической обработки с термической обработкой
Неподвижное Тяжелые Средние Легкие 35-40 60-100 80-120 40-70 100-140 120-200
Подвижное ненагруженное Тяжелые Средние Легкие 15-20 20-30 25-40 20-36 30-40 40-70
Подвижное под нагрузкой Тяжелые Средние Легкие 3-10 5-15 10-20

Примечания: тяжелые условия эксплуатации означают, что нагрузка знакопеременная с ударами; вибрации большой частоты и амплитуды; плохие условия смазки в подвижных соединениях; невысокая точность изготовления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.005 с.)