Характерные черты олигополии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты олигополии



1) Немногочисленность действующих на рынке фирм. Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (от 3 до 8) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. В России олигополия распространена в сырьевых отраслях, чёрной и цветной металлургии, автомобилестроении, аэрокосмической промышленности.

2) Однородность или разнородность продукции. В условиях олигополии может производиться как дифференцированный продукт (н-р, автомобилестроение), так и стандартизированный (нефтяная, металлургическая промышленность).

3) Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны, прежде всего, с экономией на масштабе производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек, а, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими. Надёжным финансовым барьером на пути проникновения новых компаний в отрасль является многомиллиардная стоимость заводов-олигополистов. Чтобы вторгнуться в эту отрасль, «чужаку» надо сразу выложить такую сумму, которую олигополисты постепенно инвестировали в дело за десятилетия. Поэтому история знает лишь очень небольшое число случаев, когда фирма-гигант создавалась на «пустом месте» путём единоразовых огромных инвестиций (АвтоВАЗ в СССР и Фольксваген в Германии).

4) Значительная степень контроля над рынком. Большая доля в выпуске продукции обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведёт к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

Важно подчеркнуть, что в случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер, т. е. основана на привлечении потребителя не с помощью цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания. Таким образом, фирмам-олигополистам приходится много денег тратить на маркетинг, рекламу и создание торговых марок (неценовая конкуренция). Это происходит потому, что им необходимо удерживать свою долю рынка от конкурирующих производителей, не прибегая к снижению цен. Снижение цен приводит к началу ценовой войны, что уменьшает прибыли компаний.

Фирмы-олигополисты могут ограничить конкуренцию между собой, а также предотвратить вступление в отрасль новых фирм, заключив тайное соглашение (картель). Предметом соглашения может стать выравнивание или фиксация цен, либо закрепление долей поставок продукции на рынок. Например, соглашение стран-членов ОПЕК, которым неоднократно удавалось поднять цены на нефть посредством относительно небольшого ограничения выпуска. Картельные объединения недолговечны, потому что тайный сговор противоречит антитрестовскому законодательству и высок риск его раскрытия, а также олигополистам тяжело договориться по цене и объемам долей рынка, т. к., выпуская даже однородную продукцию, они на практике имеют различные предельные издержки и кривые спроса. При этом участники тайного соглашения имеют серьезное искушение нарушить свою квоту выпуска с целью максимизации только своей прибыли, поэтому жизнь картеля ограничивается выгодностью сговора, основанного на высоком спросе. Как только спрос перестанет расти и начнет снижаться, фирмы будут вынуждены сократить выпуск. Из-за недоиспользования мощностей средние издержки возрастут и картель разрушается.

Лидерство в ценах – такая модель олигополии, при которой одна фирма в отрасли занимает ведущее положение (в силу обладания каким-либо преимуществом – в издержках, масштабе производства, обусловленном собственностью на невоспроизводимый ресурс), а остальные фирмы вынуждены в процессе ценообразования следить за лидером.

Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение ее рыночной власти и осуществляется с целью увеличения объёма предложения и снижения рыночной цены.

3

Рынок монополистической конкуренции – это тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объём продаж.

Основные признаки:

- Дифференциация продукта, означающая, что никакие две фирмы не производят совершенно одинаковые товары. Если даже они относятся к одному виду, каждый из них имеет свои отличительные черты. Это обуславливает высокую, но не абсолютную степень замещения товаров, приводя к возникновению ограниченной рыночной власти.

- Большое число продавцов, достаточное для того, чтобы отрасль была конкурентной, однако, меньше, чем при совершенной конкуренции и при большей рыночной доле каждой фирмы, что обуславливает способность фирмы оказывать влияние на рыночный спрос.

- Отсутствие значительных барьеров проникновения в отрасль. В отличии от рынка совершенной конкуренции здесь есть невысокие барьеры: патенты на продукцию, лицензии, торговые марки. Однако, в отличии от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты (заменители).

Виды дифференциации:

- дифференциация с точки зрения местоположения предприятия или магазина (предполагает различие для покупателя затрат времени и транспортных издержек);

- различия в качестве продукции;

- дифференциация с точки зрения обслуживания;

- дифференциация с точки зрения субъективного имиджа товаров (маркировка, реклама, упаковка).

При монополистической конкуренции реклама выполняет следующие функции: формирует и расширяет спрос, а также снижает ценовую эластичность спроса, помогая фирме усилить власть над ценой. Еще один фактор, затрудняющий получение монополистическим конкурентом сверхприбыль,- невысокие барьеры вступления в отрасль. Укрепляясь на рынке, фирма с новой маркой продукта создает свой сегмент за счет сокращения долей других участников рынка, что неизбежно отразится на их прибыли. К тому же новую марку продукта создать легче, чем принципиально новый продукт. Поэтому появление новых фирм – явление более частое, чем в условиях олигополии, что сокращает продолжительность получения сверхприбыли.

4

Совершенная конкуренция – структура рынка, характеризующаяся следующими чертами: 1) множество продавцов, причем доля рынка у каждого мала настолько, что возможности контролировать цену у любого из них нет; 2) однородность продукции; 3) свобода входа и выхода; 4) совершенство информации.

В действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем. Например, рынок зерна, рынок ценных бумаг.

Достоинства совершенной конкуренции:1 свобода входа и выхода из отрасли привлекает в данную отрасль новые фирмы, поэтому убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли; 2 ограниченные ресурсы распределяются, таким образом, при котором достигается максимальный уровень удовлетворения потребностей. Это означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность.

Недостатки совершенной конкуренции: 1 учитываются лишь те издержки, которые окупаются, однако в условиях недостаточной спецификации прав собственности существуют такие выгоды (издержки), которые не учитываются фирмами – их осуществляет общество; 2 не предусматривается производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности; 3 предполагается огромное число фирм, которое не всегда способно обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса; 4 способствует унификации и стандартизации продукции и не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора.

5

Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение её рыночной власти и осуществляется с целью увеличения объёма предложения и снижения рыночной цены.

Система антимонопольного регулирования

Законодательные меры

Экономические меры

Ограничение контроля над рынком Контроль за слияниями Косвенное регулирование Прямое регулирование
Запрет соглашений о ценах Контроль за соглашениями об использовании продукции Налогообложение продукции Установление «потолков цен»
Запрет соглашений о разделе рынков Запреты на установление розничных цен Налогообложение продукции Установление «потолков цен»
Определение набора предоставляемых услуг Запреты соглашений о предоставлении исключительных прав Налогообложение сверхприбылей Установление предела нормы прибыли

Законодательные меры регулирования деятельности монополий – это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти, ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.012 с.)