Тема 3. Механизм рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Механизм рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие



 

1 Сущность, структура и функции рынка.

2 Спрос и факторы определяющие его. Закон спроса. Кривая спроса.

3 Предложение и факторы, влияющие на него. Закон предложения. Кривая предложения.

4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

5 Рыночное равновесие по Вальрасу и Маршаллу.

6 Излишки потребителя и производителя.

1

Рынок – система, обеспечивающая взаимодействие продавцов и покупателей для определения цены и необходимого количества товаров и услуг.

Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена.

Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий:  а) вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными; б) наличие свободных ресурсов и свободное их использование; в) свободный доступ к рыночной информации; г) отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании.

В зависимости от объектов  купли-продажи рынки различаются: а) рынок товаров: б) рынок услуг; в) рынок капиталов; г) рынок труда; д) рынок информации (научно-технических разработок).

Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру,  основными элементами которой являются: банковская система, страховая система, информационная система.

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций:

1) регулирующую. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена – сигнал к расширению производства, падает – сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике;

2) стимулирующую. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг;

3) информационную. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка;

4) посредническую. При нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

5) санирующую. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

2

Спрос –– это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Под спросом также понимают готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать продукт по каждой из предложенных на рынке цен.

Спросом является не вся потребность, а только та, которая обеспечена деньгами (наличием платежного средства) у покупателя.

Величина спроса –– количество товаров или услуг, которое потребитель готов купить по данной цене.

Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении (при прочих равных условиях).

Зависимость между ценой блага и объемом спроса графически отображается в кривой спроса.

Неценовые факторы спроса –– факторы спроса, кроме цены на данный товар, которые изменяют отношения между ценой и запрашиваемым количеством товара. Изменение этих факторов вызывает сдвиг всей кривой спроса.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

• цены товаров субститутов;

• доходы покупателей;

• общее количество покупателей данного блага;

• предпочтительные вкусы покупателей;

• инфляционные ожидания;

• экономическая политика государства.

3

Предложение – отношение между рыночной ценой и количеством товаров, которое производители готовы предложить в течение определенного периода времени при прочих равных условиях (издержках, ожиданиях и проч.).

Величина предложения – количество товаров или услуг, предлагаемое на продажу по данной цене.

Закон предложения выражает прямую  зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода. Он гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

Кривая предложения  – это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

Неценовые факторы предложения – факторы предложения, кроме цены на данный товар, которые изменяют отношения между ценой и предлагаемым продавцом количеством товара. Изменение неценовых факторов сдвигает всю кривую предложения. Наиболее важные из них: изменение технологии, цены факторов производства, технология, ожидания продавцов.

4

Рыночное равновесие – такое состояние рынка, когда количество товара, которое готов продать производитель, равно количеству товара, которое готов приобрести покупатель при данной конкретной цене. Такое состояние устойчиво, так как никто из участников обмена не имеет побудительных мотивов изменять свое положение. Равновесная цена –– цена, при которой величина спроса равна величине предложения.

В равновесии объем покупок равен объему продаж. В этом случае равновесное количество товара на рынке продается по равновесной цене. Следовательно, приравнивая прямую функцию спроса и прямую функцию предложения можно вычислить равновесную цену, которая формируется на рынке. Приравнивая обратную функцию спроса и обратную функцию предложения, можно определить равновесное количество товара, которое продается по этой цене.

Если рыночная цена продаваемого товара превосходит равновесную цену (например, в результате государственного регулирования), то на рынке образуются избыточное количество товара, так как по цене выше равновесной покупатель предъявит спрос на меньшее количество товаров и услуг. При цене ниже равновесной величина спроса превысит количество предлагаемой продукции и на рынке возникнет нехватка товаров (дефицит).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.007 с.)