Тема4: Типы рыночных структур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема4: Типы рыночных структур



Вопросы: 1 Монополия. Рыночная власть

            2 Олигополия. Антимонопольное регулирование

            3 Монополистическая конкуренция

            4 Рынок совершенной конкуренции

5 Государственное регулирование монополий

1

Монополияэто ситуация, когда на рынке присутствует только один продавец товаров или услуг. Этот продавец полностью регулирует рыночную цену и доминирует при производстве и распределении конкретного продукта или услуги, не имеющих близких заменителей.

Монополия возникает там и тогда, когда велики барьеры для вступления в отрасль.

Барьеры для вступления в отрасль

1 Единоличное владение ключевым ресурсом. Пример – алмазная компания «Де Бирс».

2 Патенты и авторские права, которые дают одному лицу исключительное право продавать некоторые товары и услуги населению.

3 Эффект масштаба. Например, в автомобильной промышленности начальные издержки для разработки новой модели автомобиля и доведение его до массового производства на заводах является значительным барьером для входа фирм в эту отрасль.

4 Естественные монополии, возникающие тогда, когда экономия на масштабах производства приводит к тому, что на рынке остаётся только одна фирма, производящая товар. Самая большая фирма способна устанавливать цены ниже тех, которые устанавливает любая маленькая фирма. Пример – железнодорожные перевозки, энергетический комплекс (энергоснабжение).

5 Реклама. Монополист может настолько раскрутить торговую марку своего товара, что покупатели будут его приобретать даже при появлении на рынке более дешёвого или качественного продукта.

Типы монополий

1 Закрытая монополия – имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающие её от конкуренции.

2 Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены или скопированы конкурентами.

3 Естественная монополия характерна для отраслей, в которых присутствие единственного производителя обуславливает минимальные средние издержки при обеспечении всего рыночного спроса. Естественная монополия присуща отраслям, характеризующимся устойчиво растущей экономией от масштаба производства, таким как трубопроводный и железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, системы электроснабжения. Экономия на масштабе в этом случае означает, что самая большая фирма способна устанавливать цены ниже тех, которые устанавливает меньшая фирма, поэтому малые фирмы не могут оставаться в бизнесе. В этих отраслях экономия от масштаба настолько велика, что удовлетворение от рыночного спроса одной фирмой даст более низкие издержки, чем при конкуренции нескольких фирм. Поэтому государство может способствовать поддержке такого рода монополии, создавая при этом систему мер, противодействующих реализации монополистом имеющейся рыночной власти.

4 Экономическая монополия – это чистая монополия, возникшая на базе рыночной экономики и функционирующая по её законам.

5 Административная монополия – монополия, возникшая в условиях административно-командной системы. Она базируется на государственной собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита. Она развивается в условиях закрытой экономики и опирается на государственную монополию внешней торговли.

6 Монопсония представляет собой тип рыночной структуры, для которого характерна концентрация монопольной власти у покупателя. Монопсония возникает в том случае, когда одна фирма выступает единственным покупателем на отраслевом рынке при отсутствии возможностей альтернативного сбыта для продавцов. Рыночная власть монопсоний состоит в том, что монопсонист способен оказывать влияние на цены закупаемых им благ.

5 Двухсторонняя монополия имеет место тогда, когда монополист-продавец сталкивается с монополистом-покупателем. Эта модель часто встречается на рынках вооружений.

Монопольная (рыночная власть) означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономические прибыли, ограничивая объём производства и сбыта.

Рыночная власть существует в двух формах.

Когда продавцы назначают цену, превышающую предельные издержки, мы считаем, что они обладают монопольной властью. Мерой монопольной власти является надбавка к предельным издержкам. Когда покупатели имеют возможность купить товар по цене ниже предельной полезности для них, мы говорим, что они обладают монопсонической властью. Мерой монопсонической власти является величина, на которую предельная оценка превышает цену.

Монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нём действует только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью обладает фирма. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от характера взаимодействия фирм. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.

Отчасти власть монопсонии определяется количеством покупателей на рынке. Если там только один покупатель (чистая монопсония), монопсоническая власть зависит от эластичности рыночного предложения. Чем менее эластично предложение, тем большей монопсонической властью обладает покупатель. Когда имеется несколько покупателей, монопсоническая власть зависит также от того, насколько агрессивно конкурируют покупатели.

Власть и монополии и монопсонии является причиной того, что объёмы производства находятся ниже конкурентного уровня, что ведёт к безвозвратным потерям потребителя и производителя. Чтобы помешать фирмам получить избыточную рыночную власть, необходимо антитрестовское законодательство.

Показателем монопольной власти является идекс Лернера:

Iл = (Рм – МС) ÷ Рм = 1 / Е,

где Iл- лернерский индекс монопольной власти; Рм - монопольная цена; МС - предельные издержки; Е – эластичность спроса по цене.

Политика ценовой дискриминации

Ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам, причём различия в ценах не обусловлены различиями в издержках. Цель политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль.

При ценовой дискриминации первой степени (личная дискриминация) фирма-монополист продаёт каждую единицу товара по резервированной цене, то есть максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за товар или услугу. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию. Так, например, адвокат, зная платежеспособность клиента, назначает за свои услуги максимальную сумму.

При ценовой дискриминации второй степени различные цены устанавливаются в зависимости от количества покупаемой продукции (разные тарифы на проезд в метро в зависимости от количества поездок).

При ценовой дискриминации третьей степени товары продаются разным группам потребителей по разным ценам в зависимости от их покупательной способности (билеты в музеи для школьников и студентов дешевле, чем для взрослых покупателей). Здесь происходит сегментация рынка, то есть разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности. На «дорогом» рынке (с высокой покупательной способностью) спрос низкоэластичен, что позволяет монополии увеличить выручку за счёт повышения цены; а на дешёвом – высокоэластичен, что даёт возможность увеличить общую выручку за счёт продажи большего количества продукции по более низким ценам.

 

2

Олигополия является одной из самых распространённых структур рынка в современной экономике. Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.008 с.)