Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка эффективности использования транспорта в сельском хозяйстве ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Урожай с полей вывозится различными транспортными средствами и по разным технологическим схемам. Транспортные издержки составляют бо́льшую часть общих затрат на уборку и перевозку урожая. Затраты на перевозку зерна составляют 20…30 %, картофеля — 35…40, силоса — 60…70 % общих затрат на производство этих культур. От того насколько транспортные средства и способ перевозки урожая соответствуют производственно-эксплуатационным условиям, в значительной мере зависит величина транспортных издержек, а следовательно, и величина себестоимости сельскохозяйственной продукции. Вот почему при организации уборки и вывозки урожая особое внимание следует уделять выбору наиболее экономичных способов и средств его доставки с полей на пункты подработки и хранения. Степень экономичности технологического процесса может быть определена величиной себестоимости перевозки одной тонны урожая или затратами на перевозку всего урожая. Себестоимость перевозки одной тонны урожая можно определить, если поделить затраты, связанные с осуществлением процесса в течение определенного периода времени (часа, дня, декады, месяца), на количество груза, перевезенного за тот же период: (6.27) где S — себестоимость перевозки одной тонны урожая, р./т; С — затраты, необходимые для осуществления процесса в течение определенного периода (эксплуатационные затраты), р.; Q — количество урожая, перевезенного за тот же период, т. Эксплуатационные затраты складываются из затрат на оплату труда рабочих, участвующих в процессе (шоферов, грузчиков и т. д.), на техническое обслуживание, ТР и амортизацию техники (автомобилей, прицепов, погрузчиков), топливо, электроэнергию, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, восстановление износа и ремонт автомобильных шин и из накладных расходов. Однако себестоимость перевозки не является единственным показателем экономической эффективности технологического процесса. Как правило, процессы, обеспечивающие низкие эксплуатационные затраты, требуют повышенных капиталовложений. Понизить себестоимость можно, сократив эксплуатационные затраты либо увеличив выработку, либо сделав одновременно и то и другое. Этого можно достичь, механизировав, например, погрузочно-разгрузочные операции, для чего нужно приобрести погрузочно-разгрузочные средства, т. е. сделать определенные капитальные вложения. Возникает вопрос: оправданы ли дополнительные капиталовложения в новый технологический процесс, обеспечивающий более низкую себестоимость перевозок? Чтобы ответить на него, нужно рассчитать коэффициент эффективности капиталовложения (Е р) и сравнить его с нормативным коэффициентом (Е н). Если расчетный коэффициент будет не ниже нормативного, новый технологический способ следует внедрять.
Коэффициент эффективности капиталовложений рассчитывается по формуле (6.28) где E р — коэффициент эффективности капиталовложений; С 1 — годовые эксплуатационные затраты по действующему процессу, р./год; С 2 — годовые эксплуатационные затраты по новому процессу (C 2 < C 1), р./год; K1 — капиталовложения в действующий процесс, р.; К2 — капиталовложения в новый процесс (К2 > К1), р. Расчетный коэффициент эффективности капиталовложений показывает, сколько рублей в год будет сэкономлено от снижения себестоимости на каждый рубль дополнительных капиталовложений. Нормативный коэффициент эффективности (Е н), регламентирующий минимальную экономию эксплуатационных затрат, которая должна быть получена в течение года на каждый рубль дополнительных капиталовложений, равен 0,15. Это значит, что при внедрении новых технологических процессов перевозок урожая должна быть получена годовая экономия эксплуатационных затрат не менее 15 к. на каждый вложенный рубль. Если это условие не соблюдается, то внедрение новой технологии экономически не оправдано. (В некоторых отраслях народного хозяйства нормативный коэффициент эффективности принят более высоким. Например, в сельском хозяйстве он равен 0,2.)
Если действующий технологический способ может быть заменен несколькими новыми, то внедряется тот из них, который обеспечивает наибольший коэффициент эффективности капиталовложений. При сравнении эффективности новых и действующих технологических способов часто допускается ошибка: по действующему способу не учитываются капиталовложения, т. е. принимается, что К1 = 0. Это мотивируется тем, что капиталовложения уже были сделаны ранее и вновь они не потребуются. Однако это не так. Со временем применяемые в действующем технологическом процессе машины износятся и потребуется приобретать новые, т. е. нести определенные капитальные затраты. Для выбора одного из нескольких возможных технологических процессов с одинаковым объемом перевозок урожая и одинаковыми сроками вывозки можно в качестве показателя экономической эффективности использовать не расчетный коэффициент эффективности капиталовложений, а так называемые приведенные затраты, которые рассчитываются по формуле П = E нK + C, (6.29) где П — приведенные затраты, р./год; E н — нормативный коэффициент эффективности капиталовложений; К — капиталовложения, необходимые для внедрения данного технологического процесса, р.; С — годовые эксплуатационные затраты, р./год. В технологических процессах перевозки урожая с полей участвуют как специальные машины (зернопогрузчики, стационарные автоопрокидыватели, устанавливаемые на токах, компенсаторы, свеклопогрузчики, картофелесортировщики), так и универсальные (автомобили, тракторы, прицепы, универсальные погрузчики). Если перевозку зерна от комбайнов выполняют автомобили, которые на току разгружаются самостоятельно, то расчет удельных приведенных затрат ведется по формуле (6.30) где Пу — удельные приведенные затраты для автомобилей, р./т; Ма — количество автомобилей, обслуживающих комбайны; Ба — балансовая стоимость одного автомобиля, р.; В а — годовая загрузка одного автомобиля, ч; S т.а — себестоимость перевозки одной тонны зерна на автомобиле, р./т; Q ч — количество зерна, убираемого и перевозимого за 1 ч. Если перевозку зерна от комбайнов до дороги выполняют тракторы с прицепами, где оно перегружается зернопогрузчиками в автомобили, которые доставляют его на ток, оборудованный автомобилеопрокидывателями, то формула для расчета удельных приведенных затрат будет иметь следующий вид: (6.31) где Пу — удельные приведенные затраты для тракторов с прицепами, р./т; Ni — число тракторов, тракторных прицепов, зернопогрузчиков, автомобилей и автоопрокидывателей, участвующих в процессе; Сi — балансовые стоимости соответственно трактора, тракторного прицепа, зернопогрузчика, автомобиля и автоопрокидывателя, р.; Вi — годовые загрузки соответственно трактора, тракторного прицепа, зернопогрузчика, автомобиля и автоопрокидывателя, ч/год; Si — себестоимости транспортировки одной тонны зерна тракторным поездом, погрузки зернопогрузчиком, транспортировки автомобилем и выгрузки при помощи автоопрокидывателя, р./т; k — число операций в технологическом процессе; i — номер операции i = 1, 2, 3, …, k.
Способ перевозки урожая часто влияет на показатели работы не только транспортных и погрузочных средств, но и обслуживаемых комбайнов. Так, перевозка зерна от комбайнов с использованием стационарно-передвижных компенсаторов сокращает простои комбайнов в ожидании транспорта на 10 % и повышает их производительность на 15 % по сравнению с прямыми перевозками. Конечно, себестоимость уборки при этом снижается. В таких случаях помимо себестоимости выполнения транспортных и погрузочно-разгрузочных операций необходимо учитывать и себестоимость уборки одной тонны урожая. Себестоимость уборки урожая можно определить, поделив себестоимость машино-часа работы комбайна на его часовую выработку.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.185.34 (0.008 с.) |