Оценка эффективности использования транспорта в сельском хозяйстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности использования транспорта в сельском хозяйстве



Уро­жай с по­лей вы­возит­ся раз­личны­ми тран­спортны­ми средс­тва­ми и по раз­ным тех­но­логи­чес­ким схе­мам. Тран­спортные из­дер­жки сос­тавля­ют бо́льшую часть об­щих зат­рат на убор­ку и пе­ревоз­ку уро­жая. Зат­ра­ты на пе­ревоз­ку зер­на сос­тавля­ют 20…30 %, кар­то­феля — 35…40, си­лоса — 60…70 % об­щих зат­рат на про­из­водс­тво этих культур.

От то­го нас­колько тран­спортные средс­тва и спо­соб пе­ревоз­ки уро­жая со­от­ветс­тву­ют про­из­водс­твен­но-экс­плу­ата­ци­он­ным ус­ло­ви­ям, в зна­чительной ме­ре за­висит ве­личи­на тран­спортных из­держек, а сле­дова­тельно, и ве­личи­на се­бес­то­имос­ти сельско­хозяйствен­ной про­дук­ции. Вот по­чему при ор­га­низа­ции убор­ки и вы­воз­ки уро­жая осо­бое вни­мание сле­ду­ет уде­лять вы­бору на­ибо­лее эко­номич­ных спо­собов и средств его дос­тавки с по­лей на пун­кты под­ра­бот­ки и хра­нения.

Сте­пень эко­номич­ности тех­но­логи­чес­ко­го про­цес­са мо­жет быть оп­ре­деле­на ве­личи­ной се­бес­то­имос­ти пе­ревоз­ки од­ной тон­ны уро­жая или зат­ра­тами на пе­ревоз­ку все­го уро­жая. Се­бес­то­имость пе­ревоз­ки од­ной тон­ны уро­жая мож­но оп­ре­делить, ес­ли по­делить зат­ра­ты, свя­зан­ные с осу­щест­вле­ни­ем про­цес­са в те­чение оп­ре­делен­но­го пе­ри­ода вре­мени (ча­са, дня, де­кады, ме­сяца), на ко­личес­тво гру­за, пе­реве­зен­но­го за тот же пе­ри­од:

(6.27)

где S — се­бес­то­имость пе­ревоз­ки од­ной тон­ны уро­жая, р./т; С — зат­ра­ты, не­об­хо­димые для осу­щест­вле­ния про­цес­са в те­чение оп­ре­делен­но­го пе­ри­ода (экс­плу­ата­ци­он­ные зат­ра­ты), р.; Q — ко­личес­тво уро­жая, пе­реве­зен­но­го за тот же пе­ри­од, т.

Экс­плу­ата­ци­он­ные зат­ра­ты скла­дыва­ют­ся из зат­рат на оп­ла­ту тру­да ра­бочих, учас­тву­ющих в про­цес­се (шо­феров, груз­чи­ков и т. д.), на тех­ни­чес­кое об­слу­жива­ние, ТР и амор­ти­зацию тех­ни­ки (ав­то­моби­лей, при­цепов, пог­рузчи­ков), топ­ли­во, элек­тро­энер­гию, сма­зоч­ные и про­чие экс­плу­ата­ци­он­ные ма­тери­алы, вос­ста­нов­ле­ние из­но­са и ре­монт ав­то­мобильных шин и из нак­ладных рас­хо­дов.

Од­на­ко се­бес­то­имость пе­ревоз­ки не яв­ля­ет­ся единс­твен­ным по­каза­телем эко­номи­чес­кой эф­фектив­ности тех­но­логи­чес­ко­го про­цес­са. Как пра­вило, про­цес­сы, обес­пе­чива­ющие низ­кие экс­плу­ата­ци­он­ные зат­ра­ты, тре­бу­ют по­вышен­ных ка­пита­лов­ло­жений. По­низить се­бес­то­имость мож­но, сок­ра­тив экс­плу­ата­ци­он­ные зат­ра­ты ли­бо уве­личив вы­работ­ку, ли­бо сде­лав од­новре­мен­но и то и дру­гое. Это­го мож­но дос­тичь, ме­хани­зиро­вав, нап­ри­мер, пог­ру­зоч­но-раз­гру­зоч­ные опе­рации, для че­го нуж­но при­об­рести пог­ру­зоч­но-раз­гру­зоч­ные средс­тва, т. е. сде­лать оп­ре­делен­ные ка­питальные вло­жения. Воз­ни­ка­ет воп­рос: оп­равда­ны ли до­пол­ни­тельные ка­пита­лов­ло­жения в но­вый тех­но­логи­чес­кий про­цесс, обес­пе­чива­ющий бо­лее низ­кую се­бес­то­имость пе­рево­зок? Что­бы от­ве­тить на не­го, нуж­но рас­счи­тать ко­эф­фи­ци­ент эф­фектив­ности ка­пита­лов­ло­жения (Е р) и срав­нить его с нор­ма­тив­ным ко­эф­фи­ци­ен­том (Е н). Ес­ли рас­четный ко­эф­фи­ци­ент бу­дет не ни­же нор­ма­тив­но­го, но­вый тех­но­логи­чес­кий спо­соб сле­ду­ет внед­рять.

Ко­эф­фи­ци­ент эф­фектив­ности ка­пита­лов­ло­жений рас­счи­тыва­ет­ся по фор­му­ле

(6.28)

где E р — ко­эф­фи­ци­ент эф­фектив­ности ка­пита­лов­ло­жений; С 1 — го­довые экс­плу­ата­ци­он­ные зат­ра­ты по действу­юще­му про­цес­су, р./год; С 2 — го­довые экс­плу­ата­ци­он­ные зат­ра­ты по но­вому про­цес­су (C 2 < C 1), р./год; K1 — ка­пита­лов­ло­жения в действу­ющий про­цесс, р.; К2 — ка­пита­лов­ло­жения в но­вый про­цесс (К2 > К1), р.

Рас­четный ко­эф­фи­ци­ент эф­фектив­ности ка­пита­лов­ло­жений по­казы­ва­ет, сколько руб­лей в год бу­дет сэ­коном­ле­но от сни­жения се­бес­то­имос­ти на каж­дый рубль до­пол­ни­тельных ка­пита­лов­ло­жений.

Нор­ма­тив­ный ко­эф­фи­ци­ент эф­фектив­ности (Е н), рег­ла­мен­ти­ру­ющий ми­нимальную эко­номию экс­плу­ата­ци­он­ных зат­рат, ко­торая дол­жна быть по­луче­на в те­чение го­да на каж­дый рубль до­пол­ни­тельных ка­пита­лов­ло­жений, ра­вен 0,15. Это зна­чит, что при внед­ре­нии но­вых тех­но­логи­чес­ких про­цес­сов пе­рево­зок уро­жая дол­жна быть по­луче­на го­довая эко­номия экс­плу­ата­ци­он­ных зат­рат не ме­нее 15 к. на каж­дый вло­жен­ный рубль. Ес­ли это ус­ло­вие не соб­лю­да­ет­ся, то внед­ре­ние но­вой тех­но­логии эко­номи­чес­ки не оп­равда­но. (В не­кото­рых от­раслях на­род­но­го хо­зяйства нор­ма­тив­ный ко­эф­фи­ци­ент эф­фектив­ности при­нят бо­лее вы­соким. Нап­ри­мер, в сельском хо­зяйстве он ра­вен 0,2.)

Ес­ли действу­ющий тех­но­логи­чес­кий спо­соб мо­жет быть за­менен нес­кольки­ми но­выми, то внед­ря­ет­ся тот из них, ко­торый обес­пе­чива­ет на­ибольший ко­эф­фи­ци­ент эф­фектив­ности ка­пита­лов­ло­жений.

При срав­не­нии эф­фектив­ности но­вых и действу­ющих тех­но­логи­чес­ких спо­собов час­то до­пус­ка­ет­ся ошиб­ка: по действу­юще­му спо­собу не учи­тыва­ют­ся ка­пита­лов­ло­жения, т. е. при­нима­ет­ся, что К1 = 0. Это мо­тиви­ру­ет­ся тем, что ка­пита­лов­ло­жения уже бы­ли сде­ланы ра­нее и вновь они не пот­ре­бу­ют­ся. Од­на­ко это не так. Со вре­менем при­меня­емые в действу­ющем тех­но­логи­чес­ком про­цес­се ма­шины из­но­сят­ся и пот­ре­бу­ет­ся при­об­ре­тать но­вые, т. е. нес­ти оп­ре­делен­ные ка­питальные зат­ра­ты.

Для вы­бора од­но­го из нес­кольких воз­можных тех­но­логи­чес­ких про­цес­сов с оди­нако­вым объемом пе­рево­зок уро­жая и оди­нако­выми сро­ками вы­воз­ки мож­но в ка­чес­тве по­каза­теля эко­номи­чес­кой эф­фектив­ности ис­пользо­вать не рас­четный ко­эф­фи­ци­ент эф­фектив­ности ка­пита­лов­ло­жений, а так на­зыва­емые при­веден­ные зат­ра­ты, ко­торые рас­счи­тыва­ют­ся по фор­му­ле

П = E нK + C,

(6.29)

где П — при­веден­ные зат­ра­ты, р./год; E н — нор­ма­тив­ный ко­эф­фи­ци­ент эф­фектив­ности ка­пита­лов­ло­жений; К — ка­пита­лов­ло­жения, не­об­хо­димые для внед­ре­ния дан­но­го тех­но­логи­чес­ко­го про­цес­са, р.; С — го­довые экс­плу­ата­ци­он­ные зат­ра­ты, р./год.

В тех­но­логи­чес­ких про­цес­сах пе­ревоз­ки уро­жая с по­лей учас­тву­ют как спе­ци­альные ма­шины (зер­но­пог­рузчи­ки, ста­ци­онар­ные ав­то­оп­ро­киды­вате­ли, ус­та­нав­ли­ва­емые на то­ках, ком­пенса­торы, свек­ло­пог­рузчи­ки, кар­то­феле­сор­ти­ров­щи­ки), так и уни­вер­сальные (ав­то­моби­ли, трак­то­ры, при­цепы, уни­вер­сальные пог­рузчи­ки).

Ес­ли пе­ревоз­ку зер­на от ком­байнов вы­пол­ня­ют ав­то­моби­ли, ко­торые на то­ку раз­гру­жа­ют­ся са­мос­то­ятельно, то рас­чет удельных при­веден­ных зат­рат ве­дет­ся по фор­му­ле

(6.30)

где Пу — удельные при­веден­ные зат­ра­ты для ав­то­моби­лей, р./т; Ма — ко­личес­тво ав­то­моби­лей, об­слу­жива­ющих ком­байны; Ба — ба­лан­со­вая сто­имость од­но­го ав­то­моби­ля, р.; В а — го­довая заг­рузка од­но­го ав­то­моби­ля, ч; S т.а — се­бес­то­имость пе­ревоз­ки од­ной тон­ны зер­на на ав­то­моби­ле, р./т; Q ч — ко­личес­тво зер­на, уби­ра­емо­го и пе­рево­зимо­го за 1 ч.

Ес­ли пе­ревоз­ку зер­на от ком­байнов до до­роги вы­пол­ня­ют трак­то­ры с при­цепа­ми, где оно пе­рег­ру­жа­ет­ся зер­но­пог­рузчи­ками в ав­то­моби­ли, ко­торые дос­тавля­ют его на ток, обо­рудо­ван­ный ав­то­моби­ле­оп­ро­киды­вате­лями, то фор­му­ла для рас­че­та удельных при­веден­ных зат­рат бу­дет иметь сле­ду­ющий вид:

(6.31)

где Пу — удельные при­веден­ные зат­ра­ты для трак­то­ров с при­цепа­ми, р./т; Ni — чис­ло трак­то­ров, трак­торных при­цепов, зер­но­пог­рузчи­ков, ав­то­моби­лей и ав­то­оп­ро­киды­вате­лей, участ­ву­ющих в про­цес­се; Сi — ба­лан­со­вые сто­имос­ти со­от­ветс­твен­но трак­то­ра, трак­торно­го при­цепа, зер­но­пог­рузчи­ка, ав­то­моби­ля и ав­то­оп­ро­киды­вате­ля, р.; Вi — го­довые заг­рузки со­от­ветс­твен­но трак­то­ра, трак­торно­го при­цепа, зер­но­пог­рузчи­ка, ав­то­моби­ля и ав­то­оп­ро­киды­вате­ля, ч/год; Si — се­бес­то­имос­ти тран­спор­ти­ров­ки од­ной тон­ны зер­на трак­торным по­ез­дом, пог­рузки зер­но­пог­рузчи­ком, тран­спор­ти­ров­ки ав­то­моби­лем и выг­рузки при по­мощи ав­то­оп­ро­киды­вате­ля, р./т; k — чис­ло опе­раций в тех­но­логи­чес­ком про­цес­се; i — но­мер опе­рации i = 1, 2, 3, …, k.

Спо­соб пе­ревоз­ки уро­жая час­то вли­яет на по­каза­тели ра­боты не только тран­спортных и пог­ру­зоч­ных средств, но и об­слу­жива­емых ком­байнов. Так, пе­ревоз­ка зер­на от ком­байнов с ис­пользо­вани­ем ста­ци­онар­но-пе­ред­вижных ком­пенса­торов сок­ра­ща­ет прос­тои ком­байнов в ожи­дании тран­спор­та на 10 % и по­выша­ет их про­из­во­дительность на 15 % по срав­не­нию с пря­мыми пе­ревоз­ка­ми. Ко­неч­но, се­бес­то­имость убор­ки при этом сни­жа­ет­ся. В та­ких слу­ча­ях по­мимо се­бес­то­имос­ти вы­пол­не­ния тран­спортных и пог­ру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных опе­раций не­об­хо­димо учи­тывать и се­бес­то­имость убор­ки од­ной тон­ны уро­жая. Се­бес­то­имость убор­ки уро­жая мож­но оп­ре­делить, по­делив се­бес­то­имость ма­шино-ча­са ра­боты ком­байна на его ча­совую вы­работ­ку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.185.34 (0.008 с.)