Факторы, сохраняющие качество товаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, сохраняющие качество товаров



Изучение факторов, обусловливающих сохранение качества товаров, составляет важнейшую часть науч­ных основ товароведения. Этими факторами являются соответствующая, достаточно полная маркировка, не­обходимая упаковка и рациональные условия транс­портирования и хранения товаров, надлежащий уход за ними на всех этапах их реализации и при экс­плуатации.

К сохраняющим факторам относятся упаковка, хранение, товарная обработка, реализация, послепродажное обслуживание или потребление.

Упаковка товаров

Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечи­вающих защиту товара от повреждений и потерь, а окру­жающую среду — от загрязнения.

Основное назначение упаковки — защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров или отдель­ных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает ко­личественные потери самих товаров, а также загрязнение окружающей среды.

Вспомогательная функция упаковки — носитель марки­ровки или красочного оформления товара; в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и представляет наибольший интерес для маркетологов.

Элементами упаковки являются тара, упаковочные и/ или перевязочные материалы.

Тара — основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара.

Упаковочные материалы — дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров от меха­нических воздействий.

Перевязочные материалы — дополнительный элемент упаковки, предназначенный для повышения прочности тары.

Классификация упаковки. Классифицируют упаковку по ряду признаков: месту упаковывания, назначению, при­меняемым материалам, форме, грузоподъемности и габа­ритам, кратности использования.

По месту упаковывания различают упаковку производственную, эту технологическую операцию осущест­вляет производитель, и торговую — проводит продавец. Эта торговая услуга может быть бесплатной или платной. При этом бесплатная услуга по упаковыванию включается в издержки обращения, а платную услугу оплачивает по­требитель.

По назначению упаковку подразделяют на потреби­тельскую и транспортную.

Потребительская упаковка предназначена для срав­нительно, небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Этот вид упаковки предполагает предвари­тельное расфасовывание товара производителем или про­давцом и отпуск потребителю в расфасованном виде, с за­ранее обусловленными количественными характеристика­ми (масса, объем или длина).

Для жидких продовольственных и непродовольствен­ных товаров применение потребительской упаковки (бутылки, банки, коробки, тетрапаки, стаканы и т. п.) является обязательным условием при розничной продаже. Отпуск таких товаров может осуществляться в расфасованном виде в потребительской упаковке изготовителя или продавца, а также путем взвешивания или отмеривания в тару потре­бителя.

К потребительской таре относятся:

· коробки разных размеров, корзинки, лотки, тубы, меш­ки, пакеты из картона, бумаги, фольги, полимерных и ком­бинированных материалов:

· стеклянные и металлические банки, бутыли, тетрапаки и перпаки, стаканы из комбинированных и полимерных материалов;

· упаковочные материалы — бумага, фольга, пергамент и подпергамент, картон, в том числе прокладки из гофри­рованного картона, полимерные материалы.

Транспортную упаковку используют для перевозки то­варов и оптовой или мелкооптовой продажи.

К транспортной упаковке относятся:

грузовые цистерны (железнодорожные, автомобильные), бочки,.бидоны, предназначенные для жидких товаров;

контейнеры, ящики, лотки, корзины, коробки, предна­значенные для перевозки товаров с относительно невысо­кой механической устойчивостью, в расфасованном виде или насыпью;

мешки тканевые, полимерные, из крафт-бумаги, пред­назначенные для сыпучих товаров с относительно высокой механической устойчивостью.

В зависимости от применяемых материалов, их меха­нической устойчивости и прочности, которые обусловливают степень сохраняемости товаров, упаковку подразде­ляют на следующие группы и виды:

жесткая упаковка:

металлическая — банки, тубы, контейнеры, цистерны, перевязочная лента;

стеклянная — банки, бутылки, баллоны;

деревянная — ящики, контейнеры, лотки, корзины, боч­ки, кадушки;

полимерная — ящики, бочки;

полужесткая упаковка:

картонная — коробки;   

комбинированная — тетрапаки, перпаки и т. п.; мягкая упаковка:

  полимерная — паки, мешки, пакеты, шпагат; бумажная — мешки, пакеты, оберточная и иная бумага; тканевая —- мешки, перевязочные материалы (шпагат, веревки, ленты и т. п.).

Жесткая упаковка достаточно надежно защищает упа­кованные в нее товары от механических воздействий (удары, нажимы, проколы), возникающих при перевозках и хранении в таре, в результате чего значительно улучшается сохраняемость товаров. Кроме того, давление верхних слоев товара на нижние значительно меньше, чем при бестар­ном хранении.

Некоторые виды тары — металлическая и стеклянная — в случае герметизации предотвращают воздействие на то­вары кислорода воздуха, посторонней микрофлоры, что уменьшает окислительную порчу (прогоркание, осаливание жиров, разрушение витаминов, красящих и других ве­ществ), а также микробиологическую порчу (гниение, плесневение, развитие ботулинуса, сальмонеллы и т. п.).

Металлическая тара и бутылки из темного стекла за­щищают товар от действия солнечного света, ускоряющие процессы окислительной порчи.

Наряду с указанными достоинствами жесткая упаковка имеет и определенные недостатки: относительно высокий удельный вес и объем тары к массе и объему брутто (25— 30%), высокую стоимость (цены закупочная и эксплуата­ции — ремонт, доставка пустой тары). Это приводит к повышению затрат на тару и ее оборот, закладываемых в издержки производства или обращения, и соответственно снижению прибыли.

Полужесткая упаковка отличается от жесткой мень­шими массой и объемом. Пустая упаковка легко складывается или вкладывается одна в другую, что облегчает и уде­шевляет ее перевозку и хранение. Стоимость такой упа­ковки значительно ниже, так как применяются дешевые материалы, в том числе полученные вторичной перера­боткой древесины.

В полужесткую упаковку помещают товары, относи­тельно устойчивые к механическим воздействиям, что обес­печивает их сохраняемость. Однако полужесткая упаковка недостаточно механически устойчива, поэтому при перевозках и хранении необходимо создавать условия, предот­вращающие значительные механические воздействия (со­блюдение минимально допустимой высоты загрузки, при­менение прокладок и упаковочных материалов, использо­вание для потребительских упаковок жесткой транспорт­ной тары).

При соблюдении этих условий полужесткая упаковка обеспечивает надлежащую сохраняемость товаров при ми­нимальных затратах на нее.

  Мягкая упаковка предназначена для товаров с относи­тельно высокой механической устойчивостью или требует дополнительного применения жесткой или полужесткой потребительской тары, так как недостаточно защищает то­вар от внешних механических повреждений.

Товары, упакованные в мягкую тару, при механических воздействиях, превышающих их механическую устойчи­вость, могут деформироваться или разрушаться.

Мягкая тара отличается самой низкой надежностью по степени защиты от воздействия окружающей среды, поэто­му применяется только для определенного перечня товаров.

 Требования к упаковке. К упаковке предъявляют сле­дующие основополагающие требования: безопасность; эко­логические свойства; надежность; совместимость; взаимо­заменяемость; экономическая эффективность.

Безопасность упаковки означает, что содержащиеся в ней вредные для организма вещества не могут перейти в товар, непосредственно соприкасающийся с упаковкой.

Наиболее безопасна стеклянная и тканевая тара, на­именее — металлическая и полимерная.

Экологические свойства упаковки способность ее при использовании и утилизации не наносить существен­ного вреда окружающей среде.

Надежность упаковки — способность сохранять меха­нические свойства и/или герметичность в течение длитель­ного времени.

Благодаря этому свойству упаковка обеспечивает над­лежащую сохраняемость товаров, причем способность раз­ных видов упаковок сохранять упакованные товары неоди­накова.

Кроме того, упаковка многократного использования сама должна обладать хорошей сохраняемостью как с товаром, так и без него. Срок сохраняемости одноразовой упаковки может не превышать значительно сроки годности товаров.

Совместимость упаковки — способность не изменять потребительские свойства упакованных товаров.

 Для этого упаковка должна быть чистой, сухой, без при­знаков плесени и посторонних запахов. Она не должна по­глощать отдельные компоненты товара (вода, жиры и т. п.).

Взаимозаменяемость — способность упаковок одного вида заменить упаковки другого вида при использовании по одному функциональному назначению. Например, гер­метичные металлические банки могут быть заменены стек­лянными банками с металлическими крышками, ящики — контейнерами или картонными коробками.

Эстетические свойства также очень важны для упа­ковки и в первую очередь для потребительской тары. Эс­тетичность упаковки достигается путем применения при­влекательных материалов (фольга, целлофан, полиэтилен и т. п.), а также красочного оформления (цветовая гамма и рисунки).

Указанные требования предопределяют выбор упаков­ки в зависимости от ее назначения. Наиболее важными кри­териями выбора служат безопасность, надежность и со­вместимость, а также экономическая эффективность упа­ковки и сроки хранения упакованных товаров.

Экономическая эффективность упаковки определя­ется ее стоимостью, а также ценой эксплуатации и ценой утилизации.

Стоимость упаковки зависит от применяемых материа­лов, а также технологичности производства. Например, бу­мага дешевле стекла и металла, зато последние легко под­вергаются плавлению, формовке или штамповке.

Одноразовая упаковка дешевле, но требуется больше затрат на ее утилизацию. Многооборотная тара отличается пониженными затратами, если она используется более 3— 5раз, не требуя ремонта.

 Экономическая эффективность упаковок разных видов неодинакова и неразрывно связана с особенностями това­ров, которые в нее должны быть упакованы. Невозможно выделить один вид упаковки, отличающейся высокой эф­фективностью для разных товаров.

Итак, важнейшая функция упаковки — сохранение то­варов при неблагоприятных внешних воздействиях за счет собственной сохраняемости, безопасности для упакованных товаров, а также совместимости упаковки и товаров. В этом заключается функциональное назначение упаковки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.186.30 (0.014 с.)