Психологическое сопровождение оптантов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое сопровождение оптантов



Проблемы психологического сопровождения Психотехнологии профконсультирования
1. Определение реальной проблемы профессионального самоопределе­ния Беседа, интервью, сочинение, пси­хобиография
2. Социально-экономические и бытовые условия жизнедеятельно­сти оптанта Анализ семейных отношений, ма­териального обеспечения, жилищ­ных условий и т. п.
3. Комплексное изучение индиви­дуально-психологических особен­ностей личности Диагностика ценностных ориента­ции, установок, самооценки, инте­ресов, склонностей, способностей
4. Компетентное отражение мира профессий и образа выбираемой профессии Диагностические и профориентационные игры, тренинги профес­сионального самоопределения
5. Рассогласование идеального и реального образа профессии, моти­вации профессионального выбора, неадекватная самооценка Психолого-педагогический конси­лиум, методики самопознания и самоанализа, профессиональная рефлексия и др.
6. Поиск смысловых опор лично­сти в ситуациях кризисов профес­сионального самоопределения Метод критических событий, пси­хобиография, тестирование и др.
7. Коррекция профессионального выбора Составление планов профессиональ­ного развития, альтернативных сце­нариев профессионального станов­ления, проспектированное профес-сиографирование и др.

 

Таким образом, социально-психологическое сопро­вождение на стадии оптации предусматривает участие психолога-профконсультанта на этапах формирования профессиональных намерений, выбора профессии и про­фессиональной подготовки, а также коррекции выбора и реориентации. Реализация этих видов профориентации осуществляется путем применения развивающих психо-технологий: профессионального консультирования, пси­ходиагностики, психотренингов, психолого-педагогиче­ских консилиумов. Эти технологии обращены к личност­ным механизмам, регулирующим активность оптанта, формирующим позитивное самоотношение, готовность к изменениям и способность проектировать альтернатив­ные сценарии профессионального становления, принятие на себя ответственности за свое профессиональное буду­щее.

Проблема устойчивости профессионального выбора ак­туальна для любого общества, поскольку ежегодно огром­ные суммы тратятся на профессиональное переобучение. При этом необходимость получения новой профессии в 30—45 % случаев, по данным Министерства организации труда, связана с различными субъективными факторами, проявляющимися в разочаровании в прежней профессии.

О существовании этой проблемы говорят результаты и наших исследований. Среди мастеров профессиональ­но-технических училищ, повышавших квалификацию, восемь-девять человек из десяти среди своих затруднений в педагогической деятельности указывали на сложности в формировании у воспитанников заинтересованности в профессиональной деятельности. В связи с этим, как они считают, только 10—20 % выпускников через 5 лет работают по специальности, полученной в училище.

Устойчивость профессионального выбора определяется прежде всего тем, насколько основательно и ответственно субъект относится к профессиональной подготовке, рас­сматривая ее как реализацию своих жизненных планов. Пра­вомерность такой точки зрения связана с тем, что, наряду с операциональным освоением профессии, возникает вопрос о готовности субъекта к принятию связанных с ней жизнен­ных ценностей.

Ответ на этот вопрос с необходимостью предполагает знание субъектом самого себя.

Мы не будем касаться вопроса об индивидуально-типо­логических особенностях, влияющих на выбор профессии, а сделаем акцент на тех психологических особенностях, кото­рые характерны для возрастной группы, в которую входят учащиеся ПТУ. В училище приходит старший подросток, личностное развитие которого определяется процессом освоения просоциальной деятельности (Д.И. Фельдштейн). Последующий переход к раннему юношескому возрасту свя­зан с изменением ведущей деятельности, ею становится учебно-профессиональная (Д.Б. Эльконин). Полноценный личностный рост на каждом этапе возрастного развития воз­можен только при условии, что «отработан» предшествую­щий, если нет, то индивид как бы «застревает», прокручивая через себя одни и те же отношения.

Полноценному подростничеству в развитии профессио­нального сознания соответствует стадия оптации (Е. А. Кли­мов), когда субъектом принимается принципиальное реше­ние, связанное с некоторой общественно значимой сферой производства духовных или материальных благ, в которой он собирается профессионально жить. После чего должен насту­пить этап, для которого характерны попытки первоначально­го освоения конкретной профессиональной деятельности, направленной на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности обще­ства в обеспечении социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должна стать сформированность готовности личности к профессиональному самооп­ределению, которая рассматривается как способность к по­знанию индивидуальных особенностей («образ Я») и к приня­тию решения.

Особенностью данного подхода является рассмотрение профессионального самоопределения как процесса форми­рования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека к перемене профессии, адаптации к жизни и про­фессиональной деятельности в условиях рыночной эконо­мики.

Анализ накопленного фактологического материала в тео­рии и практике профессионального самоопределения по­зволяет выделить основные концептуальные положения, определяющие развитие данной проблемы.

Профессиональное самоопределение является много­мерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:

 

1) как серию задач, которые ставит общество перед лич­ностью, — социологический подход;

2) как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственны­ми предпочтениями и потребностями системы разделе­ния труда в обществе, — социально-психологический

подход;

3) как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность, — дифференциально-психологический подход.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.006 с.)