Факторы, детерминирующие становление личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, детерминирующие становление личности



Фактор Нормативное развитие Отклоняющееся развитие
Природная среда Благоприятные географи­ческое местожительство и климатические условия Неблагоприятные геогра­фическое местожительство и климатические условия
Биологический фактор Нормальная наследствен­ность, фиксированный пол, хорошее здоровье Отягощенная или обога­щенная наследственность, недостаточная дифферен­циация пола, задержка психического развития, ак­центуации характера, сек­суальные расстройства
Социальный фактор   Достаточный уровень эко­номического благосостоя­ния семьи, стимулирова­ние развития личности и повышения уровня ее об­разованности, психологически комфортные семей­ные отношения, диффе­ренцированное общее и вариативное профессио­нальное образование Низкий уровень экономи­ческого благосостояния семьи, неполная или со­циально неблагополучная семья, слабодифференци-рованное обучение в шко­ле, отсутствие профессио­нального образования, иг­норирование уровня профессионализма, отсут­ствие системы аттестации, социально-этническое неравенство
Активность личности   Активная позиция, сверх­нормативная профессио­нальная активность, не­прерывное образование, самоорганизация, самооб­разование, саморазвитие и самоактуализация Депрессивная пассив­ность, социальная инерт­ность, лень, равнодушие, социальная дезадаптивность  
Случайные события и обстоятельства Чувствительность к благо­приятному стечению об­стоятельств и случайных знаковых событий Неблагоприятная судьба, иррациональные тенден­ции в развитии, бессозна­тельное влечение к разру­шению своего Я

 

На разных стадиях становления личности влияние этих факторов неоднозначно. В дошкольном возрасте и в старо­сти большую роль играют биологические факторы и природ­ная среда, в школьные годы — социальные факторы: система образования и семья; в период взрослости — социально-эко­номические условия, собственная активность личности и случайные обстоятельства. Конечно, в индивидуальной жиз­ни человека значение этих факторов также неоднозначно. Неповторимое сочетание данных факторов определяет тра­ектории и сценарии становления личности в онтогенезе.

Важное значение в становлении личности имеют потреб­ности как источники активности. Общепринятой классифи­кации потребностей нет. Одну из основательных попыток классификации потребностей предпринял американский психолог А. Маслоу (см.: [98. С. 479—527]). Он выделил пять базовых уровней потребностей и произвел прикидочную оценку степени их удовлетворения, ориентируясь на амери­канский образ жизни. Приведем эти потребности.

Физиологические потребности: в пище, отдыхе, движе­нии, жилье, сексе. Любая из них, по мнению А. Маслоу, мо­жет стать главенствующей. В среднем данные потребности удовлетворяются на 85 %.

Потребности в безопасности: защищенности, защите от стихийных бедствий, сил природы и др., защите от насилия и угроз, стабильности. Степень удовлетворения — около 70 %.

Потребности в общении, привязанности и любви, присоеди­нении и принятии. Отчетливо проявляются лишь при удов­летворении потребностей первых двух уровней. Удовлетво­ряются в среднем на 50 %.

Потребности в уважении, самоуважении, т. е. в высокой репутации, признании компетентности, профессиональном престиже, добром имени, достаточном уровне образования. В среднем удовлетворяются на 40 %.

Потребности в самоактуализации, в реализации своего по­тенциала, в творчестве. Степень удовлетворения этих по­требностей — всего лишь около 10%.

А. Маслоу утверждал, что если человеку не удается удов­летворить потребности более высоких уровней, то он стре­мится как можно полнее «отвести душу» на удовлетворении простейших потребностей. Удовлетворение потребностей, находящихся внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных на более высоких уровнях, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетво­рены, прежде чем возникнут потребности в безопасности; физиологические потребности и потребности в безопасно­сти и защите должны быть удовлетворены до некоторой сте­пени, прежде чем возникнут и будут требовать удовлетворе­ния потребности в принадлежности и любви. По А. Маслоу, такое иерархическое расположение основных потребностей является главным принципом, лежащим в основе организа­ции мотивации человека.

Среди существующих теорий психологического развития можно выделить две, по-разному трактующие источники становления личности.

Первая рассматривает становление личности как вполне самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние закономерности, в принципе не зависящие от воспитания и обучения человека. Признавая ускоряющее влияние обучения и воспитания на развитие личности, сто­ронники данной концепции считают, что изменить внутрен­нюю последовательность и психологические особенности стадий этого процесса нельзя. Характеризуя данную концеп­цию, Л. С. Выготский писал, что обучение и развитие мыс­лятся как два независимых друг от друга процесса. Развитие ребенка представляется как процесс, подчиненный природ­ным законам и протекающий по типу созревания, а обучение понимается как чисто внешнее использование возможно­стей, которые возникают в процессе развития.

Вторая концепция, развиваемая научной школой Л. С. Вы­готского, исходит из того, что в основе психического развития лежит специфический процесс присвоения индивидом дости­жений предшествующих поколений, в результате чего проис­ходит воспроизведение в человеке исторически сформировав­шихся способностей и функций. С этой точки зрения весь про­цесс становления личности имеет конкретно-исторический характер. Каждому типу общества присущ вполне определен­ный тип развития личности, стихийно или целенаправленно определяемый сложившейся в данном обществе системой вос­питания и народного образования. Л. С. Выготский подчерки­вал, что обучение призвано опережать развитие, вести его за собой, только тогда оно будет эффективным. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно личности в про­цессе самостоятельной деятельности (зона актуального разви­тия), но и то, что она может сделать в сотрудничестве с педаго­гами (зона ближайшего развития).

Завершая рассмотрение вопроса о факторах становления личности, следует подчеркнуть, что решающее значение имеют социальные условия (обучение и воспитание); важ­ная роль отводится собственной активности личности, само­воспитанию; биологические факторы выполняют функции предпосылок, возможностей психического развития.

Движущими силами становления личности являются проти­воречия двоякого рода, с одной стороны, между личностью и внешними условиями жизнедеятельности и, с другой — обу­словленные внутриличностными образованиями. Основным диалектическим противоречием выступает противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности. Для каждой стадии становления личности характерны свои специфические проти­воречия. Снятие их приводит к переходу личности на следую­щую стадию становления. Детерминация становления лично­сти различными психологическими школами трактуется по-разному. Социально-психологические теории рассмат­ривают развитие как результат социальной селекции и соци­ализации. Большое значение придается случайности. Пси­ходинамические теории в качестве детерминант развития рассматривают инстинктивные побуждения и эмоционально окрашенный опыт, приобретенный в раннем детстве. Важную роль играет реальная ситуация, которую наблюдает личность в детстве и ранней юности. Представители психологии разви­тия факторами становления считают психическое развитие ребенка, дошкольное и школьное образование.

Исследование закономерностей становления личности в отечественной психологии привело к определению детермина­ции этого процесса, объективных и субъективных факторов. Активным, производящим началом признаются социальные условия, а следствием отражения этих условий — изменения в субъектах.

Положение о первичности социальной детерминации развития личности не означает полного игнорирования био­логических особенностей человека. В отечественной психо­логии признается влияние биологической сущности челове­ка на личностное развитие. Особо подчеркивается ее воздей­ствие на темп и уровень развития.

В какой мере биологическое развитие определяет станов­ление личности? На этот вопрос отечественные психологи от­вечают по-разному. Одни придают наследственности в детерминации психических свойств большее значение, другие — меньшее. А. В. Брушлинский, специально проанализировав­ший проблему предпосылок психического развития лично­сти, пришел к выводу, что на ранних стадиях онтогенеза био­логическое выступает в качестве внутренних условий разви­тия. По мере становления личности усиливается влияние внешних (социальных) факторов. При этом внешние причи­ны действуют опосредованно через внутренние условия [13].

Профессиональное становление специалиста в основном обусловлено внешними воздействиями. Однако его нельзя не­посредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, т. к. они всегда преломляются в жизненном опыте человека, индивидуальных психических особенностях, психическом складе. В этом смысле внешнее влияние опосредуется внутрен­ними условиями, к которым и относится своеобразие психики личности, ее социальный и профессиональный опыт.

В процессе становления профессионала, увеличения масштаба личности субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойства­ми. Другими словами, человек может сам сознательно изме­нять свою профессиональную биографию, заниматься само­развитием, самосовершенствованием, но и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением, эконо­мическими условиями жизнедеятельности.

 

 

Стадии профессионального

  становления личности

Т. В. Кудрявцев, один из первых отечественных психоло­гов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения ста­дий избрал отношение личности к профессии и уровень вы­полнения деятельности. Он выделил четыре стадии:

1) возникновение и формирование профессиональных на­мерений;

2) профессиональное обучение и подготовку к профессио­нальной деятельности;

3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахож­дение себя в производственном коллективе;

4) полную реализацию личности в профессиональном труде [47].

 

Е. А. Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию:

1) стадия оптации (12—17 лет) — подготовка к сознательно­му выбору профессионального пути;

2) стадия профессиональной подготовки (15—23 года) — овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности;

3)  стадия развития профессионала (от 16—23 лет до пенси­онного возраста) — вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальней­шее развитие субъекта деятельности (см.: [40. С. 58—61]).

 

В более поздней периодизации жизненного пути профес­сионала Е. А. Климов предлагает более подробную группи­ровку фаз:

• оптация — период выбора профессии в учебно-професси­ональном заведении;

• адаптация — вхождение в профессию и привыкание к ней;

• фаза интернала — приобретение профессионального опыта;

• мастерство — квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

• фаза авторитета — достижение профессионалом высокой квалификации;

• наставничество — передача профессионалом своего опыта (см.: [43. С. 418-425]).

 

Не претендуя на строгую научную дифференциацию про­фессиональной жизни человека, Е. А. Климов предлагает эту периодизацию для критического размышления.

 

А. К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней и 9 этапов (см.: [54. С. 56-57]):

1) допрофессионализм включает этап первичного ознаком­ления с профессией;

2) профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владе­ния профессией в форме мастерства;

3)   суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого само­проектирования себя как личности;

4) непрофессионализм — выполнение труда по профессио­нально искаженным нормам на фоне деформации лично­сти;

5)   послепрофессионализм — завершение профессиональ­ной деятельности.

 

За рубежом широкое признание получила периодизация Д. Е. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профес­сиональной зрелости [60]:

 

1) рост — развитие интересов, способностей (0—14 лет);

2) исследование — апробация своих сил (14—25 лет);

3)  утверждение — профессиональное образование и упроче­ние своих позиций в обществе (25—44 года);

4) поддерживание — создание устойчивого профессиональ­ного положения (45—64 года);

5) спад — уменьшение профессиональной активности (65 лети более).

 

Из краткого анализа периодизаций профессионального становления личности следует, что, несмотря на разные кри­терии и основания дифференциации этого процесса, выде­ляются примерно одинаковые стадии. Логика развиваемой нами концепции профессионального становления обуслов­ливает правомерность обобщения проделанного анализа.

Поскольку на выбор профессионального труда, станов­ление специалиста влияют социально-экономические фак­торы, то правомерно в качестве основания членения про­фессионального развития человека избрать социальную си­туацию, которая детерминирует отношение личности к профессии и профессиональным общностям.

Следующим основанием дифференциации профессио­нального становления выступает ведущая деятельность. Ее освоение, совершенствование способов выполнения при­водят к кардинальной перестройке личности. Очевидно, что деятельность, осуществляемая на репродуктивном уровне, предъявляет иные требования к личности, чем частично по­исковая и творческая. Психологическая организация лично­сти молодого специалиста, осваивающего профессиональную деятельность, вне всякого сомнения, отличается от психоло­гической организации личности профессионала. Следует иметь в виду, что психологические механизмы реализации конкретной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях настолько различны, что их можно отнести к разным типам деятельности, т. е. переход с одного уровня выполнения деятельности на другой, более высокий, сопровождается пе­рестройкой личности.

Таким образом, в качестве оснований для выделения ста­дий профессионального становления личности оправданно взять социальную ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности. Рассмотрим влияние этих двух факторов на профессиональное становление личности.

1. Началом данного процесса является зарождение про­фессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0—12 лет).

2. Затем следует формирование профессиональных на­мерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период в становлении личности получил название оптация. Особен­ность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства — перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональ­ные интересы, формируются жизненные планы. Профес­сиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

3. Следующая стадия становления начинается с поступ­ления в профессиональное учебное заведение (профессио­нальное училище, техникум, вуз). Социальная ситуация ха­рактеризуется новой социальной ролью личности (учащий­ся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность — профессионально-познавательная, ориентированная на по­лучение конкретной профессии. Длительность стадии про­фессиональной подготовки зависит от типа учебного заведе­ниями случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно со­кращена (до одного-двух месяцев).

4. После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация корен­ным образом меняется: новая система отношений в разно­возрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и професси­ональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень се выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.

Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессио­нальную адаптацию — освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение про­фессионального опыта и самостоятельное выполнение про­фессионального труда.

5. По мере освоения профессии личность все больше по­гружается в профессиональную среду. Реализация деятельно­сти осуществляется относительно устойчивыми и опти­мальными для работника способами. Стабилизация профес­сиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительно­сти и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностносообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профес­сионализации и становления специалиста.

6. Дальнейшее повышение квалификации, индивидуали­зация технологий выполнения деятельности, выработка соб­ственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.

На этой стадии профессиональная активность постепен­но стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализи­руется и зависит от психологических особенностей лично­сти. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчи­вый и оптимальный уровень профессиональной активности.

7. И лишь часть работников, обладающих творческими по­тенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходят на следующую стадию — профес­сионального мастерства и становления акмепрофессионалов. Для нее характерны высокая творческая и социальная актив­ность личности, продуктивный уровень выполнения профес­сиональной деятельности. Переход на стадию мастерства из­меняет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повыша­ет уровень профессиональной активности личности. Профес­сиональная активность проявляется в поиске новых, более эф­фективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках пре­одолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управле­ния, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пре­делы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) — свидетельство того, что личность состоялась.

 

Таким образом, в целостном процессе профессионально­го становления личности выделяется семь стадий (табл. 2).

 

 

Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.044 с.)