Статья 270. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 270. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации



1. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – учреждение специального образования, в котором организуется оказание ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет,реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечиваются меры по их социализации и интеграции в общество, овладению жизненными компетенциями, а также могут реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении. Допускается пребывание в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, лиц с расстройствами аутистического спектра до восемнадцати лет.

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации обеспечивает создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития и осуществляет образовательную, в том числе в рамках оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет, коррекционно-педагогическую, социальную, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность, оказание психологической помощи.

Ранняя комплексная помощь – система мер, включающая выявление детей с нарушениями развития и риском их появления, обследование, реабилитацию, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье, учреждении образования, организации здравоохранения.

Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации осуществляет также диагностическую деятельность, создает банк данных о детях с особенностями психофизического развития, координирует деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

2. В центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации могут создаваться структурные подразделения: диагностико-консультативное отделение, отделение ранней комплексной помощи, пункт коррекционно-педагогической помощи, иные структурные подразделения.

3. В государственном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создается психолого-медико-педагогическая комиссия для проведения психолого-медико-педагогического обследования. Состав и порядок деятельности психолого-медико-педагогической комиссии определяется Министерством образования Республики Беларусь.

По результатам психолого-медико-педагогического обследования оформляется протокол обследования и заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Заключение содержит рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе, оказании ему коррекционно-педагогической помощи, типе или виде учреждения образования, создании специальных условий для получения образования.

Обучение и воспитание ребенка с особенностями психофизического развития в соответствиис рекомендациями, содержащимися в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, осуществляются с письменного согласия его законного представителя.

Законному представителю ребенка с особенностями психофизического развития в случае его несогласия с рекомендациями государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и подписывается законным представителем и руководителем государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – членами психолого-медико-педагогической комиссии.

4. В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации получают образование лица с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

Тяжелые физические и (или) психические нарушения – физические и (или) психические нарушения, выраженные в такой степени, что получение образования ограничивается приобретением основ знаний об окружающем мире, навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков.

Два и более физических и (или) психических нарушения являются множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

5. В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации могут получать образование или коррекционно-педагогическую помощь лица с расстройствами аутистического спектра.

Расстройства аутистического спектра – разные по степени выраженности нарушения поведения, общенияи социального взаимодействия.

В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации получают образование лица с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальной недостаточностью, у которых нарушение поведения, общения и социального взаимодействия выражены в такой степени, что требуют постоянного сопровождения взрослого и создания специальной среды, приспособленной к их возможностям и потребностям.

В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может оказываться коррекционно-педагогическая помощь, ранняя комплексная помощь лицам с расстройствами аутистического спектра.

6. В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может быть создан кабинет учебного оборудования.

7. В государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, координирующий деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, организациями здравоохранения при наличии клинического диагноза с признаками явных физических и (или) психических нарушений с согласия законного представителя ребенка предоставляются сведения о ребенке с особенностями психофизического развития.

Статья 271. Управление учреждением специального образования

1. Непосредственное руководство учреждением специального образования осуществляет его руководитель (директор, заведующий).

2. Руководитель учреждения специального образования назначается на должность и освобождается от должности учредителем учреждения специального образования, если иное не установлено законодательством.

3. Основным органом самоуправления учреждения специального образования является педагогический совет, возглавляемый руководителем этого учреждения образования.

4. В учреждении специального образования могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.

ГЛАВА 60
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 272. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования

1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования может быть организован:

1.1. в учреждениях образования;

1.2. в иных организациях;

1.3. у индивидуальных предпринимателей;

1.4. на дому;

1.5. в организациях здравоохранения;

1.6. в санаторно-курортных и оздоровительных организациях;

1.7. в учреждениях социального обслуживания.

2. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений и возраста обучающихся на основании учебно-программной документации образовательных программ специального образования.

3. Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования с учетом особенностей, содержащихся в настоящей главе. Коррекция физических и (или) психических нарушений лиц с особенностями психофизического развития осуществляется на коррекционных занятиях (групповых, подгрупповых, индивидуальных).

4. Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей, содержащихся в настоящей главе. Коррекция физических и (или) психических нарушений лиц с особенностями психофизического развития осуществляется на коррекционных занятиях (групповых, подгрупповых, индивидуальных).

Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования может быть организован с использованием учебников, учебных пособий и иных учебных изданий для специальных школ и (или) учреждений общего среднего образования.

Воспитательная работа во внеучебное время с учащимися, осваивающими содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции классного руководителя.

5. В специальных школах, специальных школах-интернатах для учащихся с нарушением слуха, учащихся с интеллектуальной недостаточностью образовательный процесс осуществляется в классах первого и второго отделений. Первое и второе отделения создаются в зависимости от структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений учащихся.

6. В специальных школах, специальных школах-интернатах для учащихся с нарушением слуха, нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи, трудностями в обучении, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата могут открываться вечерние классы, наполняемость которых составляет10 учащихся.

Вечерние классы в специальной школе, специальной школе-интернате – классы, создаваемые на III ступени общего среднего образования, в которых образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования реализуется в вечерней и заочной формах получения образования. При освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования в заочной форме получения образования в вечерних классах в специальной школе, специальной школе-интернате в учебном году организуются сессии, во время которых проводятся учебные занятия (занятия), консультации, а также аттестация учащихся. Порядок организации образовательного процесса при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования в вечерних классах в специальной школе, специальной школе-интернате в вечерней и заочной формах получения образования определяется Положением о специальной школе, специальной школе-интернате или ее виде.

7. В специальных школах, специальных школах-интернатах для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью могут открываться XI, XI-XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, наполняемость которых составляет 12 учащихся.

Классы углубленной социальной и профессиональной
подготовки – XI, XI-XII классы, в которых одновременно с образовательной программой специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).

8. При организации интегрированного обучения и воспитания образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания, а при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью – в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания.

Специальная группа, специальный класс – группа, класс, в котором получают образование лица с особенностями психофизического развития.

Группа интегрированного обучения и воспитания, класс интегрированного обучения и воспитания – группа, класс, в котором получают образование лица с особенностями психофизического развития и лица, не относящиеся к лицам с особенностями психофизического развития.

9. Наполняемость специальных групп, за исключением групп интегрированного обучения и воспитания, составляет:

9.1. для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте до трех лет 6 воспитанников, в возрасте от трех до восьми лет – 12 воспитанников, в возрасте от одного года до семи (восьми) лет 10 воспитанников;

9.2. для неслышащих детей 6 воспитанников;

9.3. для слабослышащих детей в возрасте до трех лет 6 воспитанников, в возрасте от трех до восьми лет 8 воспитанников, в возрасте от одного года до семи (восьми) лет 6 воспитанников;

9.4. для незрячих детей, незрячих и слабовидящих детей 6 воспитанников;

9.5. для слабовидящих детей в возрасте до трех лет 6 воспитанников, в возрасте от трех до восьми лет 10 воспитанников, в возрасте от одного года до семи (восьми) лет 8 воспитанников;

9.6. для детей с амблиопией в возрасте до трех лет 6 воспитанников, в возрасте от трех до восьми лет 10 воспитанников, в возрасте от одного года до семи (восьми) лет 8 воспитанников;

9.7. для детей с косоглазием в возрасте до трех лет 6 воспитанников, в возрасте от трех до восьми лет 10 воспитанников, в возрасте от одного года до семи (восьми) лет 8 воспитанников;

9.8. для слепоглухих детей 2 воспитанника;

9.9. для детей с трудностями в обучении в возрасте до трех лет
6 воспитанников, в возрасте от трех до восьми лет 10 воспитанников, в возрасте от одного года до семи (восьми) лет 8 воспитанников;

9.10. для детей с расстройствами аутистического спектра
4 воспитанника;

9.11. для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, в возрасте от трех до восьми лет 8 воспитанников, в возрасте от одного года до семи (восьми) лет 6 воспитанников;

9.12. для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) 3 воспитанника;

9.13. для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью
6 воспитанников;

9.14. для детей с умеренной, тяжелой интеллектуальной недостаточностью 4 воспитанника;

9.15. для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями 4 воспитанника, а в случае, если в этой группе есть один воспитанник с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), 3 воспитанника.

10. Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте до трех лет составляет от 8 до 10 воспитанников, из них:

10.1. один ребенок с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера при обучении и воспитании ребенка с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащего ребенка, или незрячего ребенка, или ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), или ребенка с расстройствами аутистического спектра;

10.2. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с трудностями в обучении;

10.3. не более двух лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.

11. Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте от трех до восьми лет составляет от 10 до
12 воспитанников, из них:

11.1. не более двух лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), или детей с расстройствами аутистического спектра;

11.2. не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с трудностями в обучении;

11.3. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.

12. Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте от одного года до семи (восьми) лет составляет
от 6 до 8 воспитанников, из них:

12.1. один ребенок с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера при обучении и воспитании ребенка с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащего ребенка, или незрячего ребенка, или ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), или ребенка с расстройствами аутистического спектра;

12.2. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с трудностями в обучении;

12.3. не более двух лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.

13. Наполняемость специальных классов, классов, за исключением классов интегрированного обучения и воспитания, составляет:

13.1. для слабослышащих детей с относительно развитой речью – 10 учащихся;

13.2. для неслышащих детей, слабослышащих детей с грубым недоразвитием речи 8 учащихся;

13.3. для незрячих детей, незрячих и слабовидящих детей
8 учащихся;

13.4. для слабовидящих детей 12 учащихся;

13.5. для слепоглухих детей 3 учащихся;

13.6. для детей с трудностями в обучении 12 учащихся;

13.7. для детей с тяжелыми нарушениями речи 12 учащихся;

13.8. для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 10 учащихся, а в случае, если в этом классе есть один учащийся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
(со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), 6 учащихся;

13.9. для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью
12 учащихся;

13.10. для детей с умеренной, тяжелой интеллектуальной недостаточностью 6 учащихся;

13.11. для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями 6 учащихся;

13.12. для детей с расстройствами аутистического спектра 6 учащихся.

14. Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:

14.1. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), или детей с расстройствами аутистического спектра;

14.2. не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с трудностями в обучении;

14.3. не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.

15. В учреждении образования, размещенном в сельском населенном пункте, специальный класс может открываться при наличии 1 учащегося с особенностями психофизического развития при отсутствии возможности организации интегрированного обучения и воспитания.

16. Наполняемость групп продленного дня в специальных школах, учреждениях общего среднего образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования и образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, соответствует наполняемости классов, специальных классов и классов интегрированного обучения и воспитания.

17. Порядок создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них определяется Министерством образования Республики Беларусь.

18. При реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью учащиеся классов могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемом Положением об учреждении специального образования или его виде.

19. В учреждениях образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей при реализации образовательных программ специального образования по решению учредителя, индивидуального предпринимателя может быть установлена меньшая наполняемость специальных групп, групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов, классов интегрированного обучения и воспитания, вечерних классов в специальной школе, специальной школе-интернате, XI, XI-XII классов углубленной социальной и профессиональной подготовки.

20. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования для обучающихся с нарушениями зрения организуется с использованием тифлотехнических средств, специального оборудования для незрячих (и на основе рельефно-точечной системы Брайля), для слабовидящих (и по учебным пособиям, издаваемым увеличенным шрифтом).

21. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования для обучающихся с нарушением слуха организуется с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и (или) индивидуального пользования, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на зрительной основе.

22. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования для учащихся, обучающихся в классах второго отделения, организуется на белорусском или русском (письменная, устная, дактильная формы) и жестовом языках.

23. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи организуется на белорусском или русском языке.

24. Изучение иностранного языка на базовом и повышенном уровнях в классах второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с нарушением слуха и в специальной школе, специальной школе-интернате для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по желанию обучающихся или с согласия их законных представителей.

Статья 273. Общие требования к приему лиц с особенностями психофизического развития в учреждения образования для освоения содержания образовательных программ специального образования

1. Прием лиц с особенностями психофизического развития в учреждения образования для освоения содержания образовательных программ специального образования осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и в порядке, установленном для приема лиц в учреждения образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования.

2. Прием лиц с особенностями психофизического развития в учреждения образования для освоения содержания образовательных программ специального образования в части, не урегулированной настоящим Кодексом, осуществляется в соответствии с Положением об учреждении специального образования или его виде.

Статья 274. Получение специального образования на дому, сочетание учебных занятий на дому и в учреждении образования

1. Для лиц с особенностями психофизического развития, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения специального образования на дому. Перечень медицинских показаний для получения специального образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

2. Образовательный процесс для получения специального образования на дому организуется государственным учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) лица с особенностями психофизического развития или государственным учреждением образования, в котором оно обучалось до возникновения медицинских показаний для получения специального образования на дому.

В целях социализации лица с особенностями психофизического развития, получающего специальное образование на дому, учебные занятия могут организовываться на дому или в сочетании учебных занятий на дому и в учреждении образования, организовавшем обучение и воспитание на дому.

3. Решение о получении специального образования на дому, организации учебных занятий на дому или на дому и в учреждении образования принимается структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, по месту жительства (месту пребывания) лица с особенностями психофизического развития на основании его заявления (заявления законного представителя несовершеннолетнего лица), заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а также заключения врачебно-консультационной комиссии.

4. Порядок организации получения специального образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.046 с.)