Современная речевая ситуация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная речевая ситуация



Вопросы для самопроверки

  1. Что такое стилистическая окраска языковых единиц?
  2. Какие виды стилистической окраски слов вы знаете?
  3. Что называется стилистическими средствами языка? Приведите примеры.
  4. Прав ли Г.В. Колшанский, отрицавший наличие особых стилистических средств в языке?
  5. Какие лингвистические и экстралингвистические факторы могут видоизменять эмоционально-экспрессивную окраску языковых средств? Можно ли назвать слова «любить» и «ненавидеть» эмоциональными?
  6. Что вы можете сказать о стилистической окраске многозначных слов?
  7. Какая лексика называется нейтральной?
  8. Что называется оценочностью? Какие ее виды вы знаете?
  9. Что называется образностью?
  10.  Дайте понятие о коннотации

ЗАДАНИЯ

  1. Определите разницу в стилистической окраске языковых единиц:

- бой, сражение, битва, дело, баталия, брань, сеча, побоище;

- наловчиться, навостриться, напрактиковаться, насобачиться, набить руку, поднатореть;

- однажды, раз, один раз, как-то раз, раз как-то, в одно прекрасное время;

- поместить, пристроить, примостить, приткнуть.

  1. Выделите слова-экспрессивы:

 - рваный, дырявый, порванный, продранный, разодранный, изодранный, ободранный, худой:

- сказать, проговорить, вымолвить, изречь, провещать, возговорить, проронить;

- любить, обожать, боготворить, души не чаять.

  1. Подберите 5-6 эпитетов, обладающих разной стилистической окраской, к словам: лицо, руки.
  2. Выделите стилистически маркированную лексику. Определите ее стилистические функции.

- Совершенно солидарен с Еленой Бонэр, которая однажды сказала жестокие слова об интеллигенции. По причинам разным – по наивности, по склонности к эйфории, по отсутствию чувства меры, а иногда и по корыстным причинам – интеллигенция не выполнила свои функции и сейчас расплачивается. Вспомните солженицынскую фразу: «Неучастие во зле». Вы не можете его искоренить – так не участвуйте в нем. Ведь у нас страна, по большому счету, - страна интеллигенции, и это имело бы значение. И были люди, которые помнили о совести или чувствовали некий божественный зов, которому они готовы были жертвовать всем остальным. Это было очень важное, великое чувство, которое куда-то исчезло» (С. Юрский. Кто наш герой// АиФ).

- Филолог – комментатор текста…Изучение духовной культуры чужого народа возможно даже исчезнувшего с лица Земли и познание народом собственной духовной культуры, самопознание. Различие существенно: национальная филология сама входит в духовную культуру нации как ее важнейшая часть. Это зеркало, которое держит перед собой народ и которое помогает ему сохранить свой собственный облик (Г.Г. Хазагеров. Введение в русскую филологию).

-   Польза высшего образования и его живительное влияние на отдельную личность заключается именно в этих тревогах и наслаждениях, в которых выражается способность понимать все и сочувствовать всему, что в данную минуту волнует и радует весь образованный мир.

Привязывая таким образом, по образному выражению Некрасова, вашу лодку к корме большого корабля, вы навсегда застраховываете себя от нравственного измельчения и опошления; умея понимать и любить все, что подвигает вперед дело человеческого благосостояния и умственного совершенствования, умея направлять свои мысли и симпатии в такие земли, где вы никогда не бывали, и даже в такую даль будущего, до которой вы не доживете, вы развиваете в себе способность смотреть со стороны, или, так сказать, с высоты птичьего полета на те мелкие препятствия, неудачи, утраты и неприятности, из которых обыкновенно складывается наша вседневная жизнь и которые ежеминутно заставляют неразвитых людей охать, плакать, рвать на себе волосы и выражать разными другими столь же плоскими манерами крайнюю растерянность своих чувств. Вы счастливы и спокойны потому, что видите, что большой корабль величественно и ровно подвигается вперед и что ваша маленькая лодка, привязанная к нему крепким канатом, легко и свободно следует за всеми его движениями. ( В.Н. Шибанова-Петрикова. «Радость моя!». Взгляд психолога на систему саморегуляции ).

  1. Проанализируйте разные точки зрения на характер соотношения стилей языка и речи. Чье мнение представляется наиболее обоснованным? Подберите, где можете, иллюстрации к приведенным высказываниям.

А) «Стили речи – это прежде всего некие композиционные системы в кругу основных жанров или конструктивных разновидностей общественной речи» (В.В. Виноградов).

Б) Если исходить из общей структуры языка как «системы систем», то стиль языка – это одна из частных систем (или подсистем) входящих в общую систему (В.В. Виноградов).

В) Языковой стиль следует определить как подсистему языка, имеющую ограниченное специальными задачами употребления и обладающую специфическими языковыми средствами наряду с межстилевыми, в том числе и стилистически нейтральными. А стиль речи – это определенная система использования языка, его функциональных стилей. А в некоторых случаях и внелитературных языковых средств, обусловленная жанром (разновидностью) общественной речи, ситуацией, характером аудитории, темой и т.д.» (А.К. Панфилов).

Г) «Функциональные стили – это стили и языка, и речи (при рассмотрении языка и речи как единства), а точнее – это стили функционального аспекта языка, языка в процессе речевой деятельности, в реальности его использования в актах общения» (Кожина М.Н.) 

Д) Стиль ассоциируется с конкретными видами творчества, принимая на себя их главные характеристики "живописный" или "графический", "эпический" или "лирический"; с различными социально-бытовыми уровнями и функциями языкового общения - стиль "разговорный" или "деловой", "неформальный" или "официальный", в последних случаях, однако, чаще употребляют более безликое и абстрактное понятие "стилистики". В каждом сложившемся, "состоявшемся" стиле достигается идеальное для данной ситуации соотношение исторического содержания и конкретной формы.

6. Проанализируйте трактовки термина ДИСКУРС. В чем отличие текста и дискурса? Предложите варианты вопросов для сравнительно-сопоставительного анализа этих понятий. Как можно последовательно раскрыть тему «Обстоятельства создания текста»: предложенные 1)… - 6) пункты исчерпывают все возможные обстоятельства создания текста? Как вы понимаете «педагогический дискурс», «юридический дискурс», «литературоведческий дискурс», «философский дискурс»? Какие еще дискурсы можете прокомментировать?

ТЕКСТ и ДИСКУРС

 «Дискурс» – «текст плюс ситуация», и текст: «дискурс минус ситуация».

Д – речь, погруженная в жизнь. Д – подчеркнуто интерактивный способ речевого взаимодействия, в противовес тексту, обычно принадлежащему одному автору, что сближает данное противопоставление с традиционной оппозицией Диалог – Монолог.

Дискурс является центральным моментом человеческой «жизни в языке», то, что Гаспаров называет «языковым существованием»: «всякий акт употребления языка – будь то произведение высокой ценности или мимолетная реплика в диалоге – представляет собой частицу непрерывно движущегося потока человеческого опыта. В этом качестве он вбирает в себя и отражает в себе уникальное стечение обстоятельств, при которых и для которых он был создан». К этим обстоятельствам относятся:

- 1) коммуникативные намерения автора;

- 2) взаимоотношения автора и адресатов;

- 3) всевозможные «обстоятельства», значимые и случайные;

- 4) общие идеологические черты и стилистический климат эпохи в целом и той конкретной среды и конкретных личностей, которым сообщение прямо или косвенно адресовано в частности;

- 5) жанровые и стилевые черты как самого сообщения, так и той коммуникативной ситуации, в которую оно включается;

- 6) множество ассоциаций с предыдущим опытом, так или иначе попавших в орбиту данного языкового действия.

Человеческий опыт органически включает этнокультурные модели поведения, которые реализуются осознанно и бессознательно, находят многообразное выражение в речи и кристаллизуются в значении и внутренней форме содержательных единиц языка (Ю. Прохоров/ Действительность. Текст. Дискурс).

К каким дискурсам относятся следующие тексты (докажите):

1. Я не могу постичь…извините…я, конечно, не мог получить такого блестящего образования, какое, так сказать, видно во всяком вашем движении; не имею высокого искусства выражаться…Может быть, здесь…в этом, вами сейчас выражаемом изъяснении…скрыто другое…Может быть, вы изволили выразиться так для красоты слога?

- Нет, - подхватил Чичиков, - нет, я разумею предмет таков, как есть, то есть те души, которые точно уже умерли.

Манилов совершенно растерялся. Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос – чорт его знает. Кончил он наконец тем, что выпустил опять дым, но только уже не ртом, а через носовые ноздри (Н.В. Гоголь. Мертвые души).

2. Исполнилось Мише десять лет – отдал его отец на водяную мельницу. Приезжавшие на помол зерна крестьяне, ожидая очереди, рассказывали деревенские новости, конечно, занимательнейшие сказки. Мальчик заслушивался, забывая о своей работе. За что и получал нагоняя от хозяина-мельника. Однажды помощник мельника рассердился на Мишу, а тот, оправдываясь, простодушно предложил: «Да послушайте, какие интересные сказки рассказывают…» Помощник мельника воскликнул: «Тебя все на сказки тянет!.. Да какой же ты Лебедев? Сказкин ты! Так и будь же им!» «С тех пор, вспоминает Михаил Ананьевич, - и стал я Сказкиным …» (Морохин В.Н., Вардугин В.И. Волжские сказки).

3. В ходе ассоциативного эксперимента испытуемому предлагается реагировать на то или иное слово первым пришедшим в голову словом или словосочетанием:

СТУДЕНТ (652 человека) – институт 44, вечный 41, студентка 39, бедный 34, заочник 28, веселый 20, молодой, хороший 18, плохой 16, стипендия 14, экзамен 11, абитуриент, мученик, преподаватель 10, вечное ощущение голода, вино, голод, голоден, прекрасные времена, психоз, пять лет отдыха – двадцать минут позора 1.

По результатам эксперимента оказывается, что в слове ЭКЗАМЕН в сознании носителей русского языка (и, соответственно, культуры) присутствует и такой психологический момент этого слова, как трудный, страх, страшный, тяжелый (16). В лингвистических же словарях он отсутствует.

ЭКЗАМЕН (626) – трудный 87, сдавать 48, сдать 35, сессия 26, зачет 21, билет 18, скоро 17, по математике 13, на аттестат зрелости, страх 10, страшный 8, тяжелый 6.

 (Белянин. Психолингвистика).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

  1. В чем заключается прикладное значение практической стилистики?
  2. Какие знания о стилях, стилистике, стилеобразовании, стилизации, жанрообразовании необходимы в практике речевого общения (текстоконструировании)?
  3. Что значит: углубить знания о языке?

- научить пользоваться разнообразными языковыми средствами?

- выбирать лексические и грамматические синонимы?

- вариантные формы языковых средств и единиц в зависимости от целей, задач, условий общения?

4. Говорят: «Грамматика изучается ради грамматики». Как это понять?

5. В чем смысл употребления слов и форм, вызывающих затруднения?

6. Как в школе работали над понятием «стиль изложения»?

7. Что такое борьба со стилистическими ошибками? Редактирование?

8. Какие стилистические аспекты входят в программу изучения языковых особенностей художественных произведений?

9. Что дает начитанность для освоения стилистических понятий?

10. Какие существуют справочные пособия для изучения стилистики?

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Стилистика речи конкретной культурно-языковой личности (на выбор)

2. Особенности речевого имиджа личности (стилистика)

3. Речевые ситуации, способствующие освоению понятий стилистики

4. Тексты ЕГЭ (С): особенности стилистических характеристик

5. Вопросы стилистики в ЕГЭ

6. Изучение творчества автора художественного текста: стилистический аспект (индивидуально авторский стиль, стилизация, стилистика речи персонажей)

7. Научный стиль, его подстили, жанры: в школьном изучении (по учебникам русского языка и литературы)

8. Публицистический стиль: особенности изучения в средней школе

9. Художественный стиль. Проблемы изучения

10. Понятийно-терминологическая система изучения стилистики разговорной речи

11. Стилистика речи молодежи

12.  Стилеобразующие возможности (жанрообразующие, текстообразующие и т.п.) фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, словообразования

13. Стилистика «речеповеденческих шаблонов» и «диалог культур»

14. Стилистика СМИ (пресса, ТВ и т.д.)

15. Фразеология современных текстов (художественных, научно-популярных, публицистических, СМИ и т.п.)

 

 

К лабораторной работе

Орфоэпия

Приданое, красивее, ходатайство, истекший год, вы правы, углубленный, каталог, шофер, диспансер, христианин, свекла, медикаменты, намерение.

2. Определить род имени существительного

Рояль, повидло, мозоль, тюль, вуаль, картофель, лебедь, кенгуру, шампунь, плацкарт (а), манжет (а).

Редактирование

Прождя два часа, мы разошлись.

Возвращаясь домой, шел дождь.

Прочитав произведение, меня одолели мысли.

Я скоро выздоровлю.

Игрушки, выпущенные фабрикой. Красивые и прочные.

Разгрузивши машины, они стали отдыхать.

Где используются сопоставления противоположных понятий и как они называются? Примеры.

23. Заполните таблицы, подобрав стилистические и смысловые синонимы, например: к слову высокого литературного (книжного) стиля слова, имеющие общее значение и отличающиеся стилистическими оттенками.

Таблица стилистических синонимов

книжное нейтральное разговорное просторечное
лик лицо личико, мордашка морда, рожа
мудрец      
ланиты      
вкушать      
перст      
чело      

Таблица смысловых синонимов

книжное нейтральное разговорное просторечное
надменно высокомерно кичливо чванливо
запросить   загнуть  
небольшой      
пурпурный      
исполинский      

ТОЧНОСТЬ РЕЧИ (ТР)

ТР – применение в речи слов в полном соответствии с их значением в языке. Точность связана с умением ясно мыслить, со знанием того предмета, о котором сообщается, со знанием значений употребляемых слов.

Часто путают ПАРОНИМЫ – слова, сходные по звучанию, но различающиеся по значению. Сходство в морфемном составе и звучании – причина смешения паронимов в речи (невежа – невежда).

Слово может иметь несколько значений. Такое явление называется ПОЛИСЕМИЕЙ (многозначностью). В случае недостаточной отчетливости одного конкретного значения слова возникает двусмысленность высказывания (Заключение было довольно продолжительным).

ТР предполагает хорошее знание значений слов ограниченных сфер употребления (терминов, иноязычных слов, диалектизмов, профессионализмов, архаизмов и пр.). (Свободная вакансия. Важную роль играет пейзаж местности.).

В языке множество возможностей один и тот же предмет (явление) называть разными словами, выделяя в предмете (явлении) различные оттенки значений. Такие возможности дают СИНОНИМЫ – слова, называющие различные оттенки значений и стилистической окраски наименований предмета (явления).

При создании точной речи важно учитывать не только значение не только отдельно взятого слова, но его связи с другими словами (Это очень даровитые стихи).

 

Объясните причины ошибок и отредактируйте выражения:

  1. Критики дают лишь перечень творческой деятельности писателя.
  2. Библиотека требует более широкого пополнения литературой для удовлетворения все возрастающего культурного уровня населения.
  3. Территорию двора необходимо очистить от засоренности.
  4. Активным соучастником этого полезного общественного дела был г. Николаев.
  5. У нее совершенно нет тактики: своим вопросом она поставила меня в смешное положение.
  6. На конференции обсуждался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания.
  7. Он начал с маленького, но со временем достиг больших успехов.
  8. После ссоры между бывшими приятелями установились приятельские отношения.
  9. От боли у мальчика помутнело в глазах.
  10. Пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем городе пополнить запасы продукции.
  11. Молодой автор начал работать в редакции, где было подмечено его дарование.
  12. Боец не вздрогнул перед опасностью.
  13. Днем солнце грело уже по-весеннему, но вечерами сильно (холодать/холодеть).
  14. Директор проявил (нетерпимое/нестерпимое) равнодушие к предложению коллег.
  15. Нужно очень (бережно/бережливо) расходовать продукты: до ближайшего пункта ее далеко.
  16. Сделайте глубокий (вдох/вздох) и задержите дыхание.

 

Нарушение сочетаемости слов:

  1. Хорошее отношение к книге нужно привить всем издательствам и типографиям.
  2. Попурри таджикских песен пользовалось большим авторитетом.
  3. Его многочисленный жизненный опыт помогал ему в самых сложных обстоятельствах.
  4. Все его замашки отличались простотой и естественностью.
  5. Все заросло бурьяном, на дне низины болото – питомник для комаров.
  6. Испытания проводились на стали, имеющей интерес для промышленности.
  7. Любовь должна выражаться мягко, лирично, великодушно.
  8. Образ Максима Максимыча служил на Кавказе.
  9. Эта поэма написана очень объективно и нравственно.
  10. Родина и человек взаимны.
  11. Блок рисует мистический образ самодержавия.
  12. Горький свои жалостные заработки тратил на книги и бумагу.

 

К понятию «ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ»

СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕКСТА (Т.В. Романова)

(материалы к экспериментальному обучению русскому языку)

 

  1. Структура текста. Роль этапных предложений в построении текста

Текст можно оценивать с разных точек зрения:

1) со стороны содержания (о чем текст: тема, предмет высказывания);

2) выражения в тексте авторского отношения к тому, о чем он пишет (стиль, жанр, языковые средства, художественные приемы);

3) структуры, построения (сюжет, композиция, абзацирование и пр.)

 

Рассмотрим общую схему построения текста. Один из основных признаков текста – название, выражающее содержание (тему) или основную мысль текста. Если у текста нет названия, его легко подобрать, найдя в тексте предложение, выражающее основную мысль.

Понятен ли вам смысл заглавия рассказа К.Г. Паустовского «Желтый свет» до чтения?

Прочитаем текст.

 

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным ж…лтым светом, бу…то от к…росиновой лампы. Свет ш…л снизу, от окна, и ярче всего освещал бревенчатый п…т…лок.

Стра /н,нн/ый свет – неяркий и неподвижный – был /не/ похож на солнеч…ный…Это светили осе/н,нн/ие листья. За ветре/н,нн/ую и долгую ночь сад /с,з/бросил сухую листву она лежала шумными грудами на земле и распростр…няла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались заг…релыми и страницы книг на столе как бу…то покрылись слоем воска.

Так началась осень. (К.Г. Паустовский)

 

Сгруппируйте пропущенные орфограммы по типам написания. Объясните выбор написания графически. Расставьте пропущенные знаки препинания. Схематично объясните условия их постановки.

Текст строится из предложений. Выделим предложения, которые раскрывают смысл заглавия текста.

ЖЕЛТЫЙ СВЕТ

1. комната была залита ровным желтым светом

2. Это светили осенние листья

3. Так началась осень

Достаточно ли этих предложений, чтобы понять, о чем текст?

Выделенные предложения – этапные предложения текста (ЭПТ).

 

ПРИЗНАКИ ЭПТ

1. Раскрывают смысл названия текста

2. Содержат (вычленяют) основную информацию текста

3. Понимание ЭП возможно без обращения к другим предложениям текста

 

Схематично это можно представить так,

 

Название ( Основная мысль)

 1 ЭП

2 ЭП

3 ЭП…

Сколько абзацев выделено в тексте? Почему?

 

Количество абзацев обычно соответствует числу главных мыслей в тексте – ЭП.

Какую роль играют неэтапные предложения в абзаце?

ЭПТ распространяется, уточняется, объясняется другими предложениями абзаца.

 

Горизонталь текста

1 ЭП – абзац

2 ЭП – абзац

3ЭП – абзац…

Что такое абзац?

ТЕКСТОВАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

 

  1. Противопоставление высказываний по характеру их коммуникативной целеустановки, по признаку «утверждение/отрицание», «реальность/ирреальность». Объективная модальность.

Объективная модальность – обязательный признак любого высказывания. ОМ выражает отношение сообщаемого к действительности (реальность/ирреальность, осуществляемость/неосуществляемость) Главным средством оформления ОМ является категория глагольного наклонения: противопоставление форм изъявительного наклонения (Люди счастливы, Люди были счастливы, Люди будут счастливы) формам ирреальных наклонений: повелительного (Пусть люди будут счастливы), сослагательного (Люди были бы счастливы).

При помощи модальных глагольных форм и частиц то же сообщение отнесено в план желаемого, требуемого или необходимого. Объективная модальность органически связана с категорией времени и дифференцирована по признаку временной определенности/ неопределенности.

Периферийно выражение модальности может быть связано в контексте с формами глагола, не относящимися к опред. наклонению.

  1. Инфинитив (значения всех наклонений):

– Всем опустить воротники! (Г. Бондарев) – побудительная модальность

- Мне только проститься с ним, и там…там хоть и умирать (А. Островский) – гипотетическая модальность

- А он нее кричать (К. Федин) – сопоставимо с изъяв. Накл.

2. С «изъявительной» модальностью связаны формы причастий и деепричастий.

- Звон этот…влетел в комнату, заставляя … колебаться кремовые шторы, ярко освещаемые солнцем (В. Катаев)

3. Обороты типа «А он и скажи»: неожиданное наступление действия с оттенком произвольности, немотивированности.

4. Аналогично: формы типа бац, хлоп, стук и т.п., выражающие интенсивное действие с оттенком внезапности,

5. К переферии побудительной модальности относятся частицы на, нате, междометия брысь, вон, прочь, долой и пр.

6. Синтаксическая структура определенных типов предложений.

1. Глагольные односоставные: Жарко. Мигом! Бегом!

2. Назывные: Тишина.

3. Слова-предложения: Да. Нет.

4. Модальные слова-предложения: Разве? Конечно.

5. Предложения с именным сказуемым: Он художник.

6. Контекстом определяется модальность безглагольных неполных предложений:

(Ипполит) Я в гости пришел-с.

(Ахов) А я зачем? ( А. Островский. Не все коту масленица). 

-

УПРАЖНЕНИЯ

  1. Чем отличаются языковые способы выражения значения утверждения в следующих текстах?
  1. Духовность – понимать Державина и Пушкина, пробиваться на выставку Филонова и выступления отца Александра Меня, слушать Баха и Шнитке. Ну и так далее. Будто это гарантия от безнравственности, будто удовлетворение духовных запросов несовместимо с обычной подлостью. Все гораздо проще. Проще – и сложнее. Духовность – не совершать подлость, когда, казалось бы, иначе и выжить нельзя, когда, казалось бы, это единственное условие существования. Духовность – не унизиться перед сильными мира сего, имея в виду даже не сохранение жизни (не будем в конце концов брать переломные моменты, ибо «несчастна та страна, которая в обычной жизни требует от своих граждан геройства), а просто прибавку к зарплате.

Духовность – это дело (И. Глан)

2.   Плата за жизнь - это факт самой жизни, то, что ты возник в природе и существуешь. И как бы ни была непомерна цена, жизнь все равно дороже. Обидным было не то, что я должен умереть, не успев еще чего-то написать. Это мура! Все, созданное писателем, не отражает и сотой доли прожитого им. Но со смертью исчезает существо, которое уносит с собой все то единственное, уникальное, присущее только ему. Первый поцелуй был у каждого, но у каждого по-разному. Девушка становится женщиной, а мальчик мужчиной, но у всех это происходило не так, как у другого или другой, и не с тем и не с той. Да, конечно, никому из живущих не избежать одинакового, непохожего, из чего, собственно, и состоитчеловеческое житье: и любовь, и потеря близких, и измена, и работа, и предательство, и карьера, и постыдные тайны, и грешные мысли, и знания, и невежество, и нежность, и агрессия, но у каждого экземпляра все это сочетается в разных мере и степени, в иных обстоятельствах и условиях. Ты никогда не сможешь возникнуть снова в тех же пропорциях добра и зла, с идентичной внешностью, с таким же характером, аналогичным мышлением и адекватными привычками. Отдельные качества могут совпадать и точно такой же особи появиться не может. Кто сказал – «незаменимых нет»? Незаменим всякий человек, ибо он неподражаем ( Э.Рязанов).

3. Великое благо – верить. И любить. Собака без такой веры – уже не собака, а вольный волк или (что хуже) бродячий пес. Из этих двух возможностей выбирает каждая собака, если она перестала доверять хозяину и ушла от него или он ее выгнал. Но горе той собаке, которая потеряет любимого друга – человека, будет его искать, ждать. Она тогда уже не сможет быть ни вольным волком, ни обыкновенным бродячим псом, а останется той же собакой, преданной и верной потерянному другу, но одинокой до конца жизни (Г. Троепольский)

 

1. а) Охарактеризуйте форму речи в текстах: монолог – внутренняя речь; диалог, полилог.

б) Выделите языковые средства вопросительной модальности в текстах: риторический вопрос, вопросительно-восклицательная интонация, диалог, чужая речь и др.

в) С каким типом речи (описанием, повествованием, рассуждением) связана вопросительная модальность?

1. И вдруг мягко хлопнули створки и закрыли яму, не могилу, не щель, не ровик, вот именно пустую, без стен, без дна яму, ведущую в преисподнюю.

И я, да и все провожающие, стояли оглушенные мгновенно свершившейся процедурой, все даже и плакать перестали. Как же это? Куда бросить горсть земли? Куда кинуть мокрые от слез платочки? И где то время, тот горестный момент, когда не родные, «чужие» мужики возьмутся за лопаты, и как ударятся первые комья о крышку гроба и донесется глухой, уже как бы не здешний звук, с новой силой, скорбью и отчаянием зарыдают родные и близкие, потом, словно бы искупая свою вину перед покойным, вспотевшие мужики грязными лопатами разровняют, старательно прихлопают бугорок, и кто-то упадет, зароется в могильную землю лицом, и долго не смогут его отнять от этой земли, увести от могилы…

Где все это! Куда делось? Что за спектакль, что за действо было тут и так быстро закончилось? (В. Астафьев)

  1. А еще в этой книге говорится о любви и нелюбви, о золушках и принцах, белом и черном хлебе, деньгах и безденежье…

Что? Не хотите читать об этом? Вас это абсолютно не касается? У Вас все хорошо? Убеждены, что и дальше так будет?..Что ж, дай-то бог, как говорится…

…Ну а Вы как? Утверждаете, что никакой любви не существует? Нет и не было? Выдумка – говорите? Сплошной обман? А Вам кто это сказал? Ах, «сами, из личного опыта»? Ну, тогда конечно…И все равно я бы, на Вашем месте, эту книгу перечитал (Р.Рождественский)

  1. Пирогову нет еще четырнадцати …Юность? «Юноша четырнадцати лет»…Нет, не подходит. Читаем у Герцена: «Мальчик четырнадцати лет» У Пушкина: «Девочка лет четырнадцати»…Отрочество? Детство? (В. Порудоминский)

3. Текст как речевое образование всегда связан с лицом говорящим: есть кто-то, являющийся создателем текста. В нехудожественных текстах автор, лицо говорящее, являющийся источником информации, обозначен четко и однозначно.

Своеобразием художественной речи является ее принципиальная полисубъектность. Присутствует, как правило, несколько субъектов речи: повествователь, от лица которого ведется рассказ о событиях, и персонажи.

Докажите это на примере текстов. Укажите разные способы передачи чужой речи. Назовите субъекты речи. Как они обозначены? Как «обнаруживаются»?

  1. Переведите текст Рождественского из вопросительного плана рассуждения в утвердительный, текст Астафьева – в отрицательный. Объясните, с помощью каких языковых средств это сделано.
  2. Определите ведущее модальное значение (реальность-гипотетичность-ирреальность: желательность, возможность, долженствование, побуждение) в следующих текстах. Выделите морфологические, синтаксические, лексические и др. средства создания указанных значений: категория глагольного наклонения, модальные частицы, формы глагола, причастий, деепричастий, речевые обороты, междометные слова, синтаксические структуры определенных типов предложений.
  1. Лебеди раздраженно кивали головами: они сердились, что на них смотрит человек. Это были лебеди-кликуны, белые, как морская пена, с прямыми тонкими шеями и литыми из золота клювами (Н. Сладков)
  2. Вернувшись однажды с прогулки Л.Толстой записал: «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, лишения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой- этим непосредственным выражением красоты и добра». Старое, извечное несоответствие наше той земле, на которой мы живем, и ее благодати, старая наша беда. Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной ее может сделать лишь человек. И как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных пока еще рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли и крепится наше благоразумие и благодеяние?! (В. Распутин)

Особенности восприятия субъективно-модальных смыслов художественного текста учащимися старших классов (А.Ю. Устинов в сб. Вопросы речевого развития учащихся. Иваново, 2007г.).

Для анализа предложен рассказ В.П. Астафьева «Приветное слово».

Знания о субъективно-модальных смыслах выводятся из семантики ключевых слов, их грамматических особенностей, а также из системы художественно-выразительных средств и стилистических приемов. В процессе понимания текста осуществляется компрессия его содержания, ведущая к укрупнению, объединению текстовых фрагментов в смысловые блоки – концепты (И.Р. Гальперин).

Содержательно-концептуальная информация «сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами содержательно-концептуальной информации, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в социальной, экономической, политической и культурной жизни народа, включая отношения между отдельными индивидуумами, их сложного психологического и эстетико-познавательного взаимодействия» (Гальперин).

…Выявление субъективно-модальных смыслов текста предполагает анализ основной мысли и авторского отношения к предмету речи.

В рассказе Астафьева: представления о добром слове, сказанном в момент тяжелых душевных переживаний, как о редком, светлом и очень необходимом явлении. Писатель мастерски показывает, что изменить плохое настроение может слово, искренне сказанное чистыми детскими устами. Как редко мы стали слышать подобное, но как нуждаемся в этом!

«Приветное слово» - ключевое слово рассказа вынесено в сильную позицию текста – в позицию заглавия…Со словом «приветное» связано устойчивое представление русского человека с положительным эмоционально-психологическим состоянием удовлетворенности общением, которое обычно сопровождается коммуникацией.

 

 

 К ТЕОРИИ ТЕКСТА (Лингвистический энциклопедический словарь)

ТТ - филологическая дисциплина, возникшая во 2-й половине 20 века на пересечении текстологии, лингвистики текста, поэтики, риторики, прагматики, семиотики, герменевтики и обладающей, несмотря на обилие междисциплинарных пересечений собственным научным статусом.

ТТ охватывает любые знаковые последовательности, однако основным ее объектом является вербальный ТЕКСТ. Исследования по ТТ обычно направлены на два основных свойства текста - СВЯЗНОСТЬ и ЦЕЛЬНОСТЬ.

При ориентации на связность на первый план выступает проблема правильности/неправильности построения связного текста. Связность худож. Текста изучается повествовательной (нарративной) грамматикой, к-рая входит в ТТ и во многом основывается на идеях В.Я. Проппа, описавшего общие принципы построения («морфологии») волшебной сказки, объединив в типы сюжеты…

Исследование ЦЕЛЬНОСТИ текста требует выявления функциональной нагрузки его элементов; при этом цельность не предполагает обязат. Законченности (смысловые отношения могут быть переинтерпретированы при нахождении полного варианта)Общая функциональная направленность ТТ важна для анализа художественного текста, для которого проводится определение всех ЯВНЫХ И НЕЯВНЫХ смыслов, учитывая, в случае вербального текста, показатели всех уровней.

…При декодировании неявного смысла… существенна ориентация на двойственную природу языкового знака: обладая и смыслом, и формальным воплощением, он может ассоциироваться в том же или в других текстах с др. знаками как по смыслу, так и по форме…

Декодированию смысла подлежат и собственно содержательная структура текста, и авторское отношение к сообщаемому, и авторские намерения…

В художественном тексте, как и во всяком человеческом самовыражении, обнаруживаются сознательные, управляемые, и бессознательные, но столь же объективные компоненты. В этом – пересечение с ГЕРМЕНЕВТИКОЙ.

Некоторые исследователи: без знания культурно-исторических моделей оценок эпохи данного текста его интерпретация невозможна, другие полагают, что текст имеет свою историю развития во времени, многократно реинтерпретируясь в процессе развития человеческой культуры.

ТТ имеет дело в основном с анализом функционирования и соотношения знаков-элементов текста. Правомерна постановка вопроса о месте в тексте понятийных категорий или отд. Реалий (пространство, время, человек, дом, лес, небо и пр.). Задача: выявить значимость этих категорий в тексте, чем подобный анализ отличается от получения сведений информационного характера.

Методы анализа позволяют реконструировать в пределах отд. Текстов более древние тексты или их фрагменты; так, в сказках, ритуалах, эпосе ит.п. реконструируются элементы ранних мифологических текстов…Древние смысловые ценности могут быть утрачены. С этой проблемой связан вопрос о т.наз. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ, т.е. о включении одного текста в другой, что может связывать тексты разных эпох, разноязычные, относящиеся к р



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.113 с.)