Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фрагмент рассказа А.П. Чехова «ДОМА»
…Евгений Петрович подумал и продолжал: - У старого царя был единственный сын и наследник царства – мальчик, такой же маленький, как ты. Это был хороший мальчик. Он никогда не капризничал, рано ложился спать, ничего не трогал на столе и …и вообще был умница. Один только был у него недостаток – он курил… Сережа напряженно слушали, не мигая, глядел отцу в глаза. Прокурор продолжал и думал: «Что же дальше?». Он долго, как говорится, размазывал да жевал и кончил так: - от курения царевич заболел чахоткой и умер, когда ему было двадцать лет. Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Некому было управлять государством и защищать дворец. Пришли неприятели, убили старика, разрушили дворец, и уж в саду теперь нет ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков…Так-то, братец… Такой конец самому Евгению Петровичу казался смешным и наивным, но на Сережу вся сказка произвела сильное впечатление. Опять его глаза подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом: - Не буду я больше курить… Когда он простился и ушел спать, его отец тихо ходил из угла в угол и улыбался. «Скажут, что тут подействовала красота, художественная форма, - размышлял он, - пусть так, но это не утешительно. Все-таки это не настоящее средство…Почему мораль и истина должны подноситься не в сыром виде, а с примесями, непременно в обсахаренном и позолоченном виде, как пилюли? Это ненормально…Фальсификация, обман…фокусы…» Вспомнил он присяжных заседателей, которым непременно нужно говорить «речь», публику, усваивающую историю только по былинам и историческим романам, себя самого, почерпавшего житейский смысл не из проповедей и законов, а из басен, романов, стихов… «Лекарство должно быть сладкое, истина красивая…И эту блажь напустил на себя человек со времен Адама…Впрочем…быть может, все это естественно и так и быть должно…Мало ли в природе целесообразных обманов, иллюзий…» Он принялся работать, а ленивые домашние мысли еще долго бродили в его голове. За потолком не слышались уже гаммы, но обитатель второго этажа все еще ходил из угла в угол…
1. " И так-то вот всегда у этих шиллеровских прекрасных душ бывает: до последнего момента на добро, а не на худо надеются; и хоть предчувствуют оборот медали, но ни за что себе настоящего слова не выговорят; коробит их от одного помышления; обеими руками от правды отмахиваются, до тех самых пор, пока разукрашенный человек им собственноручно нос не налепит " (Ф.Достоевский).
2. "...Но как же нам Аркадий Николаевич сейчас сказывал, что вы не признаете никаких авторитетов? Не верите им? - Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашусь - вот и все. - Я немцев, грешный человек, не жалую. О русских немцах я уже не упоминаю: известно, что это за птицы. Но и немецкие немцы мне не по нутру. Еще прежние туда-сюда; тогда у них были - ну там Шиллер, что ли, Гетте... Брат, - вот им особенно благоприятствует... А теперь пошли все какие-то химики да матерьялисты... - Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, - перебил Базаров» (И.Тургенев).
3. «...Итак, Марк Крысобой, холодный и убежденный палач, люди, которые, как я вижу, - прокуратор указал на изуродованное лицо Иешуа, - тебя били за твои проповеди, разбойники Дисмас и Гестас, убившие со своими присными четырех солдат, и, наконец, грязный предатель Иуда - все они добрые люди? - Да, - ответил арестант. - И настанет царство истины? - Настанет, игемон, - убежденно ответил Иешуа. - Оно никогда не настанет! - вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся» (М.Булгаков). Возьмем вчерашний день… В поисках неизвестного человека, который отрекомендовался вам как знакомый Понтия Пилата, вы вчера произвели следующие действия, - тут Стравинский стал загибать длинные пальцы, поглядывая то в лист, то на Ивана, - повесили на грудь иконку. Было? - Было, - хмуро согласился Иван. - Сорвались с забора, повредили лицо. Так? Явились в ресторан с зажженной свечой в руке, в одном белье и в ресторане побили кого-то. Привезли вас сюда связанным. Попав сюда, вы звонили в милицию и просили прислать пулеметы. Затем сделали попытку выброситься из окна. Так? Спрашивается: возможно ли, действуя таким образом, кого-либо поймать или арестовать? И если вы человек нормальный, то вы сами ответите: никоим образом. Вы желаете уйти отсюда? Извольте-с. Но позвольте вас спросить, куда вы направитесь?
- Конечно, в милицию, - ответил Иван уже не так твердо и теряясь под взглядом профессора. - Непосредственно отсюда? - Угу. - А на квартиру к себе не заедете? – быстро спросил Стравинский. - Да некогда тут заезжать! Пока я по квартирам буду разъезжать, он улизнет! - Так. А что же вы скажете в милиции в первую очередь? - Про Понтия Пилата, ответил Иван Николаевич, и глаза его подернулись сумрачной дымкой. - Ну, вот и славно! – воскликнул покоренный Стравинский, и, обратившись к тому, что был с бородкой, приказал: Федор Васильевич, выпишите, пожалуйста, гражданина Бездомного в город. Но эту комнату не занимать, постельное белье можно не менять. Через два часа гражданин Бездомный опять будет здесь… - На каком основании я опять буду здесь? – тревожно спросил Иван. - На том основании, что, как только вы явитесь в кальсонах в милицию и скажете, что виделись с человеком, лично знавшим Понтия Пилата, - вас моментально привезут сюда…( М. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Из исследования «О сказках и тексте»…
Изменения, внесенные Жуковским («Сказка о мертвой царевне»), искажали антицерковную направленность сказки, нарушали систему ее образов и поэтическую целостность.
У Пушкина сказочные персонажи психологически и художественно совершенны: в процессе работы над сказкой он постоянно оттачивал ее стих, приближая его к народному, заостряя сатиру.
Художественные средства пушкинской сказки неразрывно связаны с его поэтическим миросвосприятием. Поэт выступал против вычурности и заумности стиха; он стремился приблизиться к народной поговорке с ее афористичностью. Так, в черновом варианте было: Попадья была баба догадливая, на всякие хитрости повадливая. А в окончательной редакции: Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив. В 1835 г. В журнале «Библиотека для чтения» появилась «Сказка о рыбаке и рыбке». В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском языке, но и в зарубежном фольклоре. Так, в сборнике братьев Гримм есть похожая сказка, авторы ее ограничились моралистическим выводом: жадность вредна, довольствуйтесь тем, что у вас есть. Сказка Гримм лишена социальной окраски: оба действующих лица – старик и старуха – поровну пользуются почестями и богатствами, доставшимися им по милости золотой рыбки. Сказка Пушкина представляет собой сатиру на крепостничество. Это подчеркивается резким противопоставлением старика и старухи: он остается крестьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице. В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покорятся воле жадной старухи, он не испытывает к ней почтение, как бы высоко не вознеслась она. Об этом: «Что ты, баба, белены объелась?» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в 1833г. В ней особо отразилась гуманистическая направленность пушкинских сказок. Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход. Пушкин рассказывает об этом в ярких сценах, близких по стилю к устному народному творчеству: Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга.
Только видит: вьется вьюга, Снег ложится на поля, Вся белешенька земля. Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Герой «отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой». Он близок к природе. Лирические обращения Елисея к солнцу и, наконец, к ветру поэтически окрашивает его образ, придают ему особое обаяние: Елисей, не унывая, К ветру кинулся взывая: «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ее» Эти обращения – своеобразные лирические отступления, в которых ощущается синтез поэтических элементов устного народного творчества. Так Пушкин выступил как новатор в самой композиции сказки, развернув народные обращения-заклинания в поэтическую картину. «Сказка о мертвой царевне» написана поэтом в творческом состязании с Жуковским. Но в отличие от него Пушкин не ограничивается романтическим изображением героев, он вводит реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке. Таков в какой-то мере царь-отец, поспешивший жениться, едва истек положенный срок вдовства. Пушкин иронически говорит о нем: Долго царь был безутешен, Но как быть? И он был грешен; Год прошел как сон пустой, Царь женился на другой. Основная же сила сатиры Пушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющий «темный мир» в сказке. Мачеха «черной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводит ее в конце концов к смерти: «Тут ее тоска взяла, и царица умерла». Так в сказке победа добра символизирует гибель зла. Особенно четко демократические идеи Пушкина отразились в незаконченной «Сказке о медведихе» (1830), где сатирически, в образах зверей, высмеиваются правящие сословия – от дворянского до церковного: «Прибегал туто волк-дворянин, у него-то зубы …» ИЗ УЧЕБНИКА «РУССКИЙ ЯЗЫК» (под ред. С.И. Львовой) Изучение темы «Имена существительные общего рода», а также других тем раздела «Имя существительное» учебника для 5 класса) предоставляет возможность актуализации семантики социальной оценки личности с привлечением понятийного аппарата изучения лингвоконфликтологии, лингвокультурологии, лингвопедагогики, психолингвистики и т.д. Из упр. 377: Натке сообщили, что Катюша Вострецова разбила себе нос и ревет во весь голос, а у Федьки Кукушкина схватило живот и, вероятно, этот обжора Федька объелся под шумок незрелым виноградом…
- Танком ее по носу задело, - сердито объяснял Натке звеньевой Василюк. – Я ей говорю: не суйся. Так нет, растяпа, не послушалась. Иоськина башня повернулась – и бац ей орудием прямо по носу! Растяпу Катюшу и обжору Федьку Натка приказала отправить домой, а сама по-над берегом пошла к Альке. (А. Гайдар. «Военная тайна») Из упр. 380: Подбежали бояре и дворяне, старика взашеи затолкали. А в дверях–то стража подбежала, топорами чуть не изрубила. А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани!». 2. направленность на осознанное управление (переходящее в самоуправление) формированием саморазвивающейся культурно-языковой личности; Тема в учебнике «Имя существительное в роли дополнения. Прямое и косвенное дополнение» Из упр. 436: Мы должны оберегать язык от засорения. Ведь слова будут служить и после нас для выражения неизвестных нам идей, мыслей, для создания новых поэтических творений. Предшествующие поколения донесли до нас образный, емкий, умный язык. В нем самом есть уже все элементы искусства и стройная синтаксическая архитектура и музыка слова и словесная живопись (По С.Я. Маршаку) 3. Переноса акцентов с познавательной функции (как цели образования) на воспитательную и развивающую, с разработкой курса родного языка, обеспечивающего свободное речевое общение (уместное речевое поведение) в различных жизненных ситуациях, внимание к слову как духовному феномену, как явлению культуры, понимание языка как «первоэлемента литературы» и т.п. Мудрые писцы не строили из меди и из бронзы надгробий. Их пирамиды – книги поучений. Их дитя – тростниковое перо. Их супруга – поверхность камня. Человек исчезает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с земли, но писания заставляют вспомнить его устами тех, кто передает это в уста других (Тема «Тире между подлежащим и сказуемым». Упр. 455. Текст «Отрывок из перевода древнеегипетского текста «Прославление писцов»»). 4. Внедрения теоретической базы и технологических элементов формирования информационной культуры личности (ИКЛ), соответственно, реализации требований информационного общества к учителям словесности как носителям и трансляторам ценностного отношения, актуальных компетенций и личностных качеств. Тема «Тире между подлежащим и сказуемым», упр. 436: Я стал писателем, потому что у меня было, о чем рассказать людям. К тому времени я уже заметил, что люди многого еще не понимают. Дети понимают еще меньше, и лучше стать писателем для детей… Почему я стал юмористом? Насколько я себя помню, я всегда был юмористом…По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы… А вот сатириком меня сделала жизнь…Сатирики – это люди, которые смягчают жизненные удары ( из воспоминания писателя Н.Н. Носова).
На более детализированном уровне раскрытия понятия проблемная компетенция интерес представляет 1. общепедагогическая трактовка: 3 компетенции основных: проблемная, информационная, коммуникативная; ведущая единица обучения личностно ориентированная проблемная ситуация (ЛОПС). Тема «Лексическое значение имени существительного», упр. 332. Текст: Он шел и звал брата, но никто ему не отвечал. Он вспомнил, какой Младший был худенький, и как у него прядь волос всегда стояли дыбом, и как он радовался и старался, когда Старший принимал его в свою игру. И Старший так жалел брата, что не замечал ни холода, ни темноты. Свеча в фонаре давно погасла, а Старший шагал, шагал все быстрее и быстрее, смелость не оставляла его. Вдруг мальчик услышал где-то далеко-далеко легкий звон. Он задрожал от радости – не бубенчики ли это? Но звон не приближался, и никогда бубенчики не звенели так тоненько и ровно (По Е.Л. Шварцу «Два брата»). 2. филолого-методическая трактовка: образовательный идеал – культурно-языковая личность (лексикон, тезаурус, прагматикон), с определенным уровнем развития компетентностей, ценностного отношения к культурно-языковым реалиям, установкой на гуманитарное и филологическое саморазвитие, медиакультура. Ведущая единица обучения – прецедентный текст. Тема «Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Большая буква и кавычки в именах собственных». Упр. 366. Деление существительных на собственные и нарицательные является самым древним…Страна – это общее слово для всех стран, однако у каждой страны есть индивидуальное имя: Россия, Болгария, Польша, Германия и т.д., есть свои имя, отчество и фамилия у каждого человека. Тема «Способы образования имен существительных». Упр. 341 Отрывок из книги Д.Э. Розенталя: Одна из сестер – библиотекарша, другая – врачиха. Вероятно, вы почувствуете некоторую неловкость при чтении: уж очень выпадает из литературного языка форма «врачиха». Не вызывает никаких возражений подобные формы с суффиксом -их(а), давно существующие в языке: портниха, ткачиха. Но такое образование, как «врачиха», не приобрело прав гражданства в литературном языке. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА (учебник Г.Граник, Бондаренко и др. РЯ. 8 класс) Я ничего не имел бы против музыки прошлого, если не заставляли бы нас слушать ее в настоящем (В. Санников. «Русская языковая шутка»,с. 26) Среди многочисленных предложений на рынке инновационных УМК представляется интересным учебник Граник и др. Преодоление негативных педагогических стереотипов, изысканный набор текстов, различных по объему, коммуникативной направленности, жанрово-стилевым характеристикам, многообразие рубрик классификации учебного материала и учебной деятельности, установки на речемыслительное развитие и саморазвитие учащихся – неоспоримые достоинства пособия. Психологически важно осознавать, что сегодня не только мир стал другим – открытым, где массы людей … находятся в едином информационном пространстве, но главное, современный человек по-новому понимает, осмысливает и этот мир и себя в нем (Бунеев, с. 4) И то, что мир разнообразен, и то, как определиться с собственным выбором способа исследования мира, отношения к миру (и языку, и культуре), и то, что в существующем реальном едином коммуникативном пространстве есть возможность для удовлетворения любого рода информационных потребностей, и многое другое – все это даже не очень зоркий методист увидит в этом учебнике.
1. Прочитайте отрывок из фантастической повести Гоголя «Нос», в которой описано, как в один прекрасный день коллежский асессор Ковалев неизвестно по какой причине лишился собственного носа…Напоминаем, что все лица, находившиеся на государственной службе, делились на 14 классов…(с. 5) 2. В предыдущем задании вы прочитали отрывки из романа Чарльза Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба». А теперь мы расскажем о самом писателе (с. 7) 3. Чаще всего водяного представляли в образе мужчины высокого роста или безобразного старика, опутанного тиной, с длинной седой или зеленой бородой. Водяной обладал способностью превращаться в различных животных: в рыбу, лошадь, корову, собаку, свинью…(с. 11) 4. Петино «красноречие» привело к тому, что он остался один. Кому это надо выслушивать бесконечные тирады со всеми этими в течение, по причине? К тому же ребятам иногда казалось, что Петя просто издевается над ними. Ведь в изложениях и сочинениях он этими словами не злоупотреблял. А время шло и Петя забеспокоился (с. 53) 5. Прочитайте отрывок из книги писателя-публициста В. Овчинникова «Ветка сакуры» (Сакура – это японская вишня, символ Японии, Страны восходящего солнца). Эта книга о японских обычаях и японском образе жизни (с.68) Через посредство изучения явлений индивидуальной психологии Г. Штейнталь стремится постичь «законы духовной жизни» в разного рода коллективах — в нациях, в политических, социальных и религиозных общинах — и установить связи типов языка с типами мышления и духовной культуры народов (этнопсихология).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.044 с.) |