Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные текстовые категории↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Свойство единиц языка репрезентировать (обозначать, передавать) внеязыковую действительность связано с гибкостью языковой системы, возможностью выбора, индивидуализированного использования языковых средств для выражения одного семантического содержания. Под СЕМАНТИКОЙ ТЕКСТА понимается представление о реалиях, выраженное обобщенно (в текстовых категориях МОДАЛЬНОСТИ, ТЕМПОРАЛЬНОСТИ, ПЕРСОНАЛЬНОСТИ, определяющих семантические типы текстов) МОДАЛЬНОСТЬ – грамматико-семантическая категория, выражающая отношение говорящего к высказываемому, его оценку отношения сообщаемого к объективной действительности. Категория модальности включает темпоральные (временные) отношения и персональность. Под ПЕРСОНАЛЬНОСТЬЮ понимается «лицо говорящее», которое может быть выражено как «активными», так и «пассивными» лицами. Изучение семантики текста в коммуникативном аспекте предполагает анализ текстов, иллюстрирующих различные способы выражения модальных значений, лица говорящего в тексте, временного плана. Предусматривается конструирование текстов различных семантических типов с целью формирования умений выражать дифференцированно, в соответствии с речевой задачей, значение реальности/ ирреальности, возможности/невозможности, необходимости/вероятности, уверенности/неуверенности, согласия/несогласия, оценочно-характеризующие значения: собственно оценочные (эмоциональные), рациональные хар актеристики (сопоставление, соотнесение, противопоставление, подчеркивание, выявление и др.) Дифференцируются семантические типы текстов, выявляя языковую доминанту, связанную с созданием модальности, временного плана и с обозначением говорящего. ЯЗЫКОВАЯ ДОМИНАНТА – ключевое средство создания образа в тексте, определяющее содержание, коммуникативную направленность, единство текста. Это происходит в том случае, если слово (чаще всего) в одном из своих значений становится эстетическим и семантическим ядром текста; смысл слова оказывается богаче, чем его словарное значение. Речь идет о семантическом ядре текста – отдельной языковой семе или совокупности сем, которые переходят в состав речевого смысла и выражают содержание текста, определяя его семантику. Семантика ключевого слова «подтверждается» семантикой других языковых единиц в тексте.
ТЕКСТОВАЯ МОДАЛЬНОСТЬ
Объективная модальность – обязательный признак любого высказывания. ОМ выражает отношение сообщаемого к действительности (реальность/ирреальность, осуществляемость/неосуществляемость) Главным средством оформления ОМ является категория глагольного наклонения: противопоставление форм изъявительного наклонения (Люди счастливы, Люди были счастливы, Люди будут счастливы) формам ирреальных наклонений: повелительного (Пусть люди будут счастливы), сослагательного (Люди были бы счастливы). При помощи модальных глагольных форм и частиц то же сообщение отнесено в план желаемого, требуемого или необходимого. Объективная модальность органически связана с категорией времени и дифференцирована по признаку временной определенности/ неопределенности. Периферийно выражение модальности может быть связано в контексте с формами глагола, не относящимися к опред. наклонению.
– Всем опустить воротники! (Г. Бондарев) – побудительная модальность - Мне только проститься с ним, и там…там хоть и умирать (А. Островский) – гипотетическая модальность - А он нее кричать (К. Федин) – сопоставимо с изъяв. Накл. 2. С «изъявительной» модальностью связаны формы причастий и деепричастий. - Звон этот…влетел в комнату, заставляя … колебаться кремовые шторы, ярко освещаемые солнцем (В. Катаев) 3. Обороты типа «А он и скажи»: неожиданное наступление действия с оттенком произвольности, немотивированности. 4. Аналогично: формы типа бац, хлоп, стук и т.п., выражающие интенсивное действие с оттенком внезапности, 5. К переферии побудительной модальности относятся частицы на, нате, междометия брысь, вон, прочь, долой и пр. 6. Синтаксическая структура определенных типов предложений. 1. Глагольные односоставные: Жарко. Мигом! Бегом! 2. Назывные: Тишина. 3. Слова-предложения: Да. Нет. 4. Модальные слова-предложения: Разве? Конечно. 5. Предложения с именным сказуемым: Он художник. 6. Контекстом определяется модальность безглагольных неполных предложений: (Ипполит) Я в гости пришел-с. (Ахов) А я зачем? ( А. Островский. Не все коту масленица). - УПРАЖНЕНИЯ
Духовность – это дело (И. Глан) 2. Плата за жизнь - это факт самой жизни, то, что ты возник в природе и существуешь. И как бы ни была непомерна цена, жизнь все равно дороже. Обидным было не то, что я должен умереть, не успев еще чего-то написать. Это мура! Все, созданное писателем, не отражает и сотой доли прожитого им. Но со смертью исчезает существо, которое уносит с собой все то единственное, уникальное, присущее только ему. Первый поцелуй был у каждого, но у каждого по-разному. Девушка становится женщиной, а мальчик мужчиной, но у всех это происходило не так, как у другого или другой, и не с тем и не с той. Да, конечно, никому из живущих не избежать одинакового, непохожего, из чего, собственно, и состоитчеловеческое житье: и любовь, и потеря близких, и измена, и работа, и предательство, и карьера, и постыдные тайны, и грешные мысли, и знания, и невежество, и нежность, и агрессия, но у каждого экземпляра все это сочетается в разных мере и степени, в иных обстоятельствах и условиях. Ты никогда не сможешь возникнуть снова в тех же пропорциях добра и зла, с идентичной внешностью, с таким же характером, аналогичным мышлением и адекватными привычками. Отдельные качества могут совпадать и точно такой же особи появиться не может. Кто сказал – «незаменимых нет»? Незаменим всякий человек, ибо он неподражаем ( Э.Рязанов). 3. Великое благо – верить. И любить. Собака без такой веры – уже не собака, а вольный волк или (что хуже) бродячий пес. Из этих двух возможностей выбирает каждая собака, если она перестала доверять хозяину и ушла от него или он ее выгнал. Но горе той собаке, которая потеряет любимого друга – человека, будет его искать, ждать. Она тогда уже не сможет быть ни вольным волком, ни обыкновенным бродячим псом, а останется той же собакой, преданной и верной потерянному другу, но одинокой до конца жизни (Г. Троепольский)
1. а) Охарактеризуйте форму речи в текстах: монолог – внутренняя речь; диалог, полилог. б) Выделите языковые средства вопросительной модальности в текстах: риторический вопрос, вопросительно-восклицательная интонация, диалог, чужая речь и др. в) С каким типом речи (описанием, повествованием, рассуждением) связана вопросительная модальность? 1. И вдруг мягко хлопнули створки и закрыли яму, не могилу, не щель, не ровик, вот именно пустую, без стен, без дна яму, ведущую в преисподнюю. И я, да и все провожающие, стояли оглушенные мгновенно свершившейся процедурой, все даже и плакать перестали. Как же это? Куда бросить горсть земли? Куда кинуть мокрые от слез платочки? И где то время, тот горестный момент, когда не родные, «чужие» мужики возьмутся за лопаты, и как ударятся первые комья о крышку гроба и донесется глухой, уже как бы не здешний звук, с новой силой, скорбью и отчаянием зарыдают родные и близкие, потом, словно бы искупая свою вину перед покойным, вспотевшие мужики грязными лопатами разровняют, старательно прихлопают бугорок, и кто-то упадет, зароется в могильную землю лицом, и долго не смогут его отнять от этой земли, увести от могилы… Где все это! Куда делось? Что за спектакль, что за действо было тут и так быстро закончилось? (В. Астафьев)
Что? Не хотите читать об этом? Вас это абсолютно не касается? У Вас все хорошо? Убеждены, что и дальше так будет?..Что ж, дай-то бог, как говорится… …Ну а Вы как? Утверждаете, что никакой любви не существует? Нет и не было? Выдумка – говорите? Сплошной обман? А Вам кто это сказал? Ах, «сами, из личного опыта»? Ну, тогда конечно…И все равно я бы, на Вашем месте, эту книгу перечитал (Р.Рождественский)
3. Текст как речевое образование всегда связан с лицом говорящим: есть кто-то, являющийся создателем текста. В нехудожественных текстах автор, лицо говорящее, являющийся источником информации, обозначен четко и однозначно. Своеобразием художественной речи является ее принципиальная полисубъектность. Присутствует, как правило, несколько субъектов речи: повествователь, от лица которого ведется рассказ о событиях, и персонажи. Докажите это на примере текстов. Укажите разные способы передачи чужой речи. Назовите субъекты речи. Как они обозначены? Как «обнаруживаются»?
Особенности восприятия субъективно-модальных смыслов художественного текста учащимися старших классов (А.Ю. Устинов в сб. Вопросы речевого развития учащихся. Иваново, 2007г.). Для анализа предложен рассказ В.П. Астафьева «Приветное слово». Знания о субъективно-модальных смыслах выводятся из семантики ключевых слов, их грамматических особенностей, а также из системы художественно-выразительных средств и стилистических приемов. В процессе понимания текста осуществляется компрессия его содержания, ведущая к укрупнению, объединению текстовых фрагментов в смысловые блоки – концепты (И.Р. Гальперин). Содержательно-концептуальная информация «сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами содержательно-концептуальной информации, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в социальной, экономической, политической и культурной жизни народа, включая отношения между отдельными индивидуумами, их сложного психологического и эстетико-познавательного взаимодействия» (Гальперин). …Выявление субъективно-модальных смыслов текста предполагает анализ основной мысли и авторского отношения к предмету речи. В рассказе Астафьева: представления о добром слове, сказанном в момент тяжелых душевных переживаний, как о редком, светлом и очень необходимом явлении. Писатель мастерски показывает, что изменить плохое настроение может слово, искренне сказанное чистыми детскими устами. Как редко мы стали слышать подобное, но как нуждаемся в этом! «Приветное слово» - ключевое слово рассказа вынесено в сильную позицию текста – в позицию заглавия…Со словом «приветное» связано устойчивое представление русского человека с положительным эмоционально-психологическим состоянием удовлетворенности общением, которое обычно сопровождается коммуникацией.
К ТЕОРИИ ТЕКСТА (Лингвистический энциклопедический словарь) ТТ - филологическая дисциплина, возникшая во 2-й половине 20 века на пересечении текстологии, лингвистики текста, поэтики, риторики, прагматики, семиотики, герменевтики и обладающей, несмотря на обилие междисциплинарных пересечений собственным научным статусом. ТТ охватывает любые знаковые последовательности, однако основным ее объектом является вербальный ТЕКСТ. Исследования по ТТ обычно направлены на два основных свойства текста - СВЯЗНОСТЬ и ЦЕЛЬНОСТЬ. При ориентации на связность на первый план выступает проблема правильности/неправильности построения связного текста. Связность худож. Текста изучается повествовательной (нарративной) грамматикой, к-рая входит в ТТ и во многом основывается на идеях В.Я. Проппа, описавшего общие принципы построения («морфологии») волшебной сказки, объединив в типы сюжеты… Исследование ЦЕЛЬНОСТИ текста требует выявления функциональной нагрузки его элементов; при этом цельность не предполагает обязат. Законченности (смысловые отношения могут быть переинтерпретированы при нахождении полного варианта)Общая функциональная направленность ТТ важна для анализа художественного текста, для которого проводится определение всех ЯВНЫХ И НЕЯВНЫХ смыслов, учитывая, в случае вербального текста, показатели всех уровней. …При декодировании неявного смысла… существенна ориентация на двойственную природу языкового знака: обладая и смыслом, и формальным воплощением, он может ассоциироваться в том же или в других текстах с др. знаками как по смыслу, так и по форме… Декодированию смысла подлежат и собственно содержательная структура текста, и авторское отношение к сообщаемому, и авторские намерения… В художественном тексте, как и во всяком человеческом самовыражении, обнаруживаются сознательные, управляемые, и бессознательные, но столь же объективные компоненты. В этом – пересечение с ГЕРМЕНЕВТИКОЙ. Некоторые исследователи: без знания культурно-исторических моделей оценок эпохи данного текста его интерпретация невозможна, другие полагают, что текст имеет свою историю развития во времени, многократно реинтерпретируясь в процессе развития человеческой культуры. ТТ имеет дело в основном с анализом функционирования и соотношения знаков-элементов текста. Правомерна постановка вопроса о месте в тексте понятийных категорий или отд. Реалий (пространство, время, человек, дом, лес, небо и пр.). Задача: выявить значимость этих категорий в тексте, чем подобный анализ отличается от получения сведений информационного характера. Методы анализа позволяют реконструировать в пределах отд. Текстов более древние тексты или их фрагменты; так, в сказках, ритуалах, эпосе ит.п. реконструируются элементы ранних мифологических текстов…Древние смысловые ценности могут быть утрачены. С этой проблемой связан вопрос о т.наз. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ, т.е. о включении одного текста в другой, что может связывать тексты разных эпох, разноязычные, относящиеся к разным жанрам. В каждом тексте возможны наложения других («текст в тексте»), ассоциативные комбинации которых создают дополнительный смысл. С интертекстуальностью связана и теория цитатности в тексте, т.к. развитие исследований по функции цитат в тексте и привело к теории интертекстуальности.
Русская разговорная речь и ее место в системе литературного языка в современной русистике определяется по-разному. Некоторые исследователи рассматривают ее как устную разновидность в составе литературного языка (О.А.Лаптева, Б.М.Гаспаров) или как особый стиль (О.Б.Сиротинина). Группа ученых Института русского языка РАН под руководством Е.А.Земской разработала теоретическую концепцию, согласно которой русская разговорная речь (РР), являясь некодифицированной разновидностью литературного языка, противопоставлена кодифицированному литературному языку (КЛЯ) в целом и отличается от него как с точки зрения экстралингвистической (условиями употребления), так и с точки зрения собственно языковой (специфическими системно-структурными свойствами). Таким образом, КЛЯ и РР представляют собой две подсистемы внутри литературного языка, реализация которых определяется коммуникативными условиями: КЛЯ обслуживает сферу официального общения (личного и публичного), РР – сферу неофициального неподготовленного личного общения. Произошедшие за последние годы социально-политические перемены оказали определенное влияние на русскую языковую ситуацию: не столь жестким стало бинарное членение коммуникативного пространства на официальное и неофициальное, границы функциональных сфер оказались более проницаемыми, что привело, с одной стороны, к широкому вторжению разговорных элементов в устную публичную речь, в язык средств массовой коммуникации, а с другой стороны – к активизации употребления иноязычных слов, элементов официально-деловой и специальной речи в повседневном бытовом общении. Таким образом, можно говорить о социально обусловленных изменениях, коснувшихся самих условий реализации разных типов речи (официальное/неофициальное, личное/публичное, подготовленное/неподготовленное общение и др.). Это касается также и такого определяющего параметра, как установка говорящего на тот или иной тип коммуникации. Изменившиеся условия реализации повлияли на характер языковых процессов в разных коммуникативных сферах, но тем не менее не отменили самого членения литературного языка на КЛЯ и РР.
Многие языковые особенности разговорной речи определяются ее тесной спаянностью с ситуацией. Являясь полноправной составной частью коммуникативного акта, ситуация «вплавляется» в речь, что является одной из причин высокой эллиптичности разговорных высказываний. Коммуникативный акт в разговорной речи характеризуется тесным взаимодействием вербальных и невербальных (жесто-мимических) компонентов. Различные паралингвистические показатели, активно включаясь в контекст, могут заменять собственно языковые средства выражения. Ср.: А. А куда же Саша-то делся? Б. Он (наклоняет голову к сложенным вместе ладоням, показывая жестом ' спит '). Тесный контакт разговорной речи с языком жестов позволяет говорить о скоординированности и взаимоприспособленности двух кодов – вербального и визуального, об активном взаимодействии жестовой и разговорной грамматики.
ОПРОСНИК на выяснение внутренней психологической установки или состояния духовного здоровья личности и ее готовности к здоровому образу жизни Я – ОПТИМИСТ 1. т.к. жизнь – это главное, а в ней – обладание любовью, верой, надеждой и силой воли для их воплощения, тем, что принесет счастье и радость 2. Т.К. я сам строю свою жизнь и знаю, как это делать 3. Т.к. Я верю что лучшее время настанет 4. Т.к. я надеюсь на то, что мудрые люди сделают жизнь лучше 5. я не оптимист Я – ПЕССИМИСТ 1. т.к. не верю в людей, в них больше плохого, чем хорошего 2. т.к. не верю в свои силы и способности, мне многого не дано 3. т.к. власть у плохих людей и они ее никогда не отдадут 4. потому что сейчас сложились такие обстоятельства жизни 5. я – не пессимист ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ? 1. не знаю 2. необходимость постоянной работы, чтобы было на что жить 3. необходимость продолжения рода 4. необходимость изучения мира 5. возможность проявить себя, свои лучшие качества ЧТО ДАЕТ МНЕ ЖИЗНЬ? 1. ничего 2. злость и гнев на кого-либо 3. несчастье и страдания 4. хороших друзей, удовлетворение от общения 5. радость творчества 6. возможность открыть в себе лучшие качества и проявить их ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО МНЕ НЕОБХОДИМО В ЖИЗНИ? 1. деньги 2. слава 3. власть 4. понимание окружающих 5. любовь ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА СЕМЬЯ? 1. она не нужна, так как лишает свободы 2. для создания комфортной жизни 3. для продолжения рода 4. для проявления любви к другому человеку 5. для взаимного обогащения и совершенствования в себе и детях МНЕ ЛЕГКО ЖИТЬ, ПОТОМУ ЧТО 1. я ее понимаю (жизнь) 2. я стараюсь делать все хорошо, хотя это требует приложения сил 3. мне помогают родители 4. я не напрягаюсь 5. я никому ничего не должен МНЕ ТРУДНО ЖИТЬ, т.к. 1. только когда меня не понимают 2. я не имею денег 3. я не имею друзей 4. потому что нет любви а) ко мне; б) у меня 5. я не вижу смысла жизни 6. все проблемы я решаю сам Мне не трудно жить, т.к. 7. у меня нет проблем В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? 1. не знаю 2. в получении удовольствий 3. в материальном благополучии 4. в продолжении рода 5. в открытии и проявлении своих возможностей В СВОЕМ РЕБЕНКЕ Я ВИЖУ 1. человека, которому помогу стать более совершенным 2. свое продолжение 3. приятные заботы 4. время покажет 5. множество нежелательных проблем ЧТОБ СЕМЬЯ БЫЛА СЧАСТЛИВОЙ, НУЖНО ЗАКЛЮЧАТЬ БРАК ПО: 1. любви 2. расчету 3. совпадению интересов 4. национальной, религиозной принадлежности 5. контракту (как на западе) ЕСТЬ ЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СЕБЯ, СВОИ ЗНАНИЯ? 1. нет, т.к. они ничего не стоят 2. да, чтоб уметь читать и писать 3. да, чтоб получить хорошую работу, должность 4. де, до создания семьи, т.к. потом будет не до этого 5. да, постоянно, т.к. теряется смысл жизни ЧТОБ СДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ ЛУЧШЕ, НУЖНО: 2. учить и воспитывать людей 3. грамотно управлять экономикой 4. отвести от власти, посадить в тюрьму руководителей-воров 6. создавать больше материальных благ ЗДОРОВЬЕ МОЕ, МОИХ ДЕТЕЙ И ВСЕГО ОБЩЕСТВА ЗАВИСИТ ОТ: 1. осознания причин болезней и приложение сил к их устранению лично мной и каждым человеком, т.к. причина в нас 2. качества подготовки врачей и установки верного диагноза 3. качества подготавливаемых лекарств и их доступности 4. организации всей системы здравоохранения и питания 5. уровня загрязнения окружающей среды ЧТОБ СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ ЖИЗНЬ НАШИХ ДЕТЕЙ НУЖНО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ 1. учить молодых людей искусству родительства, как вести себя с ребенком и воспитывать его 2. победить преступность, наркоманию, алкоголизм 3. сделать бесплатными и доступными детские учреждения 4. дать возможность хорошо зарабатывать родителям 5. сделать бесплатными лекарства ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК БЕД В СЕМЬЕ 1. отсутствие любви 2. отсутствие взаимопонимания 3. отсутствие психологических знаний 4. низкий материальный доход родителей 5. болезни КТО МОЖЕТ ОКАЗАТЬ ВАМ НАИБОЛЬШУЮ ПОМОЩЬ В ЖИЗНИ? 1. духовный человек 2. педагог 3. психолог 4. врач 5. богатый родственник КАКАЯ ПОМОЩЬ ВАМ БОЛЕЕ ВСЕГО НУЖНА 1. духовная, чтобы понять цель и смысл жизни 2. родительская, т.к. они меня любят 3. Дружеская, т.к. она дает взаимопонимание 4. финансовая, т.к. она дает материальные блага 5. психологическая, чтоб снять проблемы СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ НЕОБХОДИМЫМ ПРОЙТИ КУРС МАТЕНИНСКОЙ (РОДИТЕЛЬСКОЙ) ШКОЛЫ ПЕРЕД РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА ИЛИ СОЗДАНИЕМ СЕМЬИ 1. да, естественно 2. да, если бы были деньги 3. да, если бы было время 4. я и так все знаю 5. научусь в процессе жизни КТО В СЕМЬЕ ГЛАВНЫЙ? 1. любовь 2. взаимопонимание 3. кто больше зарабатывает 4. тот, кто сильнее ЧТО ВАЖНЕЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ? ЧТО НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО? 2. Дисциплина и самодисциплина 3. Поощрение 5. физическое наказание 6. проявление любви 7. не замечать плохое ПОСТАВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ ПОБУДИЛИ МЕНЯ ЗАДУМАТЬСЯ НАД МОИМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ 1. да и сама жизнь побуждает к этому. Я знаю, что делать 2. да, но не знаю, как ее улучшить, помогите 3. нет, лучше все равно не будет ВОПРОСЫ АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ У ЛИЧНОСТИ САМООЦЕНКИ И ГОТОВНОСТИ К САМОВОСПИТАНИЮ 1. По отношению ко мне жизнь справедлива на % 2. Правила и установки на здоровый образ жизни зависят от а) моего образа мышления, от моих взглядов на устройство жизни на % б) от складывающихся обстоятельств жизни независимо от меня (политических, экономических и др.) на %
Дидактический материал для анализа речемыслительной деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение) 1. Много есть на свете хороших книг, но они хороши только для людей, которые умеют их читать; однако умение читать вовсе не равносильно знанию грамоты (Н. Герцен) 2. Чем богаче язык выражениями, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется ежеминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрешаться от приобретенного им в течение веков. Писать единственно разговорным языком – значит не знать языка (А. Пушкин). 3. Так в какую же сторону меняется язык? Лучше или хуже он становится со временем? Мне, кажется, что ни то, ни другое. В каждую эпоху язык идеально приспосабливаются к тому, чтобы выполнять в человеческом обществе свои функции (П. Клубков) 4. Грамматика любого языка полна тайн и загадок, и ее изучение вполне может соперничать по увлекательности с изучением тайн истории или загадок космоса (П. Клубков) 5. В наше время большому числу людей, занятых самым разнообразным трудом приходится иметь дело с компьютерами, и относящаяся к этим машинам терминология входит в речь не только профессиональных программистов, но и тех, кого называют пользователями (П. Клубков) 6. Талант есть способность делать больше, чем нужно только себе: это способность славить зарю, а не самому славиться (М. Пришвин).
7. В то время книга стояла у меня над жизнью, а не жизнь над книгой. Нужно было наполнить себя жизнью до самых краев. Поняв это, я совершенно бросил писать – на десять лет – и, как говорил Горький, «ушел в люди», начал скитаться по России, менять профессии и общаться с самыми разными людьми…Я просто жил, не стараясь хоть что-нибудь записывать или запоминать для будущих книг. (К. Паустовский). 8. Умственность, воспринимаемая с верой, дает плоды богу угодные. Как сказано в молитве? Создателюво славу, родителям же нашим на утешение, церкви и отечеству на пользу…( А.П.Чехов «Степь»)
9. Вполне соответствующей своему назначению я называю только такую школу, которая являлась бы истинной мастерской людей, в которой, следовательно, умы учащихся озарялись бы блеском мудрости, для того чтобы быстро проникать во все явное и сокровенное…, души и движения их направлялись бы ко всеобщей гармонии добродетелей, а сердца насыщались бы божественной любовью, и до того проникались бы ею все, кто вверен христианским школам для обучения мудрости, что дети уже на земле приучились бы жить небесною жизнию. Короче, чтобы в школах обучали всех, всему, всесторонне» (Коменский Я.А., Локк Д, Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М., Педагогика, 1989, с.30) 10. По законам природы человек не тогда действительно нравствен, когда произносит добродетельные слова. По законам природы он потому произносит эти слова, что сила нравственности заставляет его уста произносить их. Так, ведя подлинно нравственную жизнь, а не прикрываясь мнимыми ее выражениями, нравственно воспитанный человек проходит согласно установленному природой порядку по ступеням нравственной силы – от исходного пункта любви к матери до подлинного и чистого подражания пожертвовавшему собой ради нас богочеловеку. (там же, с.352, И.Г.Песталоцци). 11. К сожалению, мы забыли о том, что еще около ста лет назад тысячи российских учителей, гимназистов и студентов начинали свой день с молитвенного обращения к преподобному Сергию Радонежскому – покровителю учености, приходящего на помощь всем, кто преподает и учится. Обращение русского человека к Сергию как к наставнику и духовному пастырю есть свидетельство того, что образование считалось на Руси делом огромной значимости, делом, осуществление которого немыслимо без внутренней сосредоточенности и внимания, без смирения и веры. Те, кто внимательно вчитывался в жизнеописание преподобного Сергия Радонежского, прекрасно знают о том, что вся жизнь подвижника, каждое его деяние, каждый поступок – все было проникнуто духом необыкновенного усердия, любовью к делу и к людям, верой в безграничные возможности добра.(Карунин Е.А. Некоторые проблемы современной школы с позиции христианского учения //Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие(по материалам научно-практического семинара «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи» Сборник статей/ Составление и общая редакция М.Н. Лазутова, Т.И Петракова. – М.,: Импэто, 2004, с.48) 12. Воспитание в обширном смысле есть…действие, посредством которого одно поколение приготовляет следующее за ним поколение к его очередной деятельности в истории народа…Православная духовность свободно сочетается с самой развитой наукой. Поэтому религиозный характер образования не только «не противен со свободой в преподавании наук», а напротив, «еще требует этой свободы» (А.С.Хомяков) 13. Самое страшное – это повернуть голову человека назад, иначе говоря, удушить его. В старину говорили, что дьявол, овладевая человеком, всегда убивает, повернув его голову назад. То же самое выражено в обращении жены Лота в соляной столб. Она, вместо того, чтобы устремляться в будущее, все-таки обернулась назад и мысленно и телесно окаменела. Та же мысль выражена и во множестве других убедительных образов. И, несмотря на все, в практике жизни и в школьном образовании она никогда почти не применяется.(Рерих Н.К. О вечном. М.: Республика, 1994,.с.22) 14. Я сам, брат, учился. С самого раннего возраста бог вложил в меня смысл и понятие, так что я не в пример прочим, будучи еще таким, как ты, утешал родителей и наставников своим разумением. Пятнадцати лет мне еще не было, а я уж говорил и стихи сочинял по-латынски все равно, как по-русски…Еще у меня и усов не было, а я уж, брат, читал и по-латынски, и по-гречески, и по-французски, знал философию, математику, гражданскую историю, и все науки. Память мне бог дал на удивление. Бывало, которое прочту раза два, наизусть помню. Наставники и благодетели мои удивлялись и так предполагали, что из меня выйдет ученейший муж, светильник церкви. Я и сам думал в Киев ехать, науки продолжать, да родители не благословили «Ты, - говорил отец, - весь век учиться будешь, когда же мы тебя дождемся?» Слыша такие слова, я бросил науки и поступил на место. Оно, конечно, ученый из меня не вышел, да зато я родителей не ослушался, старость их успокоил, похоронил с честью. Послушание паче поста и молитвы!» (Чехов. «Степь ») 15. Нам свежесть слов и чувства простоту Терять не то ль, что живописцу – зренье Или актеру – голос и движенье, А женщине прекрасной - красоту? Но не пытайся для себя хранить Тебе дарованное небесами Осуждены – и это знаем сами – Мы расточать, а не копить Иди один и исцеляй слепых, Чтобы узнать в тяжелый час сомненья Учеников злорадное глумленье И равнодушие толпы. (А. Ахматова) 16. Сегодня мы являемся свидетелями искажения и принижения традиций русской культуры и истории Отечества, проявлений неуважения к своему дому, к своей стране…В этих условиях возрастает роль личности учителя как субъекта педагогического процесса, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его социальной и профессиональной позиции, к уровню его образованности и культуры.. При этом в эталонной модели и в профессиограмме личности учителя, способного работать в современной школе, исследователи (Е.В.Бондаревская, В.С.Лазарев, В.Леви, Д.Г.Левитес, А.А.Орлов, В.А.Сластенин и др.) выделяют такие важнейшие профессиональные и личностные характеристики, как высокий профессионализм, образованность, развитое педагогическое мышление, методологическая и педагогическая культура, рефлексия процессов и результатов педагогической деятельности, духовно-нравственная культура, умение импровизировать, общаться; гуманность, добросовестность, искренность, инициативность, патриотизм, самостоятельность, любовь к детям, справедливость, чувство собственного достоинства, эмоциональность и др… Важнейшим условием самоопределения и самореализации личности будущего учителя является его развитие в духовно-нравственной культуре, которую следует рассматривать как систему высших духовных и нравственных потребностей, интересов, ценностных ориентаций человека, выражающих его отношение к миру, к природе, к людям и к самому себе. Таким образом, формирование духовно-нравственной культуры становится сегодня реальным средством утверждения общечеловеческих ценностей» (Ф.В.Повшедная. Самоопределение будущего учителя в духовно-нравственной культуре). ЗАДАНИЯ К ПОНЯТИЯМ ККР (коммуникативные качества речи), коммуникативные способности, культурно-языковая личность (КЯЛ), речевая ситуация (РС), речевой имидж (РИ). Укажите в каких отношениях находятся эти понятия между собой, к каким дискурсам принадлежат, какие конкретно понятийно-терминологические единицы находятся в различных видах связей (часть-целое, общее-частное, род-вид и т.п.). Какое отношение к системе этих понятийных единиц имеет понятие РЕЧЕВОЙ ИДЕАЛ (РИ): дайте определение РИ (Сковородников, Аннушкин, Михальская, Стернин и др.). Если основное внимание уделяется формам обучения, которые целенаправленно развивают коммуникативные способности, то эти способности обусловлены базовыми умениями общения: - информационные, интерактивные, перцептивные (по Т.В. Казаниной) Группу информационных составляют умения |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.200 (0.017 с.) |