Профориентация как система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профориентация как система



 

3. Мы исходим из традиционного понимания системы как комплекса взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, объединенных общей цел ью (Пряжников, 2010). В самом общем плане цели эти могут быть разными:

1. цели социально-экономического развития страны как следствия успешной профориентации (при этом важно еще разобраться, каков вектор такого развития?);

2) личные цели – как стремление к жизненной самореализации (и здесь следует разобраться, как конкретный человек понимает такую самореализацию?)…

Соответственно,система предполагает уточнение общей цели профориентации с последующей конкретизацию целей и задач для каждого уровня работы(в частности, для школьной профориентации). Ниже предлагаются варианты таких целей:

1) общая цель управления человеческими ресурсами (УЧР): «создание условий для максимальной самореализации граждан на общее благо (благо общества)»;

2) Соответственно, цель школьной профориентации, охватывающей несколько уровней работы и рассматриваемой как важнейшей составляющей УЧР формулируется следующим образом: – «формирование внутренней готовности личности к осознанному и самостоятельному планированию, корректированию и реализации перспектив своего развития как полноценного гражданина страны, осуществляющего свои замыслы и возможности через общественно-ценный труд». 

Соответственно, можно было бы уточнить цели и для других уровней УЧР. Это позволило бы уточнить и критерии эффективности по каждому из этих уровней, что в свою очередь, помогло бы более четко планировать работу и более целенаправленно готовить специалистов-профконсультантов (с ориентацией на выделенные задачи и критерии эффективности труда).

4.Система предполагает выделение основных участников - субъектов профориентации.  Мы исходим из того, что у каждого субъекта – свое понимание профориентации, специфических задач и способов их решения. Часто качество системы во многом определяется тем, насколько основные участники (субъекты) действуют согласованно и ориентируются на общую цель. Ниже выделены следующие основные субъекты системы профориентации (в лице ее представителей и руководителей):

- самоопределяющаяся личность;

- семья;

- школа;

- профессиональные учебные заведения;

- психолого-педагогическая наука;

- организации и предприятия;

- центры профориентации молодежи (сейчас возрождаются);

- службы занятости;

- коммерческие профориентационные центры (для подростков, для взрослых);

- медицинские учреждения (медицинские аспекты выбора профессии);

- СМИ;

- общественные организации;

- религиозные организации;

- армия (воинские части);

- правоохранительные органы;

- органы власти.

 

5. Как уже говорилось выше, общая цель разбивается на более конкретные цели (для каждого уровня УЧР), а также на основе этого – выделяются конкретные задачи для каждого субъекта системы профориентации. Эти задачи распределяются между основными субъектами профориентации, с учетом их общей готовности данные задачи выполнить.

6.Кроме того, важную роль в системной работе могут играть совместные проекты между отдельными участниками, которые часто и становятся основой совместных планов профориентационной работы. Например, это могут быть: совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, встречи преподавателей вузов или специалистов организации со школьниками (в том числе, и из самих родителей учащихся), КВНы, олимпиады и даже некоторые научные проекты (с участием активных и талантливых школьников). При определенной настойчивости можно также решать вопросы организации участия школьников в производительном труде (и даже за вознаграждение) и т.д.

Важно, чтобы такие совместные проекты были престижны и интересны для учащихся, а само участие в них было престижно, чтобы школьники видели живой пример преподавателей и специалистов, увлеченных своей работой и гордящихся своим социальным статусом… Даже, несмотря на пока еще «жалкие» зарплаты преподавателей и высококлассных специалистов… Можно надеяться, что эти проекты станут некоторым противовесом укоренившемуся в сознании многих подростков мнению, что работа должна быть «халявной», т.е. не очень сложной, но непременно высоко оплачиваемой… Может, именно такие совместные проекты являются важнейшим средством формирования социального оптимизма в пока еще проблемной стране (когда именно специалисты, а не «халявщики» смогут жить достойно) …

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.005 с.)