Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сенсорный маршрут «Мы путешественники»↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава 1 Сенсорный маршрут «Мы путешественники».................................... 7стр Цикл наблюдений и игр по сенсорному маршруту «Мы путешественники» 7стр Тематический маршрут «Осень золотая»................................................ 8стр Тематический маршрут «Зимняя сказка».............................................. 11стр Тематический маршрут «Весна красна»................................................ 15стр Тематический маршрут «Разноцветное лето»....................................... 18стр Глава 2 Цикл игр и упражнений для тематических центров........................ 22стр -Цикл тематических игр, упражнений и сказок - шумелок в центре «Колокольчик»................................................................................................................. 22стр - Цикл тематических занятий и экспериментов в центре «Обучалка»............................................................................................. 31стр - Цикл тематических игр и упражнений в центре «Сад и огород»....................................................................................... 40стр - Цикл тематических игр и упражнений в центре «Цветики - цветочки».............................................................................. 42стр - Цикл тематических игр и упражнений в сенсорной комнате «Волшебный мир»................................................................................. 46стр - Цикл тематических игр, упражнений к сказке - невидимке в центре «Невидимая сказка»..................................................................................................... 50стр Глава 3 Цикл тематических игр для самостоятельной деятельности детей........................................................................................................ 53стр «Осень золотая»...................................................................................... 53стр «Зимняя сказка»...................................................................................... 54стр «Весна красна»........................................................................................ 55стр «Разноцветное лето»............................................................................... 56стр Список рекомендуемой литературы................................................... 57стр
Пояснительная записка. Снижение остроты зрения в младенческом возрасте задерживает способность детей воспринимать окружающий мир: различать и запоминать форму, величину и цвет, оценивать местоположение предметов и рассматривать движущиеся объекты. Взрослый, сняв очки, отличает по очертаниям один предмет от другого. У него есть опыт и знания. У маленького ребёнка практически нет зрительного опыта, знаний, а нарушение зрения мешает ему их приобрести. Он воспринимает окружающий мир таким, каким чувствует на ощупь, запахи и звуки, и этот мир существует лишь в тех границах, куда дотягивается рука, осторожно изучая предметы кончиками пальцев. То, что рисует его воображение, основываясь на органы чувств, далеко от действительности, но все же наши дети могут представить его. Он разнообразен, даже для наших детей… Малышу без специальных занятий и коррекции зрения трудно определить, является ли то, что перед ним предметом, или это просто цветовое пятно. Наш проект позволяет познать мир ярких чувств через слух, обоняние, осязание, зрение и вкус. Дети, пройдя по увлекательным сенсорным маршрутам, смогут выработать свои способы и приемы знакомства с особенностями и разнообразием окружающего мира. Они узнают, что мяч круглый, огурец зеленый … Мы работаем с детьми 2-4 лет, по сравнению с нормально видящими сверстниками, чувственный опыт наших детей беднее, меньше набор «мерок», хранящихся в памяти эталонных образов. Из-за неумения смотреть, из-за нежелания вглядываться и рассматривать зрительное восприятие получается поверхностным, зрительный образ искаженным, неточным. Нечеткое представление не вызывает интереса к предмету. Снижается любознательность - качество, необходимое для формирования познавательных учебных действий. В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка через игру – ведущую деятельность. Проблема детей с нарушенным зрением – недостаточная сформированность зрительно-осязательных представлений об окружающем мире. Цель нашей работы – развитие полисенсорного восприятия. Задачи в работе с детьми раннего возраста: - обучение приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов; - развитие зрительного восприятия, через расширение чувственного опыта, на базе ближайшего окружения. - развитие компенсаторных способностей для самостоятельного познания окружающего мира; - воспитание активного и доброжелательного отношение детей к окружающему; С целью развития зрительно моторной координации, создали развивающую среду, позволяющую ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В зависимости от исходного уровня развития зрительного восприятия определили зону ближайшего развития для каждого ребенка, составили индивидуальный маршрут и предложили определенные игры и задания. Инновационный продукт нашей деятельности - сенсорные центры в группе и сенсорный маршрут по территории дошкольного учреждения. Они предназначены для: - всестороннего познания окружающих предметов и явлений; - развития сенсорной сферы ребенка; - стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.); - развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; - снятия мышечного и психоэмоционального напряжения; - создания положительного эмоционального фона и повышения работоспособности ребенка. Территория группы условно поделена на центры: «Колокольчик» (развитие слухового восприятия). «Обучалка» (развитие зрительно- моторной координации). «Сад и огород» (развитие вкусового восприятия). «Цветики – цветочки " (развитие обонятельного восприятия). «Волшебный мир» (компенсация сенсорных впечатлений в сенсорной комнате в ОУ). «Невидимая сказка» (театр невидимка – исключая зрение, развитие всех видов восприятия). Центры оборудованы разнообразными играми и пособиями (с учетом зрительных нагрузок, рекомендованных врачом офтальмологом): - на формирование предметных представлений; - на развитие сенсорных эталонов; - развитие мелкой моторики рук (тренировка мышц глаза, ориентировка в макро и микро пространстве, развитие прослеживающей функции глаза). Деление на центры условно, мы учитываем принцип полисенсорности, который способствует развитию нескольких видов восприятия. На территории детского сада (на улице) разработан нами сенсорный маршрут под названием «Мы путешественники». В сенсорный маршрут входят - уголок «Цветики цветочки» (развитие обонятельного восприятия), уголок «Лес» - деревья разных пород (зрительно-тактильное восприятие), уголок звука - подвесные звучащие мобили. «Следопыт» - уголок зрительного восприятия, за не движущими предметами. На спортивной площадке расположен снаряд «Скалодром» - его отверстия мы используем для концентрации зрения и рассматриваем предметы и описываем их. «Покорми друга» - уголок зрительного восприятия за движущими объектами – птицами. Для этих уголков были изготовлены и повешены совместно с родителями кормушки для птиц. Экскурсии по маршруту идут в 2 направлениях и по 2 путям. Здание детского сада обходим слева направо, и справа налево. Учитываются сезонные изменения в уголках маршрута. С новым маршрутом мы знакомимся в начале каждого сезона. Каждый сезон имеет свое название – «Осень золотая», «Зимняя сказка», «Весна красна», «Разноцветное лето». Все эксперименты, игры и атрибуты маршрута тематические и раскрывают тему сезона. Еженедельно меняется один из объектов в маршруте. Игры и эксперименты в центрах проводятся 1 раз в неделю. В своей работе с детьми раннего возраста мы привлекли детей подготовительной группы. Непосредственное сотрудничество и сотворчество младших детей и тех, кто постарше, развивает познавательную сферу. Ведь младшим дошкольникам так хочется быть самостоятельными, умелыми, а у старшего дошкольника есть уже потребность передать свой опыт малышу, научить его делать то, что он умеет сам. Совместные дела создают условия для радостных эмоциональных переживаний, воспитывают дружеские взаимоотношения, элементарную дисциплинированность, умение действовать в коллективе сверстников, а также способствуют формированию произвольности и ответственного отношения к деятельности. Старшие дошкольники изготавливают атрибуты для сенсорного маршрута малышей. Дети театральной студии «В гостях у сказки» - знакомят малышей с тематическими сказками – шумелками (1 раз в месяц). Играют с ними в «невидимые» игры - основанные на слуховых, обонятельных и кинестетических ощущениях (идея театрального проекта «Спектакли - невидимки» режиссера театра им. М.А.Булгакова Екатерины Негруцы). Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместная игровая деятельность и музицирование детей формирует навыки общения. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивается слуховая память. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Результат наших совместных действий – повышение уровня зрительного восприятия и познавательной активности. Формирование коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми. Продукт, полученный в результате проекта – тематическиеигры и пособия на развитие сенсорных навыков. Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием. Создание ЦОР (цифрового образовательного ресурса). Результативность. Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме эффективно помогает развитию зрительного восприятия и познавательной активности. Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Глава 1 Л. Стефанович Ветер, ветерок, ветрище, Я.Аким. 9. Наблюдаем в уголке «Звука» - за ветром. Цель: показываем особенности ветряной погоды. Ход: Лапка рассказывает, что происходит с деревьями в ветреную погоду. Понаблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки, летят листья. Художественное слово: Глава 2 В центре «Колокольчик» С раннего возраста мы обращаем внимание детей на различные звуки вокруг нас, в том числе голоса животных, журчание воды из крана, звучание музыкальных инструментов и т.п. Происходит накопление новых слуховых образов. Поэтому основная цель работы в этом центре: развитие способности ребенка узнавать окружающие нас звуки. Задачи: - развиваем слуховую память, слух детей (оттенки звучания: громкость продолжительность, ритмы, высота); - развиваем зрительное и тактильное восприятие, мелкую моторику, мышление, речь, воображение; - формируем навыки сотрудничества и сотворчества.
«Осень золотая» Кораблик» Цель: развиваем слухового внимания, выполнение определенных действий с предметом во время звучания музыки и прекращение при завершении звучания музыки. Материал: кораблик на каждого ребенка, магнитофон, запись журчание ручейка. Ход: у каждого ребенка в руках кораблик, как только слышится звучание ручейка, педагог показывает, как его кораблик плавает по волнам. Журчание ручейка прекращается, педагог прячет кораблик за спину (дети повторяют за педагогом). Далее дети выполняют упражнение самостоятельно. Чья птичка?» Цель: формируем способности дифференцировать неречевые звуки, развиваем у детей воображения, фантазии. Материал: картинки, изображающие сороку, кукушку, ворону, магнитофон, запись голосов птиц. Ход: взрослый показывает приготовленные картинки, включив запись с голосами соответствующих птиц. Затем просит послушать и угадать, кто прилетит к ним в гости. Педагог включает запись с голосами птиц, меняя их порядок. Ребёнок у кого картинка с этой птицей поднимает её вверх. Звуки леса» Цель: расширяем рамки слухового восприятия. Ход: гуляя в уголке леса, на территории детского сада, обращаем внимание ребенка на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, раскаты грома во время грозы и др.), голоса животных и птиц. Дети показывают, как качаются деревья при сильном и слабом ветре, как бежит ручеек, как летают птицы и др. Барабан» Цель:вызываем интерес к музыкальным игрушкам, обучаем извлекать звуки. Материал: игрушечные барабаны, белочка Лапка. Ход: белочка Лапка хочет научиться барабанить, как её друг зайчик, но не знает на чем можно барабанить. Педагог просит помочь белочки и показать, как можно барабанить (пальчиками по столу, ладошками по коленочкам, и др.) Педагог, заинтриговав детей, достает из волшебной коробки барабан, играет на нем. Учит детей стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая его звук. При этом один ребенок стучит по барабану, а остальные имитируют это движение. Сказка – шумелка Цель: вызываем интерес к звуковым выразительным средствам, учим подбирать предметы для озвучивания сказки. Материал: металлическая и деревянная коробочки, бумага, пакет. (♪)звенит ручеек – стук по металлической коробочке (□)сорока трещит – бумагу растягивать в разные стороны (◊)заяц стучит по дереву – стук по дереву (○)мышка шуршит – шуршим пакетом (☼)шум леса – смять бумагу (▫)мороз трещит – шлепаем руками по ногам Сказка про белочку Лапку. Авторская сказка Жила была белочка Лапка. Очень любила она слушать звуки леса и свои запасы на зиму прятала не только в своем дупле, но и по всему звучащему лесу. Вот около ручейка сделала тайничок, ручей так красиво журчит (♪). Сорока тараторит, гостей созывает, словно трещотки звучат (□). Заяц стучит по пенечку, словно играет на барабане (◊). Мышка шуршит в траве, тоже готовится к зиме (○). Да и сам лес с помощью ветра поет песни, то тихи, то громко (☼). Целый день наша Лапка прыгает с ветки на ветку, к зиме готовится, да слушает звуки леса. Наступила зима. Проснулась однажды Лапка, а вокруг тишина. Ни журчанья ручейка, ни шелеста травы и сорока с зайцем молчат, даже лес замер. Выглянула белочка из дупла, а там холодно и все белым – бело, хорошо, что в дупле запасов много. Однажды белочка услышала новый треск в лесу – это мороз трещит (▫). Как же я тайнички свои в лесу найду? Пробегавший мимо зайчик увидел загрустившую белку, жалко ему стало Лапку. Показал он белочки свой любимый пенек и забарабанил для неё (◊), а зимой зайцы молодой корой деревьев шуршат. Обрадовалась белочка, поделилась запасами из своего тайничка с зайцем. И стали с той поры зайчик и белочка дружить. Как то в солнечный денек, гуляя по лесу, увидели они мышку (○), вот и ещё один тайничок нашелся. А когда снег стал тяжелым и рыхлым, звонко закапала капель, услышала белка журчанье ручейка (♪), а тут и сорока затрещала, гнездо обновляет (□). Весна наступила. Поняла белочка, что по другим приметам нужно тайнички прятать, а звуки леса зависят от времени года. «Зимняя сказка» Узнай по голосу» Цель: формируем способности дифференцировать неречевые звуки, развиваем у детей воображение, фантазию. Материал: картинки, изображающие домашних животных, магнитофон, запись голосов животных. Ход: взрослый показывает приготовленные картинки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придет к ним в гости. Педагог включает запись с голосами животных, меняя их порядок. Ребёнок у кого картинка с этим животным, поднимает её вверх. Волшебная коробочка» Цель: развиваем тактильное и слуховое восприятия, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы. Материал: различные предметы и материалы (разная бумага, пакет, ложки, палочки, коробочки и др). Ход: 1 вариант. Знакомим детей с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами (помните и порвите лист бумаги, пошуршите пакетом, постучите деревянной палочкой и др.). Предложите ребенку закрыть глаза и угадать предмет. Затем пусть назовет или покажет источник звука. 2 вариант. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать предмет, как на звучание, так и на ощупь. Затем пусть назовет или покажет источник звука. Подарок от белочки» Цель: развиваем слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты. Материал: барабан, бубен, игрушка белочка Лапка. Ход: белочка Лапка играет на барабане, дарит новый музыкальный инструмент (бубен) и знакомит детей с игрой на нем. Затем белочка прячется за ширмой и поочередно извлекает звуки из различных инструментов. Дети показывают картинку с нужным инструментом. Сказка – шумелка Цель: вызываем интерес к звуковым выразительным средствам, учим подбирать предметы для озвучивания сказки. Материал: деревянная палочка, бумага, пакет. (☺)брёвна носить да столбы тесать – стук по дереву (○) щепу драть – бумагу растягивать в разные стороны (◊) глину месить, кирпичи делать – смять бумагу (□) мох таскать, стены конопатить – шуршим пакетом (☼) крышу крыть – шлепаем руками по ногам
Зимовье. Русская народная сказка Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу. Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюёт, свинья под деревьями корешки да жёлуди роет. Только и худо бывало друзьям, ежели дождик пойдёт. Так лето прошло, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить. Встретил в лесу барана: - Давай, друг, зимовье строить! Я стану из лесу брёвна носить да столбы тесать (☺), а ты будешь щепу драть. - Ладно,— отвечает баран,— согласен. Повстречали бык и баран свинью: — Пойдём, Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем брёвна носить, столбы тесать (☺), щепу драть (○), а ты будешь глину месить, кирпичи делать (◊), печку класть. Согласилась и свинья. Увидели бык, баран и свинья кота: — Здравствуй, Котофеич! Пойдём вместе зимовье строить! Мы станем брёвна носить, столбы тесать (☺), щепу драть (○), глину месить, кирпичи делать (◊), печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить (□). Согласился и кот. Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха: — Здравствуй, Петя! Идём с нами зимовье строить! Мы будем брёвна носить, столбы тесать (☺), щепу драть (○), глину месить, кирпичи делать (◊), печку класть, мох таскать, стены конопатить (□), а ты — крышу крыть (☼). Согласился и петух. Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов (☺), щепы надрали (○), наделали кирпичей (◊), моху натаскали (□) — стали рубить избу. Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли (☼). Наготовили на зиму запасов и дров. Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поёт, а петух под потолком на жёрдочке пристроился. Живут друзья — не горюют. А бродили по лесу семь голодных волков, увидели новое зимовье. Один, самый смелый волк, говорит: — Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живёт. Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку. Вошёл волк в зимовье и прямо на барана угодил. Барану деваться некуда. Забился баран в угол, заблеял страшным голосом: — Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!.. Петух увидел волка, слетел с жёрдочки, крыльями захлопал: — Ку-ка-ре-ку-у!.. Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал: - Мя-у-у!.. Мя-у-у!.. Мя-у-у!.. Набежал бык, рогами волка в бок: - У-у-у!.. У-у-у!.. У-у-у!.. А свинья услыхала, что наверху бой идёт, вылезла из подполья и кричит: — Хрю!.. Хрю!.. Хрю! Кого тут съесть? Туго пришлось волку, едва жив из беды вырвался. Бежит, товарищам кричит: — Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите! Услыхали волки, пустились наутёк. Бежали час, бежали два, присели отдохнуть, красные языки вывалили. А старый волк отдышался, им говорит: — Вошёл я, братцы мои, в зимовье, вижу — уставился на меня, страшный да косматый. Наверху захлопало, внизу зафыркало! Выскочил из угла рогатый, бодатый — мне рогами в бок! А снизу кричат: «Кого тут съесть?» Не взвидел я свету — и вон... - Ой, бежимте, братцы!.. Поднялись волки, хвосты трубой — только снег столбом. «Весна красна» Ручеек и море» Цель: развиваем слухового восприятия, дифференциацию звуков по силе звучания. Материал: картинки с ручейком, рекой и морем, круглый коврик, дорожки узкая и широкая, магнитофон, запись звука воды. Ход: 1 вариант. Педагог под тихое звучание показывает картинку с ручейком и стеллит узкую дорожку, а под громкое звучание показывает картинку с морем и раскладывает круглый коврик. Услышав тихое звучание, идут медленным шагом по узкой дорожке. Услышав громкое звучание, дети бегут по круглому коврику. 2 вариант. Добавляется картинка с рекой, широкая дорожка и среднее звучание, под которое дети идут по широкой дорожке. Замри» Цель: учим детей выполнять определенное действие в момент начала музыки и прекращать его при завершении звучания. Материал: магнитофон, запись любой музыки, игрушка белка. Ход: педагог музыку, появляется белка Лапка и начинает танцевать. Педагог прекращает музыку и прячет игрушку вновь за спину. Педагог учит детей в момент начала звучания музыки показывать игрушку и убирать ее, когда звучание прекращается. Мамина коробка» Цель: развиваем слухового восприятия, накапливаем в памяти ребенка новые слуховые образы различных звучаний. Материал: баночки с разным наполнением. Ход: педагог показывает и называет наполнение баночек, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами. Ребёнок должен определить, что он слышит (с чем баночка). Сказка – шумелка Цель: вызываем интерес к звуковым выразительным средствам, учим подбирать предметы для озвучивания сказки. Материал: бумага, целлофан, металлическая коробочка. (☼) бежит – пальчиками по столу барабанить (♪) звенит – стук по металлической коробочке (◊) бился – бумагу растягивать в разные стороны (○) толкал – целлофан (☺) прорыл – смять бумагу Ручей и камень. Русская народная сказка Бежит (☼) весенний ручей к реке, звенит (♪), радуется. Вдруг на его дороге большой камень встал. Ручей бился, бился (◊) о него, толкал, толкал (○) — и не сдвинул. Прибежал (☼) напиться воды заяц. Ручей просит: — Заяц, заяц, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать! Заяц толкал, толкал (○) камень, не сдвинул и убежал. Прибежал (☼) напиться воды кабан. Ручей просит: — Кабан, кабан, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать (☼)! Кабан толкал, толкал (○) камень, не сдвинул и убежал (☼). Пришёл напиться воды медведь. Ручей просит: — Медведь, медведь, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать (☼)! Медведь толкал, толкал (○) камень, не сдвинул и ушёл. Из норы вылезает крот и говорит: — Ручей! Дай мне воды напиться, я сдвину камень. — Куда уж тебе, маленькому да слепому, камень сдвинуть! Его заяц, кабан и медведь толкали, толкали (○) и — не сдвинули! Напился крот воды. И давай под камнем норы да ходы рыть (☺). Всю землю под камнем прорыл (☺) - пропахал. Камень зашевелился и — провалился под землю. Обрадовался ручей, зазвенел (♪), зажурчал и дальше к реке побежал (☼). «Разноцветное лето» Машинки» Цель: развиваем слуховое восприятия, дифференциацию звуков по длительности звучания. Материал: кувшин с водой, машинки на каждого ребенка и по две дороги (длинная и короткая), ширма. Ход: педагог льет воду в таз длительно и ведет машинку по длинной дорожке, а когда льет воду недолго, то машинка едет по короткой дорожке. Затем педагог прячет кувшин и таз за ширму, льет воду и просит детей отгадать, по какой дорожке нужно прокатить свои машины. Где звучит?» Цель: определяем место звучащего предмета, развиваем направленность слухового внимания. Материал: колокольчик, игрушка белочка. Ход: белочка Лапка предлагает детям поиграть с ней в игру. Дети закрывают глаза, рукой указывают, откуда доносился звук (не открывая глаза). Подарки леса» Цель: развиваем слухового восприятия, накапливаем в памяти ребенка новые слуховые образы различных звучаний. Материал: палочки, сухие листья, желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и др. Ход: знакомим детей с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами. Предложите детям закрыть глаза и угадать предмет. Затем пусть назовут или покажут источник звука. Металлофон» Цель: развиваем слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты. Материал: барабан, бубен, металлофон, игрушка белочка Лапка. Ход: белочка Лапка играет на барабане и бубне, дарит новый музыкальный инструмент (металлофон) и знакомит детей с игрой на нем. Затем белочка прячется за ширмой и поочередно извлекает звуки из различных инструментов. Дети называют нужный инструмент. Сказка – шумелка Цель: вызываем интерес к звуковым выразительным средствам, учим подбирать предметы для озвучивания сказки. Материал: коробочка с горохом, бумага, стакан пустой и с водой, целлофан, металлическая коробочка. (□) торопился – пальчиками по столу барабанить (◊) подавился – коробочка с горохом (☼)смазать – смять бумагу (○) собьет маслица – бумагу растягивать в разные стороны (☺)даст молока – переливание жидкости (◘) накосит травы – целлофан (●) дай косу – стук по металлической коробочке Золотой дождь. Листья солнцем наливались. М. Лесовая Педагог вместе с детьми, подбирает цвет салфеток к этому стихотворению. Объяснение материала. Педагог объясняет, как с помощью салфетки можно изобразить листья, для этого она скатывает круговыми движениями салфетку и показывает, что получилось детям. Взрослый наклеивает ствол дерева ребенку на лист бумаги. Практическая работа. Дети самостоятельно круговыми движениями скатывают листья из подобранной по цвету, бумаги и приклеивают на ствол дерева.
Работы детей.
Дары осени» Цель: развиваем умелость рук, согласовываем движения обеих рук. Материал: цветная картон, пластилин, вырезанные формы фруктов, работы детей прошлых лет. Содержание занятия: Дети и педагог рассматривают дары осени, которые им принесла белка Лапка. И предлагает сделать красивую картину из фруктов, используя пластилин. Вместе с детьми, подбирает цвет пластилина к фруктам. Объяснение материала. Педагог объясняет, что рисовать можно и пластилином, если его брать небольшими кусочками и «размазывать» по картону. Взрослый вырезает фрукты и предлагает детям порисовать пластилином. Практическая работа. Дети самостоятельно рисуют пластилином каждый свой фрукт, потом составляют общий натюрморт. Работы детей. Можно сделать листопад, рисуя пластилином. «Зимняя сказка» (эксперименты с водой) Превращения воды» Цель: знакомим детей со свойствами воды. Материал: фигурные формочки и формочки для льда. Ход: рассказать ребенку, что вода, поставленная на улицу в мороз, замерзает и превратиться в лед. Продемонстрируйте это наглядно. Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки повторяют форму сосудов, которые вы заполняли водой (добавив, в воду краски, можно получить разноцветный лед и украсить елочку и веранду на прогулке). Тает льдинка» Цель: знакомим с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле. Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой. Ход: художественное слово: « Однажды зимой белка Лапка принесла домой льдинку, сосульку, и оставила её в дупле, на полу в прихожей, а сама пошла обедать, а потом спать. Когда проснулась, сразу вспомнила про льдинку, побежала в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица». Положим кусочек льда на ложку и подогреем его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!» В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры. Лед в шубе» Цель: знакомим детей со свойствами льда. Материал:кусочки льда, шуба (или другая теплая одежда), фольга, полиэтиленовый пакет, бумага, ткань. Ход: предложить детям провести эксперимент - положить льдинки в 2 пакеты один завернуть в шубу, другой положить на окно. И провести наблюдение, что с ними происходит. Когда льдинка на окне начнет таить посмотреть, что происходит в шубе. Вы увидите, что льдинка в ней тает гораздо медленнее. Льдинка на воздухе растаяла полностью за полчаса, а льдинка, "одетая в шубу", сохранялась в течение 3 часов. Плавает ли лед?» Цель: знакомим детей со свойствами льда. Материал: пластиковые стаканчики из под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды, человечек-лего Ход: предложить детям выяснить умеет ли плавать лед. Совместно с детьми заранее сделать ледяной кораблик (нальем в стаканчик воды воткнем трубочку и заморозим). Когда вода замерзнет, вытащим лед из стаканчика - у нас получится ледяной кораблик с мачтой и прикрепим флаг. Опустите его в емкость с водой - он будет плавать! Времена года» Цель: выявляем свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять. Материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда. Ход игры – эксперимента: Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». Пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Усложнение - затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»). В другую налейте чуть тёплой воды - «весна», в третью – тёплой, но не горячей воды - «лето». В четвёртую – холодной воды - «осень». Учим определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует. 6. «Невидимое письмо» Цель: знакомим детей со свойствами веществ. Материал: бумага, лимон, йод. Ход: сегодня мы будем волшебниками и попробуем лимоном написать и порисовать на бумаге - теперь необходимо посушить нас рисунок (батарея или фен). Теперь возьмем йод разведем его водой и кисточкой порисуем по нашему волшебному рисунку (дети увидят волшебное превращение чистого листа в рисунок). «Весна красна» (создаем коллажи и рисунки) Образы цветов – первоцветы» Цель: учим создавать образ необычного веселого цветка, обращая внимания на выразительные свойства цвета. Материал: бумага, гуашь, акварельные краски, салфетки, репродукции произведений художников. Содержание занятия: Вводная часть. Дети вместе с педагогом рассматривают цветы. Необходимо обратить внимание на то, что ограничение цветовой палитры, помогает художнику выразить свое душевное состояние (состояние покоя – краски разбеленные, нежные, состояние веселья- краски контрастные, светлые и темные, теплые и холодные). Объяснение материала. Дети вместе с педагогом рассматривают рисунки прошлых лет, и педагог объясняет, как создать фактурные цветы и самое главное очень осторожно наносить на салфетки краску. Практическая работа. Дети с педагогом нарывают лепестки для будущих цветов из салфеток. Следующим этапом в работе - изображение цветовых подмалевки в техники по сырому. Пока фон «сырой», создается композиция из цветов (лепестки сами приклеиваются на сырой фон) и «примакивающими» движениями накладывается гуашь на лепестки. Работы детей.
Подарок для мамы» Цель: учим создавать образ мимозы, обращая внимания на выразительные свойства цвета. Материал: цветная бумага, гуашь, салфетки, веточка от елочки, рисунки. Содержание занятия: Вводная часть. Дети вместе с педагогом рассматривают детские работы. Необходимо обратить внимание на то, что отпечаток от елочки похож на веточку мимозы. Объяснение материала. Педагог объясняет, как создать фактуру мимозы – скатывать бумагу в шарик круговыми движениями рук. Практическая работа. Следующим этапом в работе - изображение веточки мимозы (веточку елочки прокрашивают гуашью и делают отпечаток на листе бумаги). Пока фон «сырой», создается композиция из цветов. Дети с педагогом нарывают лепестки для будущих цветов из салфеток и скатывают в шарики и приклеивают на высохший фон.
Работы детей.
Образы цветов – одуванчики» Цель: учим создавать образ одуванчиков в траве, обращая внимания на выразительные свойства цвета. Материал: цветная бумага, гуашь, салфетки, рисунки детей прошлых лет. Содержание занятия: Дети вместе с педагогом рассматривают детские работы. Необходимо обратить внимание на то, как дети изобразили фактуру травы. Объяснение материала. Педагог объясняет, как создать фактуру травы – нарвать салфетки и приклеить на фон. Одуванчики изготавливает педагог с помощью желтой салфетки и стиплера. А дети приподнимают листочки цветка. П
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.013 с.) |