Тава нама-грахане бхавишйати 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тава нама-грахане бхавишйати



найанам - глаза; галад-ашру-дхарайа - потоками слез; ваданам - уста; гадгада - дрогнут; руддхайа - задыхаясь; гира - произнося слова; пулакаих - волосы встанут дыбом от трансцендентного счастья; ничитам - растущие; вапух - на теле; када - когда; тава - Твоего; нама-грахане - во время воспевания имени; бхавишйати - наступит все это.

 

Перевод

 

Мой дорогой Господь, когда же во время воспевания Твоего имени глаза Мои украсятся неудержимыми потоками слез? Когда же при повторении Твоего имени дрогнет Мой голос и волосы встанут дыбом по всему телу от трансцендентного счастья?

 

"Шри Санмодана Бхашйам"

 

В предыдущих пяти шлоках рассматривалось следующее. Духовная жизнь начинается со шраддхи, то есть искренней веры, за которой следует садху-санга и девять ступеней преданного служения, начиная со слушания, воспевания, памятования и т. д. Следующей темой, которая рассматривалась в предыдущих шлоках, была наука самоосознания, с корнем уничтожающая невежество дживы и все нежелательные препятствия на пути духовного прогресса. Затем были освещены такие темы, как ништха (твердость), ручи (вкус), асакти (привязанность) и бхава (духовные эмоции). Таким образом, было показано, как посредством чистого преданного служения, в котором заключается сущность хладини-шакти Господа, джива постепенно проявляет свою сварупу, изначальную духовную форму. К тому времени, когда джива поднимается на ступень бхавы, ее чистое преданное служение достигает своей кульминации, так как становится непрерывным процессом. Бхаву часто называют рати, или влечением, и сравнивают ее с бутоном, который, распускаясь, становится према-бхакти, чистым любовным служением. Из воспевания, слушания и других процессов, с которых начинается садхана-бхакти, наиболее эффективным способом подняться до уровня бхавы является повторение имени Кришны.

 

Девять признаков бхавы

 

Преданный, поднявшийся до этого высочайшего духовного уровня, обладает девятью качествами: 1) он терпелив и невозмутим даже перед лицом больших несчастий; 2) он не любит терять попусту время; 3) он всегда занят служением Господу; 4) он ничем не гордится; 5) у него нет ни малейшего сомнения в том, что он достигнет лотосных стоп Господа; 6) он неудержимо стремится к совершенству и у него есть вкус к повторению святого имени; 7) он очень любит беседы о развлечениях и качествах Кришны; 8) ему абсолютно неинтересно то, что не имеет никакого отношения к Кришне; 9) он привязан к тем местам, где происходят игры Кришны. В писаниях говорится, что душа, развившая в себе эти качества, стоит на пороге достижения полной бхавы.

 

Признаки экстаза на ступени бхава-бхакти

 

Когда, вследствие садхана-бхакти, возникает ручи, неудержимое стремление к лотосным стопам Господа, и сердце преданного тает, то такое состояние называется бхава-бхакти. Духовные эмоции бхавы - это лучи солнца премы и лучи солнца ни с чем не сравнимой красоты Кришны, воплощения чистой трансцендентности. Поэтому бхава-бхакти, или рати, - это не что иное, как зарождение премы, любви к Богу. На этой стадии понемногу начинают проявляться ашта-саттвика- викара, восемь признаков экстаза: плач, озноб и т. д. Когда преданный медитирует на лотосные стопы Господа, сердце его начинает таять, и он не в силах сдержать потоки слез. Тантры и Пураны объясняют, что на уровне бхавы эти признаки экстаза только-только начинают проявляться, но на уровне премы они сияют уже в полную силу. Поведение преданного, переполняемого такими эмоциями, называется анубхава. Он танцует, катается по земле, поет, внезапно начинает кричать, тело его содрогается, он начинает долго, продолжительно зевать, подолгу о чем-то тоскует, хочет остаться один, у него сочится слюна, он громко смеется, теряет сознание, икает и т. д.

 

Восемь главных признаков экстаза

 

Полное бессилие, испарина, мороз по коже, бледность, потеря голоса, дрожь, рыдания и потеря сознания - это восемь основных признаков экстаза, или ашта-саттвика-викара. На стадии бхавы преданный в первую очередь начинает танцевать, петь, его сотрясают рыдания, он теряет голос и мороз идет у него по коже. В данной шлоке Господь Чайтанья уделяет этим признакам особое внимание. Он молится: "О, Кришна, о, сын Махараджи Нанды, когда же при произношении Твоего имени глаза Мои украсятся потоками слез? Когда же экстатические эмоции переполнят Меня настолько, что голос Мой дрогнет и мурашки побегут у Меня по коже? О, Господь, пролей на Меня свою милость, и пусть при повторении Твоего имени тело мое украсят эти проявления экстаза!"

В "Чайтанья-чаритамрите" (Антйа-лила 20.37) Господь Чайтанья говорит:

"Я не вижу смысла жить без любви к Богу. Поэтому Я молю Тебя о том, чтобы Ты принял Меня на работу в качестве своего слуги и платил Мне жалование любовью к Богу."

 

Комментарий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати

 

"О, Господь Кришна, о, счастье гопи, когда же при произнесении Твоего имени по щекам гопи заструятся неудержимые потоки слез? Когда же голос Мой дрогнет, и тело задрожит от любви к Тебе, и мороз пройдет по коже?" Это совершенная молитва к Господу, произнесенная с любовью к Нему. В этой связи уместно будет привести здесь цитату из "Бхакти-расамрита-синдху" (1.2.156):

"О, Господь Пундарикакша, когда же я буду танцевать в экстазе на берегах Ямуны, воспевая Твое имя со слезами на глазах?"

С помощью второстепенных имен достичь премы невозможно

Не может быть и речи о том, чтобы достичь премы посредством воспевания второстепенных, или дополнительных, имен Кришны. Поэтому, как о том упомянуто в "Падйавали" (39), Господь Чайтанья цитирует Шрилу Вйасадеву:

"Упанишады рассматривают предметы, далекие от нектарных развлечений Господа Хари, Шри Кришны. Поэтому они не могут затронуть сердце читателя и от их чтения по лицу никогда не заструятся слезы, и по телу не побегут мурашки."

Брахман, о котором повествуют Упанишады, весьма поверхностно связан с чудесными рассказами об играх Кришны. Истории о Кришне наполняют сердце экстазом, из-за которого тело преданного содрогается, он начинает рыдать и проявлять другие его внешние признаки. Эта шлока не имеет в виду тех, чьи глаза просто так влажны по своей природе, или тех, кто страдает от надуманного экстаза. Тело и ум будут делать все, что им прикажет переполненная экстазом очистившаяся душа, привлеченная служением Кришне. Поэтому сердце может растаять только у абсолютно чистых преданных, избавившихся от всех анартх, и лишь в их телах и умах могут проявиться все остальные признаки экстаза. Неофиты, пытающиеся имитировать подобные экстатические переживания, свойственные маха-бхагаватам, на деле просто дурят простой народ и создают себе немалые препятствия к достижению чистого преданного служения.

 

Цитаты и комментарии из "Шри Бхаджанарахасйи" Шрилы Бхактивиноды Тхакура

 

Ниже приводится цитата из "Шримад-Бхагаватам" (11.3.30-32):

параспарану-катханам паванам бхагавад-йашах митхо-ратир-митхастуштирнивриттирмитха атманах смарантах смарайанташча митхо' гауга харам харим бхактйа санджатайа бхактйа вибхритйут пулакам танум квачид-рундатй ачйута чинтайа квачид-васами нанданти вадантй алаукиках нритйанти гайантй анушилайантй аджам бхаванти тушним параметйа нирвритах

"Следует учиться общаться с преданными Господа и воспевать вместе с ними славу Господу. Это лучший из всех очистительных процессов. Преданные счастливы и удовлетворены, потому что между ними существуют любовные дружеские отношения. И, благодаря взаимной поддержке, преданные в состоянии оставить удовлетворение материальных органов чувств, в котором кроется главная причина страданий.

Собравшись вместе, преданные Господа постоянно воспевают Его славу. Таким образом, они не забывают о Нем никогда, потому что всегда рассказывают друг другу о Его качествах и развлечениях. Таким образом, их преданность бхакти-йоге приносит удовлетворение Верховной Личности Бога, который, в свою очередь, избавляет их от всего неблагоприятного и нежелательного в жизни. Когда преданные полностью очищаются от всего этого, у них просыпается чистая любовь к Богу, и поэтому даже в этом мире их одухотворенные тела проявляют признаки трансцендентного экстаза, к примеру, у них на теле могут вставать дыбом волосы.

Обретя любовь к Богу, преданные, полностью поглощенные мыслями о непогрешимом Господе, могут иногда громко рыдать, смеяться, испытывая величайшее наслаждение, громко взывать к Господу, петь и танцевать. Такие преданные, переступившие пределы обусловленной материальной жизни, имитируют время от времени нерожденного Верховного, подражая Его деяниям, а иногда, находясь в Его обществе, они ведут себя тихо и спокойно."

Из "Бхакти-расамрита-синдху" (1.2.156):

каданам йамуна-тире намани тава киртайан удвашпах пундарикакшарачайишйами тандавам

"О, Господь Пундарикакша, когда же слезы потекут из моих глаз и я затанцую в экстазе на берегу Ямуны при произнесении Твоего имени?"

 

 

Шлока седьмая

 

Йугаитам нимешена

Чакшуша правришайитам

Шунйаитам джагат сарвам

Говинда вирахена ме

 

йугаитам - для Меня кажется тысячелетием; нимешена - мгновение; чакшуша - из глаз; правришайитам - слезы льются, как потоки дождя; шунйаитам - кажется пустым; джагат - мир; сарвам - весь; говинда - с Господом Говиндой, Кришной; вирахена ме - из-за Моей разлуки.

 

Перевод

 

Мой Господь Говинда, в разлуке с Тобой каждый миг тянется для Меня, как тысяча лет, слезы льются из глаз Моих, словно потоки дождя, и весь мир кажется для Меня пустым.

 

"Шри Санмодана Бхашйам"

 

Поднявшись на уровень стхайи-бхавы, непрекращающихся духовных эмоций, рати-бхакти, соединившись с другими четырьмя бхавами - вибхавой, анубхавой, саттвикой и вйабхичари - превращается в бхакти-расу, сладость преданного служения. На этому уровне полностью проявляются экстатические признаки анубхавы и саттвика-викары. Рассказывая о преме, Шрила Рупа Госвами пишет в "Бхакти-расамрита-синдху":

"Бхава-бхакти сразу же настолько сильно влияет на сердце преданного, что оно начинает таять и превращается в бальзам любви, из-за чего внутри возникает ощущение духовного блаженства и преданного неудержимо влечет к Кришне. Души, достигшие абсолютного совершенства, называют это ощущение невероятного экстаза премой."

Из этого утверждения становится ясно, что чрезвычайное влечение, глубочайшая привязанность и самопроизвольный порыв преданности Господу Кришне являются не чем иным, как премой, любовью к Богу.

 

Раса - экстатические взаимоотношения с Кришной

 

Существует пять основных рас, или вкусов, в которых протекают взаимоотношения между вишайей, или объектом любви (Кришной) и ашрайей, обителью этой любви (преданным): нейтральные отношения, отношения слуги и господина, а также дружеские, родительские и супружеские отношения. Когда отношения поверхностны, то возникают семь второстепенных вкусов: смех, изумление, сострадание, рыцарство, гнев, страх и отвращение. Самой сильной среди основных рас является мадхурйа-раса, или супружеские взаимоотношения. По мере своего развития мадхурйа-раса становится премой, пранайей, маной, снехой, рагой, анурагой, бхавой и маха-бхавой, проявляя при этом один за другим различные аспекты духовной любви.

 

Развитие расы

 

Шанта-раса, нейтральная любовь к Господу, отличается безграничной радостью. Квинтэссенцией шанта-расы является привязанность к брахману, которая сопровождается равнодушием ко всему, в том числе и ко всем остальным расам. Когда привязанность (мамата) возрастает, она перерастает в дасйа-расу, отношения слуги и господина. При таком поклонении, совершаемом в благоговейном страхе, пранайа отсутствует. Но в зрелом состоянии такой экстаз пранайи выливается в озорное и в то же время скрытное настроение, которое при избытке нежности представляет собой весьма необычное сочетание. Это называется маной. Мала возникает тогда, когда преданный выражает свое любовное негодование. Даже самому Верховному Господу нравится это особенное эмоциональное состояние, и Он получает особое удовольствие от примирения с таким вот негодующим преданным.

Когда сердце преданного переполняется любовью до такой степени, что просто тает и становится невероятно жидким, это называется снехой. Признак снехи - неудержимые потоки слез. Именно на этой стадии горячее желание преданного увидеть Кришну никогда не осуществляется. Хотя общепризнан тот факт, что Кришна - это владыка всех и вся, тем не менее, в ватсалйа-расе преданный очень обеспокоен тем, как бы с Ним ничего не случилось. Таковы удивительные особенности расы родительской любви.

Когда к снехе прибавляется горячее желание, наступает состояние раги. На этой стадии чистой любви даже миг разлуки становится невыносимым, в то время как рядом с возлюбленным даже самое большое горе выглядит радостью. Природа раги такова, что объект поклонения всегда ощущает то, что Он вечно юн и неувядаем. Свежесть раги перерастает в стадию анураги, на которой взаимное восхищение друг другом все теснее и теснее связывает возлюбленных друг с другом. При этом преданных охватывает желание получить тело животного или другой низшей формы жизни, чтобы быть непосредственно связанным с Кришной. Это называется према-ваичитра, разнообразием любви. Даже в разлуке Кришна начинает проявлять себя так, что лишь возлюбленный знает и любит Его, давая ему тем самым почувствовать ни с чем не сравнимое блаженство.

 

Маха-бхава - вершина экстаза

 

Когда анурага наполняется непревзойденным и бесподобным великолепием любви, доходя до безумия, она становится маха-бхавой. На этом уровне нестерпимым становится даже мигание век, потому что оно скрывает возлюбленного из виду на доли секунды, кажущиеся вечностью. Даже миг разлуки тянется бесконечно. В маха-бхаве полностью проявляются признаки саттвика-бхавы и санчари-бхавы. В этой шлоке Господь Чайтанья очень кратко рассказывает нам о различных ступенях самых возвышенных любовных взаимоотношений с Верховным Господом. Эту шлоку можно сравнить с кувшином воды, которую зачерпнули из такого океана, как "Прити-сандарбха" Шрилы Дживы Госвами.

 

Сильное чувство разлуки

 

Здесь просто и ясно говорится: йугайитам. В словах говинда вирахена выражено сильное чувство разлуки. Осознавшие себя преданные категории расика разделили чувство разлуки, випраламбху, на пурва-рагу, ману, правасу и т. д. Однако второй смысл, стоящий за этой шлокой, написанной Господом Чайтаньей, заключается в том, что преданный должен почувствовать вкус разлуки, пурва-рагу. В писаниях говорится, что чувство вирахи, или разлуки, выражается в десяти состояниях: задумчивости, сонливости, взволнованности, изнуренности, бессвязной речи, разбитости, безумии, галлюцинациях и смерти (или потере сознания).

В "Чайтанья-чаритамрите" (Антйа-лила 20.40-41) Господь Чайтанья говорит:

"Когда Я взволнован, то кажется, что день никогда не закончится, потому что каждый миг для меня - как тысяча лет. Мои глаза, словно грозовые тучи в сезон дождей, проливают бесконечные потоки слез. Все три мира становятся для меня пустыми, потому что рядом со Мной нет Говинды. У Меня такое чувство, как будто Меня поджаривают на медленном огне."

 

Комментарий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати

 

"О, Говинда, мир без Тебя - как бездонная пропасть. Глаза Мои стали похожи на грозовые тучи во время муссонов, и слезы льются из них, словно ливень, и каждый миг кажется Мне вечностью." Это прекрасный пример випраламбха-расы. В данной шлоке Чайтанья Махапрабху подчеркивает, что по своей природе преданный джата-рати всегда хочет испытать вкус випраламбха-расы и никогда не стремится к самбхоге, или наслаждениям.

 

Экстаз духовной разлуки

 

В материальной жизни вираха, или разлука, вызывает лишь тоску да печаль, но находящийся на духовном уровне преданный приходит от этого в экстаз, хоть со стороны и может показаться, будто ему невыносимо больно. Випраламбха приносит самбхогу, наслаждение. В принципе, самбхога присутствует, правда, только внешне, в према-ваичитре, любовном разнообразии випраламбха-расы. Випраламбха отличается тем, что преданный постоянно погружен в мысли о Кришне и Его развлечениях, а значит, ни на мгновение не забывает о Нем. Это - высочайшая ступень бхаджаны.

 

Гаура-нагари просто наслаждают свои органы чувств

 

Причинами чрезмерного потакания своим желаниям наслаждаться, присущего группе гаура-нагари, состоящей из отнюдь не искренних последователей Господа Кришны, но зато мнящих о себе слишком много, является притворство и лицемерие. Это потворство своим слабостям лишь мешает им достичь чистой преданности. Их самбхога на деле - не более, чем просто способ более разнообразно наслаждаться самим. В ней нет чистой преданности Кришне. Тот, кто понимает суть

нижеприведенной шлоки, никогда не будет гоняться за физическими наслаждениями и пытаться в качестве оправдания представить Господа Чайтанью таким же искателем удовольствий, или нагари (Чайтанья-чаритамриита, Ади-лила 4.165):

"Желание наслаждать свои органы чувств называется камой (похотью), а желание доставить удовольствие Господу Кришне - премой (любовью)."

 

Чистые преданные находят убежище в чувстве разлуки

 

Эзотерический смысл игр Господа Чайтаньи заключается в том, что хотя Господь Кришна и принял образ мыслей ашрайа-таттвы, или чистого преданного, тем не менее, Он всегда чувствует випраламбху. Поскольку джива - это ашрайататтва, она сможет наслаждаться самбхога-расой лишь тогда, когда найдет свое убежище в випраламбхе, разлуке с возлюбленным. Чтобы показать это и распространить, Господь Кришна пришел как Господь Чайтанья, который является воплощением випраламбха-расы. Преданным не следует даже думать о самбхога-расе, не говоря уже о попытках ее достичь, поскольку в конечном счете все это окончится неудачей.

 

Цитаты и комментарии из "Шри Бхаджанарахасйи" Шрилы Бхактивиноды Тхакура

 

Ниже приводятся цитаты из писаний, аналогичные данной шлоке.

Из "Шри Кришна-карнамриты" (41):

амунйадханйани дината рани харе твадалоканамантарена ананта бандхо карунаика синдхо ха ханта ха ханта катхам найами

"О, Высшее прибежище обездоленных, Хари, Ты - океан милости. Но, увы! я не вижу Твоего прекрасного лица и не знаю, как мне теперь влачить свои жалкие дни и ночи."

В "Падйавали" записаны следующие слова Шрилы Мадхавендры Пури:

айи дина-дайар дранатха хе матхура натха кадавалокйасе хридайам твадалокакатарам дайита бхрамйати ким каромй ахам

"О, Господь, ты всегда сочувствуешь беспомощным. О, Господь Матхуры! Когда же я увижу Тебя? Тебя нет, и мое разбитое сердце вот-вот разорвется. О, любимый, что же мне делать теперь?"

"Уджджвала-ниламани" (64):

чинтара джагародвегау танавам малинангата пралапо вйадхир-унмало мохо мритйур-даша даша

"Шримати Радхарани совершенно разбита. Десять волн разлуки омывают Ее в океане страданий. Она задумчива, сонлива, взволнована, изнуренная и бледная. Она просто убита горем, речь Ее бессвязна, Она ведет себя как безумная, ее надежды разбиты, Она теряет сознание и едва жива."

 

Шлока восьмая

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.06 с.)