Теоретическая платформа выполнения работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическая платформа выполнения работы



Располагая оценками эффективности отбора (селекционный дифференциал - S, интенсивность отбора - i) и зная величину коэффициента наследуемости (h 2), мы сможем вычислить значения доли наследственно обусловленного результата селекции или респонса (R). Теоретическая платформа выполнения данной лабораторной работы включает в себя ряд специальных терминов, определения которых приведены ниже.

Сдвиг отбора – это наследуемая часть селекционного дифференциала.

 

В литературе сдвиг отбора называют респонсом и обозначают индексом (R). Величина сдвига отбора равна произведению селекционного дифференциала на коэффициент наследуемости (1):

 

, где:                                                                                            (1)

- R – сдвиг отбора или респонс;

- S – селекционный дифференциал;

- h 2 – коэффициент наследуемости.

 

Если селекционный дифференциал выражен с натуральных единицах измерения признака, то значения коэффициента наследуемости, выраженные в долях от единицы, позволяет получить оценку наследуемой части селекционного дифференциала в натуральных единицах (метрах, сантиметрах, граммах и т.д.). Если же селекционный дифференциал выражен в процентах, то результатом вычислений по данной формуле будет соответствующая процентная оценка наследуемой части селекционного дифференциала.

В этой формуле селекционный дифференциал может быть выражен через интенсивность отбора, тогда формула примет вид (2):

, где::                                                                                    (2)

- R – сдвиг отбора или респонс;

- i – интенсивность отбора;

- h 2 – коэффициент наследуемости;

- σ ph – среднеквадратическое отклонение в исходной популяции.

 

С помощью формулы сдвига при отборе можно делать различные прогнозы результатов селекционной работы:

- предсказать какой сдвиг (R) может быть достигнут при заданном селекционном дифференциале (S) и определенном коэффициенте наследуемости (h 2);

- какое значение селекционного дифференциала (S) необходимо обеспечить при отборе, чтобы при определенном коэффициенте наследуемости (h 2) достичь заданный сдвиг отбора (R).

 

Во многих случаях признаки особей взаимосвязаны, то есть существует некоторая коррелятивная зависимость между проявлениями одного признака и значениями других. У лесных древесных пород быстрота роста, как установил М.М. Котов (1997), для многих хвойных, надежно коррелирует с водоудерживающей способностью. Для многих видов тополей и ив, как установил П.П. Бессчетнов (1979), засухоустойчивость сопряжена с солестойкостью и жаростойкостью, что к тому же связано с темпами роста.

Корреляция признаков приводит к тому, что при отборе по одному из них потомство отобранных особей отличается от исходной популяции не только по признаку, по которому ведется селекция, но и по всем другим признакам, которые коррелируют с отбираемым признаком. Т.е. при отборе возникает некоторый сдвиг по признакам, не являющимся предметом отбора, но связанным корреляционной зависимостью с селектируемым признаком. Результат такого косвенного действия отбора называется коррелятивным сдвигом и обозначается (CR).

 

Коррелятивный сдвиг – это результат косвенного действия отбора.

 

Если отбор ведут по некоторому признаку «Х», который коррелирует с признаком «У», то коррелятивный сдвиг по признаку «Y» составит:

 

, где:                                                                  (1)

- CR y – коррелятивный сдвиг отбора;

- i – интенсивность отбора;

- h 2x – коэффициент наследуемости признака «X»;

- h 2y – коэффициент наследуемости признака «Y»;

- r xy – коэффициент корреляции между признаком «X» и признаком «Y»;

- σ phy – среднеквадратическое отклонение признака «Y» в исходной популяции.

 

ЗАДАНИЕ 5.1. Используя предварительно полученные результаты расчета величины селекционного дифференциала и показателя интенсивности отбора (вычисления ведут по заданиям, установленным преподавателем), а также, принимая во внимание установленную величину коэффициента наследуемости признака (указывается преподавателем) выполните следующее задание.

Задание 5.1 выполняется по дидактическому материалу, представленному в файле электронных таблиц Excel: «Респонс» (Приложение 5.1) и «Коррелятивный сдвиг» (Приложение 5.2). Варианты дидактического материала для расчета величин достигнутого при отборе наследуемого сдвига (респонса), таких как: селекционый дифференциал и показателя интенсивности отбора, коэффициент наследуемости, фенотипическая дисперсия и др.) вычисляются обучающимися на первом этапе выполнения работы либо определяются преподавателем или могут быть предложены обучающимися по материалам их собственных исследований. Выполнение задания 5.1 предусматривает решение ряда задач.

Задача 5.1.1. Определите, какой селекционный дифференциал необходимо установить при селекции на увеличение высоты деревьев на 1 м, если известно, что коэффициент наследуемости этого признака равен 0,7 (конкретная величина коэффициента наследуемости указывается преподавателем для каждого варианта задачи)? В этом задании и в заданиях последующих задач могут быть использованы и другие признаки (указываются различные количественные признаки, например: длина, диаметр и масса плода или шишки, длина плодоножки, количество колючек на 1 дм побега и т.д.).

Задача 5.1.2. Определите, какую интенсивность отбора необходимо обеспечить для того, чтобы уменьшить количество колючек на 1 дециметре длины побега на 3 единицы, если коэффициент наследуемости равен 0,65?

Задача 5.1.3. Определите, какой сдвиг может быть достигнут при отборе на увеличение массы плодов орешника (лещины обыкновенной), если селекционный дифференциал составляет 1,2 г, а коэффициент наследуемости равен 0,8?

Задача 5.1.4. Определите, какой сдвиг может быть достигнут при отборе на увеличение диаметра ствола на высоте груди у лиственницы сибирской, если планируется интенсивность отбора в пределах 1,3, а коэффициент наследуемости составляет 0,75?

 

ЗАДАНИЕ 5.2. Используя предварительно полученные результаты расчета величины селекционного дифференциала и показателя интенсивности отбора (вычисления ведут по заданиям, установленным преподавателем), а также, принимая во внимание установленную величину коэффициента наследуемости признака (указывается преподавателем) и коэффициента корреляции между анализируемыми признаками, выполните нижеследующее задание.

Задание 5.2 также выполняется по дидактическому материалу, представленному в файле электронных таблиц Excel: «Респонс» (Приложение 5.1) и «Коррелятивный сдвиг» (Приложение 5.2). Варианты дидактического материала для расчета величин достигнутого при отборе наследуемого сдвига (респонса), таких как: селекционый дифференциал и показателя интенсивности отбора, коэффициент наследуемости, фенотипическая дисперсия и др.) вычисляются обучающимися на первом этапе выполнения работы либо определяются преподавателем или могут быть предложены обучающимися по материалам их собственных исследований. Выполнение задания 5.2 предусматривает решение ряда задач (задача 5.2.1 и последующие варианты задач).

Задача 5.2.1. Определите величину коррелятивного сдвига по признаку (указано в таблице дидактического материала для данного задания, например: высота, диаметр, линейные, объемные и массовые параметры плодов, шишек и семян, урожайность клюквы, черники, брусники, шиповника, облепихи, лещины, выход живицы, др.), коррелирующему с признаком, подвергающимся отбору (указано в таблице дидактического материала для данного задания, например: высота, диаметр, линейные, объемные и массовые параметры плодов, шишек и семян, урожайность клюквы, черники, брусники, шиповника, облепихи, лещины, выход живицы, др.), если отбор ведется с интенсивностью (указано в таблице дидактического материала для данного задания). Коэффициенты наследуемости признаков (указано в таблице дидактического материала для данного задания) коэффициент генотипически обусловленной корреляции (указано в таблице дидактического материала для данного задания) определяются условиями задания по таблице дидактического материала.

Дидактический материал для решения указанной задачи представлен в виде таблицы документа Word. Она содержит несколько вариантов задач по данному вопросу. Эту таблицу следует скопировать и интегрировать в электронные таблицы Excel, для чего необходимо предварительно создать новую книгу Excel. После этого в таблице следует рассчитать значения показателей интенсивности отбора (i), сдвига при отборе (R), коррелятивного сдвига (CR) для всех возможных вариантов. Результаты следует записать в соответствующие пустые ячейки созданной таблицы в новой книге электронных таблиц Excel.

 

Таблица 5.1.

Таблица исходных данных для расчета величины сдвига (респонса) и коррелятивного сдвига при отборе (Дидактический материал)

№ п/п

Порода, признак

Ед. изме-рения

Показатели

S i h2 rxy sph R CR
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Сосна обыкновенная         +0,67      
1. Высота ствола (+) м 0,5   0,72   1,8    
2. Диаметр ствола (+) см 4,0   0,84   4,1    
3. Объем ствола (+) м3 0,7   0,65   0,2    
4. Прирост по высоте см 5,0   0,61   5,0    
5. Прирост по диаметру см 0,2   0,59   0,2    
6. Прирост по объему м3 2,0   0,51   3,4    
7. Смолопродуктивность       0,63        
8. Количество колючек (-) шт./дм              
9. Урожайность кг/раст.              
10. Масса плода г              
11. Длина мм              
12. Диаметр плода мм              
13. Длина плодоножки мм              
14. Высота растения (-) см              
15. Длина волокон мк              
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Сосна сибирская         +0,71      
1. Высота ствола (+) м 0,8   0,77   1,3    
2. Диаметр ствола (+) см 6,0   0,80   3,9    
3. Объем ствола (+) м3 1,0   0,75   0,4    
4. Прирост по высоте см 9,0   0,71   7,0    
5. Прирост по диаметру см 0,3   0,69   0,4    
6. Прирост по объему м3     0,55   0,    
7. Смолопродуктивность       0,63        
8. Количество колючек (-) шт./дм              
9. Урожайность кг/раст. 10,0   0,64   15,3    
10. Масса плода, ореха, семя г 0,5   0,60   0,33    
11. Длина плода, ореха, семя мм 3,0   0,67   15,0    
12. Диаметр плода мм              
13. Длина плодоножки мм              
14. Высота растения (-) см              
15. Длина волокон мк              

 

Продолжение таблицы 5.1.

№ п/п

Порода, признак

Ед.

Показатели

S i h2 rxy sph R CR
3. Ель европейская         +0,72      
1. Высота ствола (+) м 0,8   0,70   1,4    
2. Диаметр ствола (+) см 3,0   0,80   4,4    
3. Объем ствола (+) м3 0,6   0,65   0,3    
4. Прирост по высоте см 6,0   0,66   5,5    
5. Прирост по диаметру см 0,3   0,69   0,6    
6. Прирост по объему м3     0,61   0,    
7. Смолопродуктивность       0,63        
8. Количество колючек (-) шт./дм              
9. Урожайность кг/раст.              
10. Масса плода г              
11. Длина мм              
12. Диаметр плода мм              
13. Длина плодоножки мм              
14. Высота растения (-) см              
15. Длина волокон мк              
4. Ель сибирская         +0,75      
1. Высота ствола (+) м 0,7   0,67   1,8    
2. Диаметр ствола (+) см 6,0   0,70   3,6    
3. Объем ствола (+) м3 0,5   0,70   0,5    
4. Прирост по высоте см 8,0   0,70   7,5    
5. Прирост по диаметру см 0,3   0,69   0,5    
6. Прирост по объему м3     0,65   0,    
7. Смолопродуктивность       0,63        
8. Количество колючек (-) шт./дм              
9. Урожайность кг/раст. 10,0   0,64        
10. Масса плода, ореха, семя г 0,5   0,60        
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11. Длина плода, ореха, семя мм 3,0   0,67        
12. Диаметр плода мм              
13. Длина плодоножки мм              
14. Высота растения (-) см              
15. Длина волокон мк              

 

Продолжение таблицы 5.1.

№ п/п

Порода, признак

Ед.

Показатели

S i h2 rxy sph R CR
5. Облепиха крушиновидная         +0,69      
1. Высота ствола (+) м              
2. Диаметр ствола (+) см              
3. Объем ствола (+) м3              
4. Прирост по высоте см              
5. Прирост по диаметру см              
6. Прирост по объему м3              
7. Смолопродуктивность                
8. Количество колючек (-) шт./дм 3   0,68        
9. Урожайность кг/раст. 1,5   0,61        
10. Масса плода г 0,5   0,72        
11. Длина плода мм 3,0   0,69        
12. Диаметр плода мм 2,0   0,73        
13. Длина плодоножки мм 3,0   0,75        
14. Высота растения (-) см 50   0,62        
15. Длина волокон мк              
6. Лещина обыкновенная         +0,71      
1. Высота ствола (+) м              
2. Диаметр ствола (+) см              
3. Объем ствола (+) м3              
4. Прирост по высоте см              
5. Прирост по диаметру см              
6. Прирост по объему м3              
7. Смолопродуктивность                
8. Количество колючек (-) шт./дм              
9. Урожайность кг/раст. 8,0   0,78   20,5    
10. Масса плода, ореха, семя г 0,7   0,69   0,38    
11. Длина плода, ореха, семя мм 5,0   0,69   14,4    
12. Диаметр плода мм 3,0   0,77   10,2    
13. Длина плодоножки мм              
14. Высота растения (-) см              
15. Длина волокон мк              

 

 

Продолжение таблицы 5.1.

№ п/п

Порода, признак

Ед.

Показатели

S i h2 rxy sph R CR
7. Клюква         +0,70      
1. Высота ствола, (+) м              
2. Диаметр ствола (+) см              
3. Объем ствола (+) м3              
4. Прирост по высоте см              
5. Прирост по диаметру см              
6. Прирост по объему м3              
7. Смолопродуктивность                
8. Количество колючек (-) шт./дм              
9. Урожайность кг/раст.              
10. Масса плода г 0,4   0,71        
11. Длина мм 0,3   0,73        
12. Диаметр плода мм 0,2   0,78        
13. Длина плодоножки мм 0,3   0,75        
14. Высота растения (+) см 10   0,74        
15. Длина волокон мк              
8. Шиповник обыкновенный         +0,75      
1. Высота ствола (+) м              
2. Диаметр ствола (+) см              
3. Объем ствола (+) м3              
4. Прирост по высоте см              
5. Прирост по диаметру см              
6. Прирост по объему м3              
7. Смолопродуктивность                
8. Количество колючек (-) шт./дм              
9. Урожайность кг/раст. 2,0   0,69   12,5    
10. Масса плода, ореха, семя г 0,7   0,69   0,92    
11. Длина плода, ореха, семя мм 5,0   0,72   23,6    
12. Диаметр плода мм 4,0   0,76   14,0    
13. Длина плодоножки мм 8,0   0,83   23,3    
14. Высота растения (-) см              
15. Длина волокон мк              

 

 


Лабораторная работа № 6

 

Тема лабораторного занятия: «Анализ оценок общей комбинационной способности и специфической комбинационной способности»

 

Ключевые слова: лесная селекция, популяция, структура популяции, дисперсия значений признака, массовый отбор, критерии отбора, эффективность отбора, эффект отбора, селекционный дифференциал, интенсивность отбора клоновое поле, лесосеменная плантация, диаллельные скрещивания, контролируемое опыление, топкросс, поликросс, испытательные культуры, общая комбинационная способность, специфическая комбинационная способность, дисперсионный анализ.

 

Методические параметры лабораторного занятия.

Бюджет рабочего времени – 6 часов.

Количество двухчасовых занятий – 3.

Распределение бюджета рабочего времени:

-   1 час на постановку задачи и освоение теоретических основ и принципов определения оценок комбинационной способности;

-   1 час на расчеты в электронных таблицах Microsoft Excel описательных статистик признаков, наследуемость которых при осуществлении массового отбора оценивается показателями общей и специфической комбинационной способности;

-   2 часа на расчеты в электронных таблицах Microsoft Excel оценок общей комбинационной способности, и на визуализацию структуры семенного потомства плюсовых деревьев посредством построения диаграмм, построение таблиц ранжирования полусибсовых семей по величине селектируемого признака;

-   2 часа на расчеты в электронных таблицах Microsoft Excel оценок специфической комбинационной способности, и на визуализацию структуры семенного потомства плюсовых деревьев посредством построения диаграмм, построение таблиц ранжирования семей полных сибсов по величине селектируемого признака.

 

Дидактический материал, необходимый для проведения данной лабораторной работы, приведен в файлах электронных таблиц Excel – «ОКС-СКС Образец» (Приложение – 6.1) и «ОКС-СКС Рабочий» (Приложение 6.2).

 

Вводная часть

В лесной селекции проблема выбора наилучших селекционных объектов, отобранных по фенотипу (например, плюсовых деревьев), стоит особенно остро. Она (проблема), прежде всего, инициируется тем, что на современном этапе развития отечественной и мировой лесной селекции отбор плюсовых деревьев ведут по фенотипу, а использовать в дальнейшем селекционном процессе или в хозяйственном плане намереваются лучшие генотипы. Цель отбора – отбор лучших генотипов. Это предусматривает реализацию такой формы отбора, как индивидуальный отбор. Он (индивидуальный отбор) в лесной селекции воплощается в сравнительную оценку семенных (а иногда еще и вегетативных) потомств разных плюсовых деревьев, отобранных по фенотипу. Такая оценка получается в результате анализа параметров роста и состояния исследуемых потомств в испытательных культурах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.053 с.)