Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задача 2.3. «Исследовать зависимость величины селекционного дифференциала от напряженности отбора в популяцияхСтр 1 из 7Следующая ⇒
Для решения задачи 2.3. необходимо рассчитать селекционный дифференциал при изменении (увеличении или уменьшении) жесткости требований к отбору, в частности – при уменьшении числа наиболее «качественных» объектов. Те же действия необходимо осуществить в отношении показателя интенсивности отбора. Решение задачи 2.3 предусматривает следующие позиции и этапы. - Зависимость величины селекционного дифференциала от «жесткости» режима отбора или напряженности режима отбора в популяции исследуют в процессе сопоставления результатов трех (или четырех) разных режимов отбора, в одной и той же исходной популяции. - Исследование выполняется по исходному дидактическому материалу в файле Excel: «Дифференциал рабочий», Лист «Напряженность». Файлом «подсказки» является файл Excel: «Дифференциал Образец», Лист «Напряженность». 1. Пусть из одной и той же популяции проводится отбор с разной его напряженностью: в каждом случае отбирают все меньшее число самых лучших особей. 2. Сравним между собой результаты отбора и достигаемый в каждом случае эффект, если из одной и той же популяции отбор производить с разной «жесткостью»: а) отобрать из популяции 13 лучших деревьев, затем 6 лучших, затем 3 лучших и, наконец, только одно самое лучшее дерево; б) отобрать из популяции все особи со значением признака 16 единиц и более, затем 17 единиц и более, затем 18 единиц и более и, наконец, 19, единиц и более.
В такой ситуации каждый вариант отбора рассматривается как независимый акт отбора. При этом исходная база отбора остается неизменной, то есть каждый отбор осуществляется из одной и той же исходной базы с одинаковыми средними значениями и дисперсиями признаков и одинаковой структурой (все одно и то же). 3. Рассмотрим в качестве примера ряд вариантов отбора из одной и той же исходной базы, проводимого с разной интенсивностью или «жесткостью». Интенсивность определяется как количеством отбираемых лучших особей (например, 15 лучших особей или 10 лучших особей), так и заданным критическим уровнем отбора (например, высота ствола 30 м и более, 32 м и более или 35 м и более). 4. Выявим факт наличия влияния интенсивности отбора на его результат и эффективность, а также характер такого влияния. Работа выполняется по дидактическому материалу (см. пример в файле электронных таблиц Excel «Образец Дифференциал», лист «Напряженность»).
5. При выполнении задания удается заметить, что при «ужесточении» отбора (как по количеству отбираемых особей, так и по уровню значений признака) повышается эффективность отбора, оцениваемая селекционным дифференциалом или оценкой интенсивности отбора. 6. Результаты работы записать в индивидуальный рабочий файл студента в форме аналитического заключения.
Лабораторная работа № 2
Тема лабораторного занятия: «Вычисление значений коэффициента наследуемости»
Ключевые слова: наследуемость, генотип, фенотип, коэффициент наследуемости, коэффициент наследуемости в широком смысле, коэффициент наследуемости в узком смысле, дисперсия, популяция, особь, признак, фенотипическая варианса, генотипическая варианса, средовая варианса, генетический анализ популяций.
Методические параметры лабораторного занятия. Бюджет рабочего времени – 4 часа. Количество двухчасовых занятий – 4. Распределение бюджета времени: - 1 час на освоение теоретических основ и принципов определения оценок наследственно обусловленной части общей фенотипической дисперсии селектируемого признака; - 1 час на освоение расчетных алгоритмов вычисления оценок коэффициента наследуемости с помощью однофакторного дисперсионного анализа. - 1 час на расчет в электронных таблицах Microsoft Excel значений коэффициента наследуемости в широком смысле с помощью однофакторного дисперсионного анализа равномерных дисперсионных комплексов. - 1 час на расчет в электронных таблицах Microsoft Excel значений коэффициента наследуемости в широком смысле с помощью однофакторного дисперсионного анализа неравномерных дисперсионных комплексов.
Дидактический материал, необходимый для проведения данной лабораторной работы, приведен в файлах электронных таблиц Excel – «Коэффициент наследуемости» (Приложение – 2.1).
Вводная часть Условием результативности отбора является генотипическая обусловленность хотя бы части наблюдаемой фенотипической изменчивости признака, подлежащего отбору. Мы с вами останавливались на этих аспектах успешности отбора. Чем больше доля генотипически обусловленной изменчивости признака в составе его общей фенотипической изменчивости, тем сильнее связь между генотипом и фенотипом и, следовательно, тем эффективнее отбор. Абсолютная связь между генотипом и фенотипом в природных популяциях возможна только в гипотетическом случае, когда вся видимая фенотипическая изменчивость признака обусловлена генотипически. В этом случае достигается предельно высокая эффективность отбора (стопроцентная эффективность).
Мерой доли генотипически обусловленной изменчивости в общем фенотипическом варьировании служит коэффициент наследуемости. Косвенно по коэффициенту наследуемости можно судить и о доле изменчивости, обусловленной влиянием среды: по разности между общей фенотипической изменчивостью и её долей, обусловленной генотипически. П.Ф. Рокицкий (1978, стр. 201-202) считает, что предпосылкой для введения этого понятия в употребление при научном анализе строения популяций явился ряд обстоятельств. Оказалось, что применяемые на первоначальных этапах аналитической работы такие важнейшие биометрические показатели как «средняя величина признака в популяции» и «дисперсия проявлений признака в популяции», оцениваемая по среднему квадрату отклонений или по среднеквадратическому отклонению, оказались недостаточными в работе с популяциями сложной структуры. В таких популяциях осуществляется большое число разнообразных скрещиваний, вследствие чего нет возможности оперировать анализом отдельных генов и пользоваться такими понятиями как «частота генов». И хотя с помощью оценок средних значений и дисперсии признаков удалось сделать существенные выводы об общей картине наследования количественных признаков и их генетической обусловленности отдельными генами, дальнейший анализ популяций требовал развития аналитических методов. Поэтому понадобились новые параметры для характеристики генетической структуры популяции по количественным признакам.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.007 с.) |