Особенности межхозяйственного землеустройства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности межхозяйственного землеустройства



 земельной общины в (IX - XIV вв.)

 

Надо понять, что основным землепользованием на Руси была земельная община. Она имела свои, определенные границы (межи). Из летописи" Русской правды" известно, что межи были ролейные (на пашне) и дворовые(между усадьбами дворов)

Поля в 3-х польном севообороте на пашне имели совершенно определенные границы (межи) и представляли собой систематически вспахиваемые участки.

Вот, что пишет в своих сочинениях известный русский историк Ключевский Василий Осипович о земельных границах (пределах, межах, рубежах, чypax): «.......люди жили родами, свято чтили культ предков.Обоготворённый предок чествовался под именем «Чура». Значение этого деда - родоначальника как охранителя родичей, доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: «Чур, меня!», т.е. храни меня дед. Охраняя родичей от всякого лиха, чур оберегал и их родовое достояние — землю. «Чур» означал оберегателя родовых полей и границы усадьбы.

     Нарушение межи, надлежащей границы, законной меры мы и теперь выражаем слово «чересчур»...», т.е. «через границу».

 Этим значением «чура» можно объяснить одну черту погребального обряда у русских славян, описанной в «Начальной летописи»: покойника,совершив над ним тризну, сжигали, кости его собирали в малую посудину и ставили на столбу на распутиях, где скрещиваются пути, т.е. сходятся межи разных владений. Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с прахом предков — это межевые знаки, охранявшие границы родового поля или дедовской усадьбы. Отсюда суеверный страх, ''овладевавший русским человеком на перекрестках: здесь, на нейтральной почве,родич чувствовал себя на чужбине, не дома, за пределами родного поля, вне сферы мощи своих охранительных чуров. Всё это, - пишет Ключевский,- ''говорит о первобытной широте, цельности родового союза. Однако, в народных преданиях этот чур-дед, хранитель рода, является ещё с именем «дедушки-домового», т.е. хранителя не целого рода, а отдельного двора...».

    «Таким образом - продолжает Ключевский — не колебля народных верований и преданий, связанных с первобытным родовым союзом, расселение должно было разрушать юридическую связь рода, заменяя родство соседством. И эта замена оставила след в языке: «сябр», «шабер» т.е. по первоначальному значению - «родственник», затем - «сосед», «товарищ»...»[6, С.120-121]. Русский крестьянин с самого первого своего появления избегал селиться в одиночку, хуторами: он боялся разбойников, лесных зверей, бездорожья и т.п. Поэтому крестьяне селились сообща, образуя отдельные деревни, вокруг которой подбирали подходящие места под пашню, сенокос и пастбище. Со временем такие места по соседству с жильём разбирались и отдельные семьи, у которых было много работников и скота, осваивали участки под пашню и сенокосы подальше от жилья и устраивали там временное жильё - заимку (починок). Затем на заимке постоянно поселялась молодая семья, а рядом с ней вторая и третья и образовывалась новая деревня с новыми сельскохозяйственными угодьями.

Освоение новых угодий идёт до тех пор, пока хозяин не начинает сталкиваться в заимках со своими соседями. Теперь он не может объявлять и считать своей землёй всякий участок, «куда его топор, коса и соха ходили», как раньше. Поэтому начались споры о границах захваченных заимок. В виду отсутствия межевой (землеустроительной) службы эти споры на границах (межах) земельных угодий решались общим собранием (сходом) всех жителей деревни или тех деревень, которым принадлежали спорщики. На этом собрании крестьяне сообща припоминали, кто и когда захватил ту или другую заимку, когдаон её забросил, когда к ней подошёл новый хозяин, как он её взял, сколько труда он вложил и почему, наконец, один должен уступить другому.

Обыкновенно, спор решался в пользу того, кто вложил в этот участок, в эту заимку больше труда. Подобным же образом сообща разрешались споры, когда появлялись разногласия между двумя соседними деревнями. Когда по соседству с какой-нибудь деревней появлялась новая деревня (починок), то старожилы указывали новым поселенцам, чтобы они ходили добывать заимки вот в ту сторону, а вот в этой стороне, хотя земля, и не разобрана, но её не трогайте, потому что мы хотим её оставить для себя, чтобы заняться ею, когда старые заимки будут выпаханы и использованы. Каждый житель этой старой деревни мог сказать про свою заимку: «это - моя земля», а про остальную землю, которую  деревня оставила про запас для себя: «это - наша, деревенская земля»Вскоре они этой общей землёй станут и пользоваться, но только с общего согласия, т.к. все жители одной деревни имеют одинаковое право на пользование этой земли. Так, само собой из порядка заселения, из порядка пользования землёй слагалось убеждение в том, что вся деревня, вся община имела право вмешиваться в споры, а потом и вводить свои порядки на тех землях, на которых работали жители этой деревни, члены этой общины. (Николаев А. История русского крестьянства. — С - Петербург.: Изд-во «Вестник знания», 1909, - с.4-5).

Поэтому, так естественно, с первых шагов истории русского крестьянина складывалось общинное землевладение (земельная община). Можно сказать, что общинное землевладение было выработано самим русским крестьянством. Оно находилось в строгом соответствии с теми условиями, в которых протекала жизнь русского крестьянина и оказало огромное влияние на всю дальнейшую его историю. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.007 с.)