Тема 7. Правовое регулирование рынков электрической и атомной энергии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Правовое регулирование рынков электрической и атомной энергии.



 

Электроэнергетика является важнейшей отраслью экономики России и включает в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.

Нормативно-правовое регулирование функционирования электроэнергетики относится к компетенции федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ст. 4 Закона об электроэнергетике). В настоящее время формирование законодательной основы функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии в условиях рыночных отношений практически завершено, но для развернутого регулирования отношений в сфере электроэнергетики необходимо еще принятие целого ряда подзаконных нормативных актов.

Важно сказать ряд факторов, непосредственно влияющих на развитие законодательства в рассматриваемой сфере отношений. Прежде всего, регулирование правоотношений по снабжению потребителей электрической, тепловой энергией, газом и другими ресурсами через присоединенную сеть осуществляется дифференцированно. Вместе с тем законодательство об электроэнергетике является составной частью энергетического законодательства, под которым понимается совокупность нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих общественные отношения, возникающие в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса страны и его взаимоотношений с потребителями и другими организациями, что предполагает развитие законодательства об электроэнергетике взаимосогласованно с нормативно-правовым регулированием иных отраслей ТЭК России в соответствии с целями и приоритетами, предусмотренными Энергетической стратегией России. Кроме того, нормативно-правовое обеспечение функционирования ТЭК требует комплексного регулирования отношений предпринимательскими, экологическими, финансовыми и иными нормами.

Расширение международного сотрудничества России в сфере электроэнергетики обусловливает необходимость принятия международно-правовых актов с участием России и развития внутреннего российского законодательства с учетом норм международного права.

Система нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, состоит из ГК РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов, принимаемых в соответствии с федеральными законами (ст. 2 Закона об электроэнергетике).

ГК РФ регулирует только отношения по договору энергоснабжения и в настоящее время действует с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ, в соответствии с которым предусмотрен приоритет специальных нормативных актов в регулировании отношений по договору снабжения электрической энергией перед ГК РФ.

Закон об электроэнергетике установил правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определил полномочия органов государственной власти по регулированию данных отношений, а также права и обязанности субъектов электроэнергетики. Закон вступает в силу в полном объеме одновременно со вступлением в силу правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Данный Закон распространяется и на отношения, связанные с особенностями участия субъектов оптового рынка, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки. В остальном отношения по теплоснабжению потребителей регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 45). В Плане мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2004-2005 гг. предусмотрена разработка проекта федерального закона о теплоснабжении.

Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 39-ФЗ введено лицензирование деятельности субъектов естественных монополий по оказанию услуг по передаче электрической энергии, по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, по передаче тепловой энергии.

Особенности функционирования электроэнергетики в переходный период также установлены федеральным законом.

Отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, регулируются Федеральным законом от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении».

Основные правила по государственному регулированию ценообразования и тарифов на электрическую и тепловую энергию содержатся в Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", который рассчитан на временное применение и действует до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики.

Закон об электроэнергетике предусматривает принятие значительного количества постановлений Правительства Российской Федерации, которые должны детализировать соответствующие положения Закона.

Правительство Российской Федерации утверждает: правила оптового рынка; основные положения функционирования оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков; правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению и услугам администратора торговой системы оптового рынка и правила оказания этих услуг; правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках и др.

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвердившее Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Регулирование тарифов основывается на принципе обязательности раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии. Определена система тарифов (цен), в которую входят: 1) тарифы (цены) на электроэнергию (мощность) на оптовом рынке и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные уровни, включая регулируемый сектор, сектор отклонений и сектор свободной торговли; 2) тарифы на электроэнергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) на розничном рынке; 3) тарифы (размер платы) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электроэнергии (мощности) и на розничном рынке тепловой энергии (мощности).

В данном постановлении предусмотрены подробные правила ценообразования в регулируемом секторе электроэнергии и в секторе свободной торговли.

Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Она устанавливает: предельные уровни цен на электрическую энергию, продаваемую производителями на оптовом рынке электроэнергии (мощности) по нерегулируемым ценам, в порядке и в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации; предельные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе на электроэнергию, продаваемую по нерегулируемым ценам; предельные уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям; предельные максимальные уровни тарифов на электроэнергию (мощность), продаваемую по двусторонним договорам купли-продажи в регулируемом секторе в границах одной ценовой зоны не менее чем на год; величину предельных уровней цен на электроэнергию (мощность) в секторе свободной торговли и др.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, является органом государственного энергетического надзора.

Правовое регулирование рынка электроэнергии базируется на следующем. Выход на оптовый рынок электроэнергии согласно «Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 г. №643, означает получение права на участие в торговле электрической энергией и мощностью в соответствующей группе точек поставки (раздел II п.16 ПП РФ №643). Получение такого права согласно вышеупомянутых Правил предоставляется предприятиям (организациям), имеющим статус субъекта оптового рынка электроэнергии и мощности.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим получение статуса субъекта оптового рынка электроэнергии является «Положение о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка», утверждаемое НП «Совет рынка». 

Порядок выхода на оптовый рынок электроэнергии предполагает заявительный характер. Основными требованиями к предприятию-заявителю являются следующие:

1. суммарная присоединенная мощность энергопринимающего оборудования составляет не менее 20 МВА и в каждой группе точек поставки составляет не менее 2 МВА, при этом с 0.09.2007 г. применяется величина присоединенной мощности, равная 1 МВА, а с 1.03.2008 г. – 750 кВА;

2.выполнение требований технического характера, установленных нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка – создание (модернизация) системы измерений и сбора информации о фактическом потреблении электрической энергии и мощности в согласованной со смежными субъектами оптового рынка группе точек поставки.

Выполнение данных требований согласно «Положению о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка» предполагает в первую очередь определение и согласование с ОАО «АТС» и системным оператором группы точек поставки, которые, как правило, располагаются на границе раздела балансовой принадлежности сетей предприятия.

Для этого в соответствии с указанным Положением должен быть разработан, оформлен пакет документов и после согласования со смежными субъектами (гарантирующий поставщик, региональная сетевая компания и т.п.) представлен в ОАО «АТС». По результатам согласования с ОАО «АТС» и с системным оператором составляется акт, которым за предприятием – заявителем регистрируется группа точек поставки, с использованием которых предприятие участвует в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке.

Согласно требований нормативно-технических документов (регламентов) в части создания (модернизации) системы измерений и сбора информации о фактическом электропотреблении, действующих на оптовом рынке должна быть создана АИИС КУЭ, требования к которой определены Приложением 11.1 к «Положению о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка».

Установление соответствия АИИС КУЭ техническим требованиям оптового рынка электроэнергии предполагает выполнение целого комплекса работ, включающего:

•представление технической документации, состав которой определен Приложением 11.5 к «Положению о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка» (опросные листы, техническое задание, технорабочий проект, инструкция по эксплуатации, паспорта-протоколы измерительных комплексов, сертификат об утверждении типа средств измерений, программа и методика испытаний, методика выполнения измерений – всего 19 документов);

•проведение испытаний АИИС КУЭ в целях утверждения типа средств измерений;

•проведение испытаний в целях установления соответствия АИИС КУЭ техническим требованиям оптового рынка электроэнергии, присвоение АИИС КУЭ коэффициента класса качества.

Соответствие АИИС КУЭ техническим требованиям оптового рынка по результатам проведения испытаний устанавливается комиссией с участием представителей ОАО «АТС» и оформляется актом.

Также непременным условием получения статуса субъекта оптового рынка электроэнергии является наличие заключенного в установленном порядке договора об оказании услуг по передаче электрической энергии.

После выполнения вышеуказанных требований и представления в ОАО «АТС» подтверждающих документов предприятие - заявитель становится субъектом оптового рынка с даты включения его в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

В соответствии с действующей нормативно-правой базой выход предприятия на оптовый рынок электроэнергии может быть произведен в следующих вариантах:

1.самостоятельно в статусе крупного потребителя или сбытовой компании (в отношении собственного потребления электроэнергии и сторонних потребителей – юридических лиц, присоединенных к сетям предприятия). Преимуществом выхода на оптовый рынок в статусе сбытовой компании является уменьшение количество точек поставки и соответственно снижение затрат на создание АИИС КУЭ;

2.через энергосбытовую компанию – субъекта оптового рынка.

В первом варианте затраты, связанные с выполнением всех необходимых условий будут выше. В частности, согласно статьи 35 Федерального закона «Об электроэнергетике» №35-ФЗ получение статуса субъекта оптового рынка обусловлено вступлением в члены НП «Совет рынка». Вступительный взнос составляет 5 млн. рублей, дополнительно к этому периодические взносы – 150 тыс. рублей в квартал.

Выход на оптовый рынок через энергосбытовую компанию менее затратен, не требует вступления в НП «Совет рынка», но и не освобождает от выполнение требований технического характера, установленных нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. При этом предприятие статус субъекта оптового рынка электроэнергии не получает, руппа точек поставки регистрируется не за предприятием, а за данной энергосбытовой компанией. В связи с этим дальнейшая работа предприятия на оптовом рынке становиться жеско связанной с выбраной энергосбытовой компанией.

Таким образом основными особенностями нормативно-правого регулирования выхода на оптовый рынок являются:

•необходимость совершения установленных регламентами оптового рынка довольно сложных процедур, связанных с подготовкой комплекта документов и его согласования со всеми смежными субъектами;

•необходимость выполнения довольно высоких требований, предъявляемых к системе коммерческого учета электроэнергии (мощности) (АИИС КУЭ), и представление большого количества технических документов, подтверждающих соответствие этим требованиям;

•необходимость заключения отдельных договоров с субъектами оптового рынка, в том числе договора на оказание услуг по передаче электроэнергии.

В качестве основных особенностей работы предприятия на оптовом рынке электроэнергии по сравнению с работой на розничном рынке необходимо выделить следующие:

•повышенные требования регламентов информационного взаимодействия с субъектами оптового рынка в части объемов предоставляемой коммерческой и технологической информации, определенных Приложением 11.1.1 к «Положению о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка», и сроков (оперативности) ее представления;

•повышенные требования к качеству планирования почасовых объемов потребления электроэнергии (мощности), которое напрямую влияет на конечный финансовый результат. В отличие от розничных рынков планирование ведется в ежесуточном режиме;

•более жесткая финансовая дисциплина ведения расчетов, предполагающая безоговорочное выполнение всех необходимых платежей.                                                          

    Современное состояние атомной энергетики можно охарактеризовать поступательным ростом выработки энергии атомными электростанциями, при качественном улучшении их технических характеристик и общего уровня безопасности при эксплуатации энергоблоков АЭС.

На протяжении длительного времени российская атомная отрасль остается одной из наиболее передовых во всем мире по уровню технологического прогресса и внедрения новейших технических разработок при проектировании реакторов, эксплуатации атомных станций. Также необходимо отметить высокий уровень профессионализма и квалификации персонала и научного персонала в области атомной энергетики.

На сегодняшний день российская атомная отрасль представляет собой мощную структуру, возглавляемую корпорацией Росатом, в которую вход более двухсот предприятий и организаций, разделенных на четыре крупных структурных объединений:

 

1. Предприятия и организации ядерно-топливного цикла.

 

2. Предприятия и организации атомной энергетики.

 

3. Предприятия и организации ядерно-оружейного комплекса.

 

4. Научно-исследовательские институты в области атомного права.

Сегодня в России ведется строительства большого числа новейших и современных АЭС, в том числе:

1. Балтийская АЭС (Калининградская область) с двумя энергоблоками общей мощностью 1200 МВт, первый блок станции планируется к сдаче в 2016 году, второй к 2018 году.

2. Белоярская АЭС – 2 (Свердловская область), предполагающая строительство одного энергоблока с планируемым вводом в эксплуатацию в 2014-2015 году.

3. Ленинградская АЭС – 2 (Ленинградская область) с проектом по которым предполагается ввод в эксплуатацию четырех энергоблоков.

4. Центральная АЭС (Костромская область), предполагающая введение в эксплуатацию двух энергоблок до 2018 года.

5. Нижегородская АЭС (Нижегородская область), по проекту предполагается введение в эксплуатацию двух энергоблок, первый в 2018 году, второй в 2019 году.

6. Нововоронежская АЭС – 2 (Воронежская область), проектом предусмотрено строительство четырех энергоблоков облей мощность до 1200 МВт со сроком эксплуатации 60 лет.

7. Ростовская АЭС (Ростовская область), две энергоблока которой находятся в эксплуатации, два еще строятся.

Особо следует отметить строительство первой плавучей АЭС «Академик Ломоносов», которая позволит решать сложные задачи по обеспечению энергией труднодоступные районы. В 2010 году состоялся спуск на воду первого плавучего энергоблока, в 2013 году предполагается начать эксплуатацию станции.

Как мы видим на примерах выше, предприятиями российской атомной отрасли накоплен огромный опыт в решении задач и проблем, стоящих перед атомной энергетикой всего мира. Наша страна обладает наиболее совершенными технологиями в области атомной энергетики, а опыт нескольких катастроф позволил выработать оптимальный и безопасный режим использования АЭС.

    Основной нормативно- правовой акт, регулирующий отошения в сфере атомной энергии- ФЗ РФ от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» с изменениями и дополнениями на 2011 год.

Основными принципами правового регулирования в области использования атомной энергии являются:

1. обеспечение безопасности при использовании атомной энергии - защита отдельных лиц, населения и окружающей среды от радиационной опасности;

2. доступность информации, связанной с использованием атомной энергии, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну;

3. участие граждан, коммерческих и некоммерческих организаций (далее - организации), иных юридических лиц в обсуждении государственной политики, проектов федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также в практической деятельности в области использования атомной энергии;

4. возмещение ущерба, причиненного радиационным воздействием; предоставление работникам объектов использования атомной энергии социально-экономических компенсаций за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье человека и за дополнительные факторы риска;

5. обеспечение социальной защиты граждан, проживающих и (или) осуществляющих трудовую деятельность в районах расположения этих объектов;

6. разграничение ответственности и функций органов государственного регулирования безопасности, органов управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии и организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

7. независимость органов государственного регулирования безопасности при принятии ими решений и осуществлении своих полномочий от органов управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии и от организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

8. соблюдение международных обязательств и гарантий Российской Федерации в области использования атомной энергии.

Основными задачами правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении всех видов деятельности в области использования атомной энергии, являются:

1. создание правовых основ системы государственного управления использованием атомной энергии и системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

2. установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и иных юридических лиц и граждан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.048 с.)