Тема 3 правовое регулирование отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3 правовое регулирование отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности



Принцип энергосбережения и повышения энергетической эффективности является краеугольным камнем государственной энергетической политики и ее правового регулирования. В Энергетической стратегии России на период до 2030 года формирование комплексного федерального и регионального законодательства по энергосбережению выделено в качестве мер, необходимых для достижения энергетической эффективности экономики. Среди мер названы снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК. На реализацию названного принципа работает повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора, рост производительности труда для обеспечения социально-экономического развития страны. В сферу действия этого принципа входит рациональное, экономичное и эффективное использование энергии. При этом под энергосбережением понимается реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Что дает энергосбережение экономике с точки зрения производительности? Чем будет сопровождаться энергосбережение? Снизит ли сбережение энергии ее потребление, или оно приведет к увеличению энергетической эффективности, или произойдет и то и другое? Классический способ снизить спрос - это повысить цены. Если цена повысится, на кого ляжет бремя энергосбережения? Должно ли быть энергосбережение главным аспектом нашей энергетической политики? Комплекс правовых решений и механизмов, регламентирующих деятельность в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, закреплен в одноименном Федеральном законе и принятых в его развитие других нормативных актах.

Энергосберегающая политика государства основана на принципах приоритета эффективного использования энергетических ресурсов. При этом под последними понимается достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды.

Юридическими механизмами, реализующими энергосберегающую политику государства, являются: осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов; обязательность учета юридическими лицами производимых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов; включение в национальные стандарты и технологические регламенты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности; сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов; создание экономико-правовых рамок, заинтересовывающих юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном их использовании. Общим условием является реализация предписаний нормативных актов в процессе деятельности, направленной на эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении, при непременном применении мер юридической ответственности (гражданско-правовой, административно-правовой, эколого-правовой, дисциплинарной и уголовной) за несоблюдение или ненадлежащее соблюдение предписаний и норм энергетического законодательства.

Важное значение в сфере осуществления государственной энергосберегающей политики имеют законодательное закрепление и реализация таких ее направлений, которые обусловлены естественно-, природно-климатическими и технологическими особенностями (свойствами) деятельности в топливно-энергетическом комплексе, а именно:

- развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;

- создание и использование эффективных технологий, топлива, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и контроля за их использованием;

- обеспечение точности, достоверности и единства измерений в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.

Энергосервисные договоры. Понятие «Энергосервисный договор» было введено в 19 статье 5 главы Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Предметом энергосервисного договора является осуществление исполнителем (энергосервисной компанией) действий, направленных на энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком(частный домовладелец, Управляющая компания или ТСЖ).

Основные пункты энергосервисного договора:

- требуемая величина экономии энергетических ресурсов, обеспечиваемая исполнителем

- срок действия договора (не менее требуемого для достижения экономии)

- обязанности исполнителя по обеспечению согласованных сторонами режимов использования энергетических ресурсов

- обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов

- цена услуг исполнителя, исходя из достигнутой экономии энергетических ресурсов.

Энергосервисный договор является возмездным, поскольку исполнитель (энергосервисная компаниия) за проведенные действия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления энергетических ресурсов, должен получить от заказчика(частный домовладелец, Управляющая компания или ТСЖ) встречное предоставление в виде вознаграждения.

Размер такого вознаграждения определяется по соглашению сторон. В то же время закон предусматривает привлекательный для заказчика способ его определения: размер вознаграждения исполнителя равняется сумме средств, сэкономленных в результате проведения энергосберегающих мероприятий. Следовательно, оплата по энергосервисному договору должна производиться только после внедрения мероприятий по энергосбережению. Например, если в результате установки нового оборудования, модернизации систем и т.п. не происходит запланированное по договору снижение объема потребления энергоресурсов, исполнитель не вправе претендовать на вознаграждение.

Энергосервисный договор является двусторонним, поскольку каждая из сторон этого договора (заказчик и исполнитель) несет обязанности в пользу другой стороны и считается должником другой стороны (обязана что-то сделать в ее пользу) и одновременно ее кредитором (имеет право что-либо требовать).

Условия энергосервисного договора могут включаться, в частности, в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа).

Таким образом, положения Закона об энергосбережении распространяются и на договорные отношения, складывающиеся на рынках (оптовом и розничных) как электрической, так и тепловой энергии. Теперь субъекты рынков электрической и тепловой энергии вправе включать в договоры, опосредующие отношения по производству и передаче энергии, условия энергосервисного договора.

Согласно Закону (№ 261-ФЗ) энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, в т.ч. зданий, строений, сооружений, технологических процессов, а также юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Основные цели обследования – получение данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также разработка мероприятий по энергосбережению и оценка их стоимости.

    Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций. Закон устанавливает требования, которым должны соответствовать саморегулируемые организации в области энергетического обследования.

Энергетическое обследование проводится на добровольной основе. Однако законом установлен перечень лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным. К ним относятся, в частности:

- организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов

- организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн. рублей за календарный год

- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности и др.

Исполнение энергосервисного договора предполагает несколько этапов:

1. Установка приборов учета всех используемых ресурсов. Для решения этой задачи устанавливаются или приводятся в соответствие действующими требованиями ранее установленные приборы учета на холодную и горячую воду, тепло и электроэнергию. После установки или модернизации узлов или систем учета их необходимо сдать в коммерческую эксплуатацию ресурсоснабжающим организациям. По приборам учета фиксируются результаты выполнения энергосервисного договора.

2. Установка автоматизированной системы сбора данных о потреблении используемых ресурсов. Эта система необходима для оперативного сбора данных, что особенно важно, если узлов учета много и они территориально разобщены и автоматизированной подготовки отчетов для ресурсоснабжающих организаций, а также оперативного контроля работоспособности приборов учета.

3. Поддержание постоянной работоспособности приборов учета. Достигается за счет сервисного обслуживания, которое включает в себя контроль исправности приборов, оперативный ремонт в случае выхода их из строя, выполнение регламентных работ (чистка, метрологическая поверка и т.п.).

4. Энергетическое обследование (энергоаудит) объекта. Энергоаудит определяет параметры ресурсоснабжения объекта, резервы экономии ресурсов, мероприятия по их экономии, стоимость и срок окупаемости затрат.

5. Реализация ресурсосберегающих мероприятий. На этом этапе достигаются требуемые по договору параметры экономии потребляемых ресурсов. Мероприятия можно разделить на организационные и технические, а также мало-, средне- и крупнозатратные. В частности, одним из мероприятий может быть установка систем автоматического регулирования теплоснабжения, обеспечивающих точное поддержание параметров теплоснабжения объектов в зависимости от температуры наружного воздуха и других факторов.

Исполнитель должен иметь разрешительные документы на выполнение следующих видов работ:

- проектирование

- монтаж и наладка систем учета и автоматизированных систем сбора данных

- обслуживание и ремонт средств измерений

- энергетическое обследование объектов.

Главная цель энергосервисного договора - комплексная реализация мер по повышению энергоэффективности объекта. Согласно статье 19 этого закона условия энергосервисного договора защищают заказчика услуг от некорректных действий подрядчика и гарантируют ему наличие экономии энергетических ресурсов на уровне, указанном в договоре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.013 с.)