Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Энергетическое право – комплексная отрасль российского права.Стр 1 из 6Следующая ⇒
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Юридический факультет Кафедра гражданско-правовых дисциплин
РАБОЧИЙ УЧЕБНИК по дисциплине «ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО»
Автор-составитель: к.ю.н., Мартынов П.А.
Москва – 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Энергетическое право – комплексная отрасль российского права ……………………………………………………………………………………. 3
Тема 2. Основы организации и правового регулирования сферы энергетики……………………………………………………………………….8 Тема 3 Правовое регулирование отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности………………………………16 Тема 4 Основы государственной энергетической политики и энергетическая безопасность страны………………………………………..20 Тема 5. Экологическое право и топливно-энергетический комплекс…..22
Тема 6. Правовое регулирование использования и охраны недр………..25 Тема 7. Правовое регулирование рынков электрической и атомной энергии…………………………………………………………………………...30
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Юридический факультет Кафедра гражданско-правовых дисциплин
РАБОЧИЙ УЧЕБНИК по дисциплине «ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО»
Автор-составитель: к.ю.н., Мартынов П.А.
Москва – 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Энергетическое право – комплексная отрасль российского права ……………………………………………………………………………………. 3
Тема 2. Основы организации и правового регулирования сферы энергетики……………………………………………………………………….8 Тема 3 Правовое регулирование отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности………………………………16 Тема 4 Основы государственной энергетической политики и энергетическая безопасность страны………………………………………..20 Тема 5. Экологическое право и топливно-энергетический комплекс…..22
Тема 6. Правовое регулирование использования и охраны недр………..25
Тема 7. Правовое регулирование рынков электрической и атомной энергии…………………………………………………………………………...30
Тема 1. Энергетическое право – комплексная отрасль российского права.
Энергетическое право – комплексная отрасль российского права, которая представляет собой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе хозяйственной, инвестиционной и регулятивной деятельности субъектов частного и публичного права, связанной с разведкой, добычей, производством, переработкой, хранением, транспортировкой, распределением, торговлей и потреблением энергетических ресурсов. Методом энергетического права является сочетание двух методов – административно-правового и гражданско- правового. Как отрасль законодательства энергетическое право представляет собой совокупность нормативно- правовых актов и подзаконных актов, регулирующих общественные отношения в области энергетики. Система энергетического законодательства Российской Федерации отражает федеративный характер устройства нашего государства. Поэтому в его структуре имеются нормативно-правовые акты федерального уровня: федеральные законы, нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные нормативные акты (нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и других федеральных органов). Федеральное энергетическое законодательство составляет основной массив энергетического законодательства Российской Федерации. В развитие положений федеральных законов в области энергетики субъекты Российской Федерации создают свое энергетическое законодательство, тесно связанное с законодательством по владению, пользованию и распоряжению землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, что находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (подп. "в" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). Практически во всех субъектах Российской Федерации имеются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в топливно-энергетической сфере, относящиеся к энергетическому законодательству. При этом нормы регионального законодательства устанавливаются в тесной взаимосвязи с федеральным законодательством и не противоречат ему, что действительно означает детализацию и практическое применение принципов совместного ведения.
В субъектах Российской Федерации принято немало законов, развивающих отдельные положения федеральных законов или конкретизирующих их исходя из специфики того или иного региона. Так, например, приняты и действуют законы субъектов Федерации в развитие Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Как наука энергетическое право представляет собой совокупность научных знаний, наработанных на данный момент специалистами в области данного права и смежных с ними отраслей права, затрагивающих энергетические отношения. Особый вклад в развитие науки энергетического права внесли известные ученые- специалисты, такие как к.ю.н. Лахно П.Г., Яковлев В.Ф., Вершинин А.П. и другие. В развитии энергетического законодательства Российской Федерации можно выделить определенные этапы, проследить некоторые наметившиеся тенденции. На начальном этапе становления Российского государства (именно Российского, с момента провозглашения независимости Российской Федерации и существования ее в качестве суверенного самостоятельного государства) в зарождавшемся энергетическом законодательстве преобладали нормативные акты в основном подзаконного характера: указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, и предназначались они в основном для оперативного регулирования организации и функционирования ТЭК, решения текущих задач об акционировании и приватизации в отраслях ТЭК, о государственной поддержке нефтяной промышленности и стабилизации предприятий нефтяного комплекса, создания равных условий инвестирования и расширения их внешнеэкономической деятельности и др. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года исходит из того, что необходимо сформировать комплексную систему законодательства в этой области, которая явится основой для подзаконных и других нормативных актов федеральных органов исполнительной власти страны. В настоящее время мы можем констатировать факт создания значительного числа нормативных актов базового рыночного энергетического законодательства, представляющих устойчивую систему правового регулирования организации и функционирования топливно-энергетического комплекса страны. Современное состояние энергетического законодательства Российской Федерации отражает уровень научно-теоретической разработки соответствующих правовых проблем топливно-энергетического комплекса, их воплощения в конкретные нормативные правовые акты, принимаемые органами власти и управления. В этой сфере много еще предстоит сделать, поскольку не все требующие законодательного урегулирования отношения в сфере ТЭК имеют соответствующее правовое обеспечение. Многие отношения регулируются подзаконными или даже ведомственными нормативными правовыми актами. Представляется, что дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы топливно-энергетического комплекса Российской Федерации будет развиваться в направлении разработки и принятия нормативных правовых актов на уровне федеральных законов, адекватно отражающих требования правового регулирования государственного воздействия и конкуренции в рыночном хозяйстве топливно-энергетического комплекса страны.
Бизнес же устремляется туда, где видит возможность больше заработать при действующих экономических условиях, и это совершенно естественно и правильно: он стремится к коммерческой эффективности. Цели компании просты и краткосрочны: минимизация налогов и максимизация прибыли, максимальная эффективность на вложенный капитал. Энергетическая стратегия нужна, чтобы компании (бизнес) понимали, какие цели государство ставит перед отраслью, какие направления стремится развивать и что оно будет предпринимать для этого. Компании работают в текущей системе координат. Задача Стратегии - изменить эту систему в нужную сторону, формируя новые рамочные условия бизнеса с таким расчетом, чтобы бизнесу было выгодно инвестировать в программы, намечаемые государством, т.е. в развитие государственно-частного партнерства, о чем неоднократно говорится в ЭС-2030. ЭС-2030 - объемный документ, содержащий 89 страниц основного текста и пять приложений на 49 страницах. В восьми разделах документа отражены текущие результаты реализации предыдущей Энергетической стратегии России до 2020 года и сформулированы цели и задачи на период до 2030 г. А в пяти приложениях сформулированы конкретные показатели и индикаторы, в большей части цифровые, развития топливно-энергетического комплекса России. Особое место в нем занимает приложение N 5 - Сводный план ("дорожная карта") мероприятий государственной энергетической политики на период до 2030 г., обеспечивающих реализацию стратегии. В нем наряду с другими (всего 23 пункта) и в развитие п. 4 "Развитие внутренних энергетических рынков" разд. V "Государственная энергетическая политика" Энергетической стратегии предусмотрены меры по развитию внутренних энергетических рынков: 1) по совершенствованию государственного контроля за уровнем экономической концентрации; 2) по созданию и развитию отечественных систем биржевой торговли всеми видами топливно-энергетических ресурсов; 3) по формированию эффективной и стабильной системы тарифо- и ценообразования на энергетических рынках.
В настоящее время специалистами в области энергетического права ведется разработка Энергетического кодекса РФ. В концептуальном плане Энергетический кодекс или иной нормативный акт в системе действующего законодательства следует рассматривать как обобщающий акт и как основу дальнейшего формирования системы законодательства в области производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, энергетических материалов и продуктов, энергетических услуг в стране. Его положения могут быть развиты и детализированы в законах, регламентирующих отдельные суботрасли ТЭК, отдельные вопросы деятельности предприятий и организаций, входящих в систему энергетического комплекса страны. Он станет важнейшим инструментом регулирования отношений в сфере энергетики и вместе с конституционным, предпринимательским, гражданским, экологическим, административным, трудовым, финансовым, налоговым законодательством, законодательством о недропользовании, таможенным законодательством призван завершить формирование системы законодательства в сфере энергетики. При разработке предлагаемого нормативного акта, несомненно, должны быть учтены достижения и положительные наработки действующего законодательства и практики его применения, предложения экспертного сообщества энергетиков - представителей различных отраслей знания, в том числе и юридической профессии. В этом плане значительную роль могли бы сыграть Общественная палата Российской Федерации, Ассоциация юристов России, в частности ее Комиссия по правовому регулированию в сфере энергетики. В Энергетическом кодексе должны найти отражение особенности и специфика функционирования предприятий энергетики, заключающиеся в уникальном взаимодействии экономики, политики и права на фоне рыночных отношений, складывающихся в связи с деятельностью организаций ТЭК и отдельных потребителей энергоресурсов и энергетических услуг, а также взаимодействие государственных структур с хозяйствующими субъектами различных форм собственности. Предметом правового регулирования Энергетического кодекса или иного обобщающего акта должны быть правовые, организационные и экономические основы и принципы регулирования отношений, основы единой государственной политики в сфере организации и функционирования топливно-энергетического комплекса и нетопливной энергетики и установление соответствующих полномочий органов государственной власти и управления; создание правовых условий формирования цивилизованного энергетического рынка (рыночной инфраструктуры) и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством как регулятором рыночных взаимоотношений. Одними из ключевых задач кодекса должны стать: определение общего направления развития энергетического законодательства, в том числе его специфики, заключающейся в учете в правовом регулировании энергетических отношений технических и технологических условий, базирующихся на выводах естественных наук;
формулировка основных юридических понятий в сфере энергетики, в том числе понятия энергии как способности выполнять работу, ее видов и форм, ее источников и носителей, ее использования и применения, исходя из того, что энергия как предмет правового регулирования характеризуется уникальными особенностями и признаками, отличающими ее от других предметов и явлений материального мира. Эти особенности во многом предопределяют необходимость самостоятельного регулирования энергетических отношений, включающих весь комплекс проблем, связанных с превращением энергии природных ресурсов в благо человечества. Ибо многие проблемы, связанные с регулированием, коренятся не в самом акте регулирования, а в том, что регулируется; определение (в развитие п. "и" ст. 71 Конституции РФ) федеральных энергетических систем (понятие, состав, правовой режим, содержание понятия ведения органов государственной власти РФ по отношению к этим системам, порядок взаимодействия и взаимосвязи федеральных энергетических систем между собой и др.) и законодательное установление порядка их функционирования; формулировка и раскрытие правовых средств, форм и методов (юридического инструментария) энергетической, в том числе сырьевой, транспортной безопасности и укрепления экономической интеграции страны; создание правовых условий для инвестиционной привлекательности, а следовательно, высокотехнологичного развития предприятий и организаций энергетики, партнерства государства и бизнеса (чтобы бизнес инвестировал проекты, в которых заинтересовано государство); правовые формы и способы энергосбережения и повышения энергетической эффективности; правовые вопросы энергетической экологии; правовые формы и способы регулирования отношений по стимулированию использования возобновляемых источников энергии; систематизация действующего законодательства в области энергетики и его гармонизация с международным энергетическим законодательством с учетом положений Концептуального подхода к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы). Ввиду наличия специального законодательства отношения, связанные с использованием и охраной недр, земель, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, охраной труда, здоровья и безопасности граждан, должны регулироваться Энергетическим кодексом с учетом специфики отношений, возникающих в энергетике. При этом важно обеспечить сохранение и закрепление законодательного регулирования отношений, возникающих в сфере энергетики, доказавших на практике свою эффективность: угольная отрасль, газоснабжение, электроэнергетика, энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Предлагаемый акт, Энергетический кодекс, в своих правовых нормах должен целостно закрепить концептуальные положения энергетической политики страны как государственно-властные предписания, юридически обязательные для органов государственной власти и управления. Энергетический кодекс Российской Федерации явится важным шагом на пути дальнейшего становления, формирования и развития относительно самостоятельного, отличающегося существенными правовыми особенностями, несомненно, связанного со всей системой современного российского законодательства правового массива, имеющего своей целью правовое обеспечение организации и функционирования топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, нетопливной энергетики и сфер потребления энергетических ресурсов, энергетических материалов и продуктов, энергетических услуг, в том числе и на международной арене. Энергетический кодекс будет являться объединяющим, стержневым нормативно-правовым актом, устанавливающим правовой энергетический порядок Российской Федерации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.019 с.) |