Тема 1. Энергетическое право – комплексная отрасль российского права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Энергетическое право – комплексная отрасль российского права.



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

 

РАБОЧИЙ УЧЕБНИК

по дисциплине

«ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО»

 

Автор-составитель: к.ю.н., Мартынов П.А.

 

 

Москва – 2014 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Энергетическое право – комплексная отрасль российского права

……………………………………………………………………………………. 3                

 

Тема 2. Основы организации и правового регулирования сферы энергетики……………………………………………………………………….8

Тема 3 Правовое регулирование отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности………………………………16

Тема 4 Основы государственной энергетической политики и энергетическая безопасность страны………………………………………..20

Тема 5. Экологическое право и топливно-энергетический комплекс…..22

 

Тема 6. Правовое регулирование использования и охраны недр………..25

Тема 7. Правовое регулирование рынков электрической и атомной энергии…………………………………………………………………………...30

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

 

РАБОЧИЙ УЧЕБНИК

по дисциплине

«ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО»

 

Автор-составитель: к.ю.н., Мартынов П.А.

 

 

Москва – 2014 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Энергетическое право – комплексная отрасль российского права

……………………………………………………………………………………. 3                

 

Тема 2. Основы организации и правового регулирования сферы энергетики……………………………………………………………………….8

Тема 3 Правовое регулирование отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности………………………………16

Тема 4 Основы государственной энергетической политики и энергетическая безопасность страны………………………………………..20

Тема 5. Экологическое право и топливно-энергетический комплекс…..22

 

Тема 6. Правовое регулирование использования и охраны недр………..25

Тема 7. Правовое регулирование рынков электрической и атомной энергии…………………………………………………………………………...30

 

Тема 1. Энергетическое право – комплексная отрасль российского права.

 

Энергетическое право – комплексная отрасль российского права, которая представляет собой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе хозяйственной, инвестиционной и регулятивной деятельности субъектов частного и публичного права, связанной с разведкой, добычей, производством, переработкой, хранением, транспортировкой, распределением, торговлей и потреблением энергетических ресурсов.

Методом энергетического права является сочетание двух методов – административно-правового и гражданско- правового.

Как отрасль законодательства энергетическое право представляет собой совокупность нормативно- правовых актов и подзаконных актов, регулирующих общественные отношения в области энергетики. Система энергетического законодательства Российской Федерации отражает федеративный характер устройства нашего государства. Поэтому в его структуре имеются нормативно-правовые акты федерального уровня: федеральные законы, нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные нормативные акты (нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и других федеральных органов).

Федеральное энергетическое законодательство составляет основной массив энергетического законодательства Российской Федерации. В развитие положений федеральных законов в области энергетики субъекты Российской Федерации создают свое энергетическое законодательство, тесно связанное с законодательством по владению, пользованию и распоряжению землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, что находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (подп. "в" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Практически во всех субъектах Российской Федерации имеются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в топливно-энергетической сфере, относящиеся к энергетическому законодательству. При этом нормы регионального законодательства устанавливаются в тесной взаимосвязи с федеральным законодательством и не противоречат ему, что действительно означает детализацию и практическое применение принципов совместного ведения.

В субъектах Российской Федерации принято немало законов, развивающих отдельные положения федеральных законов или конкретизирующих их исходя из специфики того или иного региона. Так, например, приняты и действуют законы субъектов Федерации в развитие Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".  

Как наука энергетическое право представляет собой совокупность научных знаний, наработанных на данный момент специалистами в области данного права и смежных с ними отраслей права, затрагивающих энергетические отношения. Особый вклад в развитие науки энергетического права внесли известные ученые- специалисты, такие как к.ю.н. Лахно П.Г., Яковлев В.Ф., Вершинин А.П. и другие.

В развитии энергетического законодательства Российской Федерации можно выделить определенные этапы, проследить некоторые наметившиеся тенденции. На начальном этапе становления Российского государства (именно Российского, с момента провозглашения независимости Российской Федерации и существования ее в качестве суверенного самостоятельного государства) в зарождавшемся энергетическом законодательстве преобладали нормативные акты в основном подзаконного характера: указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, и предназначались они в основном для оперативного регулирования организации и функционирования ТЭК, решения текущих задач об акционировании и приватизации в отраслях ТЭК, о государственной поддержке нефтяной промышленности и стабилизации предприятий нефтяного комплекса, создания равных условий инвестирования и расширения их внешнеэкономической деятельности и др.

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года исходит из того, что необходимо сформировать комплексную систему законодательства в этой области, которая явится основой для подзаконных и других нормативных актов федеральных органов исполнительной власти страны.

В настоящее время мы можем констатировать факт создания значительного числа нормативных актов базового рыночного энергетического законодательства, представляющих устойчивую систему правового регулирования организации и функционирования топливно-энергетического комплекса страны.

Современное состояние энергетического законодательства Российской Федерации отражает уровень научно-теоретической разработки соответствующих правовых проблем топливно-энергетического комплекса, их воплощения в конкретные нормативные правовые акты, принимаемые органами власти и управления. В этой сфере много еще предстоит сделать, поскольку не все требующие законодательного урегулирования отношения в сфере ТЭК имеют соответствующее правовое обеспечение. Многие отношения регулируются подзаконными или даже ведомственными нормативными правовыми актами.

Представляется, что дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы топливно-энергетического комплекса Российской Федерации будет развиваться в направлении разработки и принятия нормативных правовых актов на уровне федеральных законов, адекватно отражающих требования правового регулирования государственного воздействия и конкуренции в рыночном хозяйстве топливно-энергетического комплекса страны.

Бизнес же устремляется туда, где видит возможность больше заработать при действующих экономических условиях, и это совершенно естественно и правильно: он стремится к коммерческой эффективности. Цели компании просты и краткосрочны: минимизация налогов и максимизация прибыли, максимальная эффективность на вложенный капитал.

Энергетическая стратегия нужна, чтобы компании (бизнес) понимали, какие цели государство ставит перед отраслью, какие направления стремится развивать и что оно будет предпринимать для этого. Компании работают в текущей системе координат. Задача Стратегии - изменить эту систему в нужную сторону, формируя новые рамочные условия бизнеса с таким расчетом, чтобы бизнесу было выгодно инвестировать в программы, намечаемые государством, т.е. в развитие государственно-частного партнерства, о чем неоднократно говорится в ЭС-2030.

ЭС-2030 - объемный документ, содержащий 89 страниц основного текста и пять приложений на 49 страницах. В восьми разделах документа отражены текущие результаты реализации предыдущей Энергетической стратегии России до 2020 года и сформулированы цели и задачи на период до 2030 г.

А в пяти приложениях сформулированы конкретные показатели и индикаторы, в большей части цифровые, развития топливно-энергетического комплекса России.

Особое место в нем занимает приложение N 5 - Сводный план ("дорожная карта") мероприятий государственной энергетической политики на период до 2030 г., обеспечивающих реализацию стратегии. В нем наряду с другими (всего 23 пункта) и в развитие п. 4 "Развитие внутренних энергетических рынков" разд. V "Государственная энергетическая политика" Энергетической стратегии предусмотрены меры по развитию внутренних энергетических рынков: 1) по совершенствованию государственного контроля за уровнем экономической концентрации; 2) по созданию и развитию отечественных систем биржевой торговли всеми видами топливно-энергетических ресурсов; 3) по формированию эффективной и стабильной системы тарифо- и ценообразования на энергетических рынках.  

В настоящее время специалистами в области энергетического права ведется разработка Энергетического кодекса РФ.

В концептуальном плане Энергетический кодекс или иной нормативный акт в системе действующего законодательства следует рассматривать как обобщающий акт и как основу дальнейшего формирования системы законодательства в области производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, энергетических материалов и продуктов, энергетических услуг в стране. Его положения могут быть развиты и детализированы в законах, регламентирующих отдельные суботрасли ТЭК, отдельные вопросы деятельности предприятий и организаций, входящих в систему энергетического комплекса страны. Он станет важнейшим инструментом регулирования отношений в сфере энергетики и вместе с конституционным, предпринимательским, гражданским, экологическим, административным, трудовым, финансовым, налоговым законодательством, законодательством о недропользовании, таможенным законодательством призван завершить формирование системы законодательства в сфере энергетики.

При разработке предлагаемого нормативного акта, несомненно, должны быть учтены достижения и положительные наработки действующего законодательства и практики его применения, предложения экспертного сообщества энергетиков - представителей различных отраслей знания, в том числе и юридической профессии. В этом плане значительную роль могли бы сыграть Общественная палата Российской Федерации, Ассоциация юристов России, в частности ее Комиссия по правовому регулированию в сфере энергетики.

В Энергетическом кодексе должны найти отражение особенности и специфика функционирования предприятий энергетики, заключающиеся в уникальном взаимодействии экономики, политики и права на фоне рыночных отношений, складывающихся в связи с деятельностью организаций ТЭК и отдельных потребителей энергоресурсов и энергетических услуг, а также взаимодействие государственных структур с хозяйствующими субъектами различных форм собственности.

Предметом правового регулирования Энергетического кодекса или иного обобщающего акта должны быть правовые, организационные и экономические основы и принципы регулирования отношений, основы единой государственной политики в сфере организации и функционирования топливно-энергетического комплекса и нетопливной энергетики и установление соответствующих полномочий органов государственной власти и управления; создание правовых условий формирования цивилизованного энергетического рынка (рыночной инфраструктуры) и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством как регулятором рыночных взаимоотношений.

Одними из ключевых задач кодекса должны стать:

определение общего направления развития энергетического законодательства, в том числе его специфики, заключающейся в учете в правовом регулировании энергетических отношений технических и технологических условий, базирующихся на выводах естественных наук;

   формулировка основных юридических понятий в сфере энергетики, в том числе понятия энергии как способности выполнять работу, ее видов и форм, ее источников и носителей, ее использования и применения, исходя из того, что энергия как предмет правового регулирования характеризуется уникальными особенностями и признаками, отличающими ее от других предметов и явлений материального мира. Эти особенности во многом предопределяют необходимость самостоятельного регулирования энергетических отношений, включающих весь комплекс проблем, связанных с превращением энергии природных ресурсов в благо человечества. Ибо многие проблемы, связанные с регулированием, коренятся не в самом акте регулирования, а в том, что регулируется;

определение (в развитие п. "и" ст. 71 Конституции РФ) федеральных энергетических систем (понятие, состав, правовой режим, содержание понятия ведения органов государственной власти РФ по отношению к этим системам, порядок взаимодействия и взаимосвязи федеральных энергетических систем между собой и др.) и законодательное установление порядка их функционирования;

формулировка и раскрытие правовых средств, форм и методов (юридического инструментария) энергетической, в том числе сырьевой, транспортной безопасности и укрепления экономической интеграции страны;

создание правовых условий для инвестиционной привлекательности, а следовательно, высокотехнологичного развития предприятий и организаций энергетики, партнерства государства и бизнеса (чтобы бизнес инвестировал проекты, в которых заинтересовано государство);

правовые формы и способы энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

правовые вопросы энергетической экологии;

правовые формы и способы регулирования отношений по стимулированию использования возобновляемых источников энергии;

систематизация действующего законодательства в области энергетики и его гармонизация с международным энергетическим законодательством с учетом положений Концептуального подхода к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы).

 Ввиду наличия специального законодательства отношения, связанные с использованием и охраной недр, земель, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, охраной труда, здоровья и безопасности граждан, должны регулироваться Энергетическим кодексом с учетом специфики отношений, возникающих в энергетике.

При этом важно обеспечить сохранение и закрепление законодательного регулирования отношений, возникающих в сфере энергетики, доказавших на практике свою эффективность: угольная отрасль, газоснабжение, электроэнергетика, энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Предлагаемый акт, Энергетический кодекс, в своих правовых нормах должен целостно закрепить концептуальные положения энергетической политики страны как государственно-властные предписания, юридически обязательные для органов государственной власти и управления.

Энергетический кодекс Российской Федерации явится важным шагом на пути дальнейшего становления, формирования и развития относительно самостоятельного, отличающегося существенными правовыми особенностями, несомненно, связанного со всей системой современного российского законодательства правового массива, имеющего своей целью правовое обеспечение организации и функционирования топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, нетопливной энергетики и сфер потребления энергетических ресурсов, энергетических материалов и продуктов, энергетических услуг, в том числе и на международной арене.

Энергетический кодекс будет являться объединяющим, стержневым нормативно-правовым актом, устанавливающим правовой энергетический порядок Российской Федерации.             

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.019 с.)