Тема 4.  модели педагогического общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.  модели педагогического общения



 

Каждому педагогу для эффективного взаимодействия с аудиторией необходимо владеть всем многообразием существующих моделей общения. В коммуникации выделяют 5 моделей педюобщения:

1. информационную,

2. убеждающую,

3. экспрессивную,

4. внушающую (суггестивную) и

5. ритуальную модели общения.

 

 Информационная модель педагогического общения.

Такая модель обычно применяется для передачи и получения информации, для её анализа, интерпретации и комментирования. Передаваемые сообщения расширяют информационный фонд участников общения, сообщают инновационные сведения, разъясняют обстоятельства сложившейся ситуации, предоставляют конкретные факты и цифры, позволяющие получить новые знания или принять эффективное решение.

 Во время передачи информации, которая рассчитана не на одного человека, а обращена одновременно к группе людей (например, на лекции, педагогическом совете, родительском собрании), действуют общепринятые правила: присутствующие не могут по своей воле в полной мере изменить ситуацию: остановить или прервать общение; вернуться к тому, что уже было сказано, и потребовать начать всё сначала. Поэтому, прежде чем начинать сообщение, не только нужно знать содержание информации, предназначенной для озвучивания, и способы её изложения, но и предполагать, что слушателям будет интересно и они смогут адекватно воспринять это сообщение.

 К примеру, если выступающему хочется вызвать дискуссию, то целесообразно длительное время поддерживать интерес участников общения и интерес к предлагаемой информации наглядными методами. Если она для аудитории совсем новая, необходимы паузы между основными частями сообщения или краткие комментарии новой информации, чтобы у слушателей не возникало «информационной перегрузки». Привлекая внимание аудитории, важно делать обзор информации в процессе её изложения и не забывать о небольших выводах в конце выступления.

Информационная модель общения обычно предполагает доклад, сообщение, лекцию или урок, беседу, консультацию, просмотр видеои телевизионных обучающих передач, а также письменные работы — рефераты, контрольные, курсовые, дипломные, проектные работы, позволяющие оценить степень освоения теории вопроса, собеседования в виде вопросов и ответов для активного обмена информацией.

Чтобы коммуникация в информационной модели общения была эффективной, необходимо принимать во внимание и учитывать познавательные возможности конкретных собеседников, их индивидуальные установки на получение новой информации и интеллектуальные возможности для её переработки, понимания и восприятия.

 

Убеждающая модель педагогического общения.

Убеждающая модель позволяет сделать участников общения своими единомышленниками, выйти из той или иной ситуации с наибольшей продуктивностью. Однако убеждение — это сложный коммуникативный процесс, и не каждому удаётся использовать его с максимальной отдачей.

Убеждение — это деятельность или процесс, в котором коммуникатор пытается вызвать изменения в убеждениях, в отношениях или поведении другого индивидуума или группы индивидуумов через передачу сообщения в таком контексте, где убеждаемый имеет некоторую степень свободного выбора. Такое определение согласуется с ролью педагога, влияние которого на участников взаимодействия может трансформировать их взгляды, повлиять на их убеждения, отойти от стереотипов мышления.

Убедить и привлечь внимание своих собеседников, а также повлиять на них можно разными способами. Убеждение применяется обычно для изменения или нейтрализации противоположных мнений; кристаллизации латентных мнений (скрытых, невидимых) и позитивных установок собеседников; поддержания благоприятных мнений.

 Труднее всего превратить противоположные мнения по поводу тех или иных действий, решений в совпадающие. В этом заключается цель, задача убеждения. Обычно обобщение делают на основе личного опыта и того, что говорят людям члены их группы. Убеждать гораздо легче, если сообщение совместимо с общей позицией по отношению к тому или иному предмету, ситуации, проблеме. Самая лёгкая его форма — это коммуникация, усиливающая благоприятные мнения и позиции. Каждому участнику педагогического общения необходим постоянный запас доброжелательности, таким образом он сможет превентивно создавать условия для эффективной совместной деятельности.

В литературе описаны базовые принципы, влияющие на эффективность убеждения: – для усвоения информации и реального согласия позитивные обращения в целом более эффективны, чем негативные;

– устные сообщения убеждают, как правило, лучше, чем печатные, но если сообщение или информация сложные, то целесообразно сочетать устное слово и письменный источник информации;

– эмоциональные и тревожные обращения к собеседникам наиболее эффективны лишь тогда, когда их меньше всего интересуют или беспокоят обсуждаемые проблемы;

– для высокообразованной, профессиональной аудитории логические обращения с использованием фактов и цифр подходят лучше, чем эмоциональные обращения;

– альтруистические потребности человека могут быть сильным мотиватором наряду с личной заинтересованностью;

– оратор, вызывающий интерес своим коммуникативным мастерством, привлекает большее внимание к сообщению.

Таким образом, убеждение — это метод воздействия на сознание личности через обращение к собственному её критическому суждению. Чтобы убедить в чём-либо профессиональных партнёров, коллег, чей интеллект, как правило, высок, участникам педагогического общения необходимы коммуникативные техники.

Результат убеждения считается успешным тогда, когда собеседник может самостоятельно обосновать принятое им решение или мнение, увидеть положительные и отрицательные его стороны, а также оценить возможности и последствия других вариантов и решений. Педагогу следует помнить, что убеждение, будучи коммуникативной техникой, более действенно в рамках одной потребности (выбор из нескольких вариантов пути её удовлетворения) или в рамках нескольких потребностей одинаковой силы; при малой интенсивности эмоций; с интеллектуально развитым партнёром.

В педагогическом общении можно использовать следующие убеждающие техники:

– постановка проблемы, её место в ряду других, актуальность и сроки решения, их значимость (возможные потери), варианты решения, их достоинства и недостатки, последствия, необходимые средства, затраты, другие условия;

– увеличение достоинств предложения и уменьшение его недостатков; увеличение ценности данного варианта и уменьшение ценности альтернативных вариантов;

– раскачка собеседника и дальнейшее его убеждение путём предоставления различных точек зрения и разбора прогнозов;

– внушение важности предложения, возможности его осуществления и простоты этого;

– принцип постепенного охвата: разбить предложения на этапы и двигаться последовательно, добиваясь согласия на каждом из них. Другой вариант применения этого принципа: перед предстоящим обсуждением предварительно обсудить свой вопрос с каждым из участников отдельно и заручиться их согласием (поддержкой);

– приём программирования, когда можно задать вопрос с определённым акцентированием (обычно по существу дела), но не требовать на него немедленного ответа. Через какое-то время вопрос сам возникнет в мыслях партнёра и заставит его думать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.007 с.)