Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Характеристика стилей педагогического общения
В исследованиях, проведённых А. А. Бодалевым, подчёркивается роль центрации стиля общения педагога. Если в центре общения педагог ставит себя, то у него складывается формальное отношение к ученикам, он подчёркивает собственное превосходство, навязывает свои способы поведения. При центрации на учениках, наоборот, происходит подлаживание к ученикам, пассивное инициирование их активности. Если же в центре ситуации общения находятся оба субъекта, то они стремятся строить общение на равных началах. У них присутствует желание развивать общение и предупреждать конфронтацию [10]. В процессе педагогического общения решаются две управленческие задачи: 1) вызвать у учащихся желательное учителю поведение или придать ему определённые качественные свойства; 2) прекратить или задержать определённое поведение, устранить его некоторые свойства, если они нежелательны. Решение этих задач чаще осуществляется через принуждение, скрытое или выраженное явно. Формулу же ненасилия в педагогическом общении можно обозначить тезисом: «Ты можешь не делать того, чего я хочу, ты свободен в своем решении. Я не намерен наказывать тебя за бездействие. Но я тебя награжу за исполнение». В психолого-педагогической литературе наиболее распространёнными являются следующие стили педагогического общения: – авторитарный стиль. – попустительский стиль – демократический стиль. – непоследовательный стиль – стиль «общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью». – стиль «общение на основе дружеского расположения – стиль «общение-заигрывание – стиль «общение-устрашение» – стиль «общение-дистанция».
– авторитарный стиль. При авторитарном стиле характерная тенденция на жёсткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что учитель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних учащихся и неаргументированное восхваление других. Авторитарный педагог не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жёстко определяет, кто с кем будет работать и т. д. Задания и способы их выполнения предлагаются поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку ученик не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждёт впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и её строгий контроль свидетельствуют о неверии наставника в позитивные возможности учащихся. Такое поведение педагога объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел».
Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т. п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная. Ролевая позиция этих педагогов объектна. Личность и индивидуальность учащегося оказываются вне стратегии взаимодействия;
– попустительский стиль характеризуется стремлением педагога минимально включаться в жизнедеятельность учащихся, что объясняется желанием снять с себя ответственность за происходящее и результаты. Главной особенностью попустительского стиля педагогического общения является самоустранение педагога из учебно-воспитательного процесса и руководства учащимися. Попустительский (либеральный) стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами, как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны. Результаты в учебной деятельности — наименьший объём выполненной работы и её наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой при таком стиле, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. Поэтому попустительский (либеральный) стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных.
Общими особенностями попустительского (либерального) и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между учителем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчуждённость учителя, демонстративное подчёркивание им своего доминирующего положения;
– демократический стиль. Основная особенность этого стиля — взаимоприятие и взаимоориентация. В процессе открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царит вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю, и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. Демократический стиль общения педагога с учащимися — единственный реальный способ организации их сотрудничества;
– непоследовательный стиль педагогического общения характеризуется тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей. Помимо традиционной классификации существует также классификация промежуточных стилей педагогического общения, предложенная В. А. Кан-Каликом, в отношении которой следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т. е. всецело зависят от личности педагога;
– стиль «общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью». В основе этого самого плодотворного стиля —единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлечённость совместным с учащимися творческим поиском — результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Стиль «общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью» наиболее продуктивен не только своим конечным результатом, но и воспитательной стороной. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и обучаемого в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле проявляются все личностные качества обеих сторон;
– стиль «общение на основе дружеского расположения» вплотную примыкает по своим особенностям к предыдущему и является достаточно результативным. В его основе лежит искренний интерес к личности партнёра по общению, к аудитории в целом, уважительное отношение к каждому, открытость контактам. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку и составляющую успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. В известной мере он как бы подготавливает выделенный выше стиль общения. Ведь дружеское расположение есть важнейший регулятор общения вообще, а делового педагогического общения особенно. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Вместе с тем дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Необходимо формировать дружественность как определённый тон в отношениях педагога с коллективом. Однако зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всём ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми;
– стиль «общение-заигрывание» можно рассматривать как крайнюю форму «общения на основе дружеского расположения», несущую отрицательный заряд в отношениях. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Общение-заигрывание характерно, в основном, для молодых учителей и связано с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. Появление данного стиля вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой — отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. Молодые педагоги начинают заигрывать с учащимися, т. е. кокетничать, вести на уроке разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований;
– стиль «общение-устрашение», возникающий как следствие собственной неуверенности при более высоком статусе, чем у партнёра, или же ввиду неумелости организовать общение на основе продуктивной совместной деятельности, встречается в противовес «общению-заигрыванию». Этот стиль искусственно ставит партнёра в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жёстко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения. Для продуктивной творческой деятельности этот стиль совершенно неприемлем. В сущности своей он не только не создаёт коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует её, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, необходимое для совместной творческой деятельности;
– стиль «общение-дистанция». Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Этот стиль распространён в деловых кругах, в школьной и вузовской педагогике. Он имеет различные оттенки, но во всех случаях сводится к субъективному подчёркиванию различий между партнёрами: возрастных, социальных, служебных, профессиональных. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Но и здесь нужно соблюдать меру. С одной стороны, без соблюдения дистанции педагогическое общение может перейти в панибратско-снисходительные отношения, с другой — абсолютизирование дистанции как стиля и превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко ограничивает творческий потенциал совместной деятельности педагога и учащихся, ведёт к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, провоцирует авторитарность управления педагогическим процессом, что, в конечном счёте, отрицательно сказывается на результатах деятельности [17, с. 97—100]
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.008 с.) |