Педагогических взаимодействий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогических взаимодействий



ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ТЕМА 3.  ПРАВИЛА И БАРЬЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

 

IV. Постоянное проявление интереса к своим ученикам.

 В общении с учащимися всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребёнка. Проявление интереса выражается в том, как педагог слушает своего собеседника, задаёт вопросы, сопереживает ему, подтверждая своё внимание репликами. Педагогический такт — чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Составляющие педагогического такта учителя:

– простота общения без фамильярности;

– искренность без фальши;

– доверие без попустительства;

– просьба без упрашивания;

– рекомендации и советы без навязчивости;

– воздействия в форме предупреждения;

– внушения и требования без подавления самостоятельности;

– серьёзность без натянутости;

– юмор без насмешки;

– требовательность без придирки;

– деловой тон без сухости.

 

V. Оказание и просьба помощи.

 Во всякой деятельности учеников нужно создать положительный психологический фон, фон радости и одобрения через авансирование, через подчёркивание индивидуальной исключительности, через снятие страха, через оказание скрытой помощи.

Со стороны учителя: «Ребята, у меня аттестация, на уроки придут завуч и еще учителя, я на вас очень надеюсь, что вы мне поможете: если я задаю вопрос, то вы не молчите, отвечаете по делу, на уроке будет тихо, все по-рабочему и т.п.».

 

Экспрессивная модель педагогического общения.

 Своей целью она имеет формирование у участников педагогического взаимодействия психоэмоционального настроя, передачу чувства, переживания, побуждение к необходимому социальному действию, вовлечение в конкретные акции. У этого вида коммуникации свои требования: например, в публичном выступлении (лекции, речи) необходимо использовать разнообразные, и не только вербальные и невербальные, коммуникативные техники, но и аудио-, видео- и другие иллюстративные средства.

Вместе с тем именно на уроке или учебной лекции, на совещании или на конференции нельзя увлекаться этой моделью. Педагог должен постоянно следить за эмоциональным накалом занятия, управлять им, чтобы споры и разные точки зрения не переросли в неприязнь и отторжение. Самой эффективной современной технологией спора для участников педагогического общения является спор «К цели» — когда у собеседников непременно есть общая цель и каждый заинтересован в её осуществлении, но не согласен с предлагаемым способом её достижения. В этой ситуации каждый собеседник воспринимает проблему по-своему, и его предложения базируются на объективных критериях, имеют плюсы и минусы. В такого рода ситуациях участники спора путём переговоров приходят к компромиссу, а при культуре полемики — и к консенсусу. Это и есть спор, в котором рождается истина, так как предмет спора — средства достижения цели, в которой обе стороны заинтересованы.

Также в педагогическом общении может использоваться и такой вид спора, который называется «По факту» — по поводу какого-то факта. Факты можно принимать или не принимать, но обходиться без комментариев. Как известно, люди трактуют их по-своему, причём иногда к действительному положению вещей это не имеет никакого отношения. В споре по факту целесообразно отказаться от личных комментариев и обсуждать лишь сами факты. Для педагогического общения он наиболее предпочтителен, как и предыдущий.

 

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

 

ОБЩЕНИЕ - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

v коммуникативная. Происходит обмен информацией между участниками взаимодействия, с помощью речи люди делятся суждениями и точками зрения, обсуждают проблемы;

v перцептивная. На когнитивном уровне происходит процесс восприятия людьми другу друга. Во время беседы складывается суждение о собеседнике, которое основывается на рассмотрении его внешнего вида, мимики и, жестов голоса, поступков;

v интерактивная. Отражает межличностное взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности. Общение успешно, когда поведение людей соответствуют ожиданием друг друга.

 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — базовая философская категория, отражающая процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их изменения, взаимную обусловленность и порождение одним объектом других

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия специалистов между собой в рамках данной производственной среды, определяющего при этом их взаимную обусловленность и связь.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – определенная образовательной ситуацией, опосредуемая социально-психологическими процессами связь субъектов образования, приводящая к количественным и качественным изменениям исходных качеств и состояний обозначенных субъектов.

 

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную

Иными словами, педагог и ученики воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой — индивидуальные, личностные качества

Нравится учитель, но не забывай, что он учитель!

Учителю нравятся дети из класса, но он не должен это показывать, он учитель и он РОВНО и справедливо относится ко всем!

Раздражает ребенок, так бы и треснул, но не забывай, что ты учитель, ты должен повлиять на него так, чтобы ребенок сделал то, что ты от него хочешь, а иначе, авторитет твой равен нулю!

 

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счёте, насилие над личностью.

 

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Причём оба указанных компонента многообразны. Ответными реакциями воспитанников могут быть активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.

 

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно, и отношений:

1) взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими);

2) предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);

3) отношения к самому себе

 

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:

1) индивидуальный (между учителем и учеником);

2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе одноклассников или в коллективе учителей);

 3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе: СМИ, интернет, уличная среда, фильмы, мода).

 

Общение учителя с учениками определяет восприятие ими личности учителя, проявление симпатии и антипатии к нему, возникновение желания учиться и формирование отношения к предмету, который он преподаёт. Существует одна неопровержимая истина — отношение к учёбе складывается через отношение к педагогу. Это много раз доказано на примере выдающихся учителей: Ш. А. Амонашвили, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого и других.

Оптимальное педагогическое общение — такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя

 

Исследователи выделяют несколько стадий педагогического общения:

 1) моделирование предстоящего общения;

2) организация общения;

3) управление общением в педагогическом процессе;

 4) анализ осуществлённого взаимодействия на уроке.

 Названные стадии характеризуют поэтапное развёртывание педагогического общения

 

Первая стадия педагогического общения — его моделирование — предшествует непосредственной встрече педагога с учащимися, связана с осуществлением своеобразного планирования предстоящего диалога с учащимися.

Готовясь к общению (индивидуальной беседе с учащимся), учителю целесообразно ответить на следующие вопросы:

какую главную цель в предстоящей беседе вы ставите?

 Необходима ли эта беседа или можно обойтись другими, косвенными средствами?

Уверены ли вы, что результаты этой беседы будут полезны в воспитательном плане?

Каковы возможные негативные последствия планируемой беседы?

Какие приёмы воспитательного воздействия вы будете использовать в разговоре?

Какие возможные вопросы в ходе беседы вы будете задавать?

С чего вы начнёте беседу и как будете проводить её (сидя, стоя)?

 

Продумайте возможные стратегии поведения учащегося в процессе индивидуальной беседы, например:

 как ученик отреагирует на тему разговора, примет ли в ней участие?

 Согласится ли с вашим требованием или будет отстаивать свою позицию?

Не замкнётся ли в ходе беседы, а если это произойдет, то какова ваша дальнейшая линия поведения?

Если учащийся пойдёт на конфликт, то что вы предпримете?

 

Вторая стадия предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог берёт на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. Важным моментом является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге. В связи с этим на данном этапе, который иногда называют «коммуникативной атакой», для педагога весьма важным и необходимым является знание техники быстрого включения класса в работу, владение приёмами самопрезентации и динамического воздействия на учащихся.

 

Третья стадия педагогического общения — управление общением

Основным условием управления общением является создание рабочей обстановки на уроке, эмоциональной атмосферы, мотивации в учебной деятельности.

Для завоевания инициативы в общении В. А. Кан-Калик рекомендует следующие технологические приёмы:

 – оперативность при организации начального контакта с классом;

– оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживания и т. п.) к деловому и личностному общению;

– отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;

– оперативное достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы»;

– введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми;

 – преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;

– организация цельного контакта со всем классом;

 – постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;

– сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентировочных;

– внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т. п.;

 – использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, микромимики, контакт глазами и т. п.;

– умение «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружественность;

– нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей их достижения;

– понимание ситуативной внутренней настроенности учащихся, учёт этого состояния, передача учащимся этого понимания;

– достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.

В процессе осуществления непосредственного общения педагога с воспитанниками нередко возникают «психологические барьеры», которые мешают общению и отрицательно сказываются на ведении всего урока.

 

Четвёртая стадия — анализ хода и результатов взаимодействия на уроке.

 Она чаще всего называется стадией обратной связи в общении. Без обратной связи рефлексивный момент не только ухудшается, но и может стать неадекватным. Главное назначение этой стадии — диагностически-коррекционное. Анализ осуществлённой тактики общения очень важен для формирования культуры общения, так как подводится содержательный и эмоциональный итог совершённого межличностного взаимодействия с данной группой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.028 с.)