Тема 3. Теория поведения потребителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Теория поведения потребителя



ТЕМА 3. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

ВОПРОС 1. ПОТРЕБНОСТИ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА: КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ПРОЦЕСС УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И СВОЙСТВА БЛАГ

Потребности домашнего хозяйства

Потребность – состояние неудовлетворенности, из которого агент желает выйти; или состояние удовлетворенности, которое агент желает продлить

Потребность – конкретизированная нужда. Агент представляет какое благо и в каком объеме должен использовать для «снятия» потребности

Благо – объект материального мира, или услуга, способное удовлетворить потребность (потребности)

Блага подразделяются на:

1. моноцелевые

2. многофункциональные

Способ удовлетворения потребности – использование блага (благ) в соответствии с его (их) натурально-вещественной формой

Потребности могут удовлетворяться единственным способом, либо несколькими разнообразными способами (поливариантность способов удовлетворения потребности)

Для агента в определенный момент времени характерно наличие множества потребностей (k видов)

Потребности различаются по:

ü видам благ, их удовлетворяющих

ü по степени интенсивности, насущности

Упорядочивание потребностей по принципу «убывание степени интенсивности» Þ шкала (иерархия) потребностей:

Nk = (N 1, N 2, … Nk)

Потребности могут быть:

· ненасыщаемыми (духовные потребности)

· полностью удовлетворяемыми (физиологические потребности) Þ мера потребности

Мера потребности (количественная характеристика потребности) – количество блага определенного вида, способное полностью «снять» потребность

Мера потребности Nj ≡ потребное количество блага Z * j

Особенность процесса потребления (удовлетворения потребности): по мере использования блага степень интенсивности данной потребности снижается

Шкала потребностей Þ шкала предпочтений

Шкала предпочтений – проранжированная совокупность потребительских благ, удовлетворяющих различные потребности, такая что: на первом месте находится благо наилучшим образом удовлетворяющее самую интенсивную потребность; на последнем месте – благо, удовлетворяющее наименее эффективным способом наименее интенсивную потребность

Шкала предпочтений:

Zm = (Z 1, Z 2, … Zm)

m ≤ n

m – количество видов благ, интересующих агента

n – количество видов потребительских благ, циркулирующих в экономике

Ранжирование благ присвоение ранга каждому благу, в зависимости от:

ü степени интенсивности удовлетворяемой им потребности

ü эффективности в потреблении

Ранг блага тем выше, чем интенсивнее потребность, удовлетворяемая с его помощью

Факторы, определяющие предпочтения потребителя:

· возраст и пол

· национальность

· уровень образования

· природно-климатические условия

· социо-культурная среда

· конфессионная принадлежность и др.

ВОПРОС 2. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ: КАРДИНАЛИСТИЧЕСКИЙ И ОРДИНАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ

ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ: КАРДИНАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В сфере потребления происходит использование набора благ, позволяющего домашнему хозяйству реализовать стоящую перед ним цель: наиболее полно удовлетворить имеющиеся потребности

Процессу потребления предшествует процесс формирования набора благ – потребительский выбор.

Факторы, определяющие полезность отдельного блага:

· ранг блага в шкале предпочтений (зависящий от степени интенсивности удовлетворяемой потребности)

· наличное количество блага

· соотношение между потребным и наличным количеством блага

ВОПРОС 3. МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. ОПТИМУМ ПОТРЕБИТЕЛЯ

ОПТИМУМ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Условие оптимальности:

Из первых n уравнений получаем:

MU 1 (z 1 *, z 2 *,… zn *)/ p 1 = MU 2 (z 1 *, z 2 *,… zn *)/ p 2 = MUn (z 1 *, z 2 *,… zn *)/ pn = λ,

если в ограничении все zi > 0.

В оптимальном наборе предельные полезности благ, соотнесенные с ценами, взвешенные предельные полезности благ) равны.

Равенство взвешенных предельных полезностей принято называть «условием оптимальности потребительского набора». Также оно известно как эквимаржинальный принцип.

Если в наборе присутствует благо k, не являющееся абсолютно необходимым для потребления, для него может быть характерно соотношение:

, при любом количестве zk.

В оптимальный набор такое благо не включается, т.е.

Т.е. MUk (z 1 *, z 2 *,… zn *)/ pk < λ Þ zk * = 0 (из условий дополняющей нежесткости Куна – Такера (Kuhn-Tucker conditions)).

Экономический смысл: агент не будет приобретать блага, которые, по его мнению, не стоят запрашиваемой цены: pk>MUk/ λ.

При выборе из наборов, включающих не более двух благ, в этом случае 

наблюдается так называемое угловое равновесие.

 

Если предпочтения агента таковы, что для всех zi должно выполняться требование: zi > 0, задача потребителя решается методом замены целевой функции условием оптимальности.

Из условия оптимальности получим структуру оптимального набора.

Из бюджетного ограничения – состав оптимального набора.

В случае, когда предпочтения определены на наборах из двух благ, используется также графический метод решения задачи потребителя.

Бюджетное ограничение имеет вид:

B – p 1 z 1 – p 2 z 2 ³ 0.

Уравнение бюджетной прямой:

z 2 = B / p 2 - (p 1 / p 2) z 1.

Бюджетная прямая ограничивает множество доступных наборов при данном бюджете и определенных ценах

Угловой коэффициент в уравнении бюджетной прямой (тангенс угла наклона бюджетной линии) называется предельной нормой замещения благ в обмене (MRSE 21), или коэффициентом трансформации.

MRSEji показывает относительные цены благ i-го и j-го.

Рис. 10. Бюджетная линия и бюджетное ограничение

Оптимум потребителя

Рис. 13. Равновесие потребителя

Набор Е является оптимальным для данного потребителя.

Для данного набора выполняется эквимаржинальный принцип, т.е. взвешенные предельные полезности благ равны, или соотношение предельных полезностей благ равно соотношению цен этих благ.

Формально:

Таким образом, при графическом анализе равновесия потребителя, оптимальный набор – точка, в которой бюджетная линия касается кривой безразличия.

Потребитель последователен в своих действиях. Он будет формировать один и тот же набор (не изменит решения) до тех пор, пока:

ü не изменятся предпочтения

ü не изменится бюджетное ограничение

Угловое решение

Угловое равновесие

· Оптимальный набор включает только одно благо

· Второе благо в наборе отсутствует, поскольку MU2/p2 < MU1/p1 = λ (в соответствии с условием дополняющей нежесткости)

Рис. 14. а. Угловое равновесие

«Квазиугловое» равновесие

· В наборе присутствуют оба блага

· Однако не выполняется эквимаржинальный принцип: равенство взвешенных предельных полезностей

· На рисунке: в точке Е* бюджетная линия не является касательной к кривой безразличия

Рис. 14. б. Пример «квазиуглового» равновесия потребителя

ЭФФЕКТ ДОХОДА

Графическое изображение

Особенности

ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ

Графическое изображение

Особенности

     

Функции Энгеля:

(не путать с функциями Торнквиста!)

Формализованное представление функций Энгеля (для нормальных предпочтений, определенных на наборах из трех благ – U = z1az2bz3γ):

Оптимальный набор изменится и в случае, если изменятся относительные цены благ.

При этом иными будут и структура, и состав оптимального набора.

Минимизируем Лагранжиан:

Ł (z 1, z 2,… zn, θ) → min

Экономический смысл неопределенного множителя Лагранжа (θ) в задаче на минимум потребительских расходов:

θ - предельные расходы потребителя (расходы на дополнительную единицу полезности)

θ = 1/ λ

Функции спроса по Маршаллу:

ТЕМА 3. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.021 с.)