Система отрасли финансового права (20) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система отрасли финансового права (20)



Финансовое право

Краткий конспект лекций

ВВЕДЕНИЕ

(Понятие и функции финансов. Финансовое право как отрасль российского права)

Этимология: «финансы» от лат. finare (finire) - окончание спора (денежного) -> financia - обязательная уплата денег или денежный платеж вообще

Термин «финансы» употребляется в нескольких смыслах:

1. материальное содержание: фонд денежных средств, мобилизованных государством (органами местного самоуправления) для осуществления своих задач и функций;

2. экономическая категория: совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования вышеназванных фондов денежных средств;

3. правовой смысл: общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, урегулированные нормами права.

Df: (от лат. definitio-определение): Финансы - это система экономических отношений по созданию, распределению и использованию денежных фондов государства, его муниципальных образований, предприятий, учреждений и организаций, создаваемых для обеспечения функций и задач названных субъектов экономических отношений

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

- подчеркнуть, что это государственное учреждение

- студенты должны доказать, что МаГУ участвует в финансовой деятельности государства

Функции государственных финансов:

- экономический инструмент распределения валового (общественного) продукта и национального дохода

Валовой общественный продукт - показатель советской статистики, аналогичный валовой продукции, валовая продукция, исчисленная в масштабе страны. Представляет измеренную в текущих ценах суммарную стоимость продукции, товаров, услуг (включая промежуточный продукт и незавершенное производство), произведенных в стране в течение года. Синоним - совокупный общественный продукт.

- средство контроля за производством и распределением материальных благ;

- средство стимулирования развития развития государства и общества в желаемом (кому? = политика) направлении.

Управление при помощи денег является наиболее эффективным регулятором общественных отношений обсудить политический аспект этой аксиомы «при коммунизме денег не будет вовсе!»

Система российского права включает в себя различные отрасли, отграничивающиеся др. от др. на основании двух критериев: предмета и метода правового регулирования.

В теории права под отраслью права понимается совокупность однородных правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений своим особым методом.

 

                   Финансовое право = (бюджетное право + налоговое право)

кодифицированность           нет кодекса           Бюджетный кодекс    Налоговый кодекс

 

Предмет Фин.права - общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государством и его муниципальными образованиями финансовой деятельности (т.е. создания, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов) в целях обеспечения исполнения их задач и функций по реализации общесоциальных потребностей.

Метод регулирования фин.права - метод власти и подчинения. Метод властных предписаний. Императивное предписание - закрепляет такой вариант поведения граждан и иных субъектов права, которому они должны неукоснительно следовать. Б о льшая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных для осуществления финансовой деятельности (ФНС, Минфин, Федеральное казначейство, Банк России).

 

Финансовое право является самостоятельной отраслью права и относится к публичному праву

Публичное право - правовые нормы, регулирующие деятельность государственных органов, отношения между органами государственного управления.

 

Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, а также международные договоры и соглашения.

Представительный (законодательный) орган - органы государственной власти, обладающие правом и уполномоченные принимать законы. Федер.законы - принимает Госдума; Законы Челяб.обл. - Законодательное собрание Челябинской области.

Исполнительные органы - органы власти, организации, учреждения, призванные обеспечивать исполнение и непосредственно осуществлять принятые международные акты, законы страны, законодательно-нормативные акты.

Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.

Правительство Челябинской области - высший исполнительный орган государственной власти области

Министерства, Управления, Федеральные службы.

 

1. Конституция РФ, конституционные законы, конституционные акты субъектов РФ (решения, касающиеся структуры и полномочий муниципальных представительных и исполнительных органов власти, выборов и назначений на должности, формирования и использования местных бюджетов) являются основой всех источников ФП - базой для развития финансового законодательства

2. Финансовое законодательство:

 - Бюджетный и Налоговый кодексы

- Федеральные законы (другие) «О валютном регулировании и валютном контроле», «О некоммерческих организациях»

- подзаконные нормативные правовые акты:

а) Указы Президента РФ

б) нормативные правовые акты глав Субъектов РФ и муниципальных образований

в) Постановления Правительства

ТК РФ Статья 139. Исчисление средней заработной платы

 Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"

г) Приказы и инструкции Минфина РФ и ЦБ РФ

Приказ Минфина России от 21.12.2011 N 180н

"Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"

 

"Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации"

(утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П)

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2011 N 22394)

д) Международные договоры

Виды ФПН

Основа классификации Виды ФПН Область регулирования
Содержание материальные   процессуальные виды и объемы денежных обязательств юр. и физлиц перед государством, объем и направление госрасходов порядок применения и действия материальных норм
Характер воздействия на участников финан-совых отношений обязывающие   запрещающие     уполномачивающие регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категоричной форме совершать определенные действия (платить налоги) регулируют пассивное поведение субъектов и предписывают в категоричной форме не совершать действия, нарушающие финансовую дисциплину и законность (лимит кассы, предел расчетов наличными) содержат дозволение определенным органам или должностным лицам конкретизировать предписания, содержащиеся в норме при наличии альтернатив (руководитель организации может выбрать режим или объект налогообложения, ФНС установить форму налоговой декларации)

 

Институт кредитования

Государственный кредит- деятельность государства по привлечению денежных средств от юридических и физических лиц в стране и за рубежом в виде государственного займа (внутренний и внешний).

Показать ГКО - ОФЗ ставки, рынок ЦБ

            Бюджет РФ, внешний и внутренний долг

 

Государство может выступать и как заимодатель.

БК РФ 93.2. Бюджетные кредиты

1. Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете.

НК РФ Статья 61. Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа

3. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

 

Банковский кредит - деятельность частных кредитных учреждений по мобилизации денежных средств в виде добровольных вложений вкладчиков - юридич. и физ.лиц на условиях возвратности, срочности и возмездности и использованию привлеченных денежных средств путем выдачи кредитов на тех же условиях.

 

 

Функции:

- контроль и надзор в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности,

- деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров,

- формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений,

- обеспечение государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

инсайдерская информация - точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее - эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - управляющая компания), одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона;..."

 

Извлечение из документа: Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ
"О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за

-соблюдением законодательства о налогах и сборах,

- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов,

- за производством и оборотом табачной продукции,

- функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим

- государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств,

- обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ.

 

Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"

 

Служба и ее территориальные органы - Управление ФНС по Челябинской обл. (субъектам Российской Федерации), Межрайонная инспекция ФНС № 17 по Чел.обл. составляют единую централизованную систему налоговых органов.

 

НК РФ Ч.1 Статья 31. Права налоговых органов

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов;

2) проводить налоговые проверки;

3) вызывать письменным уведомлением налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах;

4) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках и налагать арест на имущество;

5) безакцептно взыскивать недоимки, пени и штрафы;

6) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;

7) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

          Статья 32. Обязанности налоговых органов

1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать сами и осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

2) вести налоговый учет организаций и физических лиц;

3) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях налогоплательщиков, а также представлять формы налоговых деклараций и разъяснять порядок их заполнения;

4) руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ по вопросам применения налогового законодательства;

5) сообщать налогоплательщикам сведения о реквизитах счетов Федерального казначейства для зачисления налоговых платежей, их изменениях, а также иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии его расчетов по налогам и сборам;

8) проводить по заявлению налогоплательщика или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

 

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

1. Понятие государственного бюджета.

"Бюджет" - слово английского происхождения, которое означает "мешок".

 Перед окончанием заседания палаты общин в Англии в XVI - XVII вв. канцлер казначейства открывал портфель с законопроектом об утверждении (или об отказе в утверждении) субсидии королю. Данная процедура называлась "открытие бюджета".

С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства. Историческое развитие бюджета есть постепенный переход от простого счетоводства к составлению сначала в виде частных росписей, потом в виде более общих смет государственных доходов и расходов, пока, наконец, не появляется общая смета в виде бюджета в настоящем смысле

В современной теории финансового права бюджет рассматривается в трех аспектах:

экономическая категория материальном смысле В юридическом аспекте
совокупность экономичес-ких отношений, складыва-ющихся в связи с образо-ванием, распределением и последующим использо-ванием централизованных денежных фондов, предна-значенных для осущест-вления функций и полно-мочий органов государст-венной власти и местного самоуправления централизованный фонд финансовых ресурсов, создаваемый для покрытия государственных расходов правовой акт - основной финансовый план образова-ния, распределения и использования централизо-ванного денежного фонда государства или муниципа-льного образования, утверждаемый соответст-вующим органом государс-твенной власти или местного самоуправления. Закон о бюджете закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных правоотно-шений.

 

 В БК РФ (ст. 6) "бюджет" определен как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В ст. 6 БК РФ также содержится определение консолидированного бюджета - это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Бюджет представляет собой важнейший инструмент достижения приоритетов финансовой политики государства посредством аккумулирования и последующего распределения средств, поддержания стабильной макроэкономической ситуации и как экономическая категория выполняет следующие функции:

1) распределительную;

2) контрольную;

3) стабилизирующую;

4) стимулирующую;

5) социальную.

Распределительная функция бюджета осуществляется посредством аккумулирования доходов и их последующего использования в объемах и направлениях, утверждаемых на очередной финансовый год. Содержание распределительной функции определяется процессом распределения стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода между различными сферами, регионами, социальными группами населения.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что в процессе формирования, распределения и использования фонда создается объективная основа для осуществления государственного финансового контроля. Сбалансированность и дефицит бюджета позволяют выявить динамику экономических процессов и обусловливают возможность предпринять регулирующие меры.

Особенно выделим стабилизирующую функцию, присущую в большей степени федеральному бюджету. Составляя значительную часть государственных финансов, федеральный бюджет должен выступать гарантом стабильности экономической ситуации, эффективным финансовым инструментом региональной политики.

Стимулирующая функция бюджета наиболее слабо развита в российской практике бюджетного процесса. Из федерального бюджета выделяются средства, которые представляют собой финансовую помощь региональным бюджетам, которые испытывают дефицит, а не материальные стимулы к развитию.

Социальная: федеральный бюджет необходим для успешного функционирования всей социальной сферы.

Бюджет в юридическом аспекте (как правовая категория) также выполняет ряд функций:

- создание правовой базы для финансовой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- закрепление юридических прав и обязанностей участников бюджетных правоотношений.

Главная функция бюджета - удовлетворять потребности государственных и общественных институтов в денежных средствах.

Источники бюджетного права

 

Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, а также международные договоры и соглашения.

Иерархия нормативных правовых актов, составляющих бюджетное законодательство Российской Федерации, устанавливается статьями 2 и 3 БК РФ.

Бюджетное устройство

бюджетное устройство в федеративном государстве приобретает особую значимость, поскольку является отражением принципа федерализма в государственном устройстве и показывает состав бюджетной системы, основополагающие начала ее построения, правовое положение бюджетов каждого уровня бюджетной системы.

Основу бюджетного устройства составляет бюджетная система

Вторым элементом бюджетного устройства считаются принципы построения бюджетной системы.

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Раздел 1 БК РФ)

 

Глава 3. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
Структура бюджетной системы Российской Федерации

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе:

- - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- - бюджеты городских и сельских поселений.

Правовая форма бюджетов

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ утверждаются в форме федеральных законов,

бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме законов субъектов РФ

 местные бюджеты утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Глава 4. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РФ
Бюджетная классификация РФ (ст. 18 БК РФ) является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для:

-  составления и исполнения бюджетов

- составления бюджетной отчетности

- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Глава 5. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

 Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

Сбалансированности бюджета

объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов

Прозрачности (открытости)

1) обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;

2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным органом государственной власти и исполнительным органом государственной власти;

3) стабильность и преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета

Достоверности бюджета

означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

Единства кассы

зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

 

Стадия исполнения бюджета

Подробно полномочия всех участников бюджетного процесса при исполнении бюджета урегулированы в гл. 19 БК РФ.

В процессе исполнения бюджета обеспечивается реальное, полное и своевременное поступление денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды и своевременное выделение и использование реальных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов для обеспечения выполнения всех задач и функций государства.

Исполнить бюджет - значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы в соответствии с расходными бюджетными обязательствами.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) и организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана

Сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется в соответствии с порядком, установленным соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии со ст. 217 БК РФ в целях организации исполнения бюджета, и который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

Приказ Минфина России от 23.11.2011 N 159н "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета

Бюджетная роспись - порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств. Они составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и доведенными до них лимитами бюджетных обязательств (ст. 219.1 БК РФ).

В ряду документов, связанных с исполнением бюджета, может рассматриваться и бюджетная смета казенного учреждения (ст. 221 БК РФ). Бюджетная смета составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение. Она утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.

Исполнение бюджетов по доходам означает обеспечение максимально полной, реальной аккумуляции денежных средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, что предусматривает:

- зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году;

- возврат и зачет излишне уплаченных сумм, уточнение администраторов доходов бюджета.

Исполнение бюджета по расходам (ст.219) предусматривает:

принятие бюджетных обязательств;

подтверждение денежных обязательств;

санкционирование оплаты денежных обязательств;

подтверждение исполнения денежных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты.

  Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Приказ Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н "О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета"

 

"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2010, N 5

Вопрос: Оргтехнику нашей организации (исправительного учреждения) обслуживают работники специализированной фирмы. Сотрудники ОФК, кроме договора, акта приемки-сдачи выполненных работ, счета-фактуры, требуют от нас представить журнал регистрации посещений с целью установления факта проведения работ (довольно часто мы консультируемся по телефону, поэтому отметки в журнале регистрации посещений не ставятся, соответственно, возникают сомнения, оказаны нам услуги или нет). Имеют ли сотрудники ОФК право требовать дополнительные документы?

Ответ: Основным нормативным актом, регламентирующим деятельность бюджетных учреждений, является Бюджетный кодекс. Согласно п. 2 ст. 157 БК РФ органы государственного финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета. В ст. 266 БК РФ поименованы органы финансового контроля, к числу которых отнесены и органы Федерального казначейства.

Постановлением Правительства РФ N 703 <1> определено место органов Федерального казначейства в системе органов государственной власти, их задачи, функции, права и обязанности. Поэтому при ответе на данный вопрос следует руководствоваться положениями ст. ст. 157 и 266 БК РФ в их системной связи и применять их в правовом единстве с актами органов исполнительной власти, к которым прежде всего относится Правительство РФ, осуществляющее в силу ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе" (ред. от 27.01.2009).

Исходя из буквального содержания ст. 267 БК РФ, Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами, взаимодействуя при этом с другими федеральными органами исполнительной власти. В данной статье законодатель указал формы контроля, осуществляемого Федеральным казначейством, по времени его проведения.

Согласно п. 2.2 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина России от 19.09.2008 N 98н, в 2010 г. бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам) или в соответствии с договором, оформление в письменной форме по которому законодательством РФ не требуется, ставятся на учет на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета.

Документы для оплаты денежных обязательств представляются в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н (далее - Порядок N 87н).

Порядком N 87н определен перечень подтверждающих документов, которые должны быть представлены одновременно с заявкой на получение денежных средств для оплаты бюджетных обязательств. Согласно пп. 15 п. 5 Порядка N 87н, устанавливающему перечень документов-оснований, кроме договора при оплате работ за счет средств федерального бюджета должен быть представлен акт выполненных работ, при оплате услуг - счет или счет-фактура. Иные документы, которые могут быть истребованы работниками ОФК, должны быть предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами Минфина. В соответствии с п. 6 Порядка N 87н данные документы должны быть связаны с оплатой денежных обязательств, возникающих по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по договорам аренды.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации требование сотрудников ОФК представить журнал регистрации посещений неправомерно, поскольку данный документ составляется в произвольной форме, на законодательном уровне не утвержден и не несет информации о возникновении денежных обязательств.

 

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,

 

В основе практической деятельности по исполнению бюджета по доходам и расходам лежит кассовый план.

Кассовый план - это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Финансовый орган устанавливает порядок его составления и ведения, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.

Составление и ведение кассового плана осуществляются финансовым органом или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации).

Статья 241.1 БК РФ об основах кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ регламентирует учет операций со средствами бюджетов, осуществляемых на единых счетах бюджетов, открытых в соответствии с БК РФ органами Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях ЦБ РФ.

До 1998 г. исполнение бюджета происходило через уполномоченные банки, которые финансировали бюджетные учреждения и мероприятия по общегосударственным и региональным программам в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету, и в которых открывались специальные бюджетные счета, куда зачислялись налоги, сборы и другие платежи хозяйствующих субъектов и физических лиц для пополнения доходной части бюджета.

Однако коммерческие банки практически не справились со своей задачей исполнения бюджета. Имея основной целью получение прибыли, они использовали пришедшие им на счета средства бюджета и поступающие в бюджет налоги в коммерческих целях, в результате деньги в коммерческих банках задерживались и в государстве начался кризис неплатежей. В частности, во всей стране были огромные задержки по выплатам заработной платы и замедлялась скорость товарооборота. Это отрицательно сказывалось на развитии экономики.

В результате государство вынуждено было перейти на кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы через Федеральное казначейство. Вместе с тем в настоящее время в связи с укреплением банковской системы в федеральных законах о федеральном бюджете на текущий год есть статьи, разрешающие субъектам Российской Федерации, а также органам местного самоуправления открывать счета по исполнению бюджета в уполномоченных коммерческих банках.

При кассовом обслуживании исполнения бюджетов:

учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых в соответствии с настоящим Кодексом органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации;

управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы или иные уполномоченные органы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.106 с.)