На фото марсовая площадка «титаника» - «воронье гнездо». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На фото марсовая площадка «титаника» - «воронье гнездо».



 

По графику расстояние более 5800 км «ТИТАНИК» должен был преодолеть за неделю. Чтобы прийти в порт назначения вовремя, ему было необходимо идти почти на предельной скорости. Ледовые предупреждения носили сугубо рекомендательный характер, скоростной режим экипаж выбирал на своё усмотрение. К тому же было широко распространено мнение, что плавучие льды не представляют большой опасности. Столкновения с айсбергами случались довольно часто, но к катастрофичным последствиям они не приводили. Самое серьёзное происшествие с участием айсберга произошло в 1907 году с германским пароходом «КРОНПРИНЦ ВИЛЬГЕЛЬМ». В результате лобового столкновения с айсбергом судно получило серьёзное повреждение носовой части, но, несмотря на это, смогло завершить плавание. В этом же году будущий капитан «ТИТАНИКА» ЭДВАРД СМИТ в интервью заявил, что не представляет такую ситуацию, при которой современное судно может затонуть.

 

СТОЛКНОВЕНИЕ С АЙСБЕРГОМ.

В двенадцатом часу ночи воскресенья, 14 апреля, большинство пассажиров отправились спать. На вахту заступил первый помощник капитана Уильям МЁРДОК, сменив на посту второго помощника Чарльза ЛАЙТОЛЛЕРА. На МАРСОВОЙ ПЛОЩАДКЕ, на высоте 29 м над ватерлинией, дежурили двое вперёдсмотрящих: Фредерик Флит и Реджинальд Ли. Температура воздуха опустилась до −1°С, волнение отсутствовало. Арчибальд Грейси, один из выживших пассажиров, позже писал: «…море было как стекло, таким гладким, что в нём отчётливо отражались звёзды». К настоящему времени известно, что отсутствие ряби является признаком нахождения неподалёку ледяных полей. Лайнер шёл со скоростью 22,5 узла (41,7 км/ч).

Видимость составляла порядка 6 км, однако в ту ночь не светила Луна, и у вперёдсмотрящих не было биноклей (ключ от сейфа, в котором они хранились, случайно забрал с собой Дэвид Блэр, которого в последний момент сняли с рейса). Следует заметить, что использование вперёдсмотрящими биноклей в ночное время только осложнило бы задачу обнаружения льда, так как увеличительная оптика сильно ограничивает угол обзора. Спокойное море отлично замаскировало айсберг.

 

Вперёдсмотрящие были предупреждены о ледовой опасности, им и другим членам экипажа ЛАЙТОЛЛЕРОМ было приказано высматривать на море айсберги и ледяные обломки особенно тщательно.

В 23:30 Флит и Ли заметили впереди на горизонте лёгкую дымку, но не придали этому значения.

Через 9 минут Флит увидел прямо по курсу примерно в 650 м очертания айсберга. Он трижды ударил в колокол, что означает препятствие прямо по курсу, и связался по телефону с шестым помощником Джеймсом Муди:

 

Флит: Есть там кто-нибудь?         Fleet: Is there anyone there?       

Муди: Да, что ты увидел?               Moody: Yes? What do you see?

Флит: Айсберг прямо по курсу!       Fleet: Iceberg, right ahead!

Муди: Спасибо.                                Moody: Thank you. 

 

Муди доложил об айсберге УИЛЬЯМУ МЁРДОКУ, тот скомандовал рулевому Роберту Хиченсу: «ПРАВО НА БОРТ» (по терминологии 1912 года команда «ПРАВО НА БОРТ» означала поворот штурвала максимально влево). Сам же перевёл рукоятки машинных телеграфов в положение «СТОП МАШИНА» (возможно, «ПОЛНЫЙ НАЗАД»). Чуть позже, чтобы корма не задела айсберг, он скомандовал «ЛЕВО НА БОРТ», пытаясь таким образом обойти вокруг айсберга. Порядка 30 секунд ушло на то, чтобы паровой приводной двигатель повернул ПЕРО РУЛЯ. Остановка винтов привела к снижению угловой скорости (уменьшилась поворотливость). Вероятно, столкновения можно было бы избежать, продолжая двигаться на полном ходу.

 

Тем временем ледяная скала приближалась к лайнеру, который продолжал по инерции двигаться вперёд с большой скоростью. Лишь спустя 25-30 секунд нос «ТИТАНИКА» начал медленно отклоняться влево. В последнюю секунду айсберг миновал ФОРШТЕВЕНЬ и плавно прошёл вдоль правого борта. Согласно показаниям Флита, нос начал отворачивать сразу после того, как он доложил об айсберге на мостик. Стало быть, вахтенные могли заметить препятствие несколько раньше вперёдсмотрящих.

«ТИТАНИКУ» удалось повернуть на 2 румба, этого было достаточно, чтобы избежать лобового столкновения, но недостаточно, чтобы избежать контакта с айсбергом. В 23:40 правый борт лайнера задел подводную часть айсберга. Контакт длился около 9 секунд. В результате «ТИТАНИК» получил несколько крупных пробоин ниже ВАТЕРЛИНИИ. От удара от надводной части айсберга откололись крупные куски, которые упали на носовую межнадстроечную палубу судна.

На верхних палубах большинство пассажиров почти ничего не почувствовали. Стюарды, готовившие в обеденном зале закуску, обратили внимание на лёгкое позвякивание столовых приборов. Многие пассажиры ощутили небольшой толчок и лёгкое дрожание.

Люси Дафф Гордон потом вспоминала: «Будто бы кто-то провёл гигантским пальцем вдоль борта корабля». Многие посчитали, что, вероятно, лайнер потерял лопасть винта. На нижних палубах столкновение было ощутимее: раздался сильный грохот и скрежет. Смазчик Уолтер Хёрст вспоминал: «Разбудил скрежещущий треск по правому борту. Никто сильно встревожен не был, хотя мы понимали, что произошло столкновение».

Через несколько минут лайнер остановился и лёг в дрейф на Лабрадорском течении, которым был принесён айсберг. Около полуночи через специальные клапаны началось стравливание пара из котлов.

СХЕМА ДВИЖЕНИЯ ЛАЙНЕРА В МОМЕНТ СТОЛКНОВЕНИЯ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.007 с.)