Первые ледовые предупреждения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые ледовые предупреждения.



 

12 апреля на «ТИТАНИК» по радиотелеграфной связи (при помощи АЗБУКИ МОРЗЕ) начали поступать сообщения от судов, проходивших вблизи Большой Ньюфаундлендской банки. Их экипажи обращали внимание на необычайно большое скопление айсбергов, оказавшихся значительно южнее, чем бывало в это время года. Каждое такое сообщение после приёма передавалось вахтенному помощнику, а затем в штурманскую рубку, где указанные координаты ледяных полей наносились на карту. Речь шла о районе, расположенном севернее запланированного маршрута «ТИТАНИКА», поэтому оснований для беспокойства не было.

Радисты «ТИТАНИКА» работали по найму компании «МАРКОНИ» и, в сущности, не являлись членами команды. Их основной обязанностью на борту являлось отправление телеграмм пассажиров и приём свежих новостей с континента, которые затем печатались в судовой газете. Обработка данных о метеоусловиях отходила на второй план.

С утра 14 апреля радиостанция «ТИТАНИКА» начала принимать сообщения об айсбергах с их координатами уже от судов, идущих по южной трансатлантической трассе. Всего за этот день было получено семь ледовых предупреждений. Ледовая обстановка в апреле 1912 г. в северной Атлантике была сложной. Для этого времени года установилось рекордное за последние 50 лет скопление дрейфующих льдов.

 

НА ФОТО – СТАРШИЙ РАДИСТ «ТИТАНИКА»

ДЖЕК ФИЛЛИПС

 

Первое ледовое предупреждение поступило в 9:00 с парохода «КАРОНИЯ», оповещавшего о ледяных полях и скоплении айсбергов и гроулеров (ледяных обломков). КАПИТАН СМИТ подтвердил получение сообщения. В 11:40 капитану была передана телеграмма от парохода «НООРДАМ», в которой сообщалось о дрейфующих льдах примерно в том же районе, который указала «КАРОНИЯ».

 

В 13:42 судно «БАЛТИК» ретранслировало следующее сообщение:

КАПИТАНУ СМИТУ, «ТИТАНИК». Ясная погода с момента отплытия. Греческий пароход «Афины» сообщает о прохождении айсбергов и большого количества ледяных полей сегодня в районе 41°51′ северной широты и 41°52′ западной долготы… Желаю успехов вам и «Титанику»

 

КАПИТАН СМИТ, показав это предупреждение управляющему директору «Уайт Стар Лайн» Брюсу Исмею, РАССЧИТАЛ НОВЫЙ МАРШРУТ, который был чуть южнее предполагаемого пути, чтобы наверняка избежать встречи с айсбергом.

 

В 13:45 немецкое судно «АМЕРИКА» сообщило о том, что встретилось с двумя большими айсбергами в 620 км к югу от Ньюфаундленда. Однако это предупреждение на мостик передано не было. Причины этого не выяснены, возможно, радисты попросту забыли передать информацию капитану, так как были заняты устранением неисправности в оборудовании.

 

В 19:30 поступило ледовое предупреждение с парохода «КАЛИФОРНИЭН»:

… Лёд в районе между 42° и 41°25’ северной широты и 49°30’ западной долготы. Мы видели большое скопление битого льда и много крупных айсбергов. Ледяные поля тоже есть. Погода хорошая, ясная.

Это сообщение также не было передано вахтенным на мостике. По-видимому, радист ДЖЕК ФИЛЛИПС не понял его, потому что был занят отправкой на ретрансляционную станцию на мысе Рейс (о. Ньюфаундленд) частных телеграмм, которые накопились за время, пока был неисправен радиопередатчик. Последнее ледовое предупреждение было получено в 22:30 от парохода «КАЛИФОРНИЭН», который лёг в дрейф на краю ледяного поля примерно в 50 км от «ТИТАНИКА». Радист «КАЛИФОРНИЭНА» Сирил Эванс начал передавать координаты опасной зоны, но Филлипс грубо его прервал: «Заткнись! Я работаю. У меня связь с мысом Рейс!». Таким образом, было проигнорировано самое важное ледовое предупреждение.

Небрежное отношение ФИЛЛИПСА к столь важным сообщениям отчасти объясняется тем, что часто радисты передавали их в неофициальной форме. Их можно было принять за дружеский привет коллеги-радиста, которому просто хочется поболтать, что на североатлантических линиях случалось довольно часто. Например, Сирил Эванс начал своё сообщение словами: «Привет, старик, мы остановились, вокруг нас лёд. Координаты…». Неудивительно, почему сильно загруженный работой ФИЛЛИПС грубо прервал коллегу.

 

Среди прочих существовала особая категория радиограмм, именовавшихся «КАПИТАНСКИЕ СЛУЖЕБНЫЕ». Они помечались грифом MSG, принимающий радист обязан был немедленно подтвердить их приём и передать на мостик. Однако такая форма использовалась редко.

 

В 21:20 капитан покинул мостик и отправился на ужин в свою честь, устроенный четой Уайденер.

В 22:30 «ТИТАНИК» разошёлся с пароходом «РАППАХАННОК», шедшим встречным курсом из Галифакса. Незадолго до этого «РАППАХАННОК», маневрируя среди дрейфующих льдин, получил повреждения кормы. Как только оба судна оказались в пределах видимости друг друга, Альберт Смит, замещавший капитана на «РАППАХАННОКЕ», при помощи лампы Морзе установил связь с «ТИТАНИКОМ»: «Мы только что прошли через ледяное поле и между несколькими айсбергами», в ответ с «ТИТАНИКА» просигналили: «Сообщение принято. Благодарим. Спокойной ночи». Никаких мер после этого предпринято не было: число дозорных не увеличено, судно продолжало идти с прежней высокой скоростью.

В 21:30 было получено ещё одно предупреждение о наличии айсбергов — на этот раз от парохода «МЕСАБА», которое было адресовано всем идущим на восток судам: Ледовая обстановка. Сегодня в районе 41°25′ северной широты, между 49° и 50°3′ западной долготы замечены айсберги и обширные ледовые поля. Погода хорошая, ясно.

ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ.

В течение 14 апреля погода значительно менялась в лучшую сторону: утром было умеренное волнение, дул западный ветер; к вечеру установился полный штиль, но в то же время резко похолодало. Лайнер входил в зону арктического антициклона. Ночь с 14 на 15 апреля в северной Атлантике выдалась холодной, безветренной, ясной и безлунной.

В тёмное время суток вахтенные офицеры и вперёдсмотрящие выявляли местоположение айсберга по двум приметам. Во-первых, с его наветренной стороны даже при лёгком волнении появляются БЕЛЫЕ «БАРАШКИ», которые хорошо видны издалека. Во-вторых, под действием ветровой и водной эрозии на выступающих поверхностях дрейфующих айсбергов ОБРАЗУЮТСЯ КРИСТАЛЛЫ, отражающие свет. Это ОТРАЖЕНИЕ также ВИДНО НА ЗНАЧИТЕЛЬНОМ РАССТОЯНИИ. В роковую ночь «ТИТАНИК» оказался в ситуации, когда из-за безветрия и маслянисто-гладкой водной поверхности полоса белой пены у края айсберга отсутствовала. С другой стороны, несмотря на отсутствие луны, звёзды сияли очень ярко, и было достаточно светло, поэтому можно было ожидать, что свет, отражённый от кристаллов льда, вовремя привлечёт к себе внимание и даст знать об угрожающей опасности. По этим соображениям как капитан Смит, так и второй помощник ЛАЙТОЛЛЕР не считали положение настолько опасным, чтобы предпринимать особые меры, в том числе и снижение скорости.

 

Вечером 14 апреля «ТИТАНИК» проходил границу двух МОРСКИХ ТЕЧЕНИЙ - тёплого ГОЛЬФСТРИМА и холодного ЛАБРАДОРСКОГО. В условиях штиля воздушные массы не перемешиваются, поэтому нагретый ГОЛЬФСТРИМОМ воздух поднялся над слоем более плотного и холодного воздуха, образовав своеобразную «крышку», возникла температурная ИНВЕРСИЯ. Это явление приводит к тому, что световые лучи, проходя через атмосферу вдоль поверхности воды, изгибаются, и появляется мнимое изображение объектов (мираж), находящихся за горизонтом. По мнению ряда экспертов, в том числе исследователя Тима Молтина, той ночью вперёдсмотрящие могли наблюдать ложный горизонт, лежавший выше настоящего. Контуры айсберга слились с миражом, из-за чего САМ АЙСБЕРГ СТАЛ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ВИДЕН ИЗДАЛЕКА.

Несмотря на сложную ледовую обстановку, «ТИТАНИК» шёл почти на предельной скорости - 22,5 узла (41,6 км/ч). Высокая скорость в водах, занятых дрейфующими льдами, в то время являлась привычной практикой. Расчёт делался на то, что вперёдсмотрящие, находящиеся на МАРСОВОЙ ПЛОЩАДКЕ, смогут издалека заметить препятствие и лайнер быстро изменит курс.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.009 с.)