Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соболь, куница, горностай, белка
Все куньи представлены в колыбельной песне в трех мотивах – мотиве призыва успокоителя, мотиве "все спят и ты спи" и мотиве заклания. В то же время необходимо отметить одну особенность. Этих животных "укладывают" непосредственно рядом с младенцем, например:
"Соболи, куницы, В головках спят, Соболи убают, Куны да усыпят." (Ефименко 1878, 118)
Также ребенку укладывают и шкуры данных животных:
"... Сон да дрема У тя в сердцах, Кунья-то шуба У тебя на ногах, Соболина-та шапка У тя в головах..." (Шейн 1898, 7)
Данный мотив несет не только прогностические смыслы (символика шкуры, меха), но и смыслы уюта. Данные звери обитают (включая черного бобра, а в колыбельной есть "одеялышко черна бобра") у корней райского дерева (сев. – "деревца кипаризного"). Хтонические смыслы, несомненно, усиливают прогностику текста. Белка в колыбельной песне – очень редкий и весьма своеобразный образ. Образ конструирует двухмотивный сюжет в особой временной парадигме. Адресат колыбельной ловит ее вслед за зайцем, и "за хвостицок ташшыт, да домой ведь принесет" (мотив "благополучного будущего" – успешный промышленник), но затем белку "убаивают" в садочке, проецируя сон на младенца (мотив "все спят и ты спи" – Русская традиционная культура 1997, 2, 25). Колыбельная не может завершиться без актуализации функциональных моментов жанра, в данном случае – успокоения и прогностики. Лисица Лисица – также весьма редкий персонаж колыбельной. Но следует отметить, что колыбельные песни, возможно, единственный жанр в русском фольклоре, где "меховое" качество образа значительно пересиливает "характерологическое" (хитрость, лукавство, обман). Образ появляется в перечислении спящих животных по локусу: "Касаточки спят все по кусточкам, // Лисицы спят все по подкусточкам, // Куницы спят все по норочкам..." (Капица 1928, 37 – мотив "все спят и ты спи"). В других случаях образ встречается как добыча в системе мотива благополучного будущего: "Баю – баю паренька, // Да промышленичка. // Бай топорничка. // Куропатничка. // Куропатничка, // Да лисичника, // Да куничника – // Силоставничка!" (РО РНБ, ф. 694. ед. хр. 54, №155. Зап. Н.М. Элиаш.)
В других случаях образ лисицы появляется, когда в качестве колыбельной исполняется другой жанр. Здесь как раз и начинают проявляться "общежанровые" качества лисы. Мы записали в Волотовском районе Новгородской области смертную колыбельную, в концовку которой органично вошел прибауточный сюжет с образом лисы: "Волку ямочку копать, // А медведю зарывать. // А медведю зарывать, // А лисичке поминать. // А лисичке поминать, // Зайцу голосом воять. // Лисе-то пироги подъедать." (Волотовский, Дерглецкий, Борок. Фёдорова Т.П.1916 г. р. Зап. Головин В.В., Григорьев С.В. 1988). Функциональное содержание данного жанрового сочетания проанализировано в параграфе, посвященном смертным колыбельным. Здесь же мы хотим отметить "общежанровые" качества образа: хитрость лисы ("Лисе-то пироги подъедать.") и "сказочный опыт" плакальщицы (см. напр. сказки "Лиса исповедница", "Лиса плачея" – Афанасьев 1984, 15-17, 21-22). Медведь
Медведь в колыбельной – редчайший образ пугания (пространство, звук). Обычно образ проявляется в качестве усиления в известном сюжете "Не ложися на краю":
Олень
В русских колыбельных можно встретить и оленя. Но это исключительно образ заклания (напр., Мартынова 1997, № 536. См. также раздел "Убийство и заклание животных в колыбельной песне"). Другие тексты с образом оленя имеют явную литературную природу, например, колыбельные "По горам бежит олень", записанные в Курганской области (Чебыкина 1990, № 100-101). Коза
Коза – очередной "образ страха" (детское пугало) в жанре. Коза в колыбельных "формульна" и появляется в следующем достаточно распространенном сюжете:
"Баю-бай, баю-бай, Поди, Бука, под сарай, Под сараем-то коза - Оловянные глаза." (Чебыкина 1990, № 2)
На наш взгляд, здесь явно прослеживается сказочная природа образа. В "Сказке о козе лупленной" коза находится в том же локусе: "Мужик сжалился над нею, взял ее, принес домой и положил под сарай " (Афанасьев 1984, № 62). Затем коза в сказке поочередно пугает своим видом зайца и бирюка. Пространство козы в колыбельной – всегда чужое, всегда "под", включается и отрицательная звуковая характеристика: "На мостке петух поет, // Под мостком коза ревет" (Преженцева 1997, № 30).
Можно отметить, что всякий рогатый персонаж колыбельной – вредитель (баран, овца, коза), часто с отчетливыми признаками нечисти. В других жанрах пестования рогатый персонаж также образ пугания (напр.: "Идет коза рогатая"). Даже корова в колыбельной обладает отрицательной звуковой характеристикой. Мышь
Мышь – редчайший образ в колыбельных. Образ встречается в жанре, по преимуществу, как образ пугания: "Кыш да покыш, // Из-за печки бежит мышь. // Что ж ты, Димушка не спишь..." (Лойтер 1991, № 46). В той же роли образ выступает и в прибаутках, исполняемых как колыбельные (перечисление вредителей другого пространства): "Не летай в озерышко... // Уж ты на землю падешь – // Тебя мышка съест, // Уж ты на воду падешь – // Тебя рыбка заклюет" – Мартынова 1997, № 12; Чебыкина 1990, № 49). Появление образа мыши в колыбельной возможно и в мотиве "все спят и ты спи". При этом обратим внимание как мотив колыбельной, благожелательный по природе, может коррелировать со сказочным мотивом, по природе устрашающим, который постоянно используется в ситуации убаюкивания. Одна лексическая формула реализуется в двух разных мотивах разных жанров, но в одной ситуации (Капица 1928, 49; С. 63 наст. изд.) Мы не исключаем и многосмысловой подтекст такой формулы. Пугание, благодаря общей формуле, может генетически проявляться в колыбельном мотиве:
Вообще мышь, в отличие от прибалтийских колыбельных, где она встречается часто и имеет сильнейшую хтоническую символику, в русских колыбельных представлена единично. В заключении раздела представляется обзор редких для жанра образов домашних животных: коня, коровы, быка, свиньи. Конь, корова, бык, свинья Образ коня в жанре встречается в нескольких функциональных вариантах. Их должен кормить сеном Бука, наделенный такой работой в качестве задания. Коней в мотиве "благополучного будущего" пасет (и имеет) адресат колыбельной: "Будешь коников пасти", "Жеребяточек водить". Контекст "веселого" будущего с образом коня просматривается и в мотиве дарения:
"Байки-побайки, Всем по балалайке, Машеньке – гитару И лошадок пару." (ТФА, 64)
Обозначение коней также происходит в смертных колыбельных – они должны везти по "последнему" пути ("Мы Сивку с Буркой запрягём, // На погостик отвезём."). В остальных случаях образ встречается, когда в качестве колыбельной исполняется другой жанр (прибаутка, докучная, кумулятивная сказка) или в фольклоризированных литературных вариантах (Чебыкина 1990, 32).
Образ коровы в колыбельных относится к "относительным акустическим вредителям" и обычно стоит в их перечислении: "Ты собачка не лай, // Ты корова не мычи, // Петушок не кричи"). Образ коровы может не проявлять активнось в сюжете, он появляется в перечислении бытовых действий семьи: "Матушка коров доить, // А бабушка уху варить..." В других вариантах данного сюжета могут "поить телят", " свиней кормить (манить)", "палить раков" и производить другие действия с домашними животными. Но отметим и в таких сюжетах смысловое устремление к адресату – просматривается будущий акт кормления. Бык – бычок, если это не прибауточная колыбельная, встречается только однажды и в не ритмизированном, а только напеваемом тексте: "Идет быцек, кушает травку... А белой боцек... Хорошенькой эх... Ты будешь... гонять этово быцька, спи, Бог с тобой! А быцек пошел, пошел – травку есть... А ты за быцком..." (Русская традиционная культура 1997, 2, 15). Отметим, что колыбельный мотив благополучного будущего здесь все-таки просматривается (ср.: "Будешь коников пасти".)
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.013 с.) |