Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категория времени в колыбельной песне
Категорию времени весьма сложно рассматривать в колыбельной песне вследствие ее мотивной композиционной вариативности. За мотивом "благополучного будущего" может последовать мотив "призыва смерти" и наоборот, что нисколько не нарушает сам жанр. В предыдущем параграфе ("Прогностическая функция колыбельных песен") мы выделили основную мотивно-функциональную структуру жанра, состоящую из трех блоков. Здесь, со всей очевидностью проявляется специфика времени в колыбельной песне. В первом блоке мотивов (мотив призыва вредителя, мотив призыва успокоителя, мотив призыва охранителя, мотив утверждения сна) время может "растягиваться" в описании: вредитель изгоняется и ему дается работа; успокоители описываются, ищут колыбель, спорят, кормят, действуют во имя сна; охранители призываются, "маркируют" ребенка и т.д. и т.п. Затем (формула сна-роста) время резко сжимается. В краткий промежуток времени, в сон, закладывается "многолетнее содержание". Это подтверждается вариантами временных формул сна-роста (прежде всего: "Спи по ночам // Расти по часам") после которых следует утвердительный мотив будущего, например: "Спи по ночам, // Расти по часам, // По минуточкам, // По секундочкам // Вырастешь большой..."; "Будешь спать по ночам // Будешь рость по часам // Вырастешь большой..."; "Спи, усни // Скорей вырасти // Вырастешь большой..."; "Спи, усни, // Угомон возьми, // Выспишься до света, // Вырастешь большой, // Будешь счастливый.."; "Спи, мой Лешенька, усни, // Угомон тебя возьми! // Вырастешь большой, // Будешь в золоте ходить..."; "Спи-ко, милая, усни! // Да поболе порасти! // Больше вырасти, // Ума вынеси // Вырастешь большая..."; "Наша Танюшка уснет, // Во сне вырастет. // Баю-баю-баю-бай. // Скоро вырастет большая // И на улушку пойдет..."; "Спи, Степушка, усни да! Во сне вырасти! Баю-баю-бай // В снях вырастешь большой да // Пойдешь свататься пешой"; "Спи-ка, Ваня, засыпай, // Поскорее вырастай // Ко работе привыкай..."; "Спи в камке // Пробудись в тафте (парче), // Алом бархате" и мн. др. После формулы сна-роста следует мотив благополучного будущего. Несмотря на то, что здесь используются глаголы будущего времени ("вырастешь", "пойдешь", "выйдешь"), контекст модальности и ритуальности жанра позволяет нам рассматривать описываемый статус адресата как факт свершившийся. Формулы времени в колыбельной обладают следующей спецификой: они измеряют ребенка во времени, а не само время.
Вследствие этого, в отношении главного героя-адресата не актуализируется прошедшее время. Ребенок – главный герой колыбельной, к которому обращено убаюкивание. Он присутствует одновременно "и в зыбке и в сюжете". Прошедшее время, как таковое, не актуально для жанра из-за возраста и статуса адресата. Модальность колыбельной обращена в будущее. Например в сюжетах, где используется прошедшее время мы встречаем своеобразное статусно-временное противоречие. Приведем два устойчивых текста:
В данном случае мы наблюдаем актуализацию прошедшего времени в будущем. Сюжетное время – прошедшее: Богородица вырасти ла, постави ла, све ла (примеров, вплоть до "в школы выучила" можно привести множество). В то же время в прошедшем времени закреплено будущее состояние адресата – настоящий, реальный адресат еще такого состояния не обрел (самостоятельного хождения, посещения пешком церкви и тем более школьного образования), это его будущее. Но в контексте прогностической функции колыбельной такая форма выражения времени и действия оправдана. В словаре тихвинских колыбельных мы находим множество терминов измерения и фиксации времени (был, век, вечер, давно, день, днями, долго, скоро, утро), но большинство из них обнаруживается только в литературных текстах (как в колыбельных, так и в детских стихотворениях, исполняемых как колыбельные). Термины времени в традиционных колыбельных крайне ограничены. Частотных терминов времени только четыре: "час", "ночь", "сегодня", "завтра". Наибольшей частотой обладают первые два термина, которые в подавляющем большинстве зафиксированы в основной содержательной формуле жанра: "Спи по ночам, расти по часам"; термины "завтра" и "сегодня" встречаются только в смертных колыбельных (формула "Хоть сегодня умри" и "Завтра мороз").
Два других термина времени можно встретить значительно реже: "утро" и "день" ("Спи до утренней зари"; "Спи до самого утра"; в архангельских формулах: "А мы потеряли деньки" или "Я качала день и ночь")[137]. "Дни" крайне редко, только в смертных колыбельных, обладают количественной характеристикой: "Еще дождь ли мороз, // Повезем на погост, // Трое суточек пропустим, // Во сыру землю опустим"; "На девятый день придем // Голосочком пропоем". Остальные термины времени встречаются единично: секундочка, минуточка, утренняя заря, пора ("Придет времечко-пора"); обедня ("К обиденке свела"). Есть и более "долговременные" примеры, но опять единичные: "... Уклади тебя Никола // С Введенья до Покрова"; "... Во белых грудях сосило // Девять месицев носила. // Девять месицев недель, // Спи-ко, Катенька, весь день!". Причем в некоторых случаях это жанровые заимствования, например, из величальных ("Бай-бай-бай-бай! // Веку долгого, // Росту полного, // Ума довольного..."), из романса ("Спи-тко, милая ты дочь, // Не ходи гулять в полночь"). Таким образом, можно отметить ограниченность терминов времени. Но категория времени, разумеется, не ограничивается терминами времени. В колыбельной песне отчетливо выделяются два основных "времясодержания" – время сна (засыпания) и время будущего. Большинство мотивов колыбельной разворачивается именно в данных временных пространствах.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.004 с.) |