Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прогностическая функция колыбельных песен
В контексте статуса адресата колыбельной песни (младенца), в контексте ситуации убаюкивания колыбельная песня императивна. Императивный характер сюжетов жанра отмечали многие исследователи, но трактовали совершенно по-особому. Например, все сюжеты колыбельной песни, в которых присутствует пожелание "благополучного будущего", рассматривались как "реакция-мечта на тяжесть крестьянской судьбы", как некая утопия от безысходности.[82] Наша позиция совершенно иная – переходное состояние адресата, переходность ситуации в контексте народного мировоззрения обеспечивают ритуальные смыслы колыбельного жанра. Анализ корпуса текстов колыбельных ("рамки" словаря, преобладающие лексические формы, формульный и мотивный фонд, многочисленные реминисценции из обрядовых действий и сопутствующих им жанров) сам по себе свидетельствует о ритуальности жанра. Таким образом, можно обозначить жанровое кредо колыбельной песни: "Как спою, так и будет". Прецедент этого "кредо" постоянно встречается в традиционном мировоззрении. Рассмотрим, в первую очередь, основные прогностические мотивы колыбельной песни – мотивы сна-роста и благополучного будущего. Но прежде всего следует рассмотреть одну значимую сюжетную структуру колыбельной песни, которая доказывает ее ритуально-прогностический характер. Разумеется, мы предпринимали попытку найти устойчивые сюжетные структуры русской колыбельной, пытались уловить логику мотивных сочетаний. Нельзя сказать, что поиски увенчалась полным успехом. Это связано с рядом причин, некоторые из которых, возможно, относятся к опыту фольклористики и "полевым" упущениям собирателей (включая автора исследования).[83] Но в природе колыбельной есть свойство, которое настраивает на свободу разнообразия мотивных сочетаний. Колыбельная песня находится в контексте ситуации убаюкивания. Длительность процесса засыпания адресата также организует сюжетную структуру текста, один мотив следует за другим. Поэтому у нас есть примеры самых разнообразных мотивных сочетаний и импровизаций. Мы можем привести бесчисленное множество примеров колыбельной с несколькими (до 10) мотивами, причем один мотив может повторяться в разных частях текста[84]. Несмотря на то, что между мотивами может отсутствовать сюжетная и образная связь, гармония текста осуществляется следующей совокупностью качеств и приемов жанра:
1. Единый функциональный фонд мотивов. Как мы уже неоднократно говорили, почти любой мотив колыбельной песни реализует все ее функции. 2. Единый напев исполнения одной песни с множеством мотивов. 3. Повторы маркеров, которые выполняют ряд композиционных функций. Во-первых, они поддерживают функциональную линию колыбельной, во-вторых, повтор маркера обозначает смену мотива, как бы объявляет смену декорации в драматургическом действии. Такая двоякая природа маркера определяет его роль как "мотивной" связки. Если нет повтора маркера, то его роль выполняют разные формулы повеления сна с начальной командой "Спи", по семантике к нему близкие. Вместе с тем, нам удалось обнаружить одну устойчивую мотивную структуру, которую мы будем неоднократно иллюстрировать примерами. Мы употребляем термин "устойчивая" вполне обоснованно. В доказательство мы можем привести 50 текстов колыбельных из 544, представленных в антологии А.Н. Мартыновой, которые соответствуют данной структуре. Учитывая то, что в данной антологии старались представить все разнообразие корпуса русских колыбельных, такая частота исследуемой сюжетной структуры свидетельствует о ее устойчивости и популярности. Содержательно эта структура организуется формулой "сна-роста". Сами формулы "сна-роста" своим содержанием подтверждают преобразовательное значение сна. Такие формулы встречаются в собрании А.Н. Мартыновой около 150 раз (544 текста). Прежде всего это формула: "Спи по ночам, расти по часам" (отмечена 50 раз) и ее варианты "Уж ты спи-ка, поспи // Да поболе вырасти"; "Спи-поспи и упокой держи, // Скорей вырасти", "Спи-ка, (имя ребенка), засыпай // И скорее вырастай", "Спи-ко, маленикой, // Вырастешь удаленькой"; "Спи, усни, // Скорей вырасти". Другие формулы с таким содержанием также популярны: "Спи камешком, вставай перышком"; "Спи солнышком, // Житным зернышком"; "Спи в камке – пробудись в тафте (парче)"; "Скоро выспится – а как выспится."; "Спи подольше – наберешь ума побольше"; "Спи, мое дитя, подоле, // Накопи ума поболе"; "Спи по ночам // Да кудри вьются по плечам", "Сну да тебе росту // Годов до девяноста".
Мы можем привести в пример и неформульные обозначения "сна-роста" в данной мотивной структуре, за которыми вновь следует прогностический мотив будущего, например: "Во снях вырастешь большой да // Пойдешь свататься пешой". Итак, устойчивой мы определяем следующую мотивную структуру колыбельной песни:
То есть формула сна-роста следует за мотивами, функционально утверждающими сон, и за ней следует мотив будущего. Очень четкая "традиционная" логика: 1. 2. 3.
Взаимосвязь понятий сна и роста надо воспринимать в контексте традиционного мировоззрения. Сон – не только физиологическая потенция роста, сон – переходное состояние, в котором необходимо закрепить "долю". "Доля" обнаруживается и в мотиве (формуле) сна-роста, и в мотиве будущего. Следовательно, обнаруженное нами устойчивое мотивное сочетание четко организует "традиционный" смысл колыбельной песни, доказывая и иллюстрируя ее функциональную природу. Более того, центральная формула необыкновенно точна в своем содержательном и поэтическом порядке. Она начинается со слов "сна" ("Спи по ночам") и заключает "результат" первых мотивов, где много однокоренных с ней слов (спать, спатушкать, усни, усыплю). Во второй части словом "расти" ("Расти по часам") устанавливается содержательная и поэтическая связь с мотивом "благополучного будущего", который часто начинается с однокоренного "вырастешь". Разумеется, есть и усеченные варианты такой структуры: мотив будущего может следовать сразу за маркером, что не меняет логики, поскольку маркер – команда на сон. Сюжетные структуры такого типа без мотива будущего встречаются крайне редко. Таким образом, мотив будущего благополучия имеет несомненный прогностический, а не утопический смысл. Это доказывает мировоззренческий контекст "перехода", который подтверждает наиболее устойчивая мотивно-формульная структура колыбельной песни. Даже если мотив благополучного будущего следует сразу за мотивом утверждения сна (напр., после: "Нянюшки, матушки, // Качайте дитя. // Красны девушки, // Прибаюкивайте"), то и в нем есть логика и смыслы сна ("прибаюкивайте") и роста ("качайте"). Представим первый пример данного мотива в колыбельной, записанной в конце прошлого века:
"Баю-баюшки-баю! Баю милую дитю. Ты спи-усни, Угомон тебя возьми. Уж сон да дрема Ложись к (имя) в голова. Будешь спать по ночам, Будешь рость по часам, Будешь в золоте ходить,
Чисто серебро носить." (Мартынова 1997, № 88) Налицо стремление ко сну, в смысловом поле варианта формулы "Спи по ночам // Расти по часам" фиксируется взгляд на сон как "изменение", преображение адресата. Повелительное наклонение усиливает магию слова (как и последнее определяет наклонение), и закономерно, что за ним следует уже не повеление, а утверждение – "Будешь в золоте ходить". Ребенка утвердительно обозначают в будущем положительном и оформленном качестве, так как в момент перехода надо утвердить и обозначить долю. Это не пожелание – это утверждение. Поэтому в "утвердительном" мотиве будущего доля всегда "благополучная".[85] Рассмотрим содержательную модальность мотива благополучного будущего. В колыбельной прогнозируется в будущем человек:
Богатый. Колыбельные формулы будущего богатства: 1. "Вырастешь большой, (Вар. строки: "Вырастишь велик", "А как будешь генералом". Вар. доп.: "Будешь счастливый"). Станешь в золоте ходить, (Вар. строки: "Станешь в серебре ходить", "Будешь в Питер ходить", "Станешь в бархате ходить"). Чисто серебро носить." (Вар. строки: "В серебре почивать", "В чистом золоте гулять", "Руки в золоте носить", "Чисто платьице носить // Беломоечкой быть" "Парчову шубу носить", "Позолотушку имить". См. вар.: Мартынова 1997, №№ 17, 21, 25, 41, 65, 68, 76, 81, 86, 88, 94, 121 -125, 127, 130-131, 245, 322, 330, 428, 441, 526, 544. ТФА, № № 22, 28, 101, 105, 138.)
2. Работник (причем умелый). 2.1. Земледелец. Колыбельные формулы будущего земледельца:
1. "Баю-баю-баю-бай, Уж ты спи-ка, засыпай, Уж ты спи-ка, поспи Да поболе вырасти. Еще вырастешь большой, Будешь жать и косить, Да и сено носить, На зародики метать, Да и возики возить." (Мартынова 1997, № 133) 2 "... Уж Степоньку разбудим, На работку поведем. Баюшки-баю! На работку поведем Косу в рученьки даем. Баю-баю! На-ко, Степонька, коси, Хоть вдоль по пожинке ходи! Баюшки-баю! Вдоль по пожинке ходи! Да отца, мати весели!…"
(Мартынова 1997, № 542.
3. "... Миша вырастет большой, Будет парень хорошой, Будет коницьков пасти И жеребяток берегци..."
(Мартынова 1997, № 529) Необходимо отметить и вариант будущего "не ленивого работника": "... А вырастешь побольше, Не положат тебя спать, (Вар.: "Недосуг будет спать") Не положат тебя спать, Велят утром рано встать.
Скажут: "Ниночка, вставай, Ноги в лапти обувай, Ноги в лапти одевай Да на работу побегай Да на работе не ленись Да покруче шевелись..." (Лойтер 1991, № 55) Последний текст требует комментария. Не исключено, что это новая, "колхозная" и локальная формула. Нам известны три таких текста, записанных в Карелии, в Пудожском районе, первый в 1938 году (Мартынова 1997, № 142; Лойтер 1991, № 42, 55). Два из них имеют явно "советские" знаки. В одном убаюкивают Октябрину (Мартынова 1997, № 142), в другом, сразу после вышеприведенной формулы колыбельная заканчивается словами: "Будь ударницей везде, // Да будут помнить о тебе" (Лойтер 1991, № 55).
2.2. Промышленник (человек, кормящийся лесным, охотничьим, рыбным промыслом).
1. "Баю-баю паренька, Да промышленичка. Бай топорничка. Куропатничка. Куропатничка, Да лисичника, Да куничника - Силоставничка!" (РО РНБ, ф.694, ед. Хр. 54, №155. Зап. Н.М. Элиаш).
2. "Бай-бай-бай, Да поскорее вырастай, Будешь бегать и ходить, Будешь рыбоцку ловить..." (Мартынова 1997, № 128)
3. "... Рыбка-семга, приплывай, Рыбка-семга, приплывай, Олексейку поджидай. Олексейка подрастет, С татой на море пойдет, Станет рыбку он ловить, Станет маму он кормить." (Мартынова 1997, № 134) 4. "... Спи, усни, Скорей вырасти. Молодец-удалец - Ты на удочку ловец, Ты на удочку ловец Да ты на уточку стрелец, Ты на уточку стрелец Да на тетерочку ловец." (Мартынова 1997, № 129)
5. "... Спи, спи, усни, Будешь большой, Будешь рыбку ловить, Будешь лес рубить, Татку, мамку кормить."
(Мартынова 1997, № 137)
6. "Байки-побайки, Ходит Валенька по крайке, И ломат она белянки. Выйде Валя на дорожку, Наберет бурак морошки. Выйде Валя на тропинку И наберет бурак малинки. Выйде Валя на лужки, Наберет черемушки."
(Мартынова 1997, № 146)
2.3. Работник, преуспевающий во всяком деле:
Женатый человек. Колыбельные варианты будущей свадьбы:
Здесь необходимо добавить, что формулы будущего похода в сад (за яблочком), в лес (за ягодой), в лужки имеют также и молодежно-свадебную символику:
"Как у кота, у кота Колыбеля золота. А у нашего у Гени - Серебряная. Геня вырастет большой, Будет в золоте ходить. Будет в золоте ходить,
Платье светное носить. Геня выспится, Не куражится. Пойдёт в садичек, Разгуляется. Красно яблоко сорвёт, Призабавится. "
(РГО, ф. 24, оп.1, ед. хр. 65, л. 9. Новг., Человек общинный.
" Спи да усни, Золотиночка моя, Золотиночка моя, Жемчужиночка моя. Вырастешь большая, Будешь в гости ходить.
Тата приедет Калачей привезет, Мама приедет, Конфетки даст."
(Мартынова 1997, № 135)
Человек боголюбивый.
"... Уж ты вырастешь большая, Будешь в церковь ходить, Будешь в церковь ходить, Будешь Бога молить."
(Мартынова 1997, № 98)
Человек пригожий. Колыбельные варианты пригожести:
"Спи, дитя, здорово, Вставай весело. Вырастешь больша, Будешь девка хороша..."
(Мартынова 1997, № 79)
"…Скажут: "Чей-то купец, да Из деревни молодец?" Люлю-лю, люлю-лю! Он из нижнего конца да Не богатого отца. Баю-бай, баю-бай! Не богатого отца Не славной матери дитя. Люлю-лю, люлю-лю, бай."
(Мартынова 1997, № 543) Текст, объединяющий формулы богатства, боголюбивости и пригожести:
"Спи, усни, угомон возьми. Выспишься до света, Вырастешь большой, Будешь счастливой: Будешь в золоте ходить, Чисто серебро носить. Ты к обеденке пойдешь И нарядишься, Ровно золото яичко, покатишься, Люди-то спросят: "Чье это дите? Чье это дите, чье наряженное?" А соседи-то скажут: "Это Мишенька идет Александрович"
(Мартынова 1997, № 130) 7. Будущий благодарный кормилец и замена:
Повторим, что в мотиве будущего (особенно это видно в архангельских колыбельных) может терминологически фиксироваться оформление по полу ("Когда вырастешь большой, // Да будешь парень ты баской."). В начальной строке, сразу после маркера, адресат обычно обозначается как "неоформленный" (бесполый) – "младень", дитя. Таким образом, после всех примеров мы видим яркое выражение прогностической функции – после формулы сна-роста следует утверждение в будущем положительном статусе. Никакой утопии нет, потому что прогнозируется человек по крестьянской, традиционной модели. Формула "серебро-золото носить" – лишь фольклорный знак богатства. Исследователи, считающие колыбельные с такой формулой отзвуком боярского, помещичьего быта, всегда приводят в пример устойчивый текст, объединяющий три мотива: призыва в успокоители (мамушек, нянюшек, сенных девушек: ("Мамушки, нянюшки // Качайте дитя! // Сенные девушки, // Убаюкивайте."), мотив будущего благополучия адресата ("Вырастешь большой") и мотив одаривания успокоителей. Но в успокоители призываются все – Божественные, мифологические, человеческие, животные персонажи. Даже если это и "отзвук", то он выступает только как элемент действительности, а не как слагаемое жанра. Даже яркий мотив одаривания успокоителей в будущем не дает права интерпретировать его как отзвук помещичьего быта. Приведем в пример тексты, зафиксированные еще при крепостном праве:
Тихвинский текст: Нижегородский текст:
В тихвинском тексте мы не видим никакого изменения социального статуса героя. Повойник (головной убор в виде платка вокруг головы) носили крестьяне по будням, кокошник (головной убор в виде разукрашенного, расшитого полукруглого щитка надо лбом), хотя преимущественно и праздничный, но также вполне крестьянский головной убор. Причем герой дарит лишь материал для изготовления. По нижегородскому примеру тоже нельзя сделать вывод об изменении социального статуса героя и определять песню как социальную утопию. Герой лишь одаривает своих успокоителей, призванных в первой формуле. Он не меняет статуса. Это прежде всего смысловое и поэтическое завершение текста. Таким образом, колыбельная песня весьма прагматична. Она прогнозирует образ человека-крестьянина, соответствующего Homo traditionalis. В данном мотиве нет "установки на вымысел". Это еще одно подтверждение ее прогностического смысла, а не утопического. Добавим к этому, что цитируемый всеми вариант формулы: "Будешь в Питер ходить, // Серебро, золото носить" встречается единично,[87] и также редко другие: "пойдешь в люди", "отдадим в люди". С одной стороны, отходничество, цитируемое в колыбельной – популярный и стабильный промысел, но начиная с середины XIX века писатели и этнографы отмечали резкую трансформацию традиционного сознания у отходников с последующим неприятием их деревенской общиной (хотя от отходников были и яркие подарки родне на праздники и, хотя часто временная, реальная денежная поддержка оставшейся в деревне семье). Отходники нередко выпадали из деревенского рода, общины – это уже "не замена" в будущем. В колыбельной значительно чаще отражается это неприятие отходников и прогностическое нежелание ухода в город, "в люди" (особенно для девочек). Колыбельная прогнозирует традиционно-локальный путь. Приведем в пример колыбельные для мальчика и для девочки, осуждающие путь "в людях": Мальчику: Девочке:
Однажды встречаемый вариант "будешь генералом" также не свидетельствует о стремлении изменить социальный статус усыпляемого.[88] "Генерал" – это одно из деревенских прозвищ важного или важничающего человека, часто толстого – "экий енерал"[89]. Мать могла ласкательно назвать своего ребенка генералом ("Ты мой генерал"). Итак, прогнозировался образ человека состоятельного, профессионального земледельца, человека удачливого в промысле, человека женатого, общинного ("Люди любят // Ладно будет"), человека пригожего, боголюбивого и благодарного (подарки родителям и их замена в будущем адресатом колыбельной – соблюдение норм обычного права), то есть человека "своего", "традиционного". Колыбельная песня процитировала в своих прогностических мотивах необходимые и достаточные качества homo traditionalis. Исключение одного из признаков направляло человека в сторону (в восприятии) худого. Особые прогностические смыслы в колыбельной песне имеет мотив сна-роста. Прежде всего следует остановиться на феномене самого мотива. Мотив имеет специфические формы выражения. Он может выражаться на уровне устойчивых формул, как в повелительном наклонении (напр.: "Вдоль расти // Поперек толсти"; "Поскорее вырастай"; "Спи да усни // Больше вырасти"; "Спи по ночам // Расти по часам"), так и утвердительных формах (напр.: "Вырастешь большой"; "Ванечка уснет // Во сне вырастет"). В поле мотива действуют различные персонажи как божественные ("... Богородица у тя, // Она милостива // Тебя вырастила // На ноги поставила..."), так и мифологические ("Дрема-то вырастет".) Рост в колыбельной постоянно контактирует со сном на уровне формул, мотивов, сюжетов, всячески иллюстрируя "переходное мировоззрение" жанра. Рост в колыбельной – мировоззренческая производная сна. Такой смысловой контакт сна-роста постоянно комментируется в самих колыбельных песнях, не только в частотной формуле "Спи по ночам, // Расти по часам", но и в формулах-толкованиях: "Наша Танюшка уснет, // Во сне вырастет". Например:
" Спи, Степонька, усни да Во сне вырасти! Баю-баю-бай!
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.157 с.) |