Мотив пугания-предупреждения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотив пугания-предупреждения



 

Мотив пугания-предупреждения имеет смысл появления вредителя или наступления негативного результата после неправильного действия или нарушения границы "своего" пространства адресатом колыбельной.

Образы пугания в мотиве: волк, собака, злые ребята, старики и старухи, дядьки, рыбы, утки, корова, мышь и др.

Основные формулы мотива:

"Не ложися спать на край // Придет серенький волчок..."

"Не ложися спать на край // С краю свалишься (скатишься), // Об земь вдаришься (Вар.: "С краю скатишься, // После схватишься."; "А то с краю упадешь, // Себе лобик разобьешь."; "С краю бухнешь-упадешь, // Нос до крови разобьешь.")

"После банюшки-пару // Не ходи по ветерку! // Ты остынешь и помрешь, // Во сыру землю уйдешь."

Формулы и неформульные выражения мотива обладают единой структурой: обозначение негативного пространства и действия – негативный результат (попадание к вредителям, смерть, потеря), например: "Не ходи туда на край! // На краю собаки злые, // Там старухи пожилые"; "Не ходи на улочку //... Там ребятушки набьют"; "Не обманывай меня // Ты обманешь-проведешь – // Во сыру землю пойдешь"; "Колыбель не сымай (не ломай) // Колыбель сымашь – // Сто рублей отдашь."; "Придет старый старичек, // Хворостинкой посечет; // Он за то посечет, // Что ты мало ночью спишь, // По ночам всегда кричишь."

Мотив наказания

 

Мотив наказания может относиться как к адресату колыбельной песни, так и к его успокоителям в сюжете. В первом случае наказание следует за незасыпание, во втором – за отказ качания или качание других (в основном, наказание кота). Мотив, по преимуществу, выражается в формулах и выступает как формульный мотив.

Основные формулы мотива:

Формулы – обещания наказания за незасыпание:

"Колотушек надаю, // Колотушек двадцать пять, // Будет (имя адресата) крепко спать."

"Качу-качу-качу, // За волосы схвачу (за виски ухвачу, хомяков надаю)."

Формула наказания успокоителя:

"Она била кота, // Приговаривала: // Не ходи-ко ты, кот, по чужим людям (дворам), // Не качай-ка ты, кот, // Чужих деточек."

Неформульные выражения мотива исключительны, например: "Они проси молока, // Матка дала да батога".

 

Мотив кормления-угощения

 

Мотив кормления-угощения – один из самых популярных в колыбельной песне[18].

Основные формулы мотива:

Формулы кормления:

"Все по лавочкам сидят, // Кашку масляну едят. // Ложка гнется // Нос трясется // Душа (сердце) радуется."

Формулы приготовления пищи:

"Бай-люли, бай-люли, // Напеку (пригорели) теплы блины (оладушки)."

"Стали гули ворковать: // Чем нам Машеньку питать? // – Чайком, молочком. // Молочком и с сахарком. // Залетели в уголок, // Зажигали огонек. // Стали кашу варить, // Стали Машеньку кормить."

"Бабушка уху варить, // Малых деточек кормить."

"Котя рыбки наловил, // (Имя адресата) рыбкой накормил." (Вар.: "Кыса, каши свари, // Кыса, (имя адресата) накорми.")

"Недалек от нас Валдай. // Там баранки пекут, // Нашей Нине дадут (нам покушать не дают)."

"Буду кашку варить // И (имя адресата) кормить."

"Пошел котик во лесок, // Набрал котик хворосток (сухоньких досок), // Он печку затопил, // Он кашки наварил, // Он Ниночку кормил."

Формулы угощения:

"Бай-качули, бай-качули, // Няньке хлеба две чечули, // Батьке пива корячок, // Матке точи коничок."

"Будет бабушка встречать, // (Имя адресата) кашкой угощать."

Формулы угощения успокоителя:

"Я тебе коту, // За работу заплачу: // Дам кувшин молока // И кусок пирога."

"Няньке – тепленький блинок! // А еще бы удружили, // Хлебца во щи накрошили!"

"Ребенку каши горшок, // Няньке хлеба кусок."

"Любит качельник подачки. // Ребенок молочка, // А нянька пирожка."

"Дитя любит рожок // А пестунья пирожок."

Формула качества еды:

"На печи калачи // Как огонь горячи".

Мотив часто выражается и в других, самых разнообразных и оригинальных неформульных вариантах, например: "Два-те Ангела летели, // Чашу с медом уронили. // Кабы этот-то медок // Прямо Толеньке в рот"; "Ходит котик по лавочке // Носит котик бараночки, // А кошечка отняла, // Да Ванюшке отдала"; "Матушка добра, // Титечку дала"; "Напою тебя чайком, // Чаем-то китайским, // Обычаем христьянским."; "Утром рано разбужу // Молоком напою с калачиком"; "Пирога-то нету, // Дам тебе конфету."; "Баю-баю, накачаю, // Кофею нагрохаю"; "Батька рыбы привезет // Мама папки напечет"; "Приди, кисонька, //... Нашу Катю качать. // Мы тя ужином накормим" и мн. др.

 

Мотив купания-обмывания

 

Достаточно редкий мотив в традиционной колыбельной песне. В архангельской и карельской традициях мы обнаруживаем устойчивую формулу мотива:

"Баю да побаю, // Я тебя намаю (умаю). // Схожу в речку накупаю, // В бережку (ручейке) пополощу (наполощу) // Тебе здоровья наищу"

Мотив одаривания

 

Один из наиболее популярных мотивов колыбельной. Основные устойчивые формулы мотива:

Формулы одаривания семьи:

" Матери (куплю тебе) – китайки // Отцу – кумачу // Братцу ластовицу (ситчику, бархатцу, сапоги и др.) // Сестрам по серьгам (строку, ленточку, по штофничку и др)..." (Вар.: "Привезет отец калач. // Матери – сайку // Дочери – китайку...")

Формулы одаривания адресата:

"Я поеду во Торжок (городок) // Привезу тебе рожок."

" Привезет отец калач." (Вар. "Тата приедет – // Калачей привезет.")

"Купим (скатаем) (имя адресата) валенки."

"Уж я Степоньку люблю, // На тулуп сукна куплю." (Вар.: "Я так (имя адресата) люблю – // Шоколадцу куплю.)

Формулы будущего подарка родне и нянькам:

"Мамушкам да нянюшкам обновочки (обносочки) дарить // Сенным девушкам – // По платьицу. // Старым старухам – // Подзатыльнички."

Формула одаривания котом-успокоителем:

"Пошел котик во лесок // Принес котик поясок."

Формула требования подарка успокоителем (нянькой):

"Мне за байканье подай да // За воженье рассчитай."

Неформульные выражения мотива также многочисленны, например: "Купим Маше сарафанчик, // Сарафанчик раздуванчик"; "Серебряный крест куплю"; "Мы тебе шапочку сошьем" и т.д.

 

Мотив сна-роста

 

Один из основных функциональных мотивов колыбельной песни. Мы обозначили его как мотив сна-роста в единстве, поскольку он выступает в содержательной зависимости (роста от сна) не только в смыслах традиции, но и непосредственно в тексте. Мотив имеет, преимущественно, формульный характер (формульный мотив): "Спи по ночам, // Расти по часам." Формула устойчива и маловариантна (например: "Поспи-подрасти", "Спи, засыпай, // Поскорее вырастай (вставай)"; "Спи-усни, // Скорей вырасти."). Иногда она в развернутой форме имеет смысловой "комментарий"­ – на содержание и стимулирование роста конкретно указывается, например: "Спи по ночам, // Расти по часам. // Вдоль расти, // Поперек толсти"; "Спи-тко по ночам, // И расти по часочкам, // Да по утренничкам, // Да по середочным денькам"; "Спи по ночам, // Расти по часам. // По минуточкам, // По секундочкам"; "Спи по ночам, // Расти по часам. // Больше вырасти – // Ума вынеси".

Другие формулы мотива (встречаются реже, но имеют смысловое и лексическое единство со "Спи по ночам, // Расти по часам."):

"Спи здорово, // Вставай весело."

"Спи камешком, // Вставай перышком" (Вар.: "Спи в камке // Пробудись в парче (тафте).")

"Бай-бай-бай, // Поскорее вырастай."

"Спи солнышком, // Житным зернышком."

"Спи да усни // Скорей (больше) вырасти."

Мотив будущего благополучия

 

Мотив функционально коррелирует с мотивом сна-роста, более того, это самая устойчивая мотивная последовательность колыбельной песни. Мы не ограничились определением мотива как "мотива будущего", поскольку содержание мотива, за единичными исключениями, связано с утверждением благополучного будущего в традиционной парадигме.

Основная формула мотива: "Вырастешь большой" имеет варианты, связанные с разными перспективами благополучного будущего:

"Вырастешь большой (велик)... // Будешь в золоте ходить, // Чисто серебро носить."

"Вырастешь большой // Будешь жать и косить." (Вар.: "Будешь рыбку ловить"; "Будешь лес рубить"; "Будешь хлебы молотить"; "Пойдешь в поле за сохой"; "Станешь пашеньку пахать"; В лес по ягоды пойдешь"; "Будет коников пасти" и др.)

"Вырастешь большой // Будешь в церковь ходить." (Вар.: "Будешь в гости ходить"; "Да на улушку пойдет."; "Побежите погулять").

"Вырастешь большой // Будет парень хорошой." (Вар.: "Будут девушки любить"; "Будет девка хороша"; "Позавидует народ – чей такой от сын идет").

"Вырастешь большой // Пойдешь свататься пешой." (Вар.: "Отдадим тебя замуж"; "Станем замуж отдавать.")

"Вырастешь большой // Будешь мамочку кормить, // Будешь тятеньку поить" (Вар.: "Станешь птичку ловить // И родителей кормить").

Формула весьма продуктивна и имеет множество развернутых вариантов, например:

"Вырастешь большой // Станешь в людюшки ходить, ("Станешь в Питер ходить") // Будешь денежки носить."

"Вырастешь большой // Будешь на работку ходить. // Татке и мамке замена будешь."

"Вырастешь большой, // Будешь хороший да баской, // Будешь в людюшки ходить, // Будешь денежки носить, // Станешь работку работать, // Станешь пашенку пахать."

"Вырастешь большой (велик) // Будешь в золоте ходить, // Чисто серебро носить. // Нянюшкам да мамушкам обновочки (обносочки) дарить // Красным девушкам (молодым молодушкам) – по ленточке (на кокошнички), // Старым старушкам – на сборнички (подзатыльнички)."

Формула имеет также и усеченные варианты, например: "Будешь мамочку кормить"; "Станет мамку кормить"; "На улушку пойдешь"; "Станешь с ребятами играть."

Другая формула мотива:

"Выспишься // Не куражишься". Более развернутые варианты формулы, также имеющие формульный характер: "Выспишься // Не куражишься // Во зеленый сад пойдешь, // Разгуляешься // Красно яблочко сорвешь, // Призабавишься"; "Выспишься // Не куражишься (не капризится) // Выйдешь на улку // Разгуляешься." (Вар.: "А на улицу пойдет – // Разбумажиться"; "Выспишься // Не куражишься // Будешь в золоте ходить, // Будешь серебро носить"; "Выспишься // Не куражишься // Уж ты вдоль расти // Поперек толсти").

Данный мотив имеет и множество неформульных выражений.

Есть исключительные, единичные записи мотива "проблематичного" будущего: "Уж ты вырастешь большой // Находишься босой // Насидишься голодный" (Вар.: "А как будешь ты больша // Недосуг будет спать").

 

Мотив отношения к адресату

 

Многофункциональный мотив отношения к адресату присутствует, в разной степени и форме, почти в каждой колыбельной песне.

Основные формулы мотива:

"Не ругаю, // Не браню." (Вар.: "Не ругаю, // Не браню. // (Имя адресата) не за что бранить // Не умеет говорить.")

"Я качаю, // Величаю."

Мотив часто имеет "маркерную форму" и разворачивается в следующей структуре: маркер + продуктивный эпитет + притяжательное местоимение (напр.: "Спи-тко теплая сугрева"; "Баю маленьку мою"; "Бай сугревошку мою"; "Баю ягодку мою"; "Спи мое зевало"; "Баюшки Сережа мой // Ягодинка дорогой"; "Спи, Ангел мой".) или: маркер + прилагательное с экспрессивной коннотацией + субстантив с экспрессивной коннотацией ("Баю милую дитю"; "Баю маленьку говнюшку"; "Спи солнышко-зернышко").

Мотив, по преимуществу, не носит формульный характер, и может быть представлен как в форме однострочных "вставок" в текст (напр.: "Ты пшеничный пирожок"; "У моего Иванушки кудерышки кругом", "Ты не руганное"), так и быть весьма развернутым, например: "Спи некупленная, // Неторгованная, // На пути – большой дорожке // Не найденная, // Да по хорошой славной речке // Не приплавленная, // Сорок недель у сердечка поношенная, // У белой груди // Было саженная."

 

Мотив утверждения сна

Мотив утверждения сна (мотив успокоения) присутствует почти в каждой колыбельной. Он постоянно пересекается с мотивом отношения к адресату. Первой и наиболее частотной формулой мотива можно назвать любой маркер жанра.

Прежде всего следует выделить формулы, имеющие в себе маркер-команду "Спи" и ее варианты:

"Спи, дите (имя адресата), засыпай." (Вар.: "Поскорее засыпай.")

"Спи без байканья, // Спи без люлюканья."

"Спи, не ломайся, // С зыбочки не поднимайся."

"Ты, младеня мой, спи // Поскорее усни." (Вар.: "Спи-ка, милый мой (имя адресата), засни.")

"Спи, усни (засыпай), // Не вздымай головы (головы не поднимай)." (Вар. "Спи не ломайся, // С зыбочки не поднимайся.")

"Спать укладываю (укачиваю), // Уговариваю."

"Спи до самого утра" (Вар.: Спи до утренней зари.")

"Бай (люлю)-люлю, // Подольше спать велю."

Формулы "закрывания глаз":

"Глазки ангельски закрой (зажми)" (Вариантов множество, напр.: "Глазки закрывай // До утра не открывай"; "Крепко глазаньки смыкай"; "Спи глазок – // Спи другой.")

Формулы успокоения:

"Не плачь // Куплю калач"

"Я те песенку спою"

Формулы детского безмятежного сна:

"Спать не писать // Только глазки сожать".

"Спи дитя (имя адресата) до вечера // Тебе делать нечего. // Придет времечко-пора // Разбужу тебя тогда."

"Сон да Дрема – // Вот (имя адресата) работа."

"Спи-ко в зыбочке-качели, // Тебе нет еще печали."

Фольклоризированные литературные формулы:

"Сладкий (крепкий) сон к себе мани" (А. Майков).

"Спи, младенец мой, прекрасный" (М. Лермонтов).

"Спи-усни закрывши глазки" (М. Лермонтов).

Мотив необыкновенно популярен, имеет множество и неформульных выражений (напр.: "Ангелочку выспаться велю"; "Спать укладываю", "Усыплю – увалю"; "Спи-усни дитя материно"; "Бай-бай // Спи давай."; "Спи без пеленок"; "Надо спать – // Бабке покой дать"). Мотив обычно не представлен в развернутых формах, хотя они, разумеется, встречаются, например: "Спи, пригожа, не ломайся, // С зыбочки не поднимайся. // Баю-баюшки-бай, // Головы не поднимай, // Головушки от подушки, // А бочков от краюшков. // Зыбочка зыбается, // Девушка качается."; "Кладу голову в подушки, // Рипочек под бочок // Да соломки тукачек. // Высыпайся ангельчок".

 

Мотив маркировки адресата

Редкий, но многосмысловой мотив колыбельной песни (охрана, сон-уют, прогностика). Функция конкретизируется в зависимости от образов и предметов, которыми маркируют ребенка по частям тела.

Основные формулы мотива:

"Ангелы-хранители // По бокам стоят (в головушках сидят)."[19]

"Под подушкой калачи, // В руках прянички, // В ножках яблочки."

"В головах куни – // В ногах соболи."

"Сон да Дрема // У малютки (имя адресата) в голова." (Вар.: "У тя в сердцах.")

14. Мотив "Все спят и ты спи"

 

Достаточно редкий мотив в традиционной колыбельной песне. Тексты с таким мотивом исчисляются единицами. Мотив построен на "перенесении" сна персонажа на адресата песни. Например: "... Кошки спят, // И котята спят, // И ребята спят // И нашей девушке спать велят..."; "... Соколы спят все по гнездышкам, // Соболи спят, где им здумалось. // Маленькие детки в колыбелоцках спят. // Спи-тко (имя адресата) и милашенькя..." Мотив иногда имеет и специфическое выражение, например: "На кота – слепота, // На (имя адресата) сон-дремота"; "На кота – воркота, // На Ванюшку сон-дрема."

Единственная формула мотива имеет другое образное выражение (утверждение сна адресата в контексте скрипа ворот): "Прилетели к нам грачи. // Сели на ворота. // А ворота скрип-скрип, // Наша (имя адресата) спит-спит".


Мотив колыбели

 

Мотив колыбели – один из немногих описательных мотивов жанра.

Основные формулы мотива:

Маркерная формула:

"Баю-баю, // Колыбели не ломаю."

Формулы описания колыбели:

"Как у (имя адресата) колыбель // Во высоком терему, // Шитом, браном пологу // Кольца-пробойца серебряные…"

"Спи (имя адресата) в добре // На соломке, на ковре // В шитом-браном положке."

"Зыбочка дубова // Качалка шелкова."

"Как у нашей (имя адресата) // Зыбочка дубова..."

Формулы описания постели ребенка:

"Уложу тебя я спать // На перину, на кровать." (Вар.: "На перинку, на пушок", есть варианты и с другим адресатом, в рамочной композиции: "Спи, кот, на печке, // На войлочке, // Лапки в головах // Лисья шубка на плечах.").

"У дитяти (имя адресата) моего // Одеяльце шелково." (Вар.: "У тя мягонька подушка").

"Сели гули на кровать. // Точеную, позолоченную."

Формула сравнения колыбели кота и колыбели ребенка в пользу последнего:

"У котика, у кота (воркота) // Колыбелька хороша (золота), // А у (имя адресата) лучше его (серебряная)..." Формула, как правило, развертывается последовательно, сравниваются колыбель, перина, подушка, одеяло и т.д.

Мотив качания

 

Мотив качания является одним из основных функциональных мотивов жанра и постоянно фигурирует в колыбельной, в том числе и в маркере ("Качи-качи").

Основные формулы мотива:

"Баю-баю // Укачаю."

"Я качу-качу-качу // На дубовом (кленовом) очепу."

"Нянюшки и мамушки – // Качайте дитя // Сенные девушки – // Убаюкивайте."

"Стали гули ворковать, // Колыбелечку качать."

"Буду я качать, // Буду (имя адресата) величать." (Вар.: "Я качаю – величаю.")

"Заставляла кота (лиха мачеха – В. Г.) // Колыбельку качать."

Мотив имеет самые разнообразные содержательные выражения, например: "Бабку старую ругат, // Пошто плохо вас качат"; "Зыбочка зыбается – // Девочка (имя адресата) качается", "Я качаю не шутя"; "Качь-качь-качь, // Ты (имя адресата) не плачь"; "Не умею я качать (кот-В. Г.)"; "Стану я качать // В балалаечку играть"; "Я качала день и ночь".

Мотив семьи

 

Один из наиболее популярных мотивов жанра.

Основные формулы мотива:

Формулы работы семьи:

"Отец пошел за рыбою, // Дедушка дрова рубить // Матушка уху варить."

"Батька едет с рыбою. // Батька рыбы привезет, // Мамка рыбы (папке) напечет."

"Бытовые" формулы семьи:

"Живет мужик (барин, дедка, солдатик, Василий) на краю. // Он ни беден, ни богат, // У него семья ребят, // У него семья ребят // Все по лавочкам сидят..."

"Бабушка бранится – // Дед не боится."

Формулы отсутствия членов семьи:

"У (имя адресата) нету бабушки."

"Нету дома мамушки. // Мамушка на меленке, // Во чужой деревенке."

"Одна бабка далеко, // Друга зарыта глубоко."

Формулы отрицательной (сатирической) характеристики членов семьи:

"Спи, не майся – // В отца не издавайся."

"У них есть родной отец – // Твой пригожий молодец."

"У тя батька басалай // А матка б.... // Принесла дитя опять."

Формула сиротства:

" У тя нету маменьки (тятеньки)."

Разумеется, формульный состав мотива далеко не исчерпывает его содержания. В подтверждение можно привести ряд примеров: "Один дедушка хромой"; "Одна матка сохотится"; "Нянек много, мать одна"; "У твоей мамки юбку парни разорвали"; "Кабы бабушка была – // Покачала бы тебя. // Кабы тетушка была – // На беседушку снесла"; "Твой отец придет, // На руки возьмет"; "Три брательника в могиле".

Мотив забот успокоителя

Данный мотив – один из двух мотивов колыбельной песни, которые, как правило, выражаются в неформульном виде. Как устойчивые повторения (фиксация 3-4 раза еще не свидетельствует о формуле) можно выделить:

"Уж я дитятка (имя адресата) качала // Перемену завечала // Будет сменушко – // Будет хлебушко. // Перемены не видать // Хлеба соли не едать."

"С тобой некому водится. // Нету нянек нанятых." (Вар.: "Вас так много народится.")

"У меня рученьки устали (одни)."

"Заболели рученьки // Рученьки махаючись."

"Баеньки-баеньки // Надоели маленьки."

"А мы потеряли деньки, // А мы не пряли простыньки."

Мотив постоянно возникает в колыбельных, например: "Большая с Катей маета"; "Недосуг с тобой возиться"; "С зыбкой присиделося"; "За тобой гульба пропала"; "Надо работать торопиться"; "Ты на горюшко родилось"; "С вами некому водиться // Да по беседушкам носиться".

Мотив может иметь специфическое выражение: заботы образа-успокоителя. В таком случае он следует за мотивом утверждения сна, например: "... Моя дитятка! Спи, // А кота домой пусти. // Серому коту // Ему дома недосуг: // Коту сына женить, // Коту пива варить. // Нас до пьяна напоить!"

Мотив призыва-отгона смерти

 

Данный мотив встречается в жанре часто, но далеко не всегда носит сюжетообразующий характер. Поскольку в колыбельных есть как "смертный" мотив, так и мотив "антисмертный", и они нередко сочетаются в одном сюжете, то мы выбрали вышеобозначенное определение.

Основные формулы мотива:

Формулы призыва смерти:

"Хоть сегодня умри. // Завтра мороз, (завтра похороны) // Снесем (свезем) на погост" (есть и усеченные варианты: "Хоть сегодня умри".)

"Поскорее помирай."

Формулы похорон:

"Тата (дедушка) придет // Гробок принесет"

"Сделаем (сколотим) гробок"

"Свезем к Троицы, к Миколы // Под большие колоколы // Под тоненьки дощечки, // Под белы саванки. // Да под елочки, // Да под березочки."

"Будем (имя) хоронить // В большой колокол звонить."

"Будем ямку копать."

"На погосте у попа // Есть яма глубока."

"На погосте кузнецы // Колокольчики куют."

Формулы поминания:

"Поплачем, повоем // В могилу зароем."

"Станем (имя адресата) поминать // Себе брюхо набивать."

"В лес по ягодки пойдем // К тебе дитятко зайдем."

Формулы поминальной еды:

"Пирогов напечем, // На погост понесем." (Более развернутые варианты: "Пирогов напекем, // На погост понесем. // С калинкою, // С малинкою, // С красной ягодкой"; "Пирогов напекем, // Ягодам намажем, // Никому не скажем.")

"Мамка (бабка) у печки // Блинков (пирогов) напечет."

"Сделаем поминки, // Наварим пиво в кринке."

"Пирогов напечем, // Блюдо меда наведем."

"Напечем мы пирогов // Всё гороховиков."

Формула "испрашивания рая":

"Нет ли местечка в раю? // Хоть самом на краю?" (Вар.: "А помрешь – // Прямо в рай.")

Формула самоуспокоения:

"Матери опроска, // И тебе упокой."

"Антисмертная" формула:

"Умирать не торопись // Поторопишься, умрешь // Много слез наделаешь."

Несмотря на формульность мотива, почти в каждом сюжете, где он встречается, мы обнаруживаем индивидуальные вариантные строки, например: "Я те смертышку зову"; "Лучше девка умирай"; "К тебе Ангелы летя // Летя Ангелы с небес // Вынуть душеньку с тебя"; "Закрой, Люсенька, глаза, // Мы кладем под образа"; "На погост под крест, // Не забыл чтобы Христос."; "Там и Ангелы поют // Ко себе сынка зовут"; "Трои суточек пропустим // Во сыру землю опустим."


Мотив призыва деторождения

Мотив, как правило, формульный: "Да другого Бог дай // Дай поскорей // Чтобы (буде) жить веселей." (Вар.: "Семерых Бог дай // Из пяти не убывай, // До десятка прибывай"; и "Спи, дитя мое, родное (милое) // Будет к осени другое"; развернутый вариант: "Спи, дитя мое, родно // Принесет мамка друго, // Да получше тебя, // Да покрасивее тебя. // Еще к лету пятерых, // Еще к зиме да шестерых".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.134 с.)