Становление и развитие средств массовой информации в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие средств массовой информации в России



С развитием российского государства и общества проходило становление и развитие такого социального института как СМИ. С преобладанием роли и места информации в обществе возникла необходимость в правовом регулировании свободы массовой информации, обмена и распространения информации, в обеспечении права граждан на информацию и др. Изучение правовых основ регулирования деятельности средств массовой информации необходимо начать с рассмотрения исторических аспектов становления и развития правового регулирования средств массовой информации в России. Исследование нормативных правовых актов о деятельности средств массовой информации в их историческом контексте способствует конкретизации современных представлений о правовом положении средств массовой информации на данном этапе развития общества, о пределах и возможностях государственного регулирования деятельности СМИ, о закономерностях функционирования и развития отношений государства и средств массовой информации.

В 1702 г. Петр I издал Именной Указ об основании в России газеты для печатания информации «о заграничных и внутренних происшествиях». Данный указ по своей сути был направлен на то, чтобы предотвратить злоупотребление печатным словом путем установления контроля над выпуском газеты. Правительство, не желая видеть на страницах печатных изданий критику в свой адрес, использовало законодательство о средствах массовой информации для ограничения свободы слова. Поэтому можно сказать, что законодательство о СМИ в России развивалось в направлении «цензурного» права.

«Цензурное» право нашло своё отражение и при политике Павла I. В 1797 году он предписывает те книги, которые имеют неясный характер, представлять на рассмотрение Совету его императорского величества. Остальная цензура вверяется 3-му департаменту Сената. Стоит указать, что на тот момент Великая французская буржуазная революция своими идеями угрожала устоям царской России, в следствии чего Павел I организовывает цензурные учреждения во всех портовых городах.

С вступлением на престол Александра I в общественной жизни России положение прессы и в целом СМИ несколько смягчается. Ведение цензурой было передано Министерству просвещения. В 1804 г. был принят Устав о цензуре, который сохранял предварительную цензуру, но разрешал толковать спорные вопросы в выгодном для автора свете.

Николай I в 1826 г. ввел новый устав о цензуре, который вошёл в историю как «чугунный». В нем запрещалось пропускать печать текста неоднозначного толкования, запрещалось обозначать точками места, откуда цензорами была вычеркнута часть текста. С 1832 г. разрешения на новые издания могут выдавать только царь. В 1836 г. министр просвещения С.С. Уваров издает циркуляр о том, что «представление о дозволении новых периодических изданий на некоторое время запрещается».

В 1865 г. в России был принят первый закон о печати, который носил временный характер и назывался «Временные правила о печати». Общее наблюдение за периодической печатью передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел. В 1882 г. были введены новые Временные правила, утвердивший полный административный контроль над прессой. Совещанию четырех министров было предоставлено право прекращать издание любого периодического органа, лишать издателей и редакторов продолжать деятельность, если она будет признана «неугодной власти». После первой русской революции специальный указ от 24 ноября 1905 г. декларировал устранение административного вмешательства в дела прессы, восстанавливался порядок судебной ответственности за нарушения в печати. Вместе с тем, главное управление по делам печати при МВД и полиции имело право конфисковать номера, приостановить неугодные издания, закрыть типографии.

Одним из первых декретов Совета Народных Комиссаров был Декрет о печати от 27 октября 1917 г. Декрет устанавливал порядок закрытия тех органов прессы, которые призывают к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому правительству, сеют смуту, призывают к деяниям преступного, т.е. уголовно наказуемого характера.
21 ноября 1917 г. был подписан второй важный документ в области СМИ – «Декрет о введении государственной монополии на объявления». В данном декрете было указано, что все издания негосударственного типа лишались доходов и в целом возможности существования.

После принятия Конституции РСФСР 1918 г. в отечественной системе права сложилось определенное правило рассматривать деятельность СМИ исключительно с классовых позиций. Средства массовой информации должны были выполнять роль коллективного агитатора и организатора. Конституция СССР 1977 г. понятие «свобода печати» не раскрывала, хотя и гарантировала свободу печати. На практике законодательные нормы, которые должны были гарантировать свободу печати, использовались с целью борьбы с инакомыслием, в частности, с диссидентами. Первая попытка законодательного определения понятия «свобода печати» была предпринята в первой статье Закона СССР от 12.06.1990 N 1552-1 «О печати и других средствах массовой информации». В нем было зафиксировано, что печать и другие средства массой информации свободны. Цензура массовой информации не допускалась. Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означали право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любых формах, включая печать и другие средства массовой информации. Таким образом, сформулированное понятие свободы печати включало три компонента: свободу средств массовой информации, право граждан на свободу слова в СМИ и недопустимость цензуры. В 1990-1991 годах с появлением союзного, а затем российского законов о средствах массовой информации было положено начало коренному реформированию законодательства о СМИ Российской Федерации. Реформа законодательства о СМИ являлась важной составной частью подготовки перехода России к новому конституционному устройству. В настоящее время действующий Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года (в редакции Федерального закона от 29 июня 2004 года) «О средствах массовой информации» (далее — Закона о СМИ) подвергается кардинальным изменениям, предлагаются проекты нового закона о средствах массовой информации.[2]

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что законодательство о СМИ Российской империи носило запретительный характер, цензура полностью подавляла свободу массовой информации. Советское законодательство о СМИ, все же сохранив запретительный характер, нацеливало одновременно их на другую, более активную роль – быть агитатором и пропагандистом коллективных действий, однако оно не предусматривало реализацию демократических идей на практике. Эти недостатки были преодолены в российском Законе «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года. Изменение политического строя в нашей стране предопределило и характер изменений в законодательстве о СМИ. В новых условиях свобода является главным условием функционирования СМИ в правовом государстве. По-новому выстраиваются и отношения СМИ с государством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.004 с.)