Кафедра конституционного и муниципального права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра конституционного и муниципального права



Кафедра конституционного и муниципального права

 

Курсовая работу на тему:

 «Конституционные основы статуса средств массовой информации в Российской Федерации»

 

                                                                                      Выполнила:

Студентка 2 курса,

очной формы обучения,

гр.1119БО7

                                                                                 Бритвина София Юрьевна

               ______________

 

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры конституционного

и муниципального права

Тимакова Ю.С.

______________

 

 

Г. Нижний Новгород

Год

Содержание

Введение ………………………………………………………………………......3

Глава 1. Конституционно-правовые основы свободы средств массовой информации в Российской Федерации ………………………………….……………..……………….........6-8

1.1. Становление и развитие средств массовой информации в России ……………….…………………………………………………………...............6-9

1.2. Понятие СМИ и принципы конституционного правового регулирования их деятельности ……………………………...………………………………10-14

1.3. Законодательство Российской Федерации о СМИ …………………...15-18

Глава 2. Конституционно-правовые ограничения СМИ в Российской Федерации …………………………………..………………………………..19-27

2.1. Установленные ограничения свободы СМИ ………………………….19-23

2.2. Злоупотребление СМИ свободой массовой информации.…………………….....................................................................24-27

Заключение ………………………………………………………………….28-29

Библиографический список ………………………………………………30-31

 

Введение

Актуальность темы исследования. Средства массовой информации (СМИ) в современном обществе представляют собой важнейший социальный и политический институт, с помощью которого осуществляются конституционные права граждан на получение и распространение информации. Лишь в условиях эффективного выполнения СМИ своей деятельности в первую очередь по информированию населения гражданское общество способно контролировать деятельность органов власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также следить за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. При этом деятельность средств массовой информации нуждается в надлежащем правовом регулировании не только с позиции обеспечения конституционных гарантий свободы массовой информации и свободы выражения мнения, но и с целью пресечения злоупотреблений свободой массовой информации. Как следствие, в настоящее время в Российской Федерации наблюдается активное становление права СМИ как самостоятельной комплексной отрасли права и его законодательное оформление[1].

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации базируется на конституционном принципе свободы массовой информации и запрете цензуры. Наличие возможности свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом и существование свободных и независимых средств массовой информации являются обязательными предпосылками развития подлинно правового демократического государства, в котором могут быть реализованы и другие конституционные права человека и гражданина.

Свобода массовой информации как важнейший принцип конституционно-правового регулирования деятельности СМИ имеет установленные законом ограничения, которые позволяют им нормально функционировать и реализовывать свою деятельность наиболее эффективным образом. В рамках данного исследования необходимо изучить такой феномен как злоупотребление СМИ свободой массовой информацией, которое представляет собой негативное явление в процессе правового регулирования деятельности СМИ.

Таким образом, институт СМИ и связанная с ними свобода массовой информации является необходимым условием жизнедеятельности демократического общества и государства, одним из основных элементов системы прав и свобод человека и гражданина, которые Российское государство обязано признавать, соблюдать и защищать.

Актуальность работы определяет объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объектом курсовой работы являются система общественных отношений, складывающихся в процессе деятельности в Российской Федерации средств массовой информации (СМИ).

Предметом – нормы Конституции РФ, федерального законодательства, регламентирующие правовые основы статуса средств массовой информации в Российской Федерации.

  Целью курсовой работы является всесторонний комплексный анализ конституционно-правового статуса средств массовой информации в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:

¾ изучить историю становления и развития средств массовой информации

в Российской Федерации;

¾ рассмотреть понятие СМИ и принципы конституционного правового

регулирования их деятельности;

¾ исследовать законодательство Российской Федерации о СМИ;

¾ проанализировать установленные ограничения свободы СМИ;

¾ изучить такое правовое явление, как злоупотребление СМИ свободой

массовой информации.

Методологическая основа исследования. Достижение цели и решение поставленных задач предполагает использование различных методов познания, а именно: общие методы научных исследований - методы обобщения, анализа, а также специальные научные методы - системный, формально-юридический, исторический, статистический.

Теоретическую основу исследования составляют труды таких отечественных ученых и специалистов, как Елизарова В.Г., Федотова М.А., Малиновского А.А., Лысовой Е.В. и др.

Нормативную основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации"и др.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себя пять параграфов, заключения и библиографического списка.

 

Заключение

В результате проведенного исследования установлено, что средства массовой информации являются одним из важнейших институтов современного общества. Они прошли длительный путь своего становления и развития в российском государстве. Необходимость установления конституционных основ статуса СМИ, всестороннего законодательного регулирования их деятельности возникла в связи с их преобладающей ролью в жизни современного общества. На конституционном уровне провозглашается право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается. Данные положения Конституции РФ составляют основные принципы конституционно-правового регулирования деятельности СМИ.

В ходе работы были раскрыты понятие и конституционно-правовые принципы СМИ, понятие свободы массовой, ограничения свободы СМИ, злоупотребление свободой массовой информации, а также установлены их особенности и роль в системе правового регулирования деятельности СМИ. Кроме того, в ходе исследования было изучено законодательство, которое непосредственным образом всесторонне регулирует деятельность СМИ. Важная роль принадлежит Закону РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации", который регламентирует правовое положение основных субъектов СМИ, описывает их правовой статус, закладывает основы свободы массовой информации, устанавливает недопустимость цензуры

Таким образом, исходя из поставленных задач можно сделать следующие выводы:

Закрепляя свободу массовой информации, как основополагающий конституционный принцип правоотношений в сфере массовой информации, Конституция Российской Федерации не абсолютизирует его, так как свобода распространения информации, как и другие права и свободы граждан, реализация которых неизбежно затрагивает интересы других лиц, не может быть неограниченной, она по необходимости должна быть сбалансирована с правами и законными интересами других людей, интересами общества и государства.

Средства массовой информации, через которые распространяется массовая информация, и, тем самым, осуществляется свобода массовой информации, обладают значительным, а в отдельные моменты - решающим влиянием на формирование общественного мнения, воздействуют на реализацию прав и законных интересов граждан, связанных с информацией разнообразного рода, существенно влияют на нравственное развитие граждан, на мотивацию их поведения, а также затрагивают, в отдельных случаях, интересы безопасности государства, что обуславливает необходимость обеспечения со стороны государства, как представителя интересов общества, правовых мер защиты прав и законных интересов граждан в сфере массовой информации - установления правовых ограничений свободы массовой информации.

 

Библиографический список

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

2. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; (с посл. изм. и доп.)

3. Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации. Собрание законодательства Российской Федерации от 1995 г., N 3, ст. 170.

4. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"// "Российская газета", N 45 (6317), 26.02.2014.

5. Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"// "Российская газета", N 2974, 15.06.2002.

6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 16 г. Москва "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации""//"Российская газета", N 132 (5211), 18.06.2010.

7. Гельманов Р. Х. Политические основы функционирования средств массовой информации в современном российском обществе: диссертация... кандидата политических наук: 23.00.02 / Гельманов Руслан Хамитович; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2008.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-23/208

8. Гурьянова В.В. Злоупотребление свободой массовой информации: понятие, признаки и виды / В.В. Гурьянова // Правовая культура и правовые стандарты взаимодействия юридического и журналистского сообщества: тренды мультимедийности. Сборник научных статей по материалам круглого стола. – Казань, 2017. – С. 19-34.

9.  Елизаров, В. Г. Конституционно обоснованные ограничения свободы массовой информации в ходе избирательных кампаний и просчеты нового законопроекта / В. Г. Елизаров // Журнал российского права. – 2002. – N.4. – С.75-83.

10. Малиновский А.А. Свобода массовой информации: теоретико-правовые аспекты: Дис.... канд. юрид. наук. — М., 1995. С. 45.

11. Федотов М. А. Право массовой информации в Российской Федерации. - М.: Междунар. отношения, 2002. - С. 38.

12. М.А. Федотов «Правовые основы журналистики» М.: гуманит. изд. центр «Владос», 2009. – 432 с.

 

 


[1] Федотов М. А. Право массовой информации в Российской Федерации. - М.: Междунар. отношения, 2002. - С. 38.

[2]Лысова Е.В. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации: понятие, система, основные тенденции развития: конституционно-правовой анализ: автореф. дис.... канд. юрид. наук / Дальневост. гос. ун-т. – Владивосток: Б. и., 2004. – 24 с. 32.

[3] Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; (с посл. изм. и доп.)

[4] Малиновский А.А. Свобода массовой информации: теоретико-правовые аспекты: Дис.... канд. юрид. наук. — М., 1995. С. 45.

[5] Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; (с посл. изм. и доп.)

 

[6] Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; (с посл. изм. и доп.)

[7] Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

[8] Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; (с посл. изм. и доп.)

 

 

[9] М.А. Федотов «Правовые основы журналистики» М.: гуманит. изд. центр «Владос», 2009. – 432 с.

[10]Федеральный закон от 13.01.1995 № 7ФЗ. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации. Собрание законодательства Российской Федерации от 1995 г., N 3, ст. 170.

[11] Елизаров, В. Г. Конституционно обоснованные ограничения свободы массовой информации в ходе избирательных кампаний и просчеты нового законопроекта / В. Г. Елизаров // Журнал российского права. – 2002. – N.4. – С.75-83.

[12] Гельманов Руслан Хамитович. Политические основы функционирования средств массовой информации в современном российском обществе: диссертация... кандидата политических наук: 23.00.02 / Гельманов Руслан Хамитович; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2008.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-23/208

[13] Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"// "Российская газета", N 2974, 15.06.2002.

[14] Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"// "Российская газета", N 45 (6317), 26.02.2014.

[15] Гурьянова В.В. Злоупотребление свободой массовой информации: понятие, признаки и виды / В.В. Гурьянова // Правовая культура и правовые стандарты взаимодействия юридического и журналистского сообщества: тренды мультимедийности. Сборник научных статей по материалам круглого стола. – Казань, 2017. – С. 19-34.

 

[16] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 16 г. Москва "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации""//"Российская газета", N 132 (5211), 18.06.2010.

 

Кафедра конституционного и муниципального права

 

Курсовая работу на тему:

 «Конституционные основы статуса средств массовой информации в Российской Федерации»

 

                                                                                      Выполнила:

Студентка 2 курса,

очной формы обучения,

гр.1119БО7

                                                                                 Бритвина София Юрьевна

               ______________

 

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры конституционного

и муниципального права

Тимакова Ю.С.

______________

 

 

Г. Нижний Новгород

Год

Содержание

Введение ………………………………………………………………………......3

Глава 1. Конституционно-правовые основы свободы средств массовой информации в Российской Федерации ………………………………….……………..……………….........6-8

1.1. Становление и развитие средств массовой информации в России ……………….…………………………………………………………...............6-9

1.2. Понятие СМИ и принципы конституционного правового регулирования их деятельности ……………………………...………………………………10-14

1.3. Законодательство Российской Федерации о СМИ …………………...15-18

Глава 2. Конституционно-правовые ограничения СМИ в Российской Федерации …………………………………..………………………………..19-27

2.1. Установленные ограничения свободы СМИ ………………………….19-23

2.2. Злоупотребление СМИ свободой массовой информации.…………………….....................................................................24-27

Заключение ………………………………………………………………….28-29

Библиографический список ………………………………………………30-31

 

Введение

Актуальность темы исследования. Средства массовой информации (СМИ) в современном обществе представляют собой важнейший социальный и политический институт, с помощью которого осуществляются конституционные права граждан на получение и распространение информации. Лишь в условиях эффективного выполнения СМИ своей деятельности в первую очередь по информированию населения гражданское общество способно контролировать деятельность органов власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также следить за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. При этом деятельность средств массовой информации нуждается в надлежащем правовом регулировании не только с позиции обеспечения конституционных гарантий свободы массовой информации и свободы выражения мнения, но и с целью пресечения злоупотреблений свободой массовой информации. Как следствие, в настоящее время в Российской Федерации наблюдается активное становление права СМИ как самостоятельной комплексной отрасли права и его законодательное оформление[1].

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации базируется на конституционном принципе свободы массовой информации и запрете цензуры. Наличие возможности свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом и существование свободных и независимых средств массовой информации являются обязательными предпосылками развития подлинно правового демократического государства, в котором могут быть реализованы и другие конституционные права человека и гражданина.

Свобода массовой информации как важнейший принцип конституционно-правового регулирования деятельности СМИ имеет установленные законом ограничения, которые позволяют им нормально функционировать и реализовывать свою деятельность наиболее эффективным образом. В рамках данного исследования необходимо изучить такой феномен как злоупотребление СМИ свободой массовой информацией, которое представляет собой негативное явление в процессе правового регулирования деятельности СМИ.

Таким образом, институт СМИ и связанная с ними свобода массовой информации является необходимым условием жизнедеятельности демократического общества и государства, одним из основных элементов системы прав и свобод человека и гражданина, которые Российское государство обязано признавать, соблюдать и защищать.

Актуальность работы определяет объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объектом курсовой работы являются система общественных отношений, складывающихся в процессе деятельности в Российской Федерации средств массовой информации (СМИ).

Предметом – нормы Конституции РФ, федерального законодательства, регламентирующие правовые основы статуса средств массовой информации в Российской Федерации.

  Целью курсовой работы является всесторонний комплексный анализ конституционно-правового статуса средств массовой информации в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:

¾ изучить историю становления и развития средств массовой информации

в Российской Федерации;

¾ рассмотреть понятие СМИ и принципы конституционного правового

регулирования их деятельности;

¾ исследовать законодательство Российской Федерации о СМИ;

¾ проанализировать установленные ограничения свободы СМИ;

¾ изучить такое правовое явление, как злоупотребление СМИ свободой

массовой информации.

Методологическая основа исследования. Достижение цели и решение поставленных задач предполагает использование различных методов познания, а именно: общие методы научных исследований - методы обобщения, анализа, а также специальные научные методы - системный, формально-юридический, исторический, статистический.

Теоретическую основу исследования составляют труды таких отечественных ученых и специалистов, как Елизарова В.Г., Федотова М.А., Малиновского А.А., Лысовой Е.В. и др.

Нормативную основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации"и др.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себя пять параграфов, заключения и библиографического списка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.048 с.)