Установленные ограничения свободы СМИ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Установленные ограничения свободы СМИ



Под конституционно обоснованными ограничениями свободы массовой информации понимаются ограничения свободы массовой информации, установленные в федеральных законах в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также непосредственно следующие из ограничений, установленных в Конституции РФ (ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24, ч. 2 и 4 ст. 29) для определенных категорий информации.[11] Свобода массовой информации как особый конституционно-правовой институт имеет определённые законодательством границы. Так, согласно с ч.3, ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Рассуждая о возможности свободы массовой информации, Р. Х. Гельманов обращает внимание на то, что с помощью имеющихся технологий СМИ оказывают как целенаправленное, так и спонтанное воздействие на все стороны социальной жизни, на сознание и поведение человека, что как бы наделяет их «многообразной специфической системой властных полномочий», делает «четвертой властью».[12] Как конституционные нормы ограничивают полномочия первых трех ветвей власти, так же должны быть установлены ограничения для «четвертой власти». Наряду с гарантиями Конституция РФ и некоторые Законы РФ устанавливают определённые ограничения свободы массовой информации, которые напрямую затрагивают деятельность средств массовой информации.

Данные ограничения можно представить в виде системы, включающей в себя:

1. Ограничения общего характера. Такого рода ограничения касаются общего конституционно-правового статуса лиц, подпадающих под данные ограничения. Они устанавливают допустимые пределы изъятий из основных, в том числе информационных, прав и свобод с ориентиром на цели, которым такие изъятия должны быть соразмерны. Так, например, использование свободы массовой информации для подрыва демократических устоев общества может квалифицироваться как злоупотребление такой свободой. В соответствии с частью 2 статьи 29 Конституции РФ «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Здесь также находит своё отражение статья 4 Закона о СМИ, согласно которой «не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань». Частью 4 ст.29 Конституции РФ предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (статья 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне"). Определённые правила пользования установлены для информации ограниченного доступа, содержащие личные данные человека, коммерческую, служебную тайну и другие виды конфиденциальных сведений.

2. Ограничения, действующие в условиях применения специфических правовых режимов. Например, в условиях предусмотренного ст. 56 Конституции РФ конституционно-правового режима чрезвычайного положения, для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения свободы массовой информации с указанием пределов и срока их действия. Кроме того, п. «б», ст.12 Федерального конституционного закона от 30.05.2001г. №3-ФКЗ “О чрезвычайном положении” вводится ограничение свободы печати и других средств массовой информации путём введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка её осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов Федеральный Конституционный закон Российской Федерации от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Согласно ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» деятельность средства массовой информации подлежит прекращению, в случае распространения через данное СМИ экстремистских материалов и непринятии мер по устранению допущенных нарушений. Следует отметить, что в случаях ограничений свободы массовой информации в условиях специфических правовых режимов Конституция РФ устанавливает пределы усмотрения государственных властей, закрепляя отдельные правомочия свободы массовой информации, которые даже при этих условиях не должны ограничиваться. Например, свобода распространять религиозные и иные убеждения не подлежит ограничениям даже в условиях режима чрезвычайного положения.

3. Ограничения, вытекающие из особенностей правового статуса отдельных категорий субъектов права и их отношений с государством и обществом. В данных случаях объем правомерности ограничений чрезвычайно редко получают чёткое конституционно-правовое воплощение. Отдельные специальные субъекты правового института свободы массовой информации наделяются конституционно-правовыми иммунитетами. К примеру, в статье 51 Конституции РФ предусмотрена (в порядке, определённом федеральным законом) возможность наделения конкретных лиц так называемым «свидетельским иммунитетом» - освобождением от обязанности давать свидетельские показания.

    Важно рассмотреть какие ограничения свободы массовой информации существуют в сфере избирательного права. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основополагающим законом, который контролирует правоотношения граждан и государства при проведении выборов и референдумов. Он устанавливает гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах (Глава 7). В статье 56 данного Федерального закона определены ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума. В Так, в частности, запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.[13]  Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» также устанавливает ограничения свободы средств массовой информации в период предвыборной агитации при проведении выборов депутатов Государственной Думы РФ. В частности, в ч.1 ст.65 данного Федерального закона говорится, что «общий объем эфирного времени, которое каждая общероссийская государственная организация телерадиовещания безвозмездно предоставляет на каждом из своих каналов для проведения политическими партиями предвыборной агитации, должен составлять не менее одного часа в рабочие дни в пределах периода, установленного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона».[14] Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» при проведении выборов Президента РФ устанавливаются пределы проведения предвыборной агитации при проведении выборов Президента РФ, что также относятся конституционно-правовым ограничениям средств массовой информации. Так, например, в ч.25, ст.52 данного Федерального закона «запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов, а также совместных агитационных мероприятий на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, передачей иных предвыборных агитационных материалов».

Таким образом, можно сделать вывод, что свобода массовой информации не является безграничной. Ограничения могут быть установлены только законом в целях нормального функционирования государства, общества, деятельности отдельных лиц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.005 с.)