Понятие СМИ и принципы конституционного правового регулирования их деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие СМИ и принципы конституционного правового регулирования их деятельности



Правовая категория «средства массовой информации» имеет легальное  закрепление в ст. 2 Закона о СМИ и представляет собой «периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)».[3]  Таким образом, СМИ - это то, в чем содержатся подробные сообщения и материалы, предназначенные для распространения неопределенному кругу лиц. Условно говоря, СМИ - это сборники. В зависимости от формы, в которой зафиксированы материалы и сообщения, законодатель различает два вида СМИ: периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы. СМИ, как отмечалось, это не просто форма распространения, а форма периодического распространения информации, т.е. «сборники» должны распространяться периодически. Следует обратить внимание, что Закон не дает исчерпывающего перечня видов СМИ.

В современном мире свобода является главным условием функционирования СМИ в правовом государстве. Без нее невозможно обеспечить нормальные взаимоотношения между гражданами, обществом и государством. Понятие «свободы средств массовой информации» Закон о СМИ не дает, однако на данный момент действующий Закон наметил общие черты понятия свободы массовой информации, раскрытие которого происходит на протяжении всего законодательного текста. В свою очередь А.А. Малиновский определяет свободу массовой информации как возможность беспрепятственно (без ограничений) распространять СМИ при помощи специальных технических систем и устройств сведения, адекватно отражающие процессы общественного бытия, предназначенные для неограниченного круга лиц.[4]

 Свобода массовой информации – основополагающий принцип конституционного правового регулирования деятельности СМИ, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., конституциями многих стран мира (Швейцарии, Испании, Республики Беларусь, России и др.).   Конституция Российской Федерации впервые в истории российского государства закрепила понятие «свобода массовой информации» и дала этой свободе высшую конституционную гарантию (ч.5, ст.29 Конституции РФ). В ней данный принцип реализован через установление права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29 Конституции). Данный принцип так же закреплён в ст.1 Закона о СМИ, в которой говорится, что «в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации».[5]

Ст. 58 Закона о СМИ регламентирует ответственность за ущемление свободы массовой, под которой Закон понимает воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов.

Другой не менее важный принцип конституционно-правового регулирования деятельности СМИ тесно связан с принципом «свободы массовой информации» - принцип недопустимости цензуры, который провозглашается в ч.5, ст.29 Конституции РФ. Запрет цензуры выступает в качестве гарантии реализации свободы массовой информации. Недопустимость цензуры закрепляется в ст.3 Закона о СМИ, содержание которой заключается в том, что «цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается. Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается».[6]

Следует отметить, что определение цензуры отсутствует в международных документах и российском законодательстве. В комментариях к Конституции Е. Ю. Бархатовой, В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева также не дается определение цензуре. Так, Е. Ю. Бархатов утверждает, что не может быть лиц, надзирающих за работой средств массовой информации и обладающих правом запрещать распространение какой-либо информации. В. Д. Зорькин и Л. В. Лазарев, соглашаясь с К. Экштайном, говорят, что запрет цензуры распространяется не только на свободу массовой информации, но и является содержанием всех основных прав и свобод. К этому следует добавить также интернет-сайты, так как они могут содержать всю перечисленную информацию. В совокупности это означает, что под запретом цензуры подразумевается запрет цензуры не только в контексте свободы массовой информации, но и в иных сферах, связанных с распространением какой-либо информации.

Статья 3 Закона о СМИ определяет цензуру массовой информации как требование от редакции средства массовой информации предварительно согласовывать сообщения и материалы и налагать запрет на их распространение. Аналогичное понимание цензуры содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Поскольку в данном документе упоминается исключительно редакция средства массовой информации, понятие «запрет цензуры» сужается до запрета цензуры в СМИ.

Таким образом, в настоящее время цензуру в общепринятом смысле можно понимать двояко: как контрольно-надзорный институт и как процесс изъятия какой-либо части информации по различным мотивам. Если общепринятый смысл цензуры предположительно понятен, то с легальным определением цензуры ситуация обстоит сложнее.

В ч.2 статьи 29 Конституции РФ закреплён еще один принцип конституционного правового регулирования деятельности СМИ - недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.[7] Данный принцип несколько расширено, чем в Конституции, изложен в ст.3 Закона о СМИ, в которой указывается, что «не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.[8] Кроме того, данная статья устанавливает запреты на распространение информации определенного характера.

Таком образом, можно сделать вывод, что Конституция РФ закрепила важнейшие понятия принципы правового регулирования деятельности СМИ. Подробное раскрытие данных понятий и принципов отражается в Законе о СМИ, который занимает ключевое место в регулировании их деятельности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.006 с.)