Упражнения на воображаемые предметы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на воображаемые предметы



Упражнения на воображаемые предметы

- Представьте себе, что перед вами на столе блюдечко с лимоном, розетка сахарным песком, нож. Мысленно возьмите нож и отрежьте кусок лимона. Помогайт себе мысленной речью про себя или вслух. Видите внутренним зрением?-правой руко вы берете ножик, левой придерживаете лимон (вспоминаете его желтую шероховату кожу?), приближаете к нему нож, начинаете отрезать верхушку... Не торопит мысль, не пропускайте ни одного звена в цепочке оживающих воспоминаний. Но врезается в кожуру, на ней проступает маслянистая, пахучая эссенция (видите е капли? вспоминаете запах?). Нож режет лимон. Текут из-под ножа капли сока.

Верхушка отрезана, отложена. Режем снова. Обильнее течет сок, блестит влажна поверхность среза... Кружок отрезан? Вы кладете на стол нож, берете кружок лимона (какой он сочный, душистый!) и, обмакнув его в розетку сахарным песком, подносите ко рту. Хочется положить его в рот? Кладите. Прижима языком кисленький кусочек лимона к нёбу, выдавливайте сок... Ручаюсь, что ро ваш сейчас наполнен слюной, хоть лимона нет и в помине. И знаете ли? Есл подвергнуть сейчас вашу слюну химическому анализу, то обнаружится удивительна вещь - слюна будет точно такого, особого состава, какой выделяют наши слюнны железы при встрече с настоящим лимоном.

- Лимоном полакомились? Совершим мысленно еще одно действие. Вспомните свежу оконную замазку. Влажный сероватый комок на мокрой тряпке. Вспомнит своеобразный запах замазки-сочетание олифы, купоросного масла и мела. Отделит пальцами кусочек, поднесите его мысленно к носу, понюхайте. Все представляю себе, как держат пальцы кусочек замазки?.. А теперь положите этот кусочек н язык!.. Сама собой отдернулась голова? - уже не мысленно, а на самом деле?

УПРАЖНЕНИЕ 135 ЧИРКНИ СПИЧКОЙ!

- Зажгите воображаемую спичку... Не верю. Откуда она взялась? Начните действие самого начала, не нарушая логики и последовательности отдельных физически действий. Достаньте из кармана воображаемый коробок, откройте его, выньт спичку...

- Как открывают коробок - забыли? Проверьте это на настоящем коробке.

- Отложите настоящий, возьмите воображаемый коробок (где он у вас лежал?), откройте его, как если бы он действительно был в ваших пальцах. Видите ег внутренним зрением? Вспоминаете, его шероховатые бока, гладкую поверхность этикетки, грани самой спички? Чиркайте! Вспоминаете? - треск зажигания, дымок, разгорающееся пламя... А для чего вы чиркнули? Что ва понадобилось зажечь или осветить?

- Я в темный подвал вхожу.

- Я поджигаю бикфордов шнур.

- Потеряла иголку в темном углу.

- Ставлю банки больному братишке.

- Зажигаю газ в ванной колонке.

- Мне три года, мама ушла, а спички на столе оставила.

- Чиркните спичкой еще раз, выполняя эти цели. Действуйте с мысленной речью пр себя.

УПРАЖНЕНИЕ 136 КУХНЯ

Из упражнений на действие с воображаемыми предметами.

- Наша аудитория - это кухня. На кухне готовится обед. Смотрите - здесь варитс борщ. Вспомните, как он выглядит, как пахнет. Здесь - жарятся котлеты, вот н этой воображаемой сковородке. В этой кастрюльке - макароны. Здесь-остывает уж готовый малиновый кисель. Вот висит разливательная ложка, вот стоят глубоки тарелки, вот мелкие. Вот чистые ножи, вилки, ложки. Вот подносы. Стаканы.

Освойтесь в кухне.

- Обед готов, вас ждут. Налейте две тарелки борща, положите две порции котлет макаронами, налейте два стакана киселя, ставьте все на поднос и несите столовую.

- Пусть работает память всех чувствований. Осознайте видения всех предметов, которыми вы соприкасаетесь. Вспоминайте звуки, запахи, характер прикосновений.

Не надейтесь, что вам удастся непрерывно видеть всю кухню в целом и вс отдельные предметы.

Не удастся (если вы не душевнобольные), да и не к чему. Старайтесь лишь в кажды данный момент, действуя с предметом, либо вспоминать его зрительный образ, либ вес, запах, температуру, вкус. Поскольку ни одно из воспоминаний не живет одиночку, каждое потянет за собой следующие. Но это уже не ваша забота. От ва вот что требуется - в каждый данный момент одно конкретное действие, в кажды данный момент одно конкретное чувствование.

- А если бы во всем доме погас свет, как бы вы действовали? Котлеты ведь над дожарить... Не пытайтесь увидеть воображаемую темноту-это невозможно! Действуйт так, как если бы было темно. Вспомните - ведь приходилось же вам бывать в темно комнате и искать что-то.

- Отрепетируйте дома это упражнение, "накатайте" видения. Сначала делайте вс сознательно, с мысленной речью вслух: "Вот плита, зажжены две конфорки, во одна, на ней кастрюля с борщом, большая алюминиевая кастрюля, крышка приоткрыта, валит пар, вот другая конфорка, на ней сковородка, шипит масло..." Повторяйте, "накатывая", таким образом, видения в действии. В результате - вы приподнимает воображаемую крышку кастрюли, а на экране внутреннего зрения увидите рядом - само собой возникшее, "накатанное" - сковородку с шипящими котлетами. Тут у руки сами станут осторожными, чтобы брызги кипящего масла на них не попали!

УПРАЖНЕНИЕ 138 КОНВЕЙЕР

Ученики сидят в кругу. Педагог называет какой-нибудь воображаемый предмет.

Например:

- У вас котенок!

Нужно передавать воображаемого котенка по кругу так, как если бы он был живым, используя все известные ученикам виды памяти чувствований - надо видеть котенк на экране внутреннего зрения, слышать его мяуканье, ощущать пальцами, какой о теплый, пушистый, мягкий, легкий.

- Еще до того, как вы получите котенка, вспомните все, что связано с этим живы существом в ваше Памяти-зрительной, обязательной, слуховой. Когда вы получили котенка, проверяйт свои воспоминания, действуя так, как если бы в ваших руках был котенок. Передал его дальше, а сами продолжайте вспоминать испытанные сейчас ощущения продолжайте действовать с котенком, но уже мысленно.

- Ничего не изображайте для нас, не старайтесь нас убедить, что это прелестны котенок. Действуйте логично и последовательно.

'- Хорошо ли вы представляете себе котенка в ваших руках? Расскажите, какой он, какого цвета его шерстка. Рассказывая, действуйте, играйте с ним.

- Почему вы передаете котенка? У каждого должна быть своя причина и своя цель.

Не зная цели действия, нельзя действовать.

УПРАЖНЕНИЕ 141 ДОРОГА

Ученики берут по стулу и отправляются "в дорогу". Заранее определяется сложны маршрут по комнате. Педагог ставит условия:

- Стулья - это большие, тяжелые ящики. Решите сами, какой в них груз, каког веса, куда вы несете их. Когда решите, действуйте в придуманных обстоятельствах.

- Стулья-это дорогие.музейные экспонаты, образцы старинной мебели.

Стулья - это хрупкие приборы для лаборатории.

УПРАЖНЕНИЕ 143 ПОДГОТОВКА СТОЛА

Это индивидуальное упражнение на тренировку памяти всех органов чувств.

- Подготовьте стол к приходу гостей. Решите сначала, по какому случаю собираютс гости, где вы их будете принимать, кого из знакомых ждете. Реальный сто накройте воображаемой скатертью и поставьте все воображаемые вещи, какие ва необходимы: тарелки, ножи, вилки, салфетки и пр. Нарежьте хлеб. Принесите кухни закуски и салаты. Готовили их не вы, так что перепробуйте все, хорошо л сделано, в меру ли посолено. Досолите, если нужно. Разложите на блюда и вазочки, разукрасьте свежей зеленью.

Не стоит заботиться об интересных поворотах сюжета и превращать это упражнение игровой этюд. Ценно еще и еще раз пробудить память всех чувств, от-тренироват механизмы переключения, поработать над непрерывностью видения, над логикой последовательностью действий с воображаемыми предметами, над завершенностью каждого действия, над доведением каждого действия до полной веры и правды.

УПРАЖНЕНИЕ 146 НАСТРОЕНИЕ

- В жизни, на протяжении одного дня мы бываем по-разному настроены. Из чег складывается настроение человека, что его вызывает? Вот что:

1) окружающая нас действительность и события в ней, предполагаемое нами развити событий и наше отношение к ним;

2) наше физическое самочувствие в данный момент, которое определяется физически состоянием и, часто, нашим осознанным отношением к этому состоянию;

3) содержание нашего жизненного действия в данный момент, цели этого действия наше отношение к нему.

- Не бывает беспричинных настроений. Если нам не удается изменить наш настроение, значит, мы не осознали всех причин, породивших его. Или-упорн сопротивляется наше физическое самочувствие. А из чего оно складывается? Может вспомнить, например, как у вас болела голова? Восстановите в памяти все обстоятельства одного из таких дней. Расскажите о них.; - Разумеется, посл того, как вы всю ночь готови-\.лись к экзамену и только полчаса урвали для сна, голова трещала. Если вы сейчас увидите внутренним зрением все картины этого ужасного утра, вспомните, как тяжело, неохотн открывались глаза, когда заверещал будильник, какая томящая тяжесть была в всем теле и как вы потягивались, как вы одевались, полусонный, а глаза сами собо закрывались, как вы мочили голову под краном, как вы допили чай и побежал деревянными ногами на экзамен,-к этим конкретным видениям обязательн примешается тень былых ощущений. Голова не заболит от воспоминаний, но вы всем, существом вспомните, как она болела и какой вы были... Я вижу, что вы сейча даже скисли немного от воспоминаний,-тело вспомнило прошлое физическо самочувствие. И даже немного заболела голова? Нет, это вам кажется.

- Чтобы подбодрить вас, вспомним другой день, о котором вы как-то рассказывали.

Тот день, когда вы поймали три щуки подряд. Вспомните,-вы проснулись в деревн на второй день после приезда и никак не могли понять, пока не открыли глаз, почему поют птицы, откуда они взялись? Потом побежали к озеру, благо оно был рядом, и плюхнулись в него. Почему-то громко запели, когда бежали обратно, разбудили всех родичей. Потом что было? Вспоминайте!.. Ну вот, вы еще не дошл до щук, а уже развеселились, и румянец появился! Снова-конкретные видени заставили тело вспомнить прошлое физическое самочувствие. А почему заблестел глаза у вашего соседа? Расскажите, сосед!... Значит, чужие конкретные видени разбудили и вашу память!

УПРАЖНЕНИЕ 149 СЫЩИКИ

Исследуя и осваивая механизм взаимодействия партнеров в общении, начнем с таког упражнения:

- Каждый из вас-сыщик. Наметьте себе объект слежки-товарища, за которым ва придется следить. Он не должен ни о чем догадываться. Значит, как и положен сыщику, следите за ним незаметно. Правда, ему будет не до вас, он и сам стане кого-то выслеживать. Вот что вам нужно выследить и запомнить:

1) каково сегодня настроение у вашего подследственного-угадать, почему о сегодня такой;

2) какие действия и в какой последовательности он совершил за то время, что в следите за ним; почему, для чего он их совершил; сумейте потом воспроизвести вс его действия в той же последовательности;

3) угадайте, за кем он следит; проследите, как он это делает и как он маскируе слежку; попробуйте по его действиям угадать ход его мыслей.

- Наметили жертву? Даю пять минут на всю операцию. Разойдитесь по комнате, делайте, что хотите, прогуливайтесь, разговаривайте и-следите!

- Стоп! Садитесь в полукруг. Кто заметил, что за ним следят? Кто сам себ выдал?

- Расскажите о результатах наблюдений. Воспроизведите действия подследственного, объясните их.

Упражнение можно продлить: в начале урока задать -условия слежки, пото заниматься любыми другими упражнениями, а в конце урока опросить о результата слежки за все время.

УПРАЖНЕНИЕ 150 ВЫБЕРИ ПАРТНЕРА!

Во всех упражнениях на взаимодействие с партнером работают два человека. М будем говорить ученикам перед началом упражнений: "Разделитесь на пары". Можн для этого оттренировать незаметную, молчаливую договоренность партнеров-это тож упражнение на взаимодействие.

Ученики в полукруге.

- Выберите себе партнера и дайте ему понять, что вы его выбрали, но так, чтоб никто из нас не заметил этого. Договоритесь глазами! Нет, подмигивание - слишко явное, заметное движение. Вот я и понял те< перь, с кем вы хотите работать. Эт договоренность аннулируется, ищите другого партнера.

- Как же понять, с кем можно договариваться, кто свободен?

- Глаза человека могут сказать все, если вы научитесь их безмолвному языку.

Можно только по глазам, по тончайшей микромимике понять, что партнер зовет вас.

Попробуйте сами-позвать партнера, не двигая сознательно ни глазами, ни бровями, ни веками, ни единой ресничкой. Попробуйте согласиться на его предложение.

Отказаться. Обратить внимание партнера н вашего соседа. Выругать партнера за его недогадливость. Поблагодарить ег сердечно. Пристыдить.

- Микромимика-это не сознаваемые' нами, мелкие,. почти невидимые сокращени мимических мышц..0 ней не надо думать, она появляется сама собой, ее рождаю наши мысли, видения, эмоции. Если вы полны желания, чтобы партнер понял ваш зов, и если сам партнер (это очень важно!) хочет, старается понять вас, если при это живо работает ваше воображение и вы видите внутренним зрением, как партне встает и как он подходит к вам,-ваша микромимика все откроет партнеру и ем действительно захочется встать и подойти к вам. Но вы поймаете, разгадает момент возникновения этого желания партнера и глазами остановите его: "подожди, пока еще не время!"

- Сейчас мы выясним, кто не сумел молчаливо договориться с партнером. На сче три бегите к своему избраннику и хватайте его! Раз! Два1 Три!

УПРАЖНЕНИЕ 151 ТЕНЬ

- Разделитесь на пары. Первый будет Человеком,| пусть он ходит по комнате, ка по лесу, собирает грибы, и рвет ягоды, ловит бабочек. Второй будет его Тенью, пусть он ходит за спиной Человека и повторяет в точ-1 ности все его движения.

- Если Человек задумчив, грустен, может ли Тень " веселиться? Повторяя движени Человека, Тень должна действовать в том же ритме, в том же самочувствии. Мал повторять движения, надо еще попытаться проникнуть в мысли Человека, догадатьс о целях его действий, уловить его сегодняшнее физическое самочувствие.

УПРАЖНЕНИЕ 154 ЗЕРКАЛО

- Станьте парами друг против друга. Решите, кто из вас Человек, а кто Зеркало.

Пусть Человек делает то, что обыкновенно делают перед зеркалом - причесывается, бреется, гримируется, примеряет костюм. Зеркало обязано точно отразить вс действия Человека.

- У Человека есть, конечно, конкретная цель его действий: допустим, о причесывается и приглаживается, готовясь к встрече Нового года; он бреетс наспех, боясь опоздать на занятия; он примеряет костюм, 'впервые в жизни сшиты в ателье, а не купленный в магазине готового платья. Он живет перед зеркалом кругу этих вымышленных предлагаемых обстоятельст и верит в них.

- Зеркало не должно механически повторять.все движения Человека. Надо, чтобы нем отразилась внутренняя жизнь Человека,-*-надо угадать его цели (хотя бы приблизительно!), надо жить его мыслями (предполагаемыми вами).

- Поменяйтесь ролями.

В этом упражнении будем следить, прежде всего, за верной взаимосвязью взаимозависимостью партнеров.

УПРАЖНЕНИЕ 155 КЛУБОК НИТОК

- Разделитесь на пары и сядьте лицом друг к другу на расстоянии нескольки шагов. У одного из вас- воображаемое веретено толстых шерстяных ниток. Отмотайт немного и, не выпуская из рук конца нитки, киньте веретено товарищу. Возьмит воображаемую бумажку и наматывайте на нее нитку в клубок. Пусть товарищ держи веретено, поворачивает его, отпуская нитку, а вы наматывайте. Вся нитка веретена должна перейти на ваш клубок.

- Следите оба, чтобы воображаемая нитка не свисала до земли, а была бы натянута.

Нужно, чтобы ваши движения были согласованными. Следите за руками товарища. В должны пристроиться к его манипуляциям, уловить ритм перематывания. Помнит актерское правило: не партнер должен пристроиться к вам, а вы к партнеру! З свои ошибки вините себя, а не партнера. Значит, вы были невнимательны к ег действиям. За ошибки

 

Упражнения на воображаемые предметы

- Представьте себе, что перед вами на столе блюдечко с лимоном, розетка сахарным песком, нож. Мысленно возьмите нож и отрежьте кусок лимона. Помогайт себе мысленной речью про себя или вслух. Видите внутренним зрением?-правой руко вы берете ножик, левой придерживаете лимон (вспоминаете его желтую шероховату кожу?), приближаете к нему нож, начинаете отрезать верхушку... Не торопит мысль, не пропускайте ни одного звена в цепочке оживающих воспоминаний. Но врезается в кожуру, на ней проступает маслянистая, пахучая эссенция (видите е капли? вспоминаете запах?). Нож режет лимон. Текут из-под ножа капли сока.

Верхушка отрезана, отложена. Режем снова. Обильнее течет сок, блестит влажна поверхность среза... Кружок отрезан? Вы кладете на стол нож, берете кружок лимона (какой он сочный, душистый!) и, обмакнув его в розетку сахарным песком, подносите ко рту. Хочется положить его в рот? Кладите. Прижима языком кисленький кусочек лимона к нёбу, выдавливайте сок... Ручаюсь, что ро ваш сейчас наполнен слюной, хоть лимона нет и в помине. И знаете ли? Есл подвергнуть сейчас вашу слюну химическому анализу, то обнаружится удивительна вещь - слюна будет точно такого, особого состава, какой выделяют наши слюнны железы при встрече с настоящим лимоном.

- Лимоном полакомились? Совершим мысленно еще одно действие. Вспомните свежу оконную замазку. Влажный сероватый комок на мокрой тряпке. Вспомнит своеобразный запах замазки-сочетание олифы, купоросного масла и мела. Отделит пальцами кусочек, поднесите его мысленно к носу, понюхайте. Все представляю себе, как держат пальцы кусочек замазки?.. А теперь положите этот кусочек н язык!.. Сама собой отдернулась голова? - уже не мысленно, а на самом деле?

УПРАЖНЕНИЕ 135 ЧИРКНИ СПИЧКОЙ!

- Зажгите воображаемую спичку... Не верю. Откуда она взялась? Начните действие самого начала, не нарушая логики и последовательности отдельных физически действий. Достаньте из кармана воображаемый коробок, откройте его, выньт спичку...

- Как открывают коробок - забыли? Проверьте это на настоящем коробке.

- Отложите настоящий, возьмите воображаемый коробок (где он у вас лежал?), откройте его, как если бы он действительно был в ваших пальцах. Видите ег внутренним зрением? Вспоминаете, его шероховатые бока, гладкую поверхность этикетки, грани самой спички? Чиркайте! Вспоминаете? - треск зажигания, дымок, разгорающееся пламя... А для чего вы чиркнули? Что ва понадобилось зажечь или осветить?

- Я в темный подвал вхожу.

- Я поджигаю бикфордов шнур.

- Потеряла иголку в темном углу.

- Ставлю банки больному братишке.

- Зажигаю газ в ванной колонке.

- Мне три года, мама ушла, а спички на столе оставила.

- Чиркните спичкой еще раз, выполняя эти цели. Действуйте с мысленной речью пр себя.

УПРАЖНЕНИЕ 136 КУХНЯ

Из упражнений на действие с воображаемыми предметами.

- Наша аудитория - это кухня. На кухне готовится обед. Смотрите - здесь варитс борщ. Вспомните, как он выглядит, как пахнет. Здесь - жарятся котлеты, вот н этой воображаемой сковородке. В этой кастрюльке - макароны. Здесь-остывает уж готовый малиновый кисель. Вот висит разливательная ложка, вот стоят глубоки тарелки, вот мелкие. Вот чистые ножи, вилки, ложки. Вот подносы. Стаканы.

Освойтесь в кухне.

- Обед готов, вас ждут. Налейте две тарелки борща, положите две порции котлет макаронами, налейте два стакана киселя, ставьте все на поднос и несите столовую.

- Пусть работает память всех чувствований. Осознайте видения всех предметов, которыми вы соприкасаетесь. Вспоминайте звуки, запахи, характер прикосновений.

Не надейтесь, что вам удастся непрерывно видеть всю кухню в целом и вс отдельные предметы.

Не удастся (если вы не душевнобольные), да и не к чему. Старайтесь лишь в кажды данный момент, действуя с предметом, либо вспоминать его зрительный образ, либ вес, запах, температуру, вкус. Поскольку ни одно из воспоминаний не живет одиночку, каждое потянет за собой следующие. Но это уже не ваша забота. От ва вот что требуется - в каждый данный момент одно конкретное действие, в кажды данный момент одно конкретное чувствование.

- А если бы во всем доме погас свет, как бы вы действовали? Котлеты ведь над дожарить... Не пытайтесь увидеть воображаемую темноту-это невозможно! Действуйт так, как если бы было темно. Вспомните - ведь приходилось же вам бывать в темно комнате и искать что-то.

- Отрепетируйте дома это упражнение, "накатайте" видения. Сначала делайте вс сознательно, с мысленной речью вслух: "Вот плита, зажжены две конфорки, во одна, на ней кастрюля с борщом, большая алюминиевая кастрюля, крышка приоткрыта, валит пар, вот другая конфорка, на ней сковородка, шипит масло..." Повторяйте, "накатывая", таким образом, видения в действии. В результате - вы приподнимает воображаемую крышку кастрюли, а на экране внутреннего зрения увидите рядом - само собой возникшее, "накатанное" - сковородку с шипящими котлетами. Тут у руки сами станут осторожными, чтобы брызги кипящего масла на них не попали!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.042 с.)