Определение критической скорости ТМ по боковому скольжению (заносу) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение критической скорости ТМ по боковому скольжению (заносу)



    При равномерном движении ТМ на повороте по горизонтальной дороге (рисунок 8.1, участок «3-4») боковое скольжение её колёс может возникнуть в результате действия поперечной силы F цY в тот момент, когда она становится равной силе сцепления колёс с дорогой в боковом направлении FφY, т.е.

 

FцY = FφY = R Y1н+ R Y1в +R Y2в +R Y2н = mтм∙ Vтм2/R,

 

где R Y , R Y ,R Y ,R Y 2 н поперечные реакции дороги.

    Подставим в это выражение значения поперечной составляющей центро-бежной силы из выражения и силы сцепления шин в поперечной плоскости:

                                                                     ,

где φ Y – коэффициент сцепления шин в поперечной плоскости.

Учитывая, что в этом случае Vа= V кр φ , находим критическую скорость, м/с:

                                          V кр φ =                               

 

    Критической  скоростью по боковому скольжению или заносу называется предельная скорость, после достижения которой возможен занос ТМ.

    Таким образом, при прохождении поворота на критической скорости по боковому скольжению заноса у ТМ может и не возникнуть. Занос её в этом случае может произойти при любом минимальном боковом возмущении (порыв ветра, боковой удар колеса о дорожную неровность, поперечный уклон дороги), а также при увеличении скорости движения ТМ или уменьшении радиуса поворота, что приведёт к увеличению поперечной составляющей центробежной силы FцY.

    ТМ может потерять поперечную устойчивость и во время прямолинейного движения, если водитель очень резко повернёт управляемые колёса, хотя бы на небольшой угол. При этом возникает сила инерции, поперечная составляющая которой, приложенная в центре тяжести ТМ C (рисунок 8.1), может весьма быстро достичь значения силы сцепления колёс с дорогой в боковом направлении FφY и вызвать занос.

 

 

Определение критической скорости ТМ по боковому опрокидыванию

    При повороте на горизонтальной дороге поперечная составляющая центро-бежной силы F цY (рисунок 8.2), действующая на ТМ, может вызвать не только боковое скольжение, но и опрокидывание ТМ.

FцY


RZB
 RYH
RZB
RZH  
A
В
R
 

hg  
Gтм


Рисунок 8.2  –  Схема сил, действующих на ТМ при её боковом

опрокидывании на повороте

 

    Опрокидывание ТМ происходит относительно её наружных колёс (точка А). В момент отрыва внутренних колёс от дороги нормальные реакции RZB=0, и весь вес ТМ воспринимается наружными колёсами (RZH = Gтм). В этом случае опрокидывающий момент Моп, создаваемый поперечной силой FцY, превышает или уравновешивается восстанавливающим моментом Мв от веса ТМ:

                                               Моп= Мв .

Подставив значения моментов, получим: FцY ∙ hg = Gтм ∙0,5 ∙B.

Или с учётом значения поперечной силы [ Gтм ∙ V тм 2 /(g ∙ R) ] ∙ h g =Gтм ∙ 0,5 ∙ B. Cокративправую и левую части последнего выражения на Ga, получим: h g ∙ Va 2 /(g ∙ R)= 0,5 ∙ B.

  Учитывая, что в этом случае Vтм=V кр оп, находим критическую скорость, м/с:    

g ∙ R ∙B
2 ∙ hg


                                              V кр оп =               

                    

 

    Критической скоростью по боковому опрокидыванию называется предельная скорость, при превышении которой возникает опрокидывание ТМ.

 

        

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.005 с.)