Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция №5 «Методологические подходы в изучении педагогических явлений. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений»
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности в определенной области Методология – своеобразная логика науки Методология - учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования. На что опирается система исследования и система практической деятельности? – Подходы (С какой стороны подойти к рассмотрению вопроса?) Уровни методологии: Общая методология (диалектико-материалистический подход объективной действительности и процессу учения и воспитания людей в ее условиях) Специальная методология (устойчивые представления о сознании и психики человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него Частная методология (принципы и методы изучения педагогических явлений и процессов)
Основные методоличекие подходы в педагогике Системный подход (Н.В. Кузьмина. В.А. Якунин) Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса – педагог и обучающийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача педагога: учет взаимосвязи компонентов Личностный подход (Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность выступает как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача педагога: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова) Сущность: деятельность – основа, средство и условие развития личности, она создает целесообразное преобразование модели окружающей действительности. задачи педагога: выбор и организация деятельности обучающегося с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организацию, оценку результатов и самоанализ (рефлексию). Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова)
Сущность: сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность – продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение («скажи, кто твой друг…», «с кем поведешься…») Задача педагога: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям. налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики. Культорологический (аксиологический) подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова) Сущность: аксиология – учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача педагога: приобщение к культурному потоку, активизации творчества. Этнопедагогический подход Сущность: воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе. Задача педагога: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей. Антропологический подход (К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад и др.) Сущность: системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Компетентностный подход (О.Е. Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) Сущность: устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетенциями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.
Лекция №6 Педагогическая система (ряд взаимосвязанных компонентов, которые работают под определенный результат): педагогическая задача (цель воспитания, образования; содержание воспитания и образования); педагогическая технология (дидактические процессы, средства педагогических коммуникаций). Цели воспитания и образования – это предвидение педагогом и учащимся результата их взаимодействия в процессе их обучения, в соответствии с которым отбираются целесообразные действия для ее достижения. Иерархия целеполагания (Теория трехкомпонентного целеполагания): всестороннее гармоничное развитие личности воспитания гражданина, семьянина, труженника частные цели – это цели педагогических систем, различных уровней образования Теория четырехкомпонентного целеполагания (добавляется методическая цель, должно присутствовать на всех занятиях) Уровни понимания, применения, представления и творчества. Содержание образования Это содержание триединого целостного процесса личности (усвоение опыта воспитания и развития). Следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимися в процессе обучения. Факторы влияющие на выбор: требование подготовки специалистов, социально-экономические уровни развития страны, социокультурный уровень, научность содержания, связь теории с практикой, системность, рефлексивность. Нормативные документы, описывающие содержание образования: концепция (в этом документе излагается основная точка зрения, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов) перечень учебной специальности – представляет собой совокупность сведений об учебных специальностях, обучение по которым осуществляется в профессиональных учебных заведениях. Он содержит данные о специализации, квалификации, уровнях квалификации, сроках обучения и др. профессиональная квалификационная характеристика (требования для ССО) – содержит совокупность требований в отношении всех слагаемых образования, перечень профессионально важных качеств, а также особенности действий будущего работника. модель учебного плана – одна из форм учебного плана, определяет инвариантные и вариативные компоненты содержания обучения и устанавливает соотношения между ними. типовой учебный план – определяет структуру содержания обучения, по конкретной учебной специальности. Включает полный перечень учебных предметов, учебного времени для их изучения и резерв времени, число и перечень экзамен, лабораторных работ, практики и т.д. рабочий учебный план – разрабатывает на основе типового учебного плана, учитывает специфику процесса обучения в конкретном учебном заведении и составляется график учебного процесса. тематический план – это часть учебной программы, включает полный перечень тем учебного предмета и объемы времени на их изучение. учебная программа – определяет содержание обучения по тому или иному предмету и порядок изучения учебного материала. Бывают типовые и рабочие. тематический план по предмету (КТП) – составляется преподавателем конкретного учебного предмета. план урока – включает определение конкретных целей урока, структуру урока и перечень основных действий педагога и учащихся по освоению содержания учебного материала. Педагогический процесс Это способ организации воспитательных отношений, заключающий в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов в развитии участия этого процесса. Имеет свою структуру и представлен такими структурными компонентами как цель, содержание, методы, средства, формы, результаты. Включает процесс воспитания, развития и т.д. Выполняет следующие функции: образовательную, воспитательную, развивающую, информационную, мотивирующую, регуляционную, направляющую. Этапы педагогического процесса: подготовительный основной заключительный
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.01 с.) |