Лекция №5 «Методологические подходы в изучении педагогических явлений. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №5 «Методологические подходы в изучении педагогических явлений. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений»



Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности в определенной области

Методология – своеобразная логика науки

Методология -  учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования.

На что опирается система исследования и система практической деятельности? – Подходы (С какой стороны подойти к рассмотрению вопроса?)

Уровни методологии:

Общая методология (диалектико-материалистический подход объективной действительности и процессу учения и воспитания людей в ее условиях)

Специальная методология (устойчивые представления о сознании и психики человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него

Частная методология (принципы и методы изучения педагогических явлений и процессов)

 

Основные методоличекие подходы в педагогике

Системный подход (Н.В. Кузьмина. В.А. Якунин)

Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса – педагог и обучающийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса.

Задача педагога: учет взаимосвязи компонентов

Личностный подход (Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.)

Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность выступает как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса.

Задача педагога: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова)

Сущность: деятельность – основа, средство и условие развития личности, она создает целесообразное преобразование модели окружающей действительности.

задачи педагога: выбор и организация деятельности обучающегося с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организацию, оценку результатов и самоанализ (рефлексию).

Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова)

Сущность: сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность – продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение («скажи, кто твой друг…», «с кем поведешься…»)

Задача педагога: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям. налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

Культорологический (аксиологический) подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова)

Сущность: аксиология – учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры).

Задача педагога: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.

Этнопедагогический подход

Сущность: воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе.

Задача педагога: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

Антропологический подход (К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад и др.)

Сущность: системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Компетентностный подход (О.Е. Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской)

Сущность: устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетенциями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

 

Лекция №6

Педагогическая система (ряд взаимосвязанных компонентов, которые работают под определенный результат):

педагогическая задача (цель воспитания, образования; содержание воспитания и образования);

педагогическая технология (дидактические процессы, средства педагогических коммуникаций).

Цели воспитания и образования – это предвидение педагогом и учащимся результата их взаимодействия в процессе их обучения, в соответствии с которым отбираются целесообразные действия для ее достижения.

Иерархия целеполагания (Теория трехкомпонентного целеполагания):

всестороннее гармоничное развитие личности

воспитания гражданина, семьянина, труженника

частные цели – это цели педагогических систем, различных уровней образования

Теория четырехкомпонентного целеполагания (добавляется методическая цель, должно присутствовать на всех занятиях)

Уровни понимания, применения, представления и творчества.

Содержание образования

Это содержание триединого целостного процесса личности (усвоение опыта воспитания и развития). Следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимися в процессе обучения.

Факторы влияющие на выбор: требование подготовки специалистов, социально-экономические уровни развития страны, социокультурный уровень, научность содержания, связь теории с практикой, системность, рефлексивность.

Нормативные документы, описывающие содержание образования:

концепция (в этом документе излагается основная точка зрения, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов)

перечень учебной специальности – представляет собой совокупность сведений об учебных специальностях, обучение по которым осуществляется в профессиональных учебных заведениях. Он содержит данные о специализации, квалификации, уровнях квалификации, сроках обучения и др.

профессиональная квалификационная характеристика (требования для ССО) – содержит совокупность требований в отношении всех слагаемых образования, перечень профессионально важных качеств, а также особенности действий будущего работника.

модель учебного плана – одна из форм учебного плана, определяет инвариантные и вариативные компоненты содержания обучения и устанавливает соотношения между ними.

типовой учебный план – определяет структуру содержания обучения, по конкретной учебной специальности. Включает полный перечень учебных предметов, учебного времени для их изучения и резерв времени, число и перечень экзамен, лабораторных работ, практики и т.д.

рабочий учебный план – разрабатывает на основе типового учебного плана, учитывает специфику процесса обучения в конкретном учебном заведении и составляется график учебного процесса.

тематический план – это часть учебной программы, включает полный перечень тем учебного предмета и объемы времени на их изучение.

учебная программа – определяет содержание обучения по тому или иному предмету и порядок изучения учебного материала. Бывают типовые и рабочие.

тематический план по предмету (КТП) – составляется преподавателем конкретного учебного предмета.

план урока – включает определение конкретных целей урока, структуру урока и перечень основных действий педагога и учащихся по освоению содержания учебного материала.

Педагогический процесс

Это способ организации воспитательных отношений, заключающий в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов в развитии участия этого процесса. Имеет свою структуру и представлен такими структурными компонентами как цель, содержание, методы, средства, формы, результаты. Включает процесс воспитания, развития и т.д. Выполняет следующие функции: образовательную, воспитательную, развивающую, информационную, мотивирующую, регуляционную, направляющую.

Этапы педагогического процесса:

подготовительный

основной

заключительный

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.01 с.)