Лекция №2 «История педагогики» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №2 «История педагогики»



Лекция

Педагогика (греч. «детовождение) – это воспитание человека человеком. Появилась в 17 веке (наука руководства чтения). Чешский философ в «Великой дидактике» (Ян Амос Каменский) выделил средства методы и формы (начала считаться наукой). Из педагогики выделилась общая педагогика, вторая - дидактика (теория обучения), третья – теория воспитания. Френсис Бенкем.

2 модели образования: знаниваевая (развитие мышления – творческого, системного например, ядро навыков по профессии) деятельностная (учащийся самостоятельно собирает знания).

Педагогика – это наука о воспитании и обучении человека, которая раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования, а затем применяет их на практике в учебном и воспитательном процессе. (т.е. о развитии его жизненного опыта).

Функции педагогическо науки:

1. Познать закономерности и механизмы социального и личностного формирования и развития растущего человека в условиях специально организованного воспитания.

2. Раскрыть его теоретические основы и разработать методику организации воспитательной деятельности.

Объектом педагогики - это те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида.

Предмет педагогики – это целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в его условиях.

Основные задачи педагогики:

1. Изучение социального и личностного формирования и развития растущего человека в условиях специально организованного воспитания.

2. Определение целей и содержания воспитания.

3. Поиски и научное обоснование метода, средств и форм организации воспитательной работы.

Основные категории:

1. Обучение – специально организованное и целенаправленное взаимодействие педагогов и обучающихся по усвоению знаний, умений и навыков, развитию способностей обучающихся и формированию их мировоззрения.

2. Развитие – объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Различают интеллектуальное, физическое, физиологическое, психическое. Социальное, духовное развитие.

3. Воспитание (в широком смысле) – функция человеческого общества по передаче новым поколениям накопленного опыта (научных знаний, умений, навыков, трудовых операций. Морали, религии, искусства).

4. Воспитание (в узком смысле) – специально организованное и целенаправленное формирование личности, профессиональная деятельность педагога.

5. Образование – процесс и результат передачи и присвоения человеком системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, отношений.

6. Образование – обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства. Направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.

7. Формирование – результат развития человека на каком-то этапе.

Различают образование как процесс, как систему и результат.

 

Развитие педагогической мысли в Беларуси

В конце 16 первой половине 17 века возникают братские школы – учебные заведения при братствах, национально-религиозных общественных объединениях православного белорусского населения. Обучение в школах делилось на две ступени.

Николай Гусовский – раскрывает вопросы воспитания, делая акцент на родном языке.

 

Этнопедагогический подход

Сущность: воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе.

Задача педагога: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

Антропологический подход (К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад и др.)

Сущность: системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Компетентностный подход (О.Е. Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской)

Сущность: устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетенциями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

 

Лекция №6

Педагогическая система (ряд взаимосвязанных компонентов, которые работают под определенный результат):

педагогическая задача (цель воспитания, образования; содержание воспитания и образования);

педагогическая технология (дидактические процессы, средства педагогических коммуникаций).

Цели воспитания и образования – это предвидение педагогом и учащимся результата их взаимодействия в процессе их обучения, в соответствии с которым отбираются целесообразные действия для ее достижения.

Иерархия целеполагания (Теория трехкомпонентного целеполагания):

всестороннее гармоничное развитие личности

воспитания гражданина, семьянина, труженника

частные цели – это цели педагогических систем, различных уровней образования

Теория четырехкомпонентного целеполагания (добавляется методическая цель, должно присутствовать на всех занятиях)

Уровни понимания, применения, представления и творчества.

Содержание образования

Это содержание триединого целостного процесса личности (усвоение опыта воспитания и развития). Следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимися в процессе обучения.

Факторы влияющие на выбор: требование подготовки специалистов, социально-экономические уровни развития страны, социокультурный уровень, научность содержания, связь теории с практикой, системность, рефлексивность.

Нормативные документы, описывающие содержание образования:

концепция (в этом документе излагается основная точка зрения, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов)

перечень учебной специальности – представляет собой совокупность сведений об учебных специальностях, обучение по которым осуществляется в профессиональных учебных заведениях. Он содержит данные о специализации, квалификации, уровнях квалификации, сроках обучения и др.

профессиональная квалификационная характеристика (требования для ССО) – содержит совокупность требований в отношении всех слагаемых образования, перечень профессионально важных качеств, а также особенности действий будущего работника.

модель учебного плана – одна из форм учебного плана, определяет инвариантные и вариативные компоненты содержания обучения и устанавливает соотношения между ними.

типовой учебный план – определяет структуру содержания обучения, по конкретной учебной специальности. Включает полный перечень учебных предметов, учебного времени для их изучения и резерв времени, число и перечень экзамен, лабораторных работ, практики и т.д.

рабочий учебный план – разрабатывает на основе типового учебного плана, учитывает специфику процесса обучения в конкретном учебном заведении и составляется график учебного процесса.

тематический план – это часть учебной программы, включает полный перечень тем учебного предмета и объемы времени на их изучение.

учебная программа – определяет содержание обучения по тому или иному предмету и порядок изучения учебного материала. Бывают типовые и рабочие.

тематический план по предмету (КТП) – составляется преподавателем конкретного учебного предмета.

план урока – включает определение конкретных целей урока, структуру урока и перечень основных действий педагога и учащихся по освоению содержания учебного материала.

Педагогический процесс

Это способ организации воспитательных отношений, заключающий в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов в развитии участия этого процесса. Имеет свою структуру и представлен такими структурными компонентами как цель, содержание, методы, средства, формы, результаты. Включает процесс воспитания, развития и т.д. Выполняет следующие функции: образовательную, воспитательную, развивающую, информационную, мотивирующую, регуляционную, направляющую.

Этапы педагогического процесса:

подготовительный

основной

заключительный

 

Связь теории с практикой

Принципы: использование на уроках сведений из практического опыта учащихся

Лекция №8 «Воспитание»

Воспитание – это двусторонний целенаправленный процесс формирования положительных черт личности.

НПА: Кодекс Республики Беларусь, концепция непрерывного воспитания детей, учащейся молодежи, РИПО «Актуальные проблемы воспитания личности в системе ПТО (ССО): методические рекомендации» под редакцией О.С. Поповой; планирование и организация изучения качества воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования (РИПО); Завадская Жанна Ефимовна и др. «Методика воспитательной работы в профессиональной школе»; Виктор Николаевич Наумчик «Трудные дети»; Виктор Чечет «Семейная педагогика».

Воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности обучающихся.

Цель воспитания – формирование разносторонне развитой, нравственно-зрелой творческой личности обучающихся.

Назначение воспитательной работы – это успешное обеспечение социализации личности в современном обществе, подготовка к самостоятельной жизни, трудовой, профессиональной деятельности; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.

Проведение воспитательной работы учитывает проблемы современного образования.

Адекватное отражение действительности образовательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах (П.И. Пидкасистый)

Закономерности:

воспитание учащегося совершается путем активности самого ребенка. Мера усилий педагога соответствует мере возможностей ребенка. Содержание деятельности учащихся в процессе воспитания определяется особенностью развития ребенка. Не учитывая индивидуальные особенности ребенка педагог рискует встретить сопротивление и пассивность. Воспитание осуществляется с любовью.

Воспитание должно венчаться ситуацией успеха.

Принципы воспитания (Ян Амос Каменский):

гуманистическая направленность воспитания

принцип сообразности (человек часть природы)

принцип культуросообразности – воспитывая учитываем место рождения, отклонения от норм ребенка.

принцип эффективности социального взаимодействия предполагает воспитание в коллективе, что формирует социальную адаптацию и самореализацию учащихся.

Проблемы современного образования

В настоящее время человечество шагнуло в постиндустриальную эпоху – решена проблема голода, наличие изобилия материальных благ, конкуренция на рынке труда, нестабильность в экономике, культуре, политике. Современное общество технологично. В связи с этим требования к рынку труда изменились (коммуникативные, профессиональные, хорошо адаптирующиеся к социальным условиям, умение ставить жизненные цели и преодолевать трудности, конкурентоспособность, экономность, стрессоустойчивость, расчетливость).

Современные идеалы будущих специалистов отягощены потребительскими, иждивенческими ожиданиями, что снижает их гражданско-патриотическую и социально-нравственную активность. Государственное воздействие на молодежь постоянно падает, все больше выпускников самоутверждается в других странах мира.

Глобальные вызовы в системе образования:

1. Замена социокультурного контекста в определении понятия «образования» экономическим и предпринимательским, падение престижа знаний.

2. Духовный и творческий кризис личности – разрушение общечеловеческих нравственных традиций и ценностей, подмена ценностями потребления.

3. Экологическая проблема (изменение климата), использование технологий генной инженерии, кризис здравоохранения.

4. Демографические проблемы. Кризис семьи, алкоголизация, наличие «нетрадиционных» браков, суррогатное материнство.

5. Социальный кризис: размывание границ между понятиями «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо», виртуализация социокультурного пространства, повышение уровня социального одиночества, радикализация молодых людей, снижение потребности живого общения, глобализация, мобильность связи, хронический информационный стресс – снижение способности молодого поколения к интеллектуальной мобилизации, аналитической способности к установление причинно-следственных связей, тех или иных событий за счет формирования средствами массовой информации «мозаичного сознания», феномен «угасания личности». Человеку необходимо возвратиться к активности творчеству, духовности, на основе общечеловеческих ценностей, творческой организации труда. Образование – школа мыследеятельности, мышления и действия. Необходимо выработать у учащихся мировоззрение – систему целей, ценностей, убеждений, способствующих социализации личности, на основе духовно-нравственных принципов. Воспитание – не говорить, а учить, делать.

 

Методы воспитания

Лекция №10

Технология Гальперина

1. Мотивация

2. Ориентировочная деятельность

3. Комплексная обеспеченность

4

5

6. Действия сформированы

 

Модели обучения:

Гербарианская модель

Система Систервека (система проблемного обучения)

Бусинара (эвристическое обучение)

 

Адаптивное обучение – это образовательный метод, при котором используется в качестве интерактивного обучающего устройства компьютер. Компьютер приспосабливает представление учебного материала под нужды обучаемого, чаще всего это происходит в форме ответов на вопросы и задания. Смысл такого обучения состоит в том, чтобы при помощи компьютера объединить интерактивные возможности обучаемого и наставничество преподавателя, с которым может общаться обучаемый. Технология включает аспекты, полученные из разных областей знаний, включая информационные технологии, педагогику и психологию.

Виртуальный класс – это онлайн обучающая среда. среда может базироваться в Интернете с доступом к ней через портал или создаваться программным обеспечением, для чего потребуется загрузить установочные файлы.

МООС – это аббревиатура, означающая «массовые открытые онлайн курсы». Она отсылает нас к интернет-классам, созданным для большого числа участников. Обычно слушатели МООС просматривают видео-лекции – как правило, нарезанные на 10-15 минутные ролики – и участвуют в онлайн обсуждении на форуме вместе с преподавателями и другими слушателями.

Некоторые МООС требуют от обучаемых прохождения проверочных заданий и тестов, предполагающих выбор ответа из предложенных, а некоторые – выполнения заданий, оцениваемых несколькими людьми, в которую входят и сами слушатели. Некоторые МООС используют оба варианта проверки знаний.

Синхронное и асинхронное обучение

Синхронные онлайн классы предполагают одновременное участие в них обучаемых и преподавателей. Лекции, обсуждения и презентации случаются в определенное время. Все обучаемые, желающие принять в них участие, должны быть онлайн в это определенное время.

Асинхронные классы проводятся по другому принципу. Преподаватели выкладывают материал, лекции, тесты и задания, доступ к которым может быть осуществлен в любое удобное время. Обучаемым может даваться временной интервал - –обычно это неделя – в течение которого они должны выйти для обучения в Интернет одни ли два раза, но обучаемые свободны в выборе этого времени.

Смешанное обучение – означает совмещение реального обучения «лицом к лицу» с преподавателем в классе и интерактивных возможностей.

В прошлом цифровые материалы играли дополнительную роль и помощь преподавателю.

«Перевернутый» класс (перевернутое обучение) – это обратный метод обучения, когда чтение лекций и изучение предмета происходит онлайн, а домашнее задание выполняется в реальном классе.

Самостоятельно направляемое обучение – это процесс получения знаний, при котором обучаемый сам принимает решение, без посторонней помощи или с таковой, о своих образовательных потребностях, формулирует цели, которых хочет достичь. определяет человеческие и материальные источники знаний, выбирает и осуществляет образовательную стратегию и оценивает полученные знания.

Система управления учебным процессом – это программный продукт или сайт, используемый для планирования, осуществления и оценки конкретного учебного процесса. Обычно система управления учебным процессом дает преподавателю возможность создавать и представлять обучаемым учебные материалы, следить за их участием в учебном процессе и оценивать это участие. Система управления учебным процессом также дает возможность участвовать в интерактивных процессах, например, в обсуждении в видео-конференциях и в дискуссионных форумах.

«Облачное» обучение

В сущности, облако – это оригинальная придумка, позволяющая группе компьютеров, объединенных в сеть – обычно через интернет, работать как один. Затем, облако – это модель, позволяющая масштабировать источники согласно потребностям.

Облачное образование использует изобретение бессрочной, универсально доступной, расширяемой компьютерной сети и применяет его для электронного образования – от онлайн классов аккредитованных университетов до маленьких обучающих модулей, используемых в частных компаниях.

Мобильное обучение – это возможность получать обучающие материалы на персональные устройства – смартфоны и мобильные телефоны.

Система управления курсом (CMS)

eLearning – обучающие программы

 

1:1 – на одного учащегося один компютер

игрификация

 

Лекция №11 “Средства обучения”

Педагогические средства обучения – это материальные объекты. предметы предназначенные непостредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся.

Средства обучения – это различные объекты, используемые педагогом и учащимися в процессе обучения.

Средства обучения – это материальный или идеальынй объект, который помещен между педагогом и учащимися и испльзован для усвоения знаний.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие матириалы и орудия учебного поцесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.

Преподаватель дожен помнить, что сами по себе технические средства обучения не подменяют его, как педагога, в процессе воспитания и наделения знаниями учащихся, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную, роль.

Дидактические процессы:

процесс ознакомления (представления)

осмысления (понимания)

применения (действие по образцу, алгоритму, творческое применение)

 

Организационные формы обучения и их эффективность.

По месту учебы (школьная, внешкольная, лекционные, лаборотрыне)

по продолжительности учебных занитй(30, 45 или сдвоенные)

по количеству учащихся (состав может быть постоянный и изменчивый)

по характеру внешнего проявления функций учителя и учащегося в соответствии с определенным распорядком (фронтальная, индивидуальная, коллективная)

Лекция №12 “Особенности процессов воспитания”

Это целенаправленный процесс,

- комплексный (единство целей, задач, форм и методов воспитания);

- многофакторный процесс (влияние семьи, социальных институтов, СМИ, микросоциума, субкультуры и т.д.);

- целостный характер процессов воспитания: его трудно расчленить на составляющие, создать алгоритм действий;

- двустронний процесс (субъектное взаимодействие);

- возможноо проявление сопротивления воспитанию;

- долговременный характер воспитания, результат часто непредсказуем, отсрочен в действии;

- непрерывный процесс, переходящий в самовоспитание;

- противоречивый, связанный с жизнью при отсутствии единых воспитательных теорий.

 

Личность группы, коллектив

Коллектив (лат. collectives) группа учащихся, взаимовлияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально-обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, имеющие потребности, нормы и правила поведения, организованы совместно выполняемой деятельностью и достигшие в своем развитии высокого уровня.

Функции коллектива:

· воспитательная;

· стимулирующая – коллектив способствует формированию духовно-нравственных ценностей личности;

· личностно-развивающая – коллектив способствует расширению кругозора личности и эмоциональному обмену.

Характерные признаки коллектива:

· наличие социально значимой цели;

· общая совместная деятельность для достижения целей;

· общая организация этой деятельности;

· отношения ответственной зависимости в коллективе (моральное единение);

· общий выборный руководящий орган (староста);

· широкая система коллективных связей;

· благоприятный морально-психологический климат;

· сознательная дисциплина, закрепленная в полезных привычках и традициях;

· гигиенический и педагогически продуманный распорядок жизни учащихся;

· развитая критика и самокритика и т.д.

Коллектив отмечает ряд особенностей:

· сплоченность;

· сознательность;

· взаимоответственность;

· самостоятельность;

· доброжелательность;

· здоровая критика и самокритика;

· разумное сочетание личностных и общественных интересов.

Автором теории деятельности личности в коллективе является Антон Семенович Макаренко. По Макаренко коллектив проходит три стадии:

1. стадия становления коллектива (задача педагога – знакомство, выработка правил поведения и взаимоотношений в коллективе, предъявление требований, групповых норм, превращающих группы в коллектив);

2. формирование актива группы (включение неформальных лидеров в актив группы под руководством педагога);

3. обучение членов коллектива методам конструктивного решение проблем (задача педагога – формирование общественного мнения, поддержание традиций. Сам коллектив выдвигает требования к каждому. Педагог – консультант);

4. самореализация и самовоспитание всех членов коллектива

 

Лекция №14

Основные этапы и условия построения целостного педагогического процесса

 

                                       Личностно-ориентированное обучение:

ролевое

трудовое

общение

деятельностное

свобода выбора

 

Непобежденный гарнизон

Лекция №16 «Основные понятия полного дидактического цикла»

Каждое действие представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие части:

· ориентировочную

· исполнительную

· контрольно-корректировочную

1 этап связан с формированием у учащегося мотивации на выполнение действия.

Более эффективной считается внутренняя мотивация обучающегося, базирующаяся на познавательном интересе и ненасыщаемой познавательной потребности. Такая мотивация может успешно пробуждаться, например, в проблемном обучении, когда ученик, сталкиваясь с проблемой, видит противоречие, испытывает затруднение, удивление, восхищение, желание разобраться.

Внешняя мотивация, положительная или отрицательная (например, материальное вознаграждение или угроза наказания), сохраняется не столь длительно, как внутренняя, и требует постоянного поддержания извне.

2 этап – ориентировочный. На этом этапе создается ориентировочная основа действия (ООД)

ООД – это описание выполнения действия, модель действия, которая может быть представлена в текстовом или графическом виде, а также система условий правильного выполнения действия.

ООД может быть составлена и преподнесена учащемуся по-разному, в зависимости от этого наблюдается больший или меньший развивающий эффект обучения. П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина выделили 3 типа ООД.

 

Исследователи подчеркивают, что тип ориентировки необходимо формировать тогда, когда ученик еще не приступил к отработке нового для него действия, но как раз этот момент часто упускается педагогами из поля зрения.

Важная педагогическая задача – обучение с самого начала безошибочному выполнению умственных действий.

анализ причин их возникновения показывает, что ошибки появляются лишь тогда, когда:

отсутствует ряд существенных условий, ориентиров, необходимых для првавилтьного выполнения действия;

процесс формирования действия не контролируется и не управляется учителем.

Нельзя ли обеспечить ученика необходимыми ориентирами, обставить вехами весь путь нового действия и таким образом в зародыше устранить самую возможность совершения ошибок при его формировании?

Как помочь избежать ошибок?

1. подробное описание последовательности операций, из которых состоит новое действие;

2. полный набор ориентиров для каждой из этих операций;

3. система указаний, как и в каком порядке пользоваться этими ориентирами и каким способом выполнять каждую операцию.

все это должно быть представлено ученику в таком виде, чтобы он, переходя от одного указания к другому, хотя и медленно, но с первого же раза мог правильно (и обоснованно) выполнить каждую операцию и в конце концов все действие.

Полная ООД - построение полной системы ориентиров не только сводит к минимуму количество ошибок, но и обеспечивает возможность самостоятельного контроля учеником правильности выполнения умственного действия на каждом этапе его формирования.

Материализованное действие

Материализованное действие является начальным этапом формирования любого умственного действия и обучать минуя его нельзя

Именно на этом этапе действие подвергается развертыванию и обобщению.

Развернуть действие – значит показать все его операции в их взаимной связи. Так, объясняя сложение, учитель вначале формирует из предметов отдельные слагаемые, затем соединяет их в общую группу и затем пересчитывает ее с начала до конца.

Обобщить действие – значит выделить из многих свойств объекта именно те, которые необходимы и достаточны для выполнения действия

Этап – внешнеречевой

На этом этапе действие выполняется без опоры на материальные или материализованные объекты, сопровождается устной или письменной речью, которая выполнят функцию ООД.

При пропуске этого шага навык становится неустойчивым. неуверенным, совершается с массой ошибок, сопровождается постоянным стремлением вернуться к действию с предметами.

Пропуск при обучении громкоречевого этапа вызвал увеличение ошибок в 3-4 раза по сравнению с группой детей, которая прошла все этапы.

Ребенка следует специально учить проговариванию вслух.

При этом могут быть ошибки:

1. заучивание правил без умения пользоваться ими;

2. неумение объяснить действие, практическое выполнение которого, на первый взгляд, освоено учащимся.

Виды контроля

· предварительный

· текущий

· периодический

· тематический

· итоговый

· отсроченный

 

Предварительный контроль – имеет диагностические задачи. Проводится с целью выявления имеющихся знаний. умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль – осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, их глубину и прочность, возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся. Стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль – подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти. полугодия.

Тематический контроль – осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

Итоговый контроль – призван определить конечные результаты обучения, охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль – контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более), соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

Формы контроля:

· индивидуальный (позволяет получить более полные и точные данные об уровне усвоения. оставляет пассивными на уроке других учеников)

· фронтальный (комбинированный) опрос занимает всех учащихся сразу, но дает более поверхностное представление об усвоении ими знаний.

Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

Методы контроля:

устный

письменный

практический

машинный

самоконтроль

устный контроль – осуществляется в процессе устного пороса обучаемых. Позволяет выявить знания, проследить логику, умение использовать знания для выражения и доказательства своей точки зрения.

письменный контроль – предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ и так далее). позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.

Практический контроль – применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.

Машинный контроль – экономит время учащихся и преподавателя.

Комбинированный (уплотненный) контроль – сочетание различных методов контроля (сочетание устного и письменного опроса).

Педагогические требования предъявляемые к контролю:

· индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за кго личной учебной деятельностью);

· систематичность. регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

· разнообразие форм проведения контроля (выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля;

· всесторонность контроля (проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся);

· объективность контроля (исключает субъективные и ошибочные суждения и выводы);

· дифференцированный подход (учитывает индивидуальные личностные качества обучаемых);

· единство требований со стороны обучающих.

Тестовый контроль – основным инструментом такого контроля является тест.

В зависимости от предмета измерения выделяют следующие тесты:

· педагогические

· психологические

· социологические

· социально-психологические

· культурологические и другие

Негативные стороны тестирования:

трудно проверить глубину понимания вопроса. логику мышления;

существует вероятность случайности;

тестовые задания не позволяют проверить творческое применение усвоенных знаний в новой ситуации.

Лекция №18

Решая проблему гражданского воспитания учащихся сосредоточим усилия на формирования ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Реализация этой задачи предполагает воспитание:

· политической культуры учащихся

· патриотизма

· культуры межнациональных отношений

· гражданской культуры

· национального самосознания

· гордости за свою страну, ее историю, культуру.

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой, наделенное совокупностью прав и обязанностью.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству и народу. Проявляется в чувстве привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительном отношении к родному языку, преданности и заботе об интересах родине, защиты ее свободы и независимости, гордости за социальные и культурные достижения, уважительное отношение к историческому прошлому и ее нравственным традициям, стремлении посвятить свой труд силы и способности расцвету родины.

Культура межнациональных отношений отражает уважение к культурам других наций, их языку, национальным обычаям и традициям, проявление интереса к достижению культуры и достижению других стран и народов, при соблюдении общечеловеческих ценностей.

Экологическое воспитание является частью экологического образования. Направлено на формирование экологической культуры личности, определяется универсальным значением природы для человека и общества и включает в себя знания о компонентах и их взаимосвязях в системе «человек – общество – природа», а также выработка у учащихся привычки бережного отношения к природе.

В науке человек познает истину - ложь, в искусстве – прекрасное, безобразное. Нравственность отвечает на вопрос, что есть добро, что есть зло.

Нравственность – совокупность реальных отношений, возникающий между людьми с позиции добра или зла согласно общепринятым нормам.

Мораль – нормы и правила жизнедеятельности и поведения людей, определяющие их обязанности и отношения друг к другу.

Нравственное воспитание – постепенное приобщение детей к понятиям добра или зла, принятие сущности этих понятий на основе выработки привычек нравственного поведения в повседневной жизни.

Духовность – потребность познания себя, смысла и назначения своей жизни. Все вещи в мире постоянно изменяются, двигаются к своей смерти и умирают – они не могут называться реальными.

Духовный поиск – является поиском Истины, Истинной реальности, то есть того, что является реальным, вечным, неизменным, никогда не рождалось, и никогда не умрет.

Кротость – отсутствие гнева, раздражительности.

Лекция

Педагогика (греч. «детовождение) – это воспитание человека человеком. Появилась в 17 веке (наука руководства чтения). Чешский философ в «Великой дидактике» (Ян Амос Каменский) выделил средства методы и формы (начала считаться наукой). Из педагогики выделилась общая педагогика, вторая - дидактика (теория обучения), третья – теория воспитания. Френсис Бенкем.

2 модели образования: знаниваевая (развитие мышления – творческого, системного например, ядро навыков по профессии) деятельностная (учащийся самостоятельно собирает знания).

Педагогика – это наука о воспитании и обучении человека, которая раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования, а затем применяет их на практике в учебном и воспитательном процессе. (т.е. о развитии его жизненного опыта).

Функции педагогическо науки:

1. Познать закономерности и механизмы социального и личностного формирования и развития растущего человека в условиях специально организованного воспитания.

2. Раскрыть его теоретические основы и разработать методику организации воспитательной деятельности.

Объектом педагогики - это те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида.

Предмет педагогики – это целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в его условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.24 с.)