Перечень формируемых компетенций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень формируемых компетенций



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования

«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

 

КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ

УТВЕРЖДАЮ:

Директор КС ПГУТИ

____________Андреев Р.В.

«____»____________2017г.

СБОРНИК

Практических занятий

по дисциплине

«Математические методы»

Номера работ: № 1- 12

для специальности: 09.02.03 – «Программирование в компьютерных системах»

 

Каждая работа рассчитана на 2 часа

 

 

 

Составлен преподавателем Лобачевой М.Е.

 

Рассмотрен на заседании П(Ц)К

«Информационные системы и технологии»

Протокол № 5 от 10.01.2017г.

Председатель П(Ц)К________Шомас Е.А.

 

Самара,

2017 г


Перечень формируемых компетенций

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информацион­но – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

       ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

       ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.


Практическое занятие №1

Наименование занятия: Составление простейших математических моделей

Цель занятия: Научиться составлять математическую модель задач линейного программирования. Формировать ОК 1 – ОК 9.

Подготовка к занятию: Повторить теоретический материал по теме «Линейное программирование»

Литература:

  1. Лобачева М.Е.  Конспект лекций «Математические методы», 2015г.

Перечень необходимых приборов, инструментов, материалов: ПЭВМ

Задание на занятие:

Составить математические модели задач в соответствии со своим вариантом.

 

Вариант Выполняемые задания Вариант Выполняемые задания
1 1, 7, 15 6 5, 10, 14
2 2, 5, 8 7 1, 3, 8
3 3, 9, 11 8 2, 4, 11
4 4, 5, 12 9 3, 7, 13
5 6, 13, 15 10 6, 14, 15

 

Задача 1. Производительная мощность ремонтного завода позволяет за месяц произвести капитальный ремонт ходовой части 20 тракторов типа А или 40 тракторов типа В. За это же время можно изготовить или 30 кабин тракторов типа А, или 30 кабин тракторов типа В. Определить производственную программу завода, обеспечивающую максимальную прибыль, если стоимость ремонта одного трактора типа А в 2 раза больше стоимости ремонта одного трактора типа В.

Задача 2. Из одного города в другой ежедневно отправляются пассажирские и скорые поезда. В таблице указаны обязательный состав вагонов поезда, наличный парк вагонов разных видов, из которых можно комплектовать поезд, и количество пассажиров, перевозимых в каждом вагоне.

Параметр

Вагоны

багажный почтовый плацкартный купейный мягкий
Скорый поезд 1 1 5 6 3
Пассажирский поезд 1 - 8 4 1
Число пассажиров - - 58 40 32
Парк вагонов 12 8 81 70 26

 Определить число скорых и пассажирских поездов, при котором число перевозимых пассажиров будет наибольшим.

Задача 3. Оборудование консервного цеха позволяет подготовить к выпуску фруктовые компоты в двух видах тары: полиэтиленовой, вмещающей 15 центнеров, или жестяной, вмещающей 5 центнеров. Можно подготовить полиэтиленовой тары – на 12 центнеров продукции, жестяной – на 6 центнеров. Определить производственную программу, дающую наивысшую прибыль, если себестоимость производства одного центнера компота в полиэтиленовой таре составляет 30 у.е., в жестяной – 15 у.е. Отпускная цена независимо от тары 40 у.е./ц.

Задача 4. Механический цех за смену может изготовить 600 деталей №1 или 1200 деталей №2.Производственная мощность термического цеха, куда эти детали поступают на термообработку в тот же день, позволяет обработать 1200 деталей №1 или 800 деталей №2. Цены на детали одинаковые. Оба цеха работают в одну смену. Определить ежедневную производительную программу выпуска деталей, максимизирующую товарную продукцию предприятия. 

Задача 5. При составлении ежедневного рациона кормления скота можно использовать свежее сено (не более 50 кг) и силос (не более 85 кг). Рацион должен обладать особой питательностью (число кормовых единиц не менее 30) и содержать питательные вещества: белок (не менее 1 кг), кальций (не менее 100 г), фосфор (не менее 80 г). В таблице приведены данные о содержании указанных компонентов в 1 кг каждого продукта питания и себестоимости этих продуктов.

Продукт Количество кормовых единиц Белок, г/кг Кальций г/кг Фосфор г/кг Себестоимость 1 кг, у.е.
Сено 0,5 46 1,25 2 1,2
Силос 0,5 10 2,5 1 0,8

Определить оптимальный рацион при условии минимальной себестоимости.

Задача 6. На складе имеется 204 изделия вида А, 278 изделий вида В, 365 изделий вида С. Транспортная фирма берется обеспечить перевозку части этих изделий автомобилями двух типов при условии их полной загрузки. Полная загрузка автомобилей первого типа обеспечивается помещением в него изделий А, В, С в количествах 4, 2, 4 соответственно. Полная загрузка автомобилей второго типа обеспечивается помещением в него изделий А, В, С в количествах 3, 5, 5 соответственно. Прибыль от перевозки груза автомобилем первого типа составляет 3 у.е., второго типа – 5 у.е. Определить, сколько автомобилей каждого типа должна выделить транспортная фирма для перевозки груза, чтобы обеспечить наибольшую прибыль.

Задача 7. Для выработки удобрений видов А и В применяется сырье, запасы которого составляют 600, 400, 2400, 2500 кг. Количество сырья каждого вида, необходимого для производства удобрений, приведено в таблице.   

Сырье

Удобрения

А В
S1 0,2 0,1
S2 0,1 0,1
S3 0,3 0,8
S4 0,4 0,2

Доход от продажи 1 кг удобрения А составляет 2 у.е., удобрения В – 1,5 у.е. Составить план производства, обеспечивающий максимальную прибыль.

Задача 8. Завод может производить за месяц или 200 роторов электродвигателя типа А, или 600 роторов электродвигателей типа В. За это же время завод может изготовить 400 статоров для электродвигателей типа А или 500 статоров для электродвигателей типа В. Цены двигателей соотносятся как 6:4. Определить производственную программу завода для обеспечения максимума общей стоимости продукции.

Задача 9. Цех №1 за месяц может произвести капитальный ремонт 8 двигателей комбайнов. Цех №2 за это время может отремонтировать 7 ходовых частей комбайнов типа А или 11 – типа В. Цех №3 при этом может выполнить все работы на 14 комплектах навесных агрегатов для комбайнов типа А или на 7 комплектах для комбайнов типа В. Капитальный ремонт комбайна типа А в два раза дешевле капитального ремонта комбайна типа В. Определить производственную программу завода, обеспечивающую максимальный доход.

Задача 10. Для изготовления двух типов изделий А и В фабрика расходует в качестве сырья сталь и цветные металлы, имеющиеся в ограниченном количестве. Изделия изготовляются на токарных и фрезерных станках. В таблице приведены запасы стали и цветных металлов, которыми располагает предприятие, ресурсы оборудования по станкам, нормы расхода материалов и нормы затрат на единицу изделия, прибыль от продажи единицы каждого изделия. 

Ресурс

Объем ресурса

Нормы расхода на одно изделие

А В
Сталь (кг) 570 10 70
Цветные металлы (кг) 490 20 50
Токарные станки (станко-час) 5600 300 400
Фрезерные станки (станко-час) 3400 200 100
Прибыль (у.е.)   3 8

Определить план выпуска продукции, при котором будет достигаться максимальная прибыль.

Задача 11. Мебельная фабрика выпускает столы, стулья, бюро и книжные шкафы. При изготовлении этих товаров используются два различных типа досок, причем фабрика имеет в наличии 1500 м досок типа I и 1000 м досок типа II. Кроме того, заданы трудовые ресурсы в количестве 8000 чел.-ч. В таблице приведены нормативы затрат каждого из видов ресурсов на изготовление 1 ед. изделия и прибыль на 1 ед. изделия.

Ресурсы

Затраты на 1 ед. изделия

Столы Стулья Бюро Шкафы
Доски I типа, м 5 1 9 12
Доски II типа, м 2 3 4 1
Трудовые ресурсы, чел.-ч. 3 2 5 10
Прибыль, у.е/шт 12 5 15 10

Определить оптимальный ассортимент, обеспечивающий максимальную прибыль при условии комплектности: количество столов относится к количеству стульев, как 1:6.

Задача 12. Из четырёх видов основных материалов (медь, цинк, свинец, никель) составляют три вида сплавов латуни: обычный, специальный и для художественных изделий. Цены единицы веса меди, цинка, свинца и никеля составляют 8, 6, 4 и 10 у.е., а единицы веса сплава, соответственно, 20, 30, 40 у.е. Сплав для художественных изделий должен содержать не менее 6% никеля, не менее 50% меди и не более 30% свинца; специальный – не менее 4% никеля, не менее 70% меди, не менее 10% цинка и не более 20% свинца. В обычный сплав компоненты могут входить без ограничений. Производственная мощность предприятия позволяет выпускать (за определённый срок) не более 400 ед. веса обычного сплава, не более 700 ед. веса специального сплава и не более 100 ед. веса декоративного сплава.

Составить производственный план, обеспечивающий максимальную прибыль.

Задача 13. Механический завод при изготовлении трёх разных типов деталей использует токарные, фрезерные и строгальные станки. При этом обработку каждой детали можно вести тремя различными технологическими способами. В таблице указаны ресурсы (в станко-часах) каждой группы станков, нормы расхода времени при обработке детали на соответствующем станке по данному технологическому способу и прибыль от выпуска единицы детали каждого вида.

Детали

I

II

III

Ресурсы времени

Технологические способы 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Токарный 0,4 0,9 0,5 0,5 0,3 - 0,7 - 0,9 250
Фрезерный 0,5 - 0,4 0,6 0,2 0,5 0,3 1,4 - 450
Строгальный 0,3 0,5 0,2 0,4 1,5 0,3 - 1 0,5 600
Прибыль

12

18

30

 

Составить оптимальный план загрузки производственных мощностей, обеспечивающий максимальную прибыль при условии выполнения соотношения между количеством деталей различных типов 1:2:1.

Задача 14. Строительный комбинат производит 2 типа облицовочных плит. Для производства используется цветной цемент, мраморная и гранитная крошка. Потребление компонентов задано пропорциями 10:5:9:4, 17:10:4:5. Последний член в пропорции задаёт потребление прочих материалов (красители, вода и др.). Комбинат располагает материалами в количестве 50 000 т цветного цемента, 22 000 т мраморной крошки, 30 000 т гранитной крошки, прочие материалы без ограничений. Определить оптимальный план производства облицовочных плит, который позволяет произвести отделку максимальной площади, если известно, что на облицовку одного квадратного метра необходимо 0,07 т плит первого типа или 0,1 т второго типа.

Задача 15. Для кормления скотаиспользуются грубые корма и концентраты. В 1 кг концентратов содержится 0,8 кормовых единиц и 0,06 кг протеина, в 1 кг грубых кормов – 0,3 кормовых единиц и 0,05 кг протеина. Суточный рацион должен содержать не менее 12 кормовых единиц и не менее 1,5 кг протеина. Составить дневной рацион, имеющий минимальную стоимость, если 1 кг концентрата стоит 10 у.е., а 1 кг грубых кормов – 6 у.е.

 

Порядок проведения занятия:

  1. Получить допуск к работе;
  2. Выполнить задания в соответствии со своим вариантом;
  3. Ответить на контрольные вопросы.

 

Содержание отчета:

  1. Наименование, цель работы, задание;
  2. Выполненное задание;
  3. Выводы по результатам выполненного задания;
  4. Ответы на контрольные вопросы.

 

Контрольные вопросы для зачета:

1. Какие задачи относятся к задачам линейного программирования?

2. Запишите общий вид задачи линейного программирования.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пример построения математической модели задачи

Предприятие изготавливает и продает краску двух видов: для внутренних и внешних работ. Для производства краски используется три исходных продукта S1, S2 и S3. Расходы продуктов и запасы этих продуктов на складе приведены в таблице:

 

 

Исходный

продукт

Расход продуктов (в тоннах на 1 т. краски)

Запас продукта на

складе (тонн)

краска для внутренних работ краска для внешних работ
S1 10 5 250
S2 20 20 500
S3 5 5 200

Выпуск 1 тонны краски для внутренних работ приносит предприятию прибыль в размере 200 денежных единиц (ден. ед.), для внешних работ - 200 ден. ед. Требуется определить, сколько краски каждого вида следует производить предприятию, чтобы получить максимальный доход (при соблюдении ограничений на ресурсы).

1) Введем переменные задачи:

Обозначим x 1 - количество производимой краски для внутренних работ; x 2 - соответствующее количество краски для наружных работ.

2)Ограничения, которым должны удовлетворять переменные задачи:

Учитывая количество каждого вида сырья для производства краски, а также запасы сырья и прибыль, получаемую от выпуска изделий, составим соответствующие ограничения.

3) Целевая функция задачи:

Обозначим Z доход от продажи краски, тогда целевая функция задачи записывается так:

Z = 200 х 1 + 200 х 2

 

Таким образом, задача состоит в том, чтобы найти максимум целевой функции

Z = 200 х 1 + 200 х 2  при ограничениях

Это и есть математическая модель задачи.


Практическое занятие №2

Наименование занятия: Решение задач линейного программирования графическим методом

Цель занятия: Научиться составлять математическую модель задачи линейного программирования, решать ее графическим методом. Формировать ОК 1 – ОК 9, овладеть знаниями и умениями, необходимыми для освоения ПК 1.1, ПК 1.2.

Подготовка к занятию: Повторить теоретический материал по теме «Линейное программирование»

Литература:

  1. Лобачева М.Е. Конспект лекций «Математические методы», 2015г.

Перечень необходимых приборов, инструментов, материалов: ПЭВМ

Задание на занятие:

Задание 1. Решить задачу линейного программирования графическим методом

 

Вариант   Вариант  
1   6  
2     7  
3     8  
4     9  
5   10  

 

Задание 2. Составить математическую модель задачи и решить ее графическим методом

 

Один из цехов предприятия выпускает изделия двух видов: А и В. Для производства этих изделий требуются три вида сырья: S1, S2 и S3. На выпуск изделия А расходуется D1 кг S1, D2 кг S2 и D3 кг S3. На выпуск изделия В расходуется F1 кг S1, F2 кг S2 и F3 кг S3. Запасы ресурсов ограничены: за рабочую смену цех может израсходовать не более G1 кг S1, G2 кг S2 и G3 кг S3. Выпуск изделия А приносит предприятию прибыль в размере Р1 денежных единиц (ден. ед.), изделия В - Р2 ден. ед. Требуется составить оптимальный план работы цеха, т.е. найти, сколько изделий А и изделий В требуется выпускать, чтобы получить максимальную прибыль (при соблюдении ограничений на ресурсы).

 

Вариант D1 D2 D3 F1 F2 F3 G1 G2 G3 P1 P2
1 5 10 20 20 5 5 500 250 200 300 100
2 15 10 10 10 10 10 400 200 350 150 250
3 10 15 10 10 15 5 200 400 350 250 150
4 15 15 5 15 5 15 450 250 250 200 200
5 10 20 5 5 20 5 250 500 200 200 200
6 5 15 15 15 5 15 250 250 450 200 200
7 5 15 15 15 15 5 250 400 250 200 200
8 10 15 10 15 10 10 300 300 250 250 150
9 15 10 10 10 10 15 300 250 300 250 150
10 10 10 15 10 15 10 250 300 300 150 250

 

Порядок проведения занятия:

  1. Получить допуск к работе;
  2. Выполнить задания в соответствии со своим вариантом;
  3. Ответить на контрольные вопросы.

 

Содержание отчета:

  1. Наименование, цель работы, задание;
  2. Выполненное задание;
  3. Выводы по результатам выполненного задания;
  4. Ответы на контрольные вопросы.

 

Контрольные вопросы для зачета:

1. Какие задачи относятся к задачам линейного программирования?

2. Запишите общий вид задачи линейного программирования.

3. Геометрический метод решения задач линейного программирования, его достоинства и недостатки

4. Как определяется область допустимых решений?

5. Перечислите основные этапы решения задачи ЛПР графическим способом.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Практическое занятие №3

Наименование занятия: Решение задач линейного программирования с помощью Excel и Mathcad

Цель занятия: Научиться решать задачи линейного программирования с помощью Excel и Mathcad. Формировать ОК 1 – ОК 9, овладеть знаниями и умениями, необходимыми для освоения ПК 1.1, ПК 1.2.

Подготовка к занятию: Повторить теоретический материал по теме «Линейное программирование».

Литература:

  1. Лобачева М.Е. Конспект лекций «Математические методы», 2015г.

Перечень необходимых приборов, инструментов, материалов: ПЭВМ

Задание на занятие:

Составить математическую модель задачи линейного программирования и решить ее с помощью Microsoft Excel и MathСad, сравнить полученные результаты.

Имеется  продуктов , содержащих  видов питательных веществ . Пусть , где ;  — количество единиц -го питательного вещества в единице -го продукта;  — суточная потребность (минимальная норма) организма в -м питательном веществе;  — стоимость единицы -го продукта. Требуется выбрать такой суточный рацион питания (т. е. назначить количества продуктов , входящих в него), чтобы условия по питательным веществам были выполнены, а стоимость рациона была минимальной.

Вариант

Виды питательных веществ

Количество единиц питательных веществ в единице продукта

Минимальная норма питательных веществ

Стоимость единицы продукта

1

3 1 - - 9

4

6

-

-

1 2 - - 8
1 6 - - 12

2

1,2 1,4 0,8 - 1,6

3

4

5

-

80 280 240 - 200
5 5 100 - 10

3

26,5 7,8 0 0 21

14,4

16

12,8

10,5

51 26 45,7 0 30
0 0 5 72,5 500

4

1 5 - - 10

2

3

-

-

3 2 - - 12
2 4 - - 16
2 2 - - 10
1 0 - - 1

5

0,18 0,24 1,2 - 12

1

1,1

7,5

-

10 8 200 - 100
15 1 1,5 - 450

Для изготовления  видов продукции  предприятие использует   видов ресурсов . Запасы ресурсов каждого вида ограничены и равны . На изготовление единицы продукции -го вида() расходуется  единиц -го ресурса(). При реализации единицы -ой продукции предприятие получает  единиц прибыли. Необходимо составить такой план выпуска продукции, чтобы при её реализации получить максимальную прибыль.

 


Вариант

Виды ресурсов

Расход ресурсов на единицу продукции

Запасы ресурсов

Доходы от реализации единицы продукции

6

2 1 1 25

6

5

5

1 1 1 14
0 4 2 19
3 0 1 24

7

2 5 - 300

5

8

-

4 5 - 400
3 0 - 100
0 4 - 200

8

2 5 - 20

50

40

-

8 5 - 40
5 6 - 30

9

2 3 - 19

7

5

-

2 1 - 13
0 3 - 15
3 0 - 18

10

2 5 7 60

32

13

61

22 14 18 500
10 14 8 328

 

Порядок проведения занятия:

1. Получить допуск к работе.

2. Решить задачу в соответствии со своим вариантом с помощью Microsoft Excel и MathСad.

3. Сравнить полученные результаты и сделать вывод.

4. Ответить на контрольные вопросы.

Содержание отчета:

1. Наименование, цель работы, задание;

2. Выполненное задание;

3. Выводы по результатам выполненного задания;

4. Ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы для зачета:

  1. С помощью каких математических систем можно решать задачи ЛПР?
  2. Каков порядок решения задач ЛПР с помощью электронных таблиц MS Excel?
  3. Каковы недостатки решения задач ЛПР при помощи MS Excel?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пример выполнения задания

Для откорма животных на ферме в их ежедневный рацион необходимо включить не менее 33-х единиц питательного вещества , 23-х единиц вещества  и 12-ти единиц вещества . Для откорма используется 3 вида кормов. Данные о содержании питательных веществ и стоимости весовой единицы каждого корма даны в таблице.

   (усл. ед.)  (усл. ед.)  (усл. ед.) Стоимость (руб.)
Весовая единица корма I 4 3 1 20
Весовая единица корма II 3 2 1 20
Весовая единица корма III 2 1 2 10

Требуется составить наиболее дешёвый рацион, при котором каждое животное получило бы необходимые количества питательных веществ ,  и .

 

Математическая постановка задачи. Пусть , ,  — количества кормов I, II, III видов, включаемые в ежедневный рацион (, ). Тогда должно быть:

                                (3)

При этом линейная функция (стоимость рациона)

                           (4)

 

Пример решения задачи в Microsoft Excel.

В настоящее время одним из наиболее известных способов численного решения задач линейного программирования является использование надстройки «Поиск решения» электронных таблиц Microsoft Excel.

При решении задачи с помощью надстройки Поиск решения необходимо:

1. открыть окно Microsoft Excel;

2. заполнить ячейкиA1-А4 таблицы обозначениями , ,  и min соответственно:

3. в ячейку В4 записать формулу (4) через адреса соответствующих ячеек:  

Рисунок 2

4. в диапазон ячеек А7-С9 записать систему (3) через адреса соответствующих ячеек, т. е. в А7 ввести формулу , в А8 ввести формулу , в А9 ввести формулу , в ячейки В7-В9 ввести слова не менее, в ячейки С7-С9 33, 23 и 12 соответственно:

                                                     

5. для решения поставленной задачи в меню Сервис выбрать пункт Поиск решения…

6. в появившемся окне Поиск решения в поле Установить целевую ячейку надо щёлкнуть по кнопке , затем в ячейке B4 и снова по кнопке ; в поле Равной установить флажок минимальному значению, в поле Изменяя ячейки щёлкнуть по кнопке , выделить мышью диапазон ячеек В1¸В3 и снова щёлкнуть по кнопке  :

7. нажать на копку Добавить: появится новое окно Добавление ограничения, в поле Ссылка на ячейку надо щёлкнуть по кнопке , затем выделить мышью диапазон ячеек В1¸В3 и снова щёлкнуть по кнопке , в следующем поле необходимо выбрать знак >=, нажав , затем в поле Ограничение ввести 0;

8. в этом же окне Добавление ограничения нажать кнопку Добавить (появится новое окно Добавление ограничения) и ввести новое ограничение: в поле Ссылка на ячейку надо щёлкнуть по кнопке , затем выделить мышью диапазон ячеек А7¸А9 и снова щёлкнуть по кнопке , в следующем поле необходимо выбрать знак >=, нажав , затем в поле Ограничение надо щёлкнуть по кнопке , затем выделить мышью диапазон ячеек C7¸C9 и снова щёлкнуть по кнопке  :

9. все ограничения нами учтены: нажать кнопку ОК, после чего снова откроется диалоговое окно Поиск решения, и нажать кнопку Выполнить:

10. в появившемся диалоговом окне Результаты поиска решения нажать кнопку ОК и получим результат вычислений:



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.161 с.)