Теория и практика обучения русскому языку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и практика обучения русскому языку



КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРОССВОРДОВ КАК СРЕДСТВА ОВЛАДЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ

Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили подготовки: Русский язык и Литература

Форма обучения: очная

 

  Выполнил обучающийся:    
  Руководитель:  
  ______________ ________   (оценка)                       (подпись)
  Оренбург, 2019 г.    

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования кроссворда как средства овладения лингвистической терминологией
…………………………………….5
1.1 Кроссворд и его виды………………………….………………………………….5
1.2 Кроссворд как метод обучения и контроля на уроках русского языка………..9

1.3 Лингвистический термин и пути овладения им в школе………………………15
ГЛАВА 2. Методические пути использования кроссворда в овладении лингвистической терминологией на уроках русского языка в 5-9 классах ……………………………………………………………………………….17
2.1 Кроссворд на уроке изучения лингвистического материала в 5-9 классах……………………………………………………………………………......17
2.2 Кроссворд как средство контроля на уроках русского языка в 5-9 классах…20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….....39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
……………………………………………………........40

Введение

Изучение терминов вызывает интерес лингвистов уже на протяжении довольно длительного времени. Неоднократно предпринимались попытки познания их теоретической сущности, не приведшие к однозначному ответу. С развитием науки меняется состав терминологического аппарата, а также научные взгляды относительно свойств терминов и методов их изучения.
Актуальность

Актуальность данной темы заключается в том, с одной стороны, эффективное обучение нормам русского языка и развитие речи школьников невозможно без однозначной квалификации изучаемых явлений, установления точной связи между языковыми явлениями и их номинациями в учебной и научной литературе; с другой стороны, представляя собой совокупность абстрактной лексики, лингвистические термины трудно поддаются изучению школьниками, что требует применения современных и эффективных форм и методов обучения.

Наиболее эффективным и удобным в использовании для формирования терминологической грамотности обучающихся является кроссворд. Кроссворд – это игровая методика, сущность которой заключается в разгадывании слов по приведенным определениям.

Каждый учебный предмет выдвигает свою классификацию кроссвордов, и это вытекает из своеобразия данной учебной дисциплины. Поэтому проще за основу взять главную обучающую цель занятия.

Кроссворд помогает: организовать самостоятельную работу; вызвать интерес к изучаемой теме; формированию терминологической грамотности, то есть более прочному усвоению терминологический аппарата учебной дисциплины.

Объект исследования –  процесс обучения русскому языку в средней школе.

Предмет исследования – методика применения кроссворда как способа овладения учащимися лингвистической терминологией.

Цель исследования – разработать методические пути использования кроссворда как средства овладения лингвистической терминологией на уроках русского языка.

Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:

дать определение содержанию понятия кроссворд, представить разные виды кроссвордов;

описать потенциал кроссворда как метода обучения русскому языку;

определить содержание понятия «термин» и выявить признаки лингвистической терминологии;

разработать методические пути использования кроссворда при изучении лингвистического материала в 5 – 9 классах;

разработать упражнения с применением кроссворда как средства контроля на уроках русского языка.

Методы исследования: анализ методической литературы, подбор дидактического материала, разработка упражнений на основе кроссвордов разных видов.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Кроссворд и его виды

Обратимся в параграфе определениям понятия кроссворд и его видам.

Кроссворд это « игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры» [7, c. 308].

Выделяют разные виды и формы кроссвордов: классический кроссворд, кейворд, чайнворд, сканворд и т.д.

 Анаграммный кроссворд: для решения этого кроссворда необходимо из нескольких слов составить одно слово-анаграмму и вписать его в кроссвордную сетку. Например: шаман + рак = шарманка.

Английский кроссворд, или филворд, представляет собой поле, заполненное буквами. В этом поле вам необходимо искать и вычеркивать различные слова. В английском филворде слова вычеркиваются по прямой линии в любом направлении. При этом одна буква может входить в несколько слов. После вычеркивания всех слов могут остаться буквы, из которых необходимо сложить какое-то слово или фразу[17].

Рис. 1. Филворд

Ассоциативный кроссворд: в его сетке пересекаются не слова, а их определения, в роли которых как раз и выступают ассоциации. При этом те ассоциации, которые находятся на границах слов, относятся к обоим из них[17].

Кейворд или ключворд - разновидность кроссворда, в котором буквы заменены числами. Одинаковым числам соответствуют одинаковые буквы. Необходимо найти соответствие между ними, чтобы в результате получилась сетка, заполненная словами, как в обычном кроссворде. Иногда к кроссворду дается табличка с цифрами, куда выписываются под свои номера буквы из уже отгаданных слов. В этой же табличке, или в самом кроссворде, даются буквы-подсказки [17].

Классический кроссворд являются одной из самых ранних разновидностей кроссвордов. В отличие от скандинавских кроссвордов, в классических кроссвордах все вопросы представлены в виде отдельного пронумерованного списка. Ответы необходимо вносить в поле кроссворда в соответствующие блоки из пустых ячеек слева направо и сверху вниз, как правило, в именительном падеже в единственном числе, за исключением слов, правописание которых предусматривает только множественное число [17].

 

Рис. 2. Классический кроссворд

Прародителем линейного кроссворда является чайнворд. Слова-ответы образуют цепочку слов методом стыкования, то есть слова не пересекаются, а только стыкуются друг с другом. В результате цепочка превращается в две одинаковых цепочки из разных слов, различающиеся только разбивкой. Например, цепочка «ЛистопадРесторанТракт», в другой разбивке превращающаяся в «ЛисТопАдресТорАнтракт».

С фрагментами: определения в кроссворде этого типа задаются в виде изображений (рисунков, фотографий и т.д.).

Другое его название – сканворд. Этот тип кроссворда появился на страницах многочисленных изданий сравнительно недавно, но сразу же стал самым популярным видом кроссворда. В сканворде определения слов даются в квадратиках прямо внутри сетки, а слова вписываются по направлениям, указанными стрелками. В этих кроссвордах особые определения слов. Они могут обозначать все что угодно. Иногда нужно отыскать синоним данного слова или его антоним. В этих кроссвордах все вопросы внесены прямо в сетку самого кроссворда. При помощи стрелок-указателей определяется расположение разгадываемых слов. В отличие от классических кроссвордов, разгадываемые слова в сканвордах имеют большее количество взаимных пересечений, что в некоторой степени упрощает их разгадывание. В связи с ограниченным пространством для написания вопросов, в сканвордах очень распространены вопросы-задания, построенные на различных ассоциациях, словах-антагонистах, словах-синонимах, определениях пропущенных слов в различных известных словосочетаниях. На данный момент сканворды являются одними из самых популярных разновидностей кроссвордов [17].

Рис. 3. Сканворд

Чайнворд: данный вид кроссворда, представляет собой цепочку слов, в которой последняя буква первого слова является первой буквой второго и т.д. То есть, слова в чайнворде не пересекаются, а только стыкуются друг с другом.

Ребусный кроссворд — отличается от кроссворда с фрагментами только тем, что в качестве рисунка-определения используется ребус, решив который можно вписать слово в кроссворд [17].

Специальные онлайн сервисы для создания кроссвордов

· Фабрика кроссвордов

Можно составить кроссворд по выбранным словам, а потом распечатать его. Так же можно дать ссылку на разгадывание этого кроссворда, что порадует тех, кто занимается с обучающимися в дистанционном режиме.

· Online Test Pad

На сервисе представлены все виды кроссвордов по различным учебным тематикам. Так же имеется конструктор кроссвордов, в котором можно сделать не только классический кроссворд, но и филворд, японский кроссворд, сканводр. На сайте быстрая публикация в общий доступ с указанием тематики и категории.

· Cross

Введите слова, задайте размер и получите заполненный кроссворд, которй можно скачать в формате Word. Для использования кроссворда на уроке вам нужно будет только ввести вопросы в шаблон кроссворда, который скачивается в Word, распечатать нужное количество экземпляров, а также распечатать себе один экземпляр, чтобы можно было легко проверять.

· Hot potatoes – Программа для создания кроссвордов. Данное приложение интегрируется, а то и по умолчанию стоит в СДО Мудл.Имеется инструкция по работе на русском языке.

· Играемся — сервис для детей, где вы найдете не только классические кроссворды, но и сложные сканворды, которые помогают в развитии ассоциативного мышления ребенка.

· Учимся играя — представлены кроссворды, викторины, ребусы, головоломки по всем школьным предметам.

Сочетание кроссворда с другими методами арт-педагогики (коллаж, глоги, интеллект-карта, инфографика, эссе, инсценировки) позволяет расширить возможности метода и задействовать разные типы восприятия информации (зрительная, слуховая и т.д.).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Русский язык среди всех школьных предметов занимает одно из важных мест, потому что является не только объектом, но и средством обучения. Изучая русский язык на уроке, школьники получают навыки и умения, которые им понадобятся в дальнейшем для овладения знаниями по другим учебным предметам. Изучение лингвистической терминологии с образовательно-познавательной точки зрения создает условия для системного подхода в усвоении лексических понятий, способствует знакомству учащихся с термином как единицей лексической системы, со значением слова. Учителю необходимо осуществлять поиск таких условий, при которых изучение лексической терминологии школьниками будет наиболее эффективным, поскольку для формирования понятий необходим определенный уровень развития абстрактного мышления. Он создается в процессе обучения и требует специальных упражнений.

Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. У школьников наблюдается:

– ограниченность специального словарного запаса,

– трудности понимания значения и актуализации слов-терминов,

– неумение выделять основные семантические признаки в структуре значения рассматриваемых слов,

– трудность самостоятельного использования терминов в рамках речевого высказывания.   Одним из методов эффективного усвоения

терминов является кроссворд.

Преимущества кроссворда как метода обучения:
1. Позволяет детализировать конкретные разделы и сложные темы учебной дисциплины.

2. В кроссворде, отгадываемые единицы (термины), должны быть однозначными, лаконичными и конкретными. За счет этого и обеспечивается быстрое запоминание термина и его значения.

3. Активизируется внимание, память, логическое мышление, речь.

В нашей работе разработаны разные виды кроссворд для изучения лингвистической терминологии на уроках русского языка по разделам «Фонетика», Лексика и фразеология», «Морфология», «Синтаксис».

Такая форма работы активизирует мыслительную деятельность учащихся, помогает учителю быстро и результативно проверить уровень владения учащимися лингвистической терминологией в игровой форме.

Кроссворд имеет еще одно преимущество,что представляет информацию в графической форме, что тоже становится ярким зрительным средством наглядности, способствует запоминанию учащимися и определения понятия и само лингвистическое понятие.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368с.

2. Даниленко, В. П. Русская терминология: Опыт лингвистического описания / В. П. Даниленко. - М.: Наука, 1977. - 246 с.

3. Добрынина, Л.Н. Методическая разработка «Учимся с удовольствием! Решение кроссвордов как способ проверки знаний по дисциплинам «Русский язык» и «Литература» [Электронный ресурс] / Л.Н. Добрынина. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-uchimsia-s-udovol-stvi.html

4. Ермолаева, Ж.Е. Учебный кроссворд: как и где составить [Электронный ресурс] / Ж.Е. Ермолаева. – Режим доступа: https://www.eduneo.ru/uchebnyj-krossvord-kak-i-gde-sostavit/

5. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд., доп. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – 709 с.

6. Логический словарь-справочник /главный редактор: Кондаков Н.И. – М.: Наука, 1975. – 721 с.

7. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений – 4-е изд., дополненное, _ М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

8. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2018. – 194 с.

9. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

10. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.

11. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / под ред. Т.А. Ладыженской. - Просвещение, 2018. – 272 с.

12. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2018. – 208 с.

13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. - 553 с.

14. Сенькина, Е.В. Кроссворд как средство повышения мотивации и качества обучения [Электронный ресурс] / Е.В. Сенькина. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2014/03/25/krossvord-kak-sredstvo-povysheniya

15. Сохин, Ф. А. Изучение грамматического строя у детей. — М.: Наука, 2014. — 341 с.

16. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - М.: Современная энциклопедия, 1983. - 840 с.

17. Энциклопедия «Мир головоломки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://puzzlepedia.ru/estonski.html

18. Эскендаров, А.А. Учебные кроссворды как средство актуализации познавательного интереса старшеклассников сельских школ: автореф. дис.... канд. пед. наук. – Махачкала: ДГУ, 2007. – 24 с.

19. Зубко, С.Н. Организация деятельности обучающихся по поиску и обработке информации через использование кроссвордов на уроках / С.Н. Зубко // Альманах мировой науки.  - 2016. - № 1-1 (4).  - С. 14-15.

20. Иванова, Е.С. К россворды на уроках русского языка: педагогический опыт /Е.С. Иванова // Наука России: Цели и задачи Сборник научных трудов по материалам XVII международной научной конференции. - Екатеринбург, 2019. - С. 48-52.

21. Прилуцкая, С.А. Учебные кроссворды - эффективный способ формирования понятийного аппарата /С.А. Прилуцкая // Развитие интеллектуально-творческого потенциала молодежи: из прошлого в современность Материалы I Международной научно-практической конференции. под общей редакцией С.В. Беспаловой.  - Уфа, 2018. - С. 267-269.

22. Старченко, Н.А. Использование занимательного материала (кроссворда) на интегрированном уроке / Н.А. Старченко, Е.Н. Остапчук // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редкол.: Ж. В. Мурзина, Г. В. Николаева, С. П. Руссков. - Чебоксары, 2017. - С. 264-266.

23. Твердохлеб,  О.Г. «Языковая игра - это замечательный учитель словесности» (лингводидактический вектор применении юмористических кроссвордных загадок в системе филологического образования) / О.Г. Твердохлеб //
Мир педагогики и психологии. - 2016. - № 4. - С. 39-48.

24. Твердохлеб,  О.Г. Кроссвордные задания как прием развивающего обучения /О.г. Твердохлеб // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики.  Пермь. - 2016. - № 2. - С. 139-146.

25. Ускова, И. «Третий лишний» орфографический кроссворд /И. Ускова // Русская словесность. - 2016. - № 2. - С. 101-102.

26. Шипилова В.П. Кроссворды на уроках русского языка // Начальная школа. - 2008. - № 5. - С. 67-69.

27. Шустина, И.В. Кроссворды для школьников: русский язык /И.В. Шустина // Ярославль, 1997. - Сер. Учиться надо весело. – 124 с.

28. Шушаева,  А.С. Решение кроссвордов, как нетрадиционная форма проверки знаний / А.С. Шушаева // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования сборник статей III Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. Саратов, 2018. - С. 133-135.

29. Ярманова, Ю.Б. Эффективность применение дидактических игр на уроках в начальных классах (на примере дидактического кроссворда) / Ю.Б. Ярманова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2017. - № 4 (130). - С. 37-38.

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.035 с.)