Кроссворд на тему «Лексика и фразеология». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кроссворд на тему «Лексика и фразеология».



По горизонтали:

2. Словарный состав языка.

6. Значение фразеологизма: «Бить баклуши».

8. Слова или словосочетания, недавно появившееся в языке.

9. Названия, существовавших когда-то, но исчезнувших предметов.

11. Устаревшие слова.

12. Слова, близкие или одинаковые по смыслу.

Ответы: 2. Лексика, 6. Бездельничать, 8. Неологизмы, 9. Историзмы, 11. Архаизмы, 12. Омонимы

По вертикали:

1. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые выражения.

3. Значение фразеологизма: «Как в воду опущенный».

4. Выражения, употребляемые людьми той или иной местности.

5. Крылатые выражения.

7. Раздел лингвистики, изучающий лексику.

8. Значение фразеологизма: «Как снег на голову».

10. Значение фразеологизма: «Как кот наплакал».

Ответы: 1. Фразеология, 3. Печальный, 4. Диалектизмы, 5. Фразеологизмы, 7. Лексикология, 8. Неожиданно, 10. Мало.

Кроссворд «Разделы языкознания»

                1       11                      
                                               
                        2           13       14  
                                               
          3                                    
                                               
                            4                  
      5                                        
                                               
                                12              
6                   10                          
                                               
      7                                        
                                               
                8                              
                                               
                                               
      9                                        
                                               
                                               

 

По горизонтали:

1. Раздел языкознания, изучающий морфемную структуру слов и законы их образования.

2. Область лингвистики, изучающая устойчивые обороты речи.

3. Раздел грамматики, изучающий слова как часть речи, способы выражения

грамматических значений.

4. Прикладная область языкознания, устанавливающая состав начертаний, употребляемых на письме, и звуковые значения букв, то есть соотношения между буквами алфавита и звуками речи.

5. Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения.

6. Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи.

7. Раздел лингвистики, содержащий учение о слове как о части речи, о видах словосочетаний и типах предложений.

8. Раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов.

9. Раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

По вертикали:

3. Учение о значимых частях слова – морфемах.

10. Раздел языкознания, изучающий различные стили языка и речи.

11. Система правил о написании слов и значимых частей (морфем); о слитном, дефисном и раздельном написании слов; об употреблении прописных и строчных букв; о переносе слов с одной строки на другую.

12. Наука о языке, языкознание.

13. Словарный состав языка; определенные пласты словарного состава языка.

14. То же, что лингвистика.

Таким образом, кроссворды можно использовать как средство контроля в конце изучения раздела. При этом учащиеся вспоминают не только теорию, но и терминологию, которая проходит через весь курс русского языка и актуальна в 9-11 классах.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Русский язык среди всех школьных предметов занимает одно из важных мест, потому что является не только объектом, но и средством обучения. Изучая русский язык на уроке, школьники получают навыки и умения, которые им понадобятся в дальнейшем для овладения знаниями по другим учебным предметам. Изучение лингвистической терминологии с образовательно-познавательной точки зрения создает условия для системного подхода в усвоении лексических понятий, способствует знакомству учащихся с термином как единицей лексической системы, со значением слова. Учителю необходимо осуществлять поиск таких условий, при которых изучение лексической терминологии школьниками будет наиболее эффективным, поскольку для формирования понятий необходим определенный уровень развития абстрактного мышления. Он создается в процессе обучения и требует специальных упражнений.

Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. У школьников наблюдается:

– ограниченность специального словарного запаса,

– трудности понимания значения и актуализации слов-терминов,

– неумение выделять основные семантические признаки в структуре значения рассматриваемых слов,

– трудность самостоятельного использования терминов в рамках речевого высказывания.   Одним из методов эффективного усвоения

терминов является кроссворд.

Преимущества кроссворда как метода обучения:
1. Позволяет детализировать конкретные разделы и сложные темы учебной дисциплины.

2. В кроссворде, отгадываемые единицы (термины), должны быть однозначными, лаконичными и конкретными. За счет этого и обеспечивается быстрое запоминание термина и его значения.

3. Активизируется внимание, память, логическое мышление, речь.

В нашей работе разработаны разные виды кроссворд для изучения лингвистической терминологии на уроках русского языка по разделам «Фонетика», Лексика и фразеология», «Морфология», «Синтаксис».

Такая форма работы активизирует мыслительную деятельность учащихся, помогает учителю быстро и результативно проверить уровень владения учащимися лингвистической терминологией в игровой форме.

Кроссворд имеет еще одно преимущество,что представляет информацию в графической форме, что тоже становится ярким зрительным средством наглядности, способствует запоминанию учащимися и определения понятия и само лингвистическое понятие.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368с.

2. Даниленко, В. П. Русская терминология: Опыт лингвистического описания / В. П. Даниленко. - М.: Наука, 1977. - 246 с.

3. Добрынина, Л.Н. Методическая разработка «Учимся с удовольствием! Решение кроссвордов как способ проверки знаний по дисциплинам «Русский язык» и «Литература» [Электронный ресурс] / Л.Н. Добрынина. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-uchimsia-s-udovol-stvi.html

4. Ермолаева, Ж.Е. Учебный кроссворд: как и где составить [Электронный ресурс] / Ж.Е. Ермолаева. – Режим доступа: https://www.eduneo.ru/uchebnyj-krossvord-kak-i-gde-sostavit/

5. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд., доп. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – 709 с.

6. Логический словарь-справочник /главный редактор: Кондаков Н.И. – М.: Наука, 1975. – 721 с.

7. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений – 4-е изд., дополненное, _ М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

8. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2018. – 194 с.

9. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

10. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.

11. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / под ред. Т.А. Ладыженской. - Просвещение, 2018. – 272 с.

12. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2018. – 208 с.

13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. - 553 с.

14. Сенькина, Е.В. Кроссворд как средство повышения мотивации и качества обучения [Электронный ресурс] / Е.В. Сенькина. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2014/03/25/krossvord-kak-sredstvo-povysheniya

15. Сохин, Ф. А. Изучение грамматического строя у детей. — М.: Наука, 2014. — 341 с.

16. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - М.: Современная энциклопедия, 1983. - 840 с.

17. Энциклопедия «Мир головоломки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://puzzlepedia.ru/estonski.html

18. Эскендаров, А.А. Учебные кроссворды как средство актуализации познавательного интереса старшеклассников сельских школ: автореф. дис.... канд. пед. наук. – Махачкала: ДГУ, 2007. – 24 с.

19. Зубко, С.Н. Организация деятельности обучающихся по поиску и обработке информации через использование кроссвордов на уроках / С.Н. Зубко // Альманах мировой науки.  - 2016. - № 1-1 (4).  - С. 14-15.

20. Иванова, Е.С. К россворды на уроках русского языка: педагогический опыт /Е.С. Иванова // Наука России: Цели и задачи Сборник научных трудов по материалам XVII международной научной конференции. - Екатеринбург, 2019. - С. 48-52.

21. Прилуцкая, С.А. Учебные кроссворды - эффективный способ формирования понятийного аппарата /С.А. Прилуцкая // Развитие интеллектуально-творческого потенциала молодежи: из прошлого в современность Материалы I Международной научно-практической конференции. под общей редакцией С.В. Беспаловой.  - Уфа, 2018. - С. 267-269.

22. Старченко, Н.А. Использование занимательного материала (кроссворда) на интегрированном уроке / Н.А. Старченко, Е.Н. Остапчук // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редкол.: Ж. В. Мурзина, Г. В. Николаева, С. П. Руссков. - Чебоксары, 2017. - С. 264-266.

23. Твердохлеб,  О.Г. «Языковая игра - это замечательный учитель словесности» (лингводидактический вектор применении юмористических кроссвордных загадок в системе филологического образования) / О.Г. Твердохлеб //
Мир педагогики и психологии. - 2016. - № 4. - С. 39-48.

24. Твердохлеб,  О.Г. Кроссвордные задания как прием развивающего обучения /О.г. Твердохлеб // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики.  Пермь. - 2016. - № 2. - С. 139-146.

25. Ускова, И. «Третий лишний» орфографический кроссворд /И. Ускова // Русская словесность. - 2016. - № 2. - С. 101-102.

26. Шипилова В.П. Кроссворды на уроках русского языка // Начальная школа. - 2008. - № 5. - С. 67-69.

27. Шустина, И.В. Кроссворды для школьников: русский язык /И.В. Шустина // Ярославль, 1997. - Сер. Учиться надо весело. – 124 с.

28. Шушаева,  А.С. Решение кроссвордов, как нетрадиционная форма проверки знаний / А.С. Шушаева // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования сборник статей III Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. Саратов, 2018. - С. 133-135.

29. Ярманова, Ю.Б. Эффективность применение дидактических игр на уроках в начальных классах (на примере дидактического кроссворда) / Ю.Б. Ярманова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2017. - № 4 (130). - С. 37-38.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 3505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.1 (0.06 с.)