Лингвистический термин и пути овладения им в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лингвистический термин и пути овладения им в школе



Слово «термин» в русский язык было заимствовано в период, предшествовавший формированию языка русской науки, на рубеже XVII-XVIII веков.

Термин выполняет две функции: служит названием понятия (номинативная функция) и отражает содержание понятия.

Исследуя работы различных авторов, можно столкнуться с множеством определений понятия «термин». Научные понятия отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами. Само слово «термин» имеет латинское происхождение - terminus, - что в переводе означает граница, предел Ожегов [7, с. 795]. Но следует отметить то, что единого понимания слова «термин» не существует.

Так в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» даётсяследующее толкование слову термин: «Термин (от лат. terminus - предел, граница) 1. В формальной логике - понятие, выраженное словом (филос.); 2. Слово, являющееся названием строго определенного понятия, специальное слово и выражение, принятое для обозначения чего-нибудь в той или иной среде, профессии» [5, с. 321]. В «Философском энциклопедическом словаре» можно найти несколько разных определений термина: «Термин - 1. Имя с оттенком специального (научного) его значения, уточняемого в контексте, какой - либо теории или отрасли знания; 2. В античной философии - понятие, фиксирующее устойчивые и непреходящие аспекты реальности в противоположность разнообразным и изменчивым ее чувственным образам»[16, с. 347]. В «Логическом словаре» Н.И. Кондакова термин определяется как слово или словосочетание, являющееся точным названием строго определенного понятия в той или иной среде, профессии [6]. Таким образом, можно сделать вывод, что само определение понятия «термин» в разных специальностях трактуется по-своему. Из всех перечисленных мы воспользуемся определением С.И. Ожегова: «Термин- слово или словосочетание, название определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства» [7, c. 795].

Цели современного филологического образования соотносятся с формированием коммуникативной и языковой компетенций учащихся, и не малую роль в этом процессе имеет правильно организованная учителем словарная терминологическая работа на уроке русского языка. Как известно, основная цель изучения русской терминологии в школьном курсе русского языка обозначена как осмысленное использование терминов, точное и правильное их употребление в учебной ситуации и научном речевом сообщении. Одной из проблем усвоения содержания школьного курса русского языка является терминологическая безграмотность учащихся. Школьники часто затрудняются в определении научных терминов, входящих в терминологический минимум курса русского языка, не понимают их сущности, тем более не могут свободно использовать термины в своей учебной деятельности. Кроме того, изучение терминов и обозначаемых ими понятий не вызывает особого интереса у школьников, что является причиной низкой познавательной активности. Находясь в состоянии терминологической неграмотности, учащиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа. Как правило, школьник запоминает термин, рассказывает определение, но в полной мере сути обозначаемого термином языкового явления не понимает. Часть учащихся не понимает объяснение преподавателя, так как их уровень владения терминами не соответствует уровню учителя. По мнению педагогов, это делает процесс усвоения лингвистической терминологии формальным. Для учителя очень важно работать в русле формирования мотивации к овладению специальной терминологией. Без этого учащиеся не усвоят предлагаемую программу предмета. Чтобы школьники могли владеть научной речью (понимать учебно-научные тексты, создавать собственные) необходимо научить их оперированию понятиями, грамотному их определению. Чтобы составить понятие о предмете, человек из всего огромного количества свойств и признаков предмета выделяет наиболее важные и существенные, без которых понятие о нем составить нельзя, и это главное находит отражение в термине.

При изучении русского языка продуктивное усвоение научных терминов не может основываться на механическом запоминании, необходима специальная целенаправленная работа, организуемая учителем в системе. Отбирая лингвистический материал на урок русского языка, учитель должен руководствоваться необходимостью ограничить количество терминов, понятий, учитывать степень их изученности, брать во внимание возрастные особенности школьников и возможности их памяти, опираться на многообразие приемов терминологической работы: 1) проговаривание заимствованных терминов; 2) усвоение их правописания; 3) при необходимости выполнение этимологического анализа термина; 4) соотнесение термина с понятием; 5) индуктивный и дедуктивный пути введения нового термина; 6) использование термина в различных учебных ситуациях. В связи с вышесказанным в ходе организации словарной работы учитель должен понимать, что усвоение термина и его понятия в сознании школьника организуется в несколько этапов. На первом этапе анализируется языковой материал: выделяются существенные признаки понятия, осуществляется абстрагирование его значения от лексического значения конкретных слов и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. На второй этапе организуется обобщение признаков, установление связей (внутрипонятийных) между признаками понятия и введение термина. Третий этап направлен на осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними. На четвертом этапе организуется конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. В ходе выполнения тренировочных упражнений школьники устанавливают связи (межпонятийные) изучаемого понятия с ранее усвоенными. Каждый этап усвоения термина и его понятия предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии со спецификой реализуемого этапа и самого понятия, установление последовательности выполнения упражнений с учетом их возрастающей сложности, а также роста самостоятельности учащихся.

В научных исследованиях рассматриваются и такие вопросы усвоения терминологии, как стратегия усвоения грамматических понятий (С. Н. Цейтлин), «зависимость оформления высказывания от усвоения грамматических понятий» [1, с. 21]. «Усвоение лингвистических понятий ученые связывают и с развитием связной речи школьников» [15, с. 40]. В методике обучения русскому языку описывается связь учебного процесса и методических средств (Т. А. Ладыженская, Г. Г. Городилова, Т. Г. Рамзаева, В. А. Кустарева, А. Ю. Купалова и др.). Таким образом, анализ разных точек зрения на данную проблему позволяет сделать вывод о том, что работа с терминами и их определениями сложна и многоаспектна. Для ее успешной реализации необходим ряд условий, опора на которые обеспечит эффективность словарной терминологической работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.004 с.)