Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инновационная готовность педагога ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Готовность к осуществлению инновационной деятельности - необходимое условие успешной работы современного учителя. Новая образовательная парадигма ориентирует школу на поиски путей развития, наиболее актуальным является развитие готовности педагога к инновационной деятельности: совершенствование содержания и технологий образования.
Целью инновационного процесса можно считать качественное преобразование учебно-воспитательного процесса, достижение более высоких результатов образования, внедрение новейших педагогических практик путем переосмысления накопленного опыта.
Запрос на инновационность педагогической практики мотивирован социальным заказом общества на качественный рост эффективности и совершенствование образования. Поэтому особенно остро стоит вопрос о выработке системы совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности.
Существует противоречие между актуальным состоянием системы образования и запросом на подготовленность педагога к выходу из этой своеобразной «зоны комфорта». Проблема заключается в определении готовности к инновациям, содержания ее компонентов и на этой основе выявления уровней развития готовности как условия профессионального развития с применением психолого-педагогической диагностики.
Готовность представляет собой фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности. В случае с педагогическими инновациями следует понимать готовность создавать, творчески переосмысливать и реализовывать новые способы педагогической работы.
Личностный подход к инновационной готовности представляет собой проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, своего рода психологический настрой на исполнение деятельности. Здесь можно выделить когнитивный, эмоционально-волевой и мотивационный компонент. В.А. Сластенин, рассматривает структуру готовности к инновационной деятельности как соединение личностного и операционного аспектов. Совокупность необходимых личностных профессионально важных качеств личности создает инновационный потенциал педагога, выражает готовность к совершенствованию педагогической деятельности.
Следует учесть и тот факт, что инновационная деятельность педагога требует последовательно накопления, систематизации, обобщения, переосмысления знаний педагогической реальности. Одновременно идет и переоценка своей роли, личностное «вживание» в конструируемую реальность.
В.А. Сластенин, рассматривает структуру готовности к инновационной деятельности как соединение личностного и операционного аспектов. Совокупность необходимых личностных профессионально важных качеств личности создает инновационный потенциал педагога, выражает готовность к совершенствованию педагогической деятельности.
Формулирование перечня и конкретного содержания критериев готовности – ключевой этап оценки инновационной готовности. Учитывая уже выделенные когнитивный, эмоционально-волевой и мотивационный компоненты, следует определить ключевыми критериями готовности: мотивационный, инструментальный (личностный), когнитивный, операционный (деятельностный) компоненты.
Мотивационный компонент готовности к инновационной деятельности следует считать определяющим, поскольку он характеризует направленность личности, систему ценностей, сферы жизненных интересов, актуальные проблемы, которые человек воспринимает как личностно значимые, и которые он готов решать. Мотивационный критерий указывает на самореализацию личности педагога как профессионала в инновационной деятельности, на осознание педагогического творчества и инноваций как значимого мотива деятельности. Основные показатели: готовность к риску, толерантность к неопределенности, потребность к творчеству и самореализации, наличие высокого уровня восприимчивости к нововведениям; желание участвовать в создании, реализации и распространении педагогических инноваций.
Инструментальный (личностный) компонент представляет собой набор личностных характеристик, непротиворечащих инновационной активности – гибкость, способность находить несколько способов решения проблемы, изобретательство, отсутствие «поклонения авторитетам», отсутствие страха неудачи. Это также актуальный набор способов действий, реагирования, своего рода учительский набор soft skills.
Когнитивный компонент: знания педагога, осмысленный опыт, осведомленность об инновациях, умение реализации конструкта инновации на практике. Характеризуется также уровнем освоения и навыком работы с основными категориями и закономерностями в сфере инновационной деятельности.
Операционный (деятельностный) компонент: конструктивные умения, способность к проектированию, критическое мышление, способность к «решению проблем», отражает умение педагога не просто переосмыслить собственный опыт, но и перевести знание из сугубо теоретической плоскости в практическую.
Диагностика и критерии готовности педагога к инновационной деятельности позволяет методически правильно осуществлять непосредственную оценку состояния готовности педагогов к инновационной деятельности Влияние организационного климата и организационной структуры образовательной организации Организационная структура в значительной мере зависит от того, как к ее выбору относятся руководители, какой тип структуры они предпочитают и насколько они готовы воспринять введение нетрадиционных форм построения организации. Руководители, как правило, отдают предпочтение традиционной, функциональной форме организационной структуры, так как она им более ясна и привычна. На формирование организационной структуры оказывает влияние отношение к работе работников организации. Высококвалифицированные работники, а также работники, труд которых имеет творческую направленность, предпочитают структуры, дающие им больше свободы и самостоятельности. Работники же, выполняющие рутинные операции, более ориентированы на простые и традиционные организационные структуры. Еще один существенный фактор в пользу выбора инновационных организационных структур - динамизм внешней среды. Это очень сильный фактор, определяющий выбор организационной структуры. Если внешняя среда стабильна, в ней наблюдаются незначительные изменения, то организация может с успехом применять механистические организационные структуры, обладающие малой гибкостью и требующие больших усилий для их изменения. В том случае, если внешняя среда очень динамична, структура должна быть органичной, гибкой и способной быстро реагировать на внешние изменения. В частности, такая структура должна предполагать высокий уровень децентрализации, наличие у структурных подразделений больших прав в принятии решений. Примером такой структуры является адхократическая или эдхократическая структура (от англ. adhocracy).. В настоящее время активно используется в области высоких технологий и в быстро развивающихся отраслях. Такой тип организации применяют при выполнении нестандартных и сложных работ, при трудноопределяемых и быстро меняющихся структурах. В таких организациях власть основана на знании и компетентности, а не на местоположении в иерархической лестнице. О.С. Виханский и А.И. Наумов определяют эдхократию как управленческий стиль и организационный дизайн. Ключевым моментом при эдхократической организационной структуре является компетентность, которая ценится наивысшим образом. Контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. Формальности не типичны для эдхократической организации и сводятся в ней до минимума. Это относится к иерархии, рабочим условиям и помещениям, льготам, одежде и т.д.
Организационный климат относится к шести ключевым факторам, которые влияют на рабочую атмосферу в организации. Именно он, по мнению исследователей, определяет ее гибкость: насколько свободно сотрудники чувствуют себя, могут вносить что-то новое, без лишней бюрократии; ответственны перед организацией; уровень стандартов, устанавливаемых людьми; ощущение точности обратной связи и справедливости награды за полученные результаты; уровень приверженности общей цели.
Одной из особенностей организационного климата является динамическое неравновесие, вследствие чего могут наблюдаться неожиданные для стороннего наблюдателя эффекты: сильные воздействия могут быть неэффективными, а малые, основанные на факторе напряженности, использующие канальные изменения (одобрение – неодобрение, отсутствие – наличие стимула) информации, могут оказаться эффективными. Например, поступившая по каналам коммуникации информация о вознаграждении инновационных идей, наличии спонсоров, готовых поддерживать эти идеи, и поддержка руководством инноваций создадут организационно-психологическое поле для взращивания творческих новаторских идей и успешного формирования адхократической организационной культуры – культуры инноваций и творчества. Для дальнейшего развития такой организационной культуры можно предложить следующие меры: 1. Совершенствование управленческой компетентности. Стиль управления. Поддержка руководителем новых продуктивных идей. При этом неудачи не рассматриваются как провал, создаются условия для непрерывного генерирования идей. Полное принятие и поддержка высшим руководством организации инновационной активности. 2. Создание «Инновационного драйва»: постоянное апробирование предлагаемых идей, экспериментирование. Оно необходимо, поскольку инновационный процесс происходит не одномоментно, а является результатом серии проб и ошибок. Поэтому в организации необходимо создать атмосферу терпимости к ошибкам и неудачам. 3. Наличие достаточных человеческих и денежных ресурсов для поддержки нововведений и, что не менее важно, свободного доступа к этим ресурсам. Справедливое вознаграждение новаторских усилий.
4. Выбор организационной структуры, адекватной условиям, задачам и ресурсам. Перепроектирование ролей благодаря непрерывному формированию малых междисциплинарных рабочих групп, «взламывающих» своими инициативами традиционные, часто закосневшие структуры. В таких группах царит неформальная атмосфера, непринужденная обстановка. 5. Условия труда. Понимание, что новаторство, творчество нельзя насадить силой, в приказном порядке. Это можно делать лишь на добровольной основе, для чего все желающие могут попробовать себя в инноватике, предлагая и осуществляя свои собственные оригинальные проекты, которые, естественно, должны вписываться в ключевые организационные цели.
Литература 1. Акимова, М. К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М. К. Акимова В. Т. Козлова. – М.: Знание, 1992. 2. Александрова, Е. А. Элементы индивидуализации обучения / Е. А. Александрова, М. В. Алешина // Школьные технологии. – 2003. – № 2. 3. Алексеев, С. В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла / С. В. Алексеев. – Л.: ЛГИУУ, 1991. 4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. 5. Башмаков, М. И. Индивидуальная образовательная программа средней школы / М. И. Башмаков // Школьные технологии. – 2000. – № 3. 6. Беспалько, В. П. Персонифицированное образование / В. П. Беспалько // Педагогика. – 1998. – № 2. 7. Боголюбов, С. К. Индивидуальные задания по курсу черчения / С. К. Боголюбов. – 3-е изд. – М.: Альянс, 2007. 8. Волович, М. Б. Индивидуальные задания по математике для 5-го класса / М. Б. Волович. – М.: ЭЛТИ-КУДИЦ, 1994. 9. Границкая, А. С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе / А. С. Границкая. – М.: Просвещение, 1991. 10. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калининград, 2000. 11. Гроот, Р. Дифференциация в образовании / Р. Гроот // Директор. – 1994. – № 5. 12. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения / В. Гузеев // Директор школы. – 1995. – № 6. 13. Дифференциация как система: в 2 ч. / под ред. Р. Чураковой. – М.: Новая шк., 1992. 14. Драль, Ю. Программа экстренных мер / Ю. Драль // Народное образование. – 1990. – № 5. 15. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении / В. К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991. 16. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. – Казань: Изд-во КГУ, 1982. 17. Кулюткин, Ю. Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – М.: Педагогика, 1971. 18. Ливер, Б. Л. Обучение всего класса / пер. с англ. О. Е. Биченковой. – М.: Новая шк., 1995. 19. Лошнова, О. Б. Уровневая дифференциация обучения / О. Б. Лошнова. – М., 1994. 20. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980.
21. Рабунский, В. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности) / В. С. Рабунский. – М.: Педагогика, 1975. 22. Раченко, И. П. НОТ учителя / И. П. Раченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1989. 23. Рожинова, Л. Н. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / Л. Н. Рожинова. – М.: Народное образование, 1992. 24. Селевко, Г. К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей / Г. К. Селевко. – М.: РИПКРО, 1996. 25. Соловьев, В. Анализ ситуации – условие успеха / В. Соловьев, М. Глазунова // Народное образование. – 1996. – № 1. 26. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. – М.: Педагогика, 1990. 27. Холодная, М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума / М. А. Холодная. – М.: ПЕРСЭ, 2002. 28. Холодная, М. А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одно из направлений индивидуализации обучения / М. А. Холодная // Школьные технологии. – 2000. – № 4. 29. Шадриков, В. Д. Индивидуализация содержания образования / В. Д. Шадриков // Школьные технологии. – 2000. – № 2. 30. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. 31. Шадриков, В. Д. Философия образования и образовательная политика / В. Д. Шадриков. – М.: Логос, 1993.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.021 с.) |