Тема 1. Индивидуализация в системе формирования социальной компетентности обучающегося в контексте гос 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Индивидуализация в системе формирования социальной компетентности обучающегося в контексте гос



Тема 1. Индивидуализация в системе формирования социальной компетентности обучающегося в контексте ГОС

Индивидуализация образовательного процесса Индивидуализация обучения.

В соответствии с Государственным стандартом основного общего образования одним из условий реализации образовательной программы определена индивидуализация процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов.

Индивидуализация обучения также является обязательным условием гуманизации и гуманитаризации образования. Индивидуализация представлена в современной педагогической науке и как учет индивидуальных особенностей (А.А. Кирсанов, И.Э. Унт и др.), и как современная стратегия обучения (М.А. Холодная), и как выбор учащимися индивидуальной образовательной траектории, ранняя профилизация и др.

Индивидуализация образования рассматривается в рамках новых концепций, прежде всего, в рамках концепции индивидуальности (О.С. Гребенюк) и концепции педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, М.И. Рожков, H.A. Тучинская и др.).

 

Существует немало подходов к определению данного понятия. Так, Т. М. Ковалева, анализируя сущность индивидуализации в образовании, подчеркивает принципиальное различие между процессом индивидуализации и индивидуальным подходом в образовании. Она утверждает, что индивидуальный подход в образовании направлен на поддержку эффективности самого процесса обучения, и в этом случае педагог является главным звеном в обучающей системе. При этом педагог, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, подбирает определенные формы, средства и методы обучения не для отдельной личности, а для общей массы учащихся. В итоге, при индивидуальном подходе каждого конкретного ученика сравнивают не с самим собой, а сравнивают его достижения и успехи с достижениями и успехами других обучающихся.

Индивидуализация процесса обучения предполагает, что позиция ученика становится активной, т. е. ученик выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить ученика самостоятельно управлять своей образовательной траекторией

 

Индивидуализация обучения – это:

1. направление в развитии образовательных технологий, которое предполагает углубленную диагностику личности ребенка, проектирование на этой основе индивидуальной программы его обучения и развития, рефлексию результатов;

2. предоставление ребенку возможностей индивидуального выбора содержания и методов, принятия решений, самоанализа, самооценки в области обучения;

3. деятельность педагога и ребенка по поддержке и развитию индивидуальности, самостоятельности, интеллектуального самостроительства личности;

4. повышение роли самостоятельной работы обучающихся в учебном процессе.

 

 

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостных педагогических технологий.

Цели индивидуализации

· Адаптация содержания, методов и темпов учебной деятельности ребенка к его особенностям.

· Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).

· Содействие средствами индивидуализации самостоятельному выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.

· Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.

· Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.

· Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

 

Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить ребенка самостоятельно управлять своей образовательной траекторий. И тогда педагог выступает уже как помощник, наставник, репетитор. При таком подходе педагог помогает воспитаннику выявлять и нарабатывать свои собственные техники, приемы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы.

 

Несмотря на то, что само понятие «индивидуализации обучения» не является новым в педагогической науке, перед большинством образовательных организаций сегодня стоит проблема выбора наиболее эффективной модели индивидуализации обучения старшеклассников, основанной на имеющемся социальном заказе, учитывающей образовательные потребности и познавательные возможности обучающихся. 

Государственный образовательный стандарт общего образования определил,   что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Появление нового социального заказа на развитие личности выпускников выдвигает новые требования к организации индивидуального образования. Данная задача может быть решена только с помощью индивидуализации и дифференциации обучения с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей. Решить данную проблему можно с помощью внутришкольной профилизации, основанной на разработке индивидуальных учебных планов старшеклассников.

 

Следует учитывать, что только совместные действия учителя и ученика могут определить ближайшую перспективу интеллектуального и личностного развития обучающегося в процессе изучения того или иного предмета, предметной области. 

Индивидуальная стратегия обучения будет поддерживаться комплексом дидактических средств – индивидуальная учебная программа, учебный план, дополнительные источники информации, разного уровня задания, тесты для самоконтроля и самооценки, методические рекомендации для учителя, консультации и др., предусматривать психолого-педагогическую поддержку. 

 

 

Физическое развитие.

 Происходит равномерное физическое развитие вплоть до подросткового возраста. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. Растут мышцы «сильные» и «ловкие», увеличивается физическая сила, выносливость и ловкость как у мальчиков, так и у девочек.

 

Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психическими процессами, что помогает включаться во все более сложную, требующую высокой координации движений деятельность.

 

Очень важным фактором физического развития ребенка является здоровье, которое позволяет детям более активно заниматься физической (физкультура и труд) и умственной деятельностью. Выключенные из двигательной активности ребенка 4-5 часов должны компенсироваться специально организованными физическими упражнениями.

 

Ведущая деятельность ‑ учебная деятельность ‑ это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры.

 

У ребенка имеются две сферы социальных отношений «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Отношения существуют параллельно, они не связаны иерархическими связями.

 

В младшем школьном возрасте игра не исчезает, она приобретает новые формы и новое содержание. Характерными играми для детей младшего школьного возраста являются игры с правилами, регулирующими расстановку сил в играющем детском коллективе (сюжетно-ролевые игры).

 

Психическое развитие.

 

Ощущение, восприятие. Восприятие младшего школьника определяется особенностями самого предмета: замечают не главное, а то, что бросается в глаза, часто восприятие ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета.

 

Текущая воспринимаемая ситуация уже в меньшей мере опосредует мыслительные операции, чем в дошкольном возрасте.

 

Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом. К концу возраста появляется синтезирующее восприятие. Дети в 1-2 классе путают предметы, сходные в том или ином отношении, их восприятие отличается малой дифференцированностью (слитность).

 

Внимание. Учебная деятельность требует длительной концентрации внимания, переключения с одного вида работы на другой – развитие произвольности внимания, возникает на пике волевого усилия (специально организовывает себя под воздействием требований).

 

Преобладает непроизвольное внимание. Удерживание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Внимание активизируется, но еще не стабильно.

 

Направление развития внимания: от концентрации внимания к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 – 20 минут. Существуют значительные индивидуальные различия в развитии внимания.

 

Память. Младшие школьники начинают выделять и осознавать мнемическую задачу. Развивается произвольная память, дети уже способны запоминать материал, который обязательно представляет для них интерес. Процессы памяти характеризуются осмысленностью (связь памяти и мышления). Восприимчивость к освоению различных мнемонических приемов. Обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Воспроизведением начинает пользоваться при заучивании наизусть. Показателем произвольности служат приемы запоминания. Воспроизводят с опорой на текст, к припоминанию прибегают реже, т.к. оно связано с напряжением. Память носит конкретно-образный характер. Произвольное и непроизвольное запоминание имеет свои особенности.

 

Мышление приобретает доминирующее значение, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Логически верные рассуждения школьника базируются на конкретном наглядном материале (стадия развития конкретных операций по Пиаже). Благодаря учебной деятельности и усвоению научных понятий у детей развивается теоретическое мышление.

К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении. Выделяются: «мыслители», «практики» и «художники».

 

В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления), способность идти от конкретного к более общему, а также в обратном направлении.

 

Воображение. Основные направления в развитии – это переход к более правильному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний. Воображение проходит 2 стадии: воссоздающее (репродуктивное), продуктивное. Проявляются продуктивные образы-представления (результат новой комбинации некоторых элементов). Воображение (в 1 классе) опирается на конкретные предметы, но со временем доминирует слово. От 1 ко 2-му классу реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления. С возрастом воображение становится более управляемым процессом и образы возникают в связи с задачами деятельности ребенка.

 

 

Технология В. Д. Шадрикова.

Учебные предметы по представленности в них абстрактного и конкретного материала делятся на три группы:

– математика (абстрактный);

– физика, астрономия, музыка, черчение, химия (абстрактно-конкретный);

– литература, русский язык, история и др. (конкретный).

В зависимости от индивидуальных характеристик развития способностей, прежде всего качественной специфики интеллекта (вербального или абстрактно-логического), а также уровня развития способностей ученик выбирает (с помощью учителя и психолога) для каждого предмета уровень содержания образования и тип обучения.

В результате такого выбора по всем предметам разрабатывается индивидуально-ориентированный учебный план, освоение которого дает полноценное общее среднее образование.

Учебный план, программы и методические пособия для шести уровней позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом. От урока (предмета) к уроку состав класса-группы может меняться. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда», как в классах выравнивания, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащегося. В этом случае каждый ученик будет реализовывать свою образовательную программу.

Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицу неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию их.

Для реализации концепции необходимо выполнение ряда организационно-педагогических условий:

– осознание основных идей концепции всеми участниками образовательного процесса и его организаторами;

– обеспечение взаимодействия между педагогами, методистами, психологами и учеными, разрабатывающими содержание образования;

– создание организационных, кадровых, материальных и финансовых предпосылок реализации индивидуально-ориен­тированного учебного плана;

– освоение содержания образования преподавателями в различных уровнях сложности;

– переподготовку психологов на основе разработанных методов диагностики общих способностей;

– проведение обучения учителей, включая курсы психоло­гии способностей, дифференциальной психологии и психо­логии индивидуальных разли­чий;

– организацию в школах кабинетов психологической диа­гностики и психологической консультации с соответствую­щим методическим оснащени­ем;

– организацию издания учебников и методической литературы по индивидуально ориентированному учебному плану.

Без выполнения этих условий может оказаться, что индивидуальное обучение есть, а индивидуализа­ции обучения – нет.

Обучение на основе индивидуального стиля учения (Е. А. Александрова, М. В. Алеши­на).

Авторы подошли к индивидуализации обучения как проблеме развития самостоятельности, самостоятельной деятельности школьника, называя последнюю учением, которое предполагает определенную организацию педагогической деятельности учителя.

Индивидуализация обучения строится на основе максимально возможного учета факторов, влияющих на процессы эффективности учения (самостоятельной работы) и обучения (элементы образовательной среды, эмоциональные, социологические и перцептивные элементы). Важнейшими факторами, создающими благоприятный эмоциональный фон для учения, являются:

 

1.Свобода самостоятельности, свобода выбора. На уровне города (района, области) это выбор учебного заведения; на уровне учебного заведения – выбор профиля класса, факультативов, спец­курсов; на уровне занятия – выбор:

• индивидуального обра­зовательного маршрута;

• форм, способов, темпа учения, его режима (например, интенсив);

• заданий (в том числе и домашних) по степени сложно­сти на тот или иной балл;

• заданий и форм отчетно­сти различного характера: творческих или аналитических, устных или письменных, соот­ветствующих индивидуальному стилю учения;

• «коллеги» – соученика или учителя для партнерской работы над заданием;

• дидактических материа­лов, дополнительных источни­ков информации и т. п.

2. Самостоятельность в способах и формах «добывания» знаний. Однообраз­ное домашнее задание уступает место вариативному домашнему творчеству.

Домашнее творчество в этом случае выступает как твор­ческий проект, причем проектная деятельность уместна практиче­ски по всем дисциплинам учеб­ного плана. Формы индивидуального домашнего творчества крайне многообразны и лабильны. Среди них могут быть:

• разработ­ка и создание действующих ма­кетов, учебных пособий для шко­лы с подготовкой соответствую­щей документации;

• выполнение конкретной практической рабо­ты (переплетные работы, ди­зайн-проекты для школы или детского сада);

• описание научной проблемы или культурного явления, историче­ского процесса (с указанием их социального значения);

• прове­дение и описание эксперимента;

• подготовка к дебатам различной направленности;

• критический анализ га­зетных или журнальных статей;

• дайджест статей (передач);

• сравнительный анализ текстов;

• создание и озвучивание видеофильма;

• составление задачника по физике, химии, математике;

• создание генеалогичес­кого древа семьи в любой фор­ме;

• выпуск сборников рефе­ратов, сочинений и т. п.

Необходимо постоянное внимание и стимулирование успешности самостоятельных шагов школьника, поощрение его инициативы.

 

3. Обеспечение индивидуального стиля учебной работы. Индиви­дуальный стиль учения рассматривается как проявление само­стоятельности, как система приемов учебной деятельности школьника, на­правленной на поиск знаний и самоопределение в сред­ствах, приводящих к успеш­ности.

Типология индивидуальных стилей уче­ния основывается на соотношении самоопределения (я выбрал свой стиль), самореализации (я умею ис­пользовать собственную сис­тему приемов и методов учеб­ной деятельности), самоанали­за (я знаю, в чем моя проблема) и мотивации деятельности (я хочу успешно са­мореализоваться). Резкой границы между индивидуальными стилями не существует. Школьники чаще всего нахо­дятся в «перекрестье стилей».

При «определяющем­ся» стиле само­определение преобладает над самореализа­цией. Такие ученики много времени уделя­ют конкретизации целей учения. Определение целей положительно влияет на развитие их са­моуважения, интереса к себе, стремления к самопознанию, рост самосознания.

Представители «реализующего» стиля отли­чаются преобладанием процес­са самореализации над само­определением. Самореализация взаимо­связана с умением ученика успешно применять знания, при­обретенные им самостоятель­но. Для школьников с подобным стилем важно не про­сто знать материал, а что-либо сделать. Поэтому этот стиль еще можно назвать практико-ориентированным.

«Определяюще-реализующий» стиль характе­ризуется равновесием значи­мости самоопределения и са­мореализации. Ребенок в рав­ной степени интересуется как определением в материале, так и его практическим применени­ем, его радуют теоретические и практические успехи в равной мере.

Если ученик ориентируется на свое «Я», внешним проявлени­ем стиля становится самодостаточность в самоопределении и самореализации. Ребенок мо­жет высказать и отстоять свое мнение, способ решения зада­чи и т. д.

5. Сопровождение и педагогическая поддержка. Как оценить человеку свою успешность, не сравнивая себя с другими, а только с самим собой «предыдущим», как отследить собственное самодвиже­ние в учении? Ответ (один из возможных): предоста­вить ученику право выбора спо­соба самоанализа, обеспечив разнообразные тестовые мето­дики самоконтроля по изучае­мой дисциплине (сопровождение) и организовав совместное обсуждение успе­хов и неудач учения (поддержка).

 

 

Зарубежный опыт

 

Технология педагогической поддержки О. С. Газмана состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

 

Технология индивидуального обучения Ю. А. Макарова.

Технология индивидуального обучения пермского педагога фактически отменяет классно-урочную систему и направлена на то, чтобы ученик как можно меньше слушал объяснение учителя и как можно больше работал сам. Объяснение не отвергается, но ему отводится другая роль. Педагог ориентируется в первую очередь на уровень ученика. Один ребенок может самостоятельно разобраться в теме, прочитав учебник один раз, а другому и урока на это не хватит, зачем же всем отводить на это одинаковое время?

Для начала ученик должен попробовать разобраться в материале сам, учитель помогает, но лишь в том случае, если ребенок сталкивается с непреодолимыми трудностями. А поскольку уровень трудности для всех разный, появляется необходимость в создании разноуровневых учебных материалов.

Подготовка к самостоятельности начинается уже в начальной школе – с первого класса, постепенно. В средней школе появляются индивидуальные карточки трех уровней, время на самостоятельную работу увеличивается, но от темы к теме ребята переходят еще все вместе. А в старшей темп обучения и уровень трудности каждый может уже выбирать сам.

Учебники и пособия создаются силами сотрудников лаборатории индивидуального обучения (средняя школа № 140, г. Пермь).

 

Технологии компенсирующего обучения.

Определенная часть (до 20 %) детей, поступающих в общеобразовательную школу, имеют различные психосоматические дефекты, которые без дополнительной психолого-педагогической помощи приводят к хроническому отставанию в учебной деятельности и последующей социальной дезадаптации. В связи с этим в общеобразовательных школах существуют классы компенсирующего обучения, где предусмотрены специальные диагностико-коррекционные программы, выявляющие и корректирующие дефекты развития детей, то есть требующие дополнительных педагогических усилий в отношении отстающих учащихся.

 

«Метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школьная практика вновь обращается к нему. Метод проектов – это комплексный обуча­ющий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает воз­можность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

 

Батовская система (США), в которой учебный процесс делится на две части. Первая часть – это урочная работа со всем классом, а вторая – индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждаются в них: либо для того, чтобы не отстать от общепринятых норм, либо для развития своих способностей и навыков. С последней категорией работает учитель, а с менее способными и отстающими учениками занимается помощник учителя.

 

План Трампа (широко применяемый в США) – система организационных форм обучения, сочетающая занятия в больших аудиториях с индивидуальными занятиями и с занятиями в малых группах. Лекции с использованием современных технических средств (телевидения, компьютера и др.) для больших групп в 100–1500 человек читают высококвалифицированные преподаватели, профессора. Малые группы по 10–15 человек (под руководством нескольких учителей) обсуждают материалы лекции, ведут дискуссии. Индивидуальная работа проводится в школьных кабинетах, лабораториях.

Время этих видов занятий распределяется следующим образом: на лекционные занятия отводится 40 % времени; на занятия в малых группах – 20 %; на индивидуальную работу в кабинетах и лабораториях – 40 %. Классов как таковых нет, состав малых групп непостоянный.

 

• По Дальтон-плану каждый ученик может работать индивидуально в соответствии со своими способностями, чаще всего самостоятельно в обстановке лаборатории и по специальному плану, который разрабатывается в форме карточек трех видов: лабораторная карточка инструк­тора, индивидуальная учетная карточка ученика и учетная карточка класса. Учитель работает с классом на вводном занятии, а также при подведении итогов самостоятельной индивидуальной работы учащихся.

 

Система бригадно-индивидуального обучения разработана в 80-е годы в университете Д. Гопкинса (США) применительно к преподаванию математики в начальной школе. По данной методике работа проводится в группах из 4–5 детей. Состав группы должен быть максимально разнородным: мальчики и девочки с различной успеваемостью (возможно, различного этнического происхождения). Учебный материал разбит на разделы. Индивидуализация состоит в том, что ученик прорабатывает материал в собственном темпе. Последовательность проработки такова: 1) ознакомление с руководством учителя по работе с данным разделом, который посвящен овладению тем или иным умением; 2) работа на основе серии планов-заданий, каждое из которых посвящено отдельной операции – компоненту умения; 3) самостоятельная проверка сформированного умения; 4) заключительная тестовая проверка.

Члены группы (бригады) работают парами, проверяют друг у друга выполнение контрольных заданий и оценивают их по 100-балльной шкале. Добившись достаточно высокого уровня самооценки, группа выделяет представителя, который отчитывается преподавателю.

 

Открытая школа индивидуального обучения.

На совершенно иных организационных принципах строится обучение в «открытой» школе, которая характе­ризуется гораздо большей гибкостью. Обучение проводит­ся на индивидуальной основе или ориентировано на небольшие группы учащихся. Каждый школьник учится в том темпе, который является для него оптимальным. Контрольные задания также носят индивидуальный ха­рактер и даются ребенку в тот момент, когда он завер­шил определенную учебную тему. Парты располагаются в классной комнате свободно, под разными углами к доске. Детям разрешается вставать, передвигаться по клас­су, разговаривать, выходить и входить в любое время. Поэтому уровень шума в таких классах выше, чем на уроках в традиционной школе. В ходе обучения учитель не ставит детям оценок, но регулярно проводит родитель­ские собрания, где высказывает свое мнение об успевае­мости каждого ребенка. Отличительной чертой такого обучения является, главным образом, его индивидуали­зация.

 

Индивидуальный план в школе США.

Все дети Америки тестируются с детского сада, чтобы по возможности точно определить, какое образова­тельное предложение в наи­большей мере совпадает с врожденными способностями ребенка и пойдет ему впрок без перенапряжения.

После начальной школы обязательных предметов три: спорт, английский язык, обществоведение. Остальные выбираются из 200 предложений, пока в совокупности не наберется от 17 до 21 зачетного очка (каждый учебный предмет эквивалентен определенному количеству очков: англий­ский – 3 очка, спорт – тоже 3, математика – 2, география – 1 и т. д.). Из обязательных и свободно выбранных предметов старшеклассник составляет себе индивидуальный план и до окончания школы подчиняется только ему.

Выбирается, разумеется, то, что нужно для будущей про­фессии, для хорошего заработка, для конкурентоспособности на рынке труда.

 

 

Тема 3. Готовность ОО к индивидуализации и инновациям в образовательном процессе

Необходимо отметить, что организация обучения по индивидуальным учебным планам требует, в первую очередь, устранения ряда существенных противоречий:

– между разнообразием образовательных потребностей обучающихся и их родителей и возможностями традиционного профильного образования  по удовлетворению их потребностей и развитию потенциала;

– между избирательностью образовательных интересов обучающихся и унифицированным учебным планом. 

 

Фактором подготовленности образовательных организаций к реализации стандарта общего образования можно считать готовность школ  к устранению данных противоречий и формированию индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ, нацеленных на развитие личностного потенциала школьников, их самоопределения. Именно поэтому введение профильного образования в старшей школе основывается на идее введения индивидуализированных учебных планов. 

 Говоря об изменениях применительно к системе образования, мы подразумеваем развитую способность воспринимать перспективные нововведения, грамотно их оценивать, перерабатывать актуальный опыт, активно участвовать в экспериментальной деятельности, то есть все то, что можно считать в общем виде готовностью к инновационной деятельности.

Готовность образовательной организации к экспериментальной и инновационной деятельности подразумевает готовность всех ее составляющих. Иными словами у образовательной организации должны быть в наличии такие структура и состояние ресурсов, которые сделали бы ее способной к успешному осуществлению инновационной деятельности.

В первую очередь речь идет о человеческом потенциале – педагогах, уровне их готовности к инновационной деятельности, а также руководителях, их управленческой компетентности, поддержке инновационной активности;

Второе – это организационный климат образовательной организации: условие формирования адхократической организационной культуры – культуры инноваций и творчества;

Третье – организационная структура, ее соответствие задачам организации, технологиям, динамизму внешней среды. Непрерывное формирование малых междисциплинарных рабочих групп (или команд), «взламывающих» своими инициативами традиционные, часто закосневшие системы.

Четвертое – материальные ресурсы для поддержки нововведений и, что не менее важно, свободного доступа к этим ресурсам.

Литература

1. Акимова, М. К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М. К. Акимова В. Т. Козлова. – М.: Знание, 1992.

2. Александрова, Е. А. Элементы индивидуализации обучения / Е. А. Александрова, М. В. Алешина // Школьные технологии. – 2003. – № 2.

3. Алексеев, С. В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла / С. В. Алексеев. – Л.: ЛГИУУ, 1991.

4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982.

5. Башмаков, М. И. Индивидуальная образовательная программа средней школы / М. И. Башмаков // Школьные технологии. – 2000. – № 3.

6. Беспалько, В. П. Персонифицированное образование / В. П. Беспалько // Педагогика. – 1998. – № 2.

7. Боголюбов, С. К. Индивидуальные задания по курсу черчения / С. К. Боголюбов. – 3-е изд. – М.: Альянс, 2007.

8. Волович, М. Б. Индивидуальные задания по математике для 5-го класса / М. Б. Волович. – М.: ЭЛТИ-КУДИЦ, 1994.

9. Границкая, А. С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе / А. С. Границкая. – М.: Просвещение, 1991.

10. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калининград, 2000.

11. Гроот, Р. Дифференциация в образовании / Р. Гроот // Директор. – 1994. – № 5.

12. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения / В. Гузеев // Директор школы. – 1995. – № 6.

13. Дифференциация как система: в 2 ч. / под ред. Р. Чураковой. – М.: Новая шк., 1992.

14. Драль, Ю. Программа экстренных мер / Ю. Драль // Народное образование. – 1990. – № 5.

15. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении / В. К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991.

16. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. – Казань: Изд-во КГУ, 1982.

17. Кулюткин, Ю. Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – М.: Педагогика, 1971.

18. Ливер, Б. Л. Обучение всего класса / пер. с англ. О. Е. Биченковой. – М.: Новая шк., 1995.

19. Лошнова, О. Б. Уровневая дифференциация обучения / О. Б. Лошнова. – М., 1994.

20. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980.

21. Рабунский, В. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности) / В. С. Рабунский. – М.: Педагогика, 1975.

22. Раченко, И. П. НОТ учителя / И. П. Раченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1989.

23. Рожинова, Л. Н. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / Л. Н. Рожинова. – М.: Народное образование, 1992.

24. Селевко, Г. К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей / Г. К. Селевко. – М.: РИПКРО, 1996.

25. Соловьев, В. Анализ ситуации – условие успеха / В. Соловьев, М. Глазунова // Народное образование. – 1996. – № 1.

26. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. – М.: Педагогика, 1990.

27. Холодная, М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума / М. А. Холодная. – М.: ПЕРСЭ, 2002.

28. Холодная, М. А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одно из направлений индивидуализации обучения / М. А. Холодная // Школьные технологии. – 2000. – № 4.

29. Шадриков, В. Д. Индивидуализация содержания образования / В. Д. Шадриков // Школьные технологии. – 2000. – № 2.

30. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996.

31. Шадриков, В. Д. Философия образования и образовательная политика / В. Д. Шадриков. – М.: Логос, 1993.

 

Тема 1. Индивидуализация в системе формирования социальной компетентности обучающегося в контексте ГОС

Индивидуализация образовательного процесса Индивидуализация обучения.

В соответствии с Государственным стандартом основного общего образования одним из условий реализации образовательной программы определена индивидуализация процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов.

Индивидуализация обучения также является обязательным условием гуманизации и гуманитаризации образования. Индивидуализация представлена в современной педагогической науке и как учет индивидуальных особенностей (А.А. Кирсанов, И.Э. Унт и др.), и как современная стратегия обучения (М.А. Холодная), и как выбор учащимися индивидуальной образовательной траектории, ранняя профилизация и др.

Индивидуализация образования рассматривается в рамках новых концепций, прежде всего, в рамках концепции индивидуальности (О.С. Гребенюк) и концепции педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, М.И. Рожков, H.A. Тучинская и др.).

 

Существует немало подходов к определению данного понятия. Так, Т. М. Ковалева, анализируя сущность индивидуализации в образовании, подчеркивает принципиальное различие между процессом индивидуализации и индивидуальным подходом в образовании. Она утверждает, что индивидуальный подход в образовании направлен на поддержку эффективности самого процесса обучения, и в этом случае педагог является главным звеном в обучающей системе. При этом педагог, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, подбирает определенные формы, средства и методы обучения не для отдельной личности, а для общей массы учащихся. В итоге, при индивидуальном подходе каждого конкретного ученика сравнивают не с самим собой, а сравнивают его достижения и успехи с достижениями и успехами других обучающихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.11 с.)