Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и особенности индивидуального подхода и индивидуализации в процессе воспитания. Общие особенности реализации технологии
• Оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи. • Преодоление индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления. • Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости сферы мотивации, слабости воли. • Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы). • Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения. • Формирование общеучебных умений и навыков. • Формирование адекватной самооценки учащихся. • Использование технических средств обучения, в том числе компьютера. • Поддержка способных и одаренных детей.
Технология Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.
Технология А. С. Границкой: оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщенных схем (В. Ф. Шаталов), работы в парах сменного состава (В. К. Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки А. С. Границкой).
Технология В. Д. Шадрикова. Учебные предметы по представленности в них абстрактного и конкретного материала делятся на три группы: – математика (абстрактный); – физика, астрономия, музыка, черчение, химия (абстрактно-конкретный); – литература, русский язык, история и др. (конкретный). В зависимости от индивидуальных характеристик развития способностей, прежде всего качественной специфики интеллекта (вербального или абстрактно-логического), а также уровня развития способностей ученик выбирает (с помощью учителя и психолога) для каждого предмета уровень содержания образования и тип обучения. В результате такого выбора по всем предметам разрабатывается индивидуально-ориентированный учебный план, освоение которого дает полноценное общее среднее образование. Учебный план, программы и методические пособия для шести уровней позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом. От урока (предмета) к уроку состав класса-группы может меняться. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда», как в классах выравнивания, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащегося. В этом случае каждый ученик будет реализовывать свою образовательную программу.
Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицу неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию их. Для реализации концепции необходимо выполнение ряда организационно-педагогических условий: – осознание основных идей концепции всеми участниками образовательного процесса и его организаторами; – обеспечение взаимодействия между педагогами, методистами, психологами и учеными, разрабатывающими содержание образования; – создание организационных, кадровых, материальных и финансовых предпосылок реализации индивидуально-ориентированного учебного плана; – освоение содержания образования преподавателями в различных уровнях сложности; – переподготовку психологов на основе разработанных методов диагностики общих способностей; – проведение обучения учителей, включая курсы психологии способностей, дифференциальной психологии и психологии индивидуальных различий; – организацию в школах кабинетов психологической диагностики и психологической консультации с соответствующим методическим оснащением; – организацию издания учебников и методической литературы по индивидуально ориентированному учебному плану. Без выполнения этих условий может оказаться, что индивидуальное обучение есть, а индивидуализации обучения – нет. Обучение на основе индивидуального стиля учения (Е. А. Александрова, М. В. Алешина). Авторы подошли к индивидуализации обучения как проблеме развития самостоятельности, самостоятельной деятельности школьника, называя последнюю учением, которое предполагает определенную организацию педагогической деятельности учителя.
Индивидуализация обучения строится на основе максимально возможного учета факторов, влияющих на процессы эффективности учения (самостоятельной работы) и обучения (элементы образовательной среды, эмоциональные, социологические и перцептивные элементы). Важнейшими факторами, создающими благоприятный эмоциональный фон для учения, являются:
1.Свобода самостоятельности, свобода выбора. На уровне города (района, области) это выбор учебного заведения; на уровне учебного заведения – выбор профиля класса, факультативов, спецкурсов; на уровне занятия – выбор: • индивидуального образовательного маршрута; • форм, способов, темпа учения, его режима (например, интенсив); • заданий (в том числе и домашних) по степени сложности на тот или иной балл; • заданий и форм отчетности различного характера: творческих или аналитических, устных или письменных, соответствующих индивидуальному стилю учения; • «коллеги» – соученика или учителя для партнерской работы над заданием; • дидактических материалов, дополнительных источников информации и т. п. 2. Самостоятельность в способах и формах «добывания» знаний. Однообразное домашнее задание уступает место вариативному домашнему творчеству. Домашнее творчество в этом случае выступает как творческий проект, причем проектная деятельность уместна практически по всем дисциплинам учебного плана. Формы индивидуального домашнего творчества крайне многообразны и лабильны. Среди них могут быть: • разработка и создание действующих макетов, учебных пособий для школы с подготовкой соответствующей документации; • выполнение конкретной практической работы (переплетные работы, дизайн-проекты для школы или детского сада); • описание научной проблемы или культурного явления, исторического процесса (с указанием их социального значения); • проведение и описание эксперимента; • подготовка к дебатам различной направленности; • критический анализ газетных или журнальных статей; • дайджест статей (передач); • сравнительный анализ текстов; • создание и озвучивание видеофильма; • составление задачника по физике, химии, математике; • создание генеалогического древа семьи в любой форме; • выпуск сборников рефератов, сочинений и т. п. Необходимо постоянное внимание и стимулирование успешности самостоятельных шагов школьника, поощрение его инициативы.
3. Обеспечение индивидуального стиля учебной работы. Индивидуальный стиль учения рассматривается как проявление самостоятельности, как система приемов учебной деятельности школьника, направленной на поиск знаний и самоопределение в средствах, приводящих к успешности. Типология индивидуальных стилей учения основывается на соотношении самоопределения (я выбрал свой стиль), самореализации (я умею использовать собственную систему приемов и методов учебной деятельности), самоанализа (я знаю, в чем моя проблема) и мотивации деятельности (я хочу успешно самореализоваться). Резкой границы между индивидуальными стилями не существует. Школьники чаще всего находятся в «перекрестье стилей».
При «определяющемся» стиле самоопределение преобладает над самореализацией. Такие ученики много времени уделяют конкретизации целей учения. Определение целей положительно влияет на развитие их самоуважения, интереса к себе, стремления к самопознанию, рост самосознания. Представители «реализующего» стиля отличаются преобладанием процесса самореализации над самоопределением. Самореализация взаимосвязана с умением ученика успешно применять знания, приобретенные им самостоятельно. Для школьников с подобным стилем важно не просто знать материал, а что-либо сделать. Поэтому этот стиль еще можно назвать практико-ориентированным. «Определяюще-реализующий» стиль характеризуется равновесием значимости самоопределения и самореализации. Ребенок в равной степени интересуется как определением в материале, так и его практическим применением, его радуют теоретические и практические успехи в равной мере. Если ученик ориентируется на свое «Я», внешним проявлением стиля становится самодостаточность в самоопределении и самореализации. Ребенок может высказать и отстоять свое мнение, способ решения задачи и т. д. 5. Сопровождение и педагогическая поддержка. Как оценить человеку свою успешность, не сравнивая себя с другими, а только с самим собой «предыдущим», как отследить собственное самодвижение в учении? Ответ (один из возможных): предоставить ученику право выбора способа самоанализа, обеспечив разнообразные тестовые методики самоконтроля по изучаемой дисциплине (сопровождение) и организовав совместное обсуждение успехов и неудач учения (поддержка).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.012 с.) |