Сущность и особенности индивидуального подхода и индивидуализации в процессе воспитания. Общие особенности реализации технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и особенности индивидуального подхода и индивидуализации в процессе воспитания. Общие особенности реализации технологии



• Оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи.

• Преодоление индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления.

• Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости сферы мотивации, слабости воли.

• Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).

• Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.

• Формирование общеучебных умений и навыков.

• Формирование адекватной самооценки учащихся.

• Использование технических средств обучения, в том числе компьютера.

• Поддержка способных и одаренных детей.

 

Технология Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.

 

Технология А. С. Границкой: оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщенных схем (В. Ф. Шаталов), работы в парах сменного состава (В. К. Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки А. С. Границкой).

 

Технология В. Д. Шадрикова.

Учебные предметы по представленности в них абстрактного и конкретного материала делятся на три группы:

– математика (абстрактный);

– физика, астрономия, музыка, черчение, химия (абстрактно-конкретный);

– литература, русский язык, история и др. (конкретный).

В зависимости от индивидуальных характеристик развития способностей, прежде всего качественной специфики интеллекта (вербального или абстрактно-логического), а также уровня развития способностей ученик выбирает (с помощью учителя и психолога) для каждого предмета уровень содержания образования и тип обучения.

В результате такого выбора по всем предметам разрабатывается индивидуально-ориентированный учебный план, освоение которого дает полноценное общее среднее образование.

Учебный план, программы и методические пособия для шести уровней позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом. От урока (предмета) к уроку состав класса-группы может меняться. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда», как в классах выравнивания, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащегося. В этом случае каждый ученик будет реализовывать свою образовательную программу.

Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицу неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию их.

Для реализации концепции необходимо выполнение ряда организационно-педагогических условий:

– осознание основных идей концепции всеми участниками образовательного процесса и его организаторами;

– обеспечение взаимодействия между педагогами, методистами, психологами и учеными, разрабатывающими содержание образования;

– создание организационных, кадровых, материальных и финансовых предпосылок реализации индивидуально-ориен­тированного учебного плана;

– освоение содержания образования преподавателями в различных уровнях сложности;

– переподготовку психологов на основе разработанных методов диагностики общих способностей;

– проведение обучения учителей, включая курсы психоло­гии способностей, дифференциальной психологии и психо­логии индивидуальных разли­чий;

– организацию в школах кабинетов психологической диа­гностики и психологической консультации с соответствую­щим методическим оснащени­ем;

– организацию издания учебников и методической литературы по индивидуально ориентированному учебному плану.

Без выполнения этих условий может оказаться, что индивидуальное обучение есть, а индивидуализа­ции обучения – нет.

Обучение на основе индивидуального стиля учения (Е. А. Александрова, М. В. Алеши­на).

Авторы подошли к индивидуализации обучения как проблеме развития самостоятельности, самостоятельной деятельности школьника, называя последнюю учением, которое предполагает определенную организацию педагогической деятельности учителя.

Индивидуализация обучения строится на основе максимально возможного учета факторов, влияющих на процессы эффективности учения (самостоятельной работы) и обучения (элементы образовательной среды, эмоциональные, социологические и перцептивные элементы). Важнейшими факторами, создающими благоприятный эмоциональный фон для учения, являются:

 

1.Свобода самостоятельности, свобода выбора. На уровне города (района, области) это выбор учебного заведения; на уровне учебного заведения – выбор профиля класса, факультативов, спец­курсов; на уровне занятия – выбор:

• индивидуального обра­зовательного маршрута;

• форм, способов, темпа учения, его режима (например, интенсив);

• заданий (в том числе и домашних) по степени сложно­сти на тот или иной балл;

• заданий и форм отчетно­сти различного характера: творческих или аналитических, устных или письменных, соот­ветствующих индивидуальному стилю учения;

• «коллеги» – соученика или учителя для партнерской работы над заданием;

• дидактических материа­лов, дополнительных источни­ков информации и т. п.

2. Самостоятельность в способах и формах «добывания» знаний. Однообраз­ное домашнее задание уступает место вариативному домашнему творчеству.

Домашнее творчество в этом случае выступает как твор­ческий проект, причем проектная деятельность уместна практиче­ски по всем дисциплинам учеб­ного плана. Формы индивидуального домашнего творчества крайне многообразны и лабильны. Среди них могут быть:

• разработ­ка и создание действующих ма­кетов, учебных пособий для шко­лы с подготовкой соответствую­щей документации;

• выполнение конкретной практической рабо­ты (переплетные работы, ди­зайн-проекты для школы или детского сада);

• описание научной проблемы или культурного явления, историче­ского процесса (с указанием их социального значения);

• прове­дение и описание эксперимента;

• подготовка к дебатам различной направленности;

• критический анализ га­зетных или журнальных статей;

• дайджест статей (передач);

• сравнительный анализ текстов;

• создание и озвучивание видеофильма;

• составление задачника по физике, химии, математике;

• создание генеалогичес­кого древа семьи в любой фор­ме;

• выпуск сборников рефе­ратов, сочинений и т. п.

Необходимо постоянное внимание и стимулирование успешности самостоятельных шагов школьника, поощрение его инициативы.

 

3. Обеспечение индивидуального стиля учебной работы. Индиви­дуальный стиль учения рассматривается как проявление само­стоятельности, как система приемов учебной деятельности школьника, на­правленной на поиск знаний и самоопределение в сред­ствах, приводящих к успеш­ности.

Типология индивидуальных стилей уче­ния основывается на соотношении самоопределения (я выбрал свой стиль), самореализации (я умею ис­пользовать собственную сис­тему приемов и методов учеб­ной деятельности), самоанали­за (я знаю, в чем моя проблема) и мотивации деятельности (я хочу успешно са­мореализоваться). Резкой границы между индивидуальными стилями не существует. Школьники чаще всего нахо­дятся в «перекрестье стилей».

При «определяющем­ся» стиле само­определение преобладает над самореализа­цией. Такие ученики много времени уделя­ют конкретизации целей учения. Определение целей положительно влияет на развитие их са­моуважения, интереса к себе, стремления к самопознанию, рост самосознания.

Представители «реализующего» стиля отли­чаются преобладанием процес­са самореализации над само­определением. Самореализация взаимо­связана с умением ученика успешно применять знания, при­обретенные им самостоятель­но. Для школьников с подобным стилем важно не про­сто знать материал, а что-либо сделать. Поэтому этот стиль еще можно назвать практико-ориентированным.

«Определяюще-реализующий» стиль характе­ризуется равновесием значи­мости самоопределения и са­мореализации. Ребенок в рав­ной степени интересуется как определением в материале, так и его практическим применени­ем, его радуют теоретические и практические успехи в равной мере.

Если ученик ориентируется на свое «Я», внешним проявлени­ем стиля становится самодостаточность в самоопределении и самореализации. Ребенок мо­жет высказать и отстоять свое мнение, способ решения зада­чи и т. д.

5. Сопровождение и педагогическая поддержка. Как оценить человеку свою успешность, не сравнивая себя с другими, а только с самим собой «предыдущим», как отследить собственное самодвиже­ние в учении? Ответ (один из возможных): предоста­вить ученику право выбора спо­соба самоанализа, обеспечив разнообразные тестовые мето­дики самоконтроля по изучае­мой дисциплине (сопровождение) и организовав совместное обсуждение успе­хов и неудач учения (поддержка).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.012 с.)